Тренинг по интерпретации тем эссе

Эссе (С9)

Слово «эссе» произошло от латинского «взвешивание» и в переводе с французского означает опыт, проба, попытка, набросок. Словари определяют эссе как: 1) жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринуждённым изложением, ориентированным на разговорную речь; 2) прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные. Общими признаками эссе признаются: наличие конкретной темы, проблемы или вопроса; личностный характер восприятия и осмысления проблемы; небольшой объем; свободная композиция; непринужденность и доступность повествования; часто парадоксальность изложения мыслей; смысловое единство; открытость, незавершенность.

Выделяют различные формы эссе: тематически – философские, литературно-критические, исторические, духовно-религиозные и др.; по литературной форме – рецензии, заметки, письма и др.; по композиции – описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.

Эссе по обществознанию – скорее рассуждение на заданную тему, по конкретной проблеме одной из базовых обществоведческих наук. Выпускник, абитуриент должен кратко изложить собственный взгляд на проблему и обосновать его, уместно используя факты общественной жизни, обществоведческую терминологию, опираясь на собственные теоретические знания и умение соотносить их с общественной практикой. Предполагается, что автор эссе по обществознанию: знает основные обществоведческие термины и умеет правильно их использовать; умеет характеризовать социальные объекты и процессы, сравнивать социальные объекты; может объяснить социальные явления и процессы, их устойчивые существенные связи, выявить причинно-следственные отношения между ними; способен приводить собственные примеры, поясняющие социальные процессы и явления, аргументированно раскрыть теоретические положения на соответствующих фактах; в состоянии дать оценку социальных объектов и процессов.

Эссе по обществознанию оценивается на основе определённых критериев.

Определяющим критерием при проверке эссе является критерий К1. В том случае, если выпускник не раскрыл смысл высказывания (темы эссе) в принципе или раскрыл его неверно, не смог обозначить поставленную автором проблему (выдвинутую тему), эксперт должен выставить по критерию К1 0 баллов. В этом случае дальнейшая проверка эссе не осуществляется. По другим критериям (К2, К3) также выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа

 

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании. 1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представление о его понимании. 0

К2

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника 1
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена. 0
К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

  Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы. 3
  При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. 2
  Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. 1
  Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. 0
  Максимальный балл 5

 

Учитывая представленные критерии оценивания работы, можно предложить ряд общих кратких рекомендаций для написания эссе:

   1. Прежде всего, следует внимательно прочесть инструкцию к заданию С9.

   Она выглядит примерно следующим образом: «Выберите одно из предложенных высказываний. Раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции, занятой автором. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и свой жизненный опыт».

2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из следующего: предпочтительным является материал наиболее хорошо усвоенной вами темы, уверенное владение соответствующей терминологией, способность подобрать убедительные аргументы для возможных утверждений. Для облегчения работы при подготовке можно специализироваться на 1-2 направлениях, например, социологии и социальной психологии.

3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С8 на одной стороне бланка №2, а С9 – на другой при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. При необходимости, выдаются дополнительные листы.

4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С9.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т. Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.

5. Интерпретация, т.е. истолкование цитаты. Прежде всего, нужно объяснить, как следует понимать высказанную в цитате мысль с точки зрения той общественной науки, к которой цитата отнесена. Это позволит вам и проверяющему чётко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займёт несколько предложений. Упомяните, кем являлся цитируемый, если вам это известно. Неправильное понимание цитаты может привести к наложению запрета на дальнейшую проверку работы.

6. Далее следует выразить своё отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы займет также два-три предложения.

7. Теоретическая аргументация. Основная часть работы – ваше рассуждение с применением знаний по курсу. Теоретическое рассуждение обычно состоит из выдвижения каких-либо предположений (тезисов) и их обоснования. Иногда авторы в своей работе выбирают другую направленность: сначала приводят ряд примеров, затем обобщают их. При этом рекомендуется уместно использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически. Два-три основных из них следует расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Не нужно чрезмерно увлекаться толкованием понятий и превращать эссе в словарь. Напомним ещё раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.

8. Фактическая аргументация. Рассуждение должно подкрепляться фактическими аргументами. В качестве фактических аргументов могут применяться факты из общественной жизни, научной практики, публицистики, примеры из художественной литературы. Можно использовать и бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, общественной жизни или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

9. Многоаспектность проблемы (темы). Что такое аспект? Аспект – точка зрения, с которой рассматривается какое-либо понятие, явление, перспектива. В нашем случае речь идет о социальных явлениях, процессах. Их многоаспектность связана с тем, что любое социальное явление, событие, процесс, социальный объект могут рассматриваться с разных точек зрения, позиций: правовой, социально-психологической, политической, психологической и пр. Например, проблема низкой рождаемости может рассматриваться с научной точки зрения (как научная проблема), социальной (как проблема, влияющая на развитие общества в целом), с экономической (как фактор потери ресурсов), с позиции стратегической безопасности страны (как фактор утраты контроля за огромной территорией страны). Помимо этого универсального подхода возможно рассмотрение темы и с точки зрения интересов различных социальных групп, людей, стран. Многое в выборе принципа рассмотрения многоаспектности проблемы зависит от самой темы. Можно сказать, что истолкование понятия многоаспектности иногда диктуется самим материалом. При рассмотрении различных аспектов темы не следует чрезмерно увлекаться, иначе экономическая тема может незаметно трансформироваться в политологическую или правовую.

10. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает своё понимание высказанной мысли. Только не нужно повторять уже сказанное. Вывод должен подтверждать справедливость рассуждения, но не механически дублировать слова цитируемого или автора эссе. В крайнем случае, следует хотя бы перефразировать сказанное выше в одном-двух предложениях. Вывод может «рисовать» перспективу, «оптимистично» обещать и другие проблемы, давать оценку и пр. После этого работу можно считать логически завершенной.

11. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов, критериям. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.

В эссе можно выделить три раздела с соответствующими компонентами:

1. Введение, включающее такие элементы, как определение темы, интерпретация цитаты, выражение согласия или несогласия с цитируемым.

2. Основная часть: теоретическое рассуждение о многоаспектной проблеме с приведением фактического материала как аргументации тезисов.

3. Заключение.

Остановимся подробнее на отдельных этапах работы.

 

Введение.

Для того, чтобы определить тему, необходимо задаться вопросом: «О чем идет речь?», – принимая во внимание и то, к какой науке имеет отношение высказывание.

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» (М. Ганди, философия)

Определим тему. На первый взгляд, кажется, что речь идет о противоречии между человеческими потребностями и ограниченным характером ресурсов. Но цитата относится не к экономике, а к философии. Следовательно, мы должны рассуждать не столько о наших потребностях, сколько о нашем отношении к этим потребностям, о понимании человеком своего места в природе, о соотношении потребностей духовных и материальных, о возможных направлениях развития общественных интересов.

Что касается начала работы, то существуют шаблоны, позволяющие не тратить время на обдумывание первого предложения. В конце концов, не так важно, с какой фразы вы начнете работу, гораздо важнее, как вы будете развивать свое эссе. Иногда первая фраза заключает отношение к выраженной в цитате мысли:

– Нельзя не согласиться…;

– Широкий простор для мысли открывает высказывание… ;

– Не могу полностью разделить позицию…;

– Я полностью согласен с мнением…;

– Как верно заметил… и т.п.

1) Допустим, мы согласны с М. Ганди. В этом случае начало эссе могло бы выглядеть примерно так:

Известный общественный деятель Индии Махатма Ганди сказал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». Я вполне разделяю позицию цитируемого, считавшего, что возможность удовлетворения человеческих потребностей зависит не столько от наличия ресурсов, сколько от отношения человека к своим потребностям.

Приведем еще несколько примеров.

2) «Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай (К. Гельвеций, социальная психология).

Разумеется, французский философ-материалист 18 века К. Гельвеций прав, утверждая, что на формирование человека, на его социализацию огромное влияние оказывает окружающая среда, в которой он воспитывался и живёт. Эту среду составляют и предметы, и жизненные ситуации, в которые человек попадает. Я разделяю мнение Гельвеция и вот почему…

3) «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком» (Р. Хейлбронер, экономика).

Не буду спорить и соглашусь с американским учёным-экономистом Хейлбронером, отмечающим видимое противоречие в личной и общественной сторонах рыночной модели экономики. Действительно, в условиях рынка каждый производитель и потребитель вольны самостоятельно определять направление собственной экономической деятельности и своего поведения. Но эта свобода относительна, поскольку рыночное хозяйство развивается по своим жёстким законам, не терпящим произвола и анархии…

4) «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп).

Вряд ли кто-то, в том числе и я, не согласится с высказыванием наследственного американского предпринимателя Дональда Трампа о том, что наиболее лёгким путем на вершину социальной пирамиды является удачное рождение. Действительно, семья, в отличие от других социальных лифтов, предполагает наименьшие усилия для достижения элитарного положения в обществе…

5) «Народ, лишённый искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией» (И.А. Ильин, политология).

Я нисколько не сомневаюсь в правоте мысли известного русского философа Ивана Ильина. Что приводит к анархии? Общественная активность, не подкреплённая политическими знаниями и осознанием общественных интересов. А что ведёт к деспотии? Отсутствие политической воли и способности проявить социальную активность даже при наличии политического сознания. А от анархии до деспотии один шаг. Итак, народ, лишённый политического искусства свободы, политической культуры в любом случает становится игрушкой в руках политических деспотов…

 

Основная часть.

Основная часть эссе включает собственно рассуждение с использованием обществоведческих знаний и уместным употреблением соответствующей терминологии, а также подкрепление своих рассуждений корректными примерами-аргументами из общественно-политической жизни на теоретическом уровне. Разумеется, термины могут использоваться и во введении, и в заключении, но только основная часть позволяет раскрыть содержание некоторых из них уже в силу своего большого объема. Что касается примеров-аргументов, то использование хорошего примера возможно в разных темах по той простой причине, что общественное развитие многогранно и любое социальное явление может быть рассмотрено с различных позиций. Например, получившее в последние годы широкое распространение такое явление как морское пиратство может быть рассмотрено с позиций международного права, как политическая проблема, требующая взаимодействия заинтересованных стран, как негативное явление, препятствующее развитию мировой экономики, как нравственная, философская проблема. Разумеется, не любой пример уместно широко использовать, но подобрать и отработать несколько таких универсальных примеров можно.

Нельзя забывать и о многоаспектности проблемы. Тему следует рассмотреть с 2-3 позиций. И обязательно должно звучать само слово «аспект».

Для самоконтроля за использованием обществоведческой терминологии можно предложить следующий прием. Сделайте себе простую «шпаргалку», записав основные термины, относящиеся к разным разделам, и проверяйте их на наличие в вашем эссе; критерии из демоверсии КИМ. Для этого понадобится используемый с двух сторон листок обычного формата, разделённый на три колонки с каждой стороны с темами: философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Листок необязательно нести на экзамен, можно просто выучить его содержание.

Жанр эссе позволяет экзаменующемуся в наиболее полной мере показать себя думающим, рассуждающим человеком, владеющим обществоведческими знаниями и способным связывать знание теоретического курса с практикой общественной жизни.

 

Заключение.

В заключении обобщаются и утверждаются мысли, изложенные в основной части. Это придает эссе логическую завершённость, выражает полноту выполнения задания. Обычно заключение начинается со стандартной фразы:

Итак, Дональд Трамп был вполне прав, утверждая…;

Таким образом, политическая культура действительно является необходимым условием развития демократии…;

В заключение хотелось бы отметить… и пр.

Разумеется, «сочинительство» не всем дается легко, к работе над эссе необходимо готовиться, отрабатывать необходимые умения. Не сразу всё будет получаться гладко, и это следует иметь в виду. На первых порах не грех поработать над одним сочинением и неделю. Напишите черновик, через день прочтите работу, проверьте правильность выполнения всех требований, подумайте, как её улучшить, какие ещё привести аргументы. Дайте почитать эссе родителям, друзьям и пусть они выскажут свое мнение. Снова вернитесь к написанному эссе, при необходимости еще раз перепишите его. Лучше досконально разобраться в одной теме, чем написать несколько никчёмных «писулек». Со временем навык работы над сочинением-рассуждением будет отшлифован, работа над ним будет более результативной, будет занимать всё меньше времени, и вы с успехом сдадите экзамен.

       Некоторые абитуриенты выбирают такой способ повышения эффективности тренировки по написанию эссе, как специализация. При этом выбирается два направления, в котором абитуриент чувствует себя уверенно, например, политология и правоведение, и пишет сочинения только по этим темам. Это позволяет отработать стандартные аргументы и тезисы. Так работать конечно скучновато, но на экзамене вы всё равно будете писать одно эссе, а не несколько.

Каковы основные ошибки, допускаемы при написании эссе? Это:

1) несоответствие содержания и терминологии выбранной теме, когда абитуриент в своем рассуждении «скатывается» с социологии на социальную психологию, с политологии на правоведение и т.д.;

2) непонимание экзаменующимся смысла высказывания, что расценивается как отсутствие работы и оценивается в ноль баллов;

3) неумение логически рассуждать;

4) отсутствие многоплановости в рассуждении (многоаспектности рассмотрения темы);

5) использование примеров исключительного бытового характера, неумение соединить теорию с жизнью, расплывчатый, недоказательный характер аргументов;

6) отсутствие у выпускника чётко выраженного отношения в поднимаемой проблеме;

7) отсутствие чёткой логической структуры эссе, «скачки» мысли по сочинению;

8) чрезмерное увлечение истолкованием терминологии, превращение сочинения в мини-словарь, либо просто нагромождение сверх всякой меры обществоведческих терминов.

 

Тренинг по интерпретации тем эссе

Попробуйте интерпретировать (истолковать) и запишите данные темы. Далее предлагаются готовые примерные варианты их интерпретации. Это не значит, что вы должны толковать темы так же. Главное, верно предположить, что в контексте темы хотел сказать автор.

Философия

 

1) «Человечество, как оказалось, не способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить их все» (Д. Джеролд).

2) «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» (М. Ганди).

3) «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

4) «Цивилизация – не удовлетворение потребностей, а их преумножение» (В. Гжещик).

5) «Прогресс есть замена одних неприятностей другими» ( X. Эллис).

6) «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).

7) «Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).

8) «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин).

9) «Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен).

10) «Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер).

Социальная психология

1) «...Все люди нуждаются друг в друге, и... вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут её от вас» (Д. Дидро).

2) «Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

3) «Справедливость наших суждений и наших поступков – не более как удачное совпадение наших интересов с общественными» (К. Гельвеций).

4) «Понимание всегда есть нечто большее, чем просто воспроизведение чужого мнения» (Г.-Г. Гадамер).

5) «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь» (Э. Киссирер).

6) «Поведение – это зеркало, в котором каждый доказывает свой истинный облик» (И. Гете).

7) «Заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда» (К. Гельвеции).

8) «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).

9) «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба» (Д. Карнеги).

10) «Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).

Экономика

1) «Золотой век был тогда, когда золото не властвовало» (К.Ф. Лезе-Марнезиа).

2) «Лишить людей работы – значит вычеркнуть их из нашего общества» (Г. Реусс).

3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).

4) «Государство – ночной сторож рынка» (А. Смит).

5) «Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

6) «Деньги – это ничтожные куски бумаги или металла, но они дают их владельцу законное право на огромное количество хлеба или пива, бриллиантов или автомобилей, да и мало ли на что еще» (Г. Шоу).

7) «Предпринимательская деятельность служит не только интересам индивидуума, но и общества в целом» (С. Канарейкин).

8) «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком» (Р. Хейлбронер).

9) «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов).

10) «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).

Социология

1) «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан).

2) «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп).

3) «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев).

4) «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

5) «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

6) «Люби все другие народы как свой собственный» (В. Соловьев).

7) «Роль – не личность, а… изображение, за которым она скрывается» (А. Леонтьев).

8) «Вознаграждение и его распределение становятся частью социального порядка, и это, в свою очередь, является причиной возникновения стратификации» (К. Девис).

9) «Общество разделяется на два больших класса: на тех, кто работает, чтобы жить, и тех, которые живут, чтобы заставлять работать других» (К. Ранберти).

10) «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).

Политология

1) «Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

2) «Как и в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королем» (Ш. Монтескье).

3) «Партия, которая объявляет своей заслугой дождь, не должна удивляться, когда ее обвиняют в засухе» (Д. Морроу).

4) «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Д. Милль).

5) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).

6) «Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни; но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко еще дальше от жизни» (К. Ижиковский).

7) «В механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы неверной теории; подобная сила трения действует и в политике» (Ш. де Монтескье).

8) «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л. Бернэ).

9) «Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией» (И.А. Ильин).

10) «Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право» (Генрик Ибсен).

Правоведение

1) «Закон никогда не делал людей справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются исполнителями несправедливости» (Г. Торо).

2) «Правом владеет тот, на чьей стороне сила; границы наших сил – наши законы» (Ф. Шиллер).

3) «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл» (Латинское юридическое изречение).

4) «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции (Н. Мальбранш).

5) «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые»
(Ш. де Монтескье).

6) «Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).

7) «Одни преступления открывают путь другим» (Сенека).

8) «У того, кто решит изучать законы, не останется времени их нарушать» (И.В. Гете).

9) «Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости» (П. Прудон).

10) «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся» (В. Швебель).

 

Философия

1) «Человечество, как оказалось, не способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить их все» (Д. Джеролд).

 Абсолютно согласен с Дэвидом Джеролдом, считающим, что способность человечества к выживанию оказалась выше способности решать свои проблемы. Но сможет ли человечество прекратить создавать проблемы, и не только для себя?

2) «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» (М. Ганди).

Ах, как верно подметил одну из главных проблем человеческого бытия выдающийся борец за независимость Индии Мохандас Карамчанд Ганди! Разве нельзя не согласиться с противоречием между довольно скромными естественными потребностями человека и его стремлением к безграничному стремлению преумножить их количество?! Это как раз тот случай, когда социально обусловленные потребности вступают в противоречие с естественными возможностями их удовлетворения, когда нам должно быть только стыдно за социальную половинку нашей личности.

3) «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

Безусловно, невозможно не разделить позицию выдающегося французского политика и революционера, известного пацифиста Жана Жореса, характеризующего революцию как варварскую форму общественного прогресса, связанную с социальным конфликтом и принесением в жертву часто невинных людей. Однако, социальные реформы, как антагонисты революций, предполагают взаимное терпение, доверие, уступки и соответствующее изменение сознания людей...

4) «Цивилизация – не удовлетворение потребностей, а их преумножение» (В. Гжещик).

Быть или не быть? Этот философский вопрос получит ответ во многом в зависимости от того, как люди отнесутся к дальнейшему развитию своей цивилизованности. Известный польский сатирик Владислав Гжещик совершенно, по-моему, прав, считая, что цивилизация только порождает потребности, но вряд ли готова дать человеку ощущение удовлетворенности от них. Можно ли считать такую цивилизацию «цивилизованной»?

5) «Прогресс есть замена одних неприятностей другими» ( X. Эллис).

Без сомнения, Хавлок Эллис, писатель и врач, автор концепции индивидуальных различий, был прав, утверждая, что любой прогресс, как движение вперед, вовсе не предполагает избавление от противоречий и неприятностей, и я с ним соглашусь. Прогресс предполагает перемещение человека или общества не в плоскости решения проблем, а переход из одной системы координат бытия в другую, также не лишенную трудностей.

6) «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).

Выдающийся немецкий революционер, Фридрих Энгельс, высказал вполне актуальную и в наши дни мысль о сопротивлении природы, как самодостаточной и саморегулирующейся системы, любому внешнему воздействию со стороны человека.

7) «Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).

Виктор Коняхин, конечно же, прав, указывая нам на варварское отношение человека к природе, частью которой он является и которую потребительски-пренебрежительно называет «средой обитания».

8) «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин).

Выдающийся ученый-селекционер Иван Владимирович Мичурин, живший во второй половине 19-первой половине 20 века, имел все основания возлагать на общество и науку задачу освоения природы. Но сегодня вопрос состоит уже в том, что мы сами можем сделать для природы. Вот почему оптимизм ученого сегодня нельзя разделять полностью.

9) «Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен).

Возможно, высказывание известного американского кинематографиста Вуди Аллена может показаться слишком пессимистичным. Но если принять во внимание, что государствам мира всё никак не удается договориться даже по такому жизненно важному вопросу, как ограничение выбросов промышленных газов в атмосферу, безрадостная дилемма (отчаянное ожидание смерти или вымирание) не кажется излишней.

10) «Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер).

Высказывание астронома и математика Иоганна Кеплера следует отнести к особенностям научного познания. Ученый верно подметил, что научное познание есть соединение эмпирического и теоретического постижения действительности, новых опытных данных с научными познаниями ученого, осмысление соответствия абстрактных представлений и реальности.

 

Социальная психология

1) «...Все люди нуждаются друг в друге, и... вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут её от вас» (Д. Дидро).

Гениальный французский писатель и философ 18 века Дени Дидроговорит о взаимной зависимости и ответственности людей друг перед другом...

2) «Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

Главное, на что хотелось бы обратить внимание в высказывании Бориса Федоровича Поршнева, известного советского историка, это слово «функция». Что такое функция? Это работа, производимая органом, организмом; роль, значение чего-либо. Можно смело утверждать, что автор цитаты указывает не только на то, что личности присущая свобода выбора, он обращает наше внимание на то, что выбор является необходимой функцией личности. Кто не способен на самостоятельный выбор, тот не может считаться личностью.

3) «Справедливость наших суждений и наших поступков – не более как удачное совпадение наших интересов с общественными» (К. Гельвеций).

Гельвеций, конечно же, прав, утверждая, что суждения и поступки человека могут расцениваться как справедливые только при условии сбалансированности его интересов с интересами общества.  Ведь понятие «справедливость» тесно связано с понятиями «правило», «правильно», а источником правил является, прежде всего, само общество.

4) «Понимание всегда есть нечто большее, чем просто воспроизведение чужого мнения» (Г.-Г. Гадамер).

Действительно, мы довольно часто в общении с другими людьми повторяем их слова. Однако немецкий философ Ганс Георг Гадамер совершенно справедливо указывает, что для понимания другого человека этого недостаточно. Ведь понимание объективного как истинного требует определенных знаний. Понимание же другого человека – это, прежде всего, разделение его ценностей. В любом случае понимание всегда гораздо глубже чисто формального выражения согласия. И потому я не могу не согласиться с высказыванием Гадамера.

5) «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь» (Э. Киссирер).

Довольно часто под индивидуальностью понимают природные данные человека, отличающие его от других людей. Но я совершенно согласен с мнением Э. Киссирера, утверждающего, что индивидуальность – это процесс активного познания человеком самого себя в социальной среде. Киссирер указывает именно на социальную природу постижения человеком индивидуальности как результат познания им своих социально значимых черт в общении с другими людьми.

6) «Поведение – это зеркало, в котором каждый доказывает свой истинный облик» (И. Гете).

Доказывать свой истинный облик… Что это значит? И что значит истинный облик? Очевидно, гениальный немецкий поэт под истинным обликом понимал тот идеальный образ себя, который создает человек и которому он стареется следовать. В таком случае лучшим доказательством истинности этого облика является поведение. Ведь рассказать о себе можно все что угодно, а вот следовать сказанному гораздо труднее.

7) «Заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда» (К. Гельвеции).

Если иметь в виду, что Клод Гельвеций был французским философом-материалистом 18 века, несложно догадаться, что его высказывание имеет отношение именно к научному познанию. Гельвеций хотел сказать, что истина всегда адекватно отражает объективную действительность, а ошибочное мнение ей противоречит.

8) «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).

Есть две составляющие в человеке – биологическая и социальная. Как живой организм, человек самодостаточен и не очень нуждается в себе подобных. Но вот как социальное существо, человек формируется и полноценно существует только в обществе. Даже непродолжительная изоляция человека от общества лишает его возможности жить в гармонии с другими людьми, поскольку общество – живой, постоянно меняющийся организм. Само же общество продолжает жить даже после потери выдающихся его членов.

9) «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба» (Д. Карнеги).

Естественно, я полностью соглашусь с высказыванием Дейла Карнеги, известного знатока межличностных отношений. Общаясь с другими людьми, следует иметь в виду не только и не столько собственные пристрастия и интересы, сколько интересы этих людей. Без знания основ социальной психологии выстраивать свое поведение с представителями различных социальных групп даже не стоит и пытаться.

10) «Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).

Если бы все следовали рекомендации Люка Вовенарга, мы по целеустремленности были бы похожи на американцев, полагающихся больше на себя, чем на помощь государства или богатого дяди. Я полностью согласен с французским писателем. Сегодня покровитель благосклонен, а завтра он повернется к вам спиной. Сегодня государство оказывает покровительство незащищенным слоям общества, а завтра оно может обанкротиться. Человек должен всегда полагаться, прежде всего, на себя, на свои способности. Только в этом случае его можно назвать самодостаточным. Особенно ярко действие этого принципа проявляется в период социальных потрясений и трудностей. Кто не боится временных затруднений, тот не опускает руки. Вот почему следует быть разносторонним человеком, или, по крайней мере, владеть не одной профессией.

 

Экономика

1) «Золотой век был тогда, когда золото не властвовало» (К.Ф. Лезе-Марнезиа).

Говорить о том, что когда-то был золотой век, вряд ли правильно. Каждый исторический период обременен своими проблемами. Лезе-Марнезиа, очевидно, хотел сказать, что применительно к экономической сфере общественной жизни такое гениальное изобретение человечества, как всеобщий эквивалент, не принесло решения экономических проблем, а создало новые.

2) «Лишить людей работы – значит вычеркнуть их из нашего общества» (Г. Реусс).

Главным отличием человека как социального существа, с экономической точки зрения, является способность к производительному труду. Лишить человека работы – значит не только обречь его на бедность или нищенство. Это одновременно означает потерю самим обществом возможности пользоваться способностями человека. Одновременно речь идет и об ответственности общества перед каждым его членом.

3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).

Говоря об основных достоинствах и недостатках рыночной экономики, можно только повторить слова Д. Сарноффа. Действительно, в погоне за вниманием потребителя производитель вынужден предлагать товар как можно более высокого качества. Однако та же рыночная среда порождает стремление обойти конкурентов любой ценой, невзирая на правила морали, или, даже, пренебрегая правовыми нормами. Кто-то другой высказал верную мысль о том, что конкуренция – наполовину спорт, наполовину война.

4) «Государство – ночной сторож рынка» (А. Смит).

Для того времени, когда жил выдающийся экономист Адам Смит, такой подход к роли и месту государства в системе экономических отношений был, может быть, и оправдан. Сегодня государство не может довольствоваться местом ночного сторожа или арбитра. Оно просто обязано активно участвовать в экономической жизни в качестве равноправного субъекта товарно-денежных отношений и производителя социальных благ.

5) «Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

Довольно откровенное и даже циничное заявление. Оно чем-то напоминает высказывание Остапа Бендера о культурном изъятии денег из карманов трудящихся. Я полностью могу согласиться с мнением М. Амстердама. Действительно, современный бизнес прибегает к очень широкому спектру способов, позволяющих поставить человека в такое положение, когда он сам с удовольствием отдаст предпринимателю свои деньги, и даже будет благодарен ему.

6) «Деньги – это ничтожные куски бумаги или металла, но они дают их владельцу законное право на огромное количество хлеба или пива, бриллиантов или автомобилей, да и мало ли на что еще» (Г. Шоу).

Действительно, деньги являются универсальным товаром, позволяющим приобрести другие потребительские товары.

7) «Предпринимательская деятельность служит не только интересам индивидуума, но и общества в целом» (С. Канарейкин).

Если говорить о соединении интересов отдельного предпринимателя и общества в целом, высказывание С. Канарейкина можно расценить как соответствующее действительности. Казалось бы, предприниматель думает только о получении прибыли. Но, предоставляя обществу необходимые услуги или производя пользующиеся спросом товары, он выполняет общественный заказ.

8) «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком» (Р. Хейлбронер).

Естественные условия развития экономики в условиях рынка требуют такой же максимальной ответственности за свою деятельность. Наказанием не способного к эффективной работе производителя – разорение.

9) «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов).

Желание удовлетворения социальных потребностей присуще каждому человеку. Однако Амосов совершенно верно отметил, что уровень притязаний человека обусловлен его социальным положением.

10) «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).

Жизненным принципом рыночного производства является правило: «Спрос рождает предложение». Это нормально состояние экономики. Однако стремление произвести и продать больше товаров толкает производителя на расширение предложения. Это, если следовать логике известного английского экономиста Давида Рикардо, не нормальное, не обычное положение. Оно может привести к ситуации кризиса.

Социология

1) «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан).

Здоровая семья всегда является сообществом любящих и ценящих друг друга людей, а не формальным объединением кровных родственников, не питающих истинно родственных чувств. Вот почему домашний очаг, по словам А. Монтерлана, притягивает.

2) «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье» (Д. Трамп).

Здесь, в цитате Дэвида Трампа, речь идет о самом простом и эффективном социальном лифте – семье. Родиться в семье, где кто-то из членов является представителем социальной элиты, – самый верный путь к достижению успеха.

3) «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев).

И как же понимать слова известного историка Николая Бердяева? Национализм и патриотизм – антонимы. Национализм – это превознесение своего народа за счет унижения других. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ без принижения других народов. Поэтому национализм можно оценить скорее как негативное чувство. Но можно ли любить свой народ, одновременно ненавидя другие народы?

4) «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

Измерение величия народа численностью, по мнению Виктора Гюго, так же бессмысленно, как измерение величия человека его ростом. Я с французским писателем согласна. Действительно, вклад народа в мировую историю не пропорционален его численности. Например, евреи проявили себя во всех практически областях деятельности как талантливый народ, хотя их не так уж и много. А тот же Наполеон был невелик ростом, хотя великих дел, позитивных и негативных, натворил ой как много!

5) «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

Иоганн Шерр, выдающийся немецкий публицист 19 века, был, конечно же, прав, обращая наше внимание на объективный характер неравенства людей. Но Шерр говорит о природном неравенстве, т.е. неравенстве личных задатков, природных данных и др. Если мы и можем говорить о равенстве, то только о равенстве социальном, о равенстве возможностей.

6) «Люби все другие народы как свой собственный» (В. Соловьев).

Каждый, прочитавший высказывание В. Соловьева, скажет, что это перефразированный категорический императив Иммануила Канта, перенесенный с одного человека на целый народ.

7) «Роль – не личность, а… изображение, за которым она скрывается» (А. Леонтьев).

Конечно, же, с точки зрения социальной психологи, речь идет о социальной роли, то есть той модели поведения, которая присуща представителям определенного социального статуса. Занимая новый социальный статус, человек определяет ту манеру поведения, которая, по его мнению, или по мнению других людей, присуща всем людям, занимающим это положение в обществе. Этот человек старается соответствовать данной модели поведения.

8) «Вознаграждение и его распределение становятся частью социального порядка, и это, в свою очередь, является причиной возникновения стратификации» (К. Девис).

К. Девис, конечно же, прав в том, что материальное положение человека является одной из основ разделения людей на социальные группы, то есть одной из основ стратификации.

9) «Общество разделяется на два больших класса: на тех, кто работает, чтобы жить, и тех, которые живут, чтобы заставлять работать других» (К. Ранберти).

К. Ранберти совершенно прав, утверждая, что общество разделяется на организаторов производства и наемных работников, чья социальная функция состоит в том, чтобы работать и зарабатывать себе на жизнь.

10) «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).

Любой человек, мало-мальски знакомый с основами социальной психологии, согласится с тем, что семья является ячейкой общества, первичным и основным агентом социализации индивида. Однако, в отличие от пчёл и муравьёв, люди объединяются в семью не инстинктивно, а сознательно, руководствуясь присущими только человеку чувствами.

 

Политология

1) «Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

Любимый всеми гениальный поэт Александр Пушкин как нельзя лучше выразил мысль о важнейшем принципе правового государства – равенстве всех перед законом и равного к нему отношения. Если законы не вызывают уважения у тех, кто призван их защищать, то какое уважение к ним может быть со стороны рядовых граждан? К сожалению, в нашей стране эта проблема и сегодня остается актуальной.

2) «Как и в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королем» (Ш. Монтескье).

Лишь в тех странах, где закон превыше всего, где ему подчиняются абсолютно все, можно говорить о законности. Вот что хотел сказать Шарль Монтескье. В абсолютистских государствах король являлся воплощением закона, поскольку ему принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. В демократическом обществе, с его разделением властей, все должны подчиняться закону как абсолютной власти в обществе. Если закон плох, его можно улучшить. Но закон должен действовать, пока он в силе. Недаром римляне говорили: «Суров закон, но закон», – имея в виду, что любой закон остается общепризнанным и необходимым регулятором общественной жизни.

3) «Партия, которая объявляет своей заслугой дождь, не должна удивляться, когда ее обвиняют в засухе» (Д. Морроу).

Маловероятно, чтобы какая-то партия объявляла своей заслугой дождь, но американский писатель-фантаст, очевидно, хотел сказать об ответственности политиков и безответственности политиканов. В таком случае не могу с ним не согласиться.

4) «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Д. Милль).

Милль, английский философ и экономист, совершенно верно отмечает, что достоинство государства, его престиж на международной арене определяется не только размером и мощью, богатством и силой, но, прежде всего, авторитетом его граждан. При этом, чем больше признаёт достоинство граждан собственное государство, тем выше оно ценится другими странами и народами.

5) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).

Монтескье говорит о необходимости придерживаться принципа разделения властей, позволяющем минимизировать злоупотребление властью.

6) «Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни; но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко еще дальше от жизни» (К. Ижиковский).

Нельзя не согласиться с высказыванием польского журналиста Кароля Ижиковского. Действительно, политики иногда настолько отрываются от народа и его проблем, что, кажется, будто они живут в другом мире и не понимают, в чем нуждаются люди. Вот почему необходим эффективный и реально действующий механизм «изъятия» народом бесполезных политиков из политической жизни.

7) «В механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы неверной теории; подобная сила трения действует и в политике» (Ш. де Монтескье).

Очень верное замечание сделано французским философом Шарлем де Монтескье. Но что же за сила трения в политике, о которой он говорит? Если проанализировать первую часть высказывания, то становится понятно, что теоретические построения механики проверяются практикой. Очевидно, во второй части также имеется в виду практика политической жизни. Неверные политические теории никогда не подтвердятся практикой жизни. Так, теория марксизма-ленинизма в целом оказалась несостоятельной, хотя отдельные ее положения воплощены в жизнь.

8) «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л. Бернэ).

Очень странное, парадоксальное на первый взгляд заявление немецкого поэта 19 века Людвига Берне становится более понятным, если вспомнить о том, насколько эффективнее становится власть в случае контроля за властью и осуществления принципа разделения властей.

9) «Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией» (И.А. Ильин).

Положение народа, не имеющего опыта свободы или не желающего брать на себя ответственность за собственную судьбу, по верному замечанию русского философа Ивана Ильина, чревато скатыванию к крайностям: анархии или рабскому положению. В какой-то степени именно таково положение российского народа. Еще Лермонтов охарактеризовал Россию как «страну рабов, страну господ». И сегодня политическая активность россиян по сравнению с другими народами почти равна нулю.

10) «Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право» (Генрик Ибсен).

Понятно, что, говоря о праве, цитируемый вкладывает в это слово различные понятия. Право и власть действительно не одно и то же. Я полностью согласен в этом с Ибсеном. Власть как возможность воздействия на людей, не равнозначна праву, то есть совокупности санкционированных государством норм поведения. Меньшинство же всегда имеет возможность или право высказать свое мнение, свою позицию.

 

Правоведение

1) «Закон никогда не делал людей справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются исполнителями несправедливости» (Г. Торо).

Полностью согласиться с мнением Г. Торо я не могу. Сам по себе закон не делает людей справедливыми. Закон скорее закрепляет справедливость, которой люди в основном следуют, руководствуясь правилами морали. С утверждением американского писателя, что, следуя законам, люди становятся исполнителями несправедливости, можно согласиться только относительно тех случаев, когда формальное выполнение требований закона не учитывает правил морали или особенностей жизненной ситуации.

2) «Правом владеет тот, на чьей стороне сила; границы наших сил – наши законы» (Ф. Шиллер).

Рассматривать силу как единственную опору права, по-моему, не совсем справедливо. Получается, у кого сила, тот и прав. С другой стороны, управлять государством без опоры на силу тоже невозможно. В то же время, законы выступают ограничителями силы. С этим можно согласиться. Очевидно, немецкий поэт хотел сказать, что в борьбе за государственную власть побеждает тот, кто обладает большей силой в широком смысле слова. Получив в свои руки государственную власть, правитель (партия) устанавливает систему норм, формально закрепленных в законах и ограничивающих рамки применения силы.

3) «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл» (Латинское юридическое изречение).

Совершенно согласен с латинским изречением. Невозможно пользоваться законами и правильно применять их, не понимая сути выраженных в законах норм. Знать законы конечно тоже нужно, поскольку незнание законов не освобождает от ответственности. Для того же, чтобы понимать законы, необходимы и знание норм морали, и здравый смысл, и жизненный опыт. Однако понимание смысла законов, точнее, их толкование, само по себе также является крупной проблемой. Эта проблема нашла выражение в русской пословице: «Закон что дышло, куда поворотил, так и вышло».

4) «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции (Н. Мальбранш).

Так что же хотел сказать Мальбранш, утверждая, что нет конституции там, где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения? Чтобы ответить на этот вопрос, следует выяснить основные понятия, использованные цитируемым. Что такое конституция? Это свод основополагающих законов, на базе которых формируется все законодательство государства. Под законами здесь понимаются частные, конкретные нормативно-правовые акты высшей юридической силы, принимаемые в соответствии с положениями конституции. Под общим спасением понимаются национальные интересы, необходимость решения которых вызвана конкретной ситуацией. И если законы будут каждый раз приниматься под конкретную ситуацию, а ситуации меняются часто, то разрушится вся система законодательства, поскольку в часто меняющихся законах неизбежно будут возникать противоречия. То есть будет разрушена конституционная основа законодательства.

5) «Бесполезные законы ослабляют законы необходимые»
(Ш. де Монтескье).

Такая ситуация может возникнуть, если иметь в виду, что на осуществление законов нужны определенные силы, средства, время, внимание, то есть определенные общественные ресурсы. Кроме того, кому-то может быть выгодным заниматься бесполезными для общества делами на основе бесполезных для общества законов.

6) «Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).

Уж очень ситуация напоминает положение мирового судьи. Положение тридцатого президента США также позволяло Калвину Кулиджу утверждать подобное. На самом же деле смысл высказывания, гораздо шире. Речь идет о том, что в обществе, живущем по законам, правым является не большинство, а тот, кто действует в соответствии с нормами права.

7) «Одни преступления открывают путь другим» (Сенека).

Философ, конечно же, прав, утверждая, что одни преступления открывают путь другим. Он имеет в виду, что одно нарушение закона неизбежно влечет за собой – особенно оставшееся безнаказанным – целую цепочку других преступлений.

8) «У того, кто решит изучать законы, не останется времени их нарушать» (И.В. Гете).

Хорошо и вполне справедливо выразился немецкий поэт. Его слова относятся не только к юристам, как может показаться на первый взгляд. Речь идет о том, что знание законов, необходимое каждому цивилизованному человеку, создает предпосылки для правильного с правовой точки зрения поведения.

9) «Справедливость отнюдь не создана законом; наоборот, закон всегда есть лишь истолкование и воплощение справедливости» (П. Прудон).

Ценность справедливости заключается, прежде всего, в том, что это продукт общественного сознания. Принципы справедливости находят воплощение в правилах морали, на основе которых формируются нормы права, фиксирующиеся в законах. Поэтому справедливость первична, а законы по отношению к ней – вторичны.

10) «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся» (В. Швебель).

Что хотел сказать немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель, утверждая: «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся»? Речь идет о значении правосознания. Если в обществе низкий уровень правосознания, морали, то не помогут никакие законы, ведь исполнителями законов являются люди, обладающие сознанием, определенным уровнем воспитанные, имеющие тот или иной уровень образования, приверженные или нет общественным правилам.

 

 

Приведем несколько примеров коротких эссе. Проверьте их на соответствие действующим критериям и попробуйте усовершенствовать.

 

С9.1. – Философия

«Человеческий ребенок в момент рождения

не человек, а только кандидат в человека»

(А. Пьерон).

 

Не могу не согласиться с Анри Пьероном, утверждавшим, что человеческий детёныш в момент рождения является кандидатом в человека, но ещё не человеком. В современном обществознании структура человеческой личности рассматривается с трёх сторон: биологической, социальной, психической. С биологической точки зрения человек уже в момент рождения становится членом человеческого рода. Но в данном случае один из основоположников французской экспериментальной психологии имел в виду социальную и психическую стороны в природе человека.

В курсе обществознания подчёркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба понятия характеризуют человека. Но если индивид – это конкретный, отдельно взятый представитель человеческого рода, то личность – это человеческий индивид, приобретший социально значимые черты и способности, усвоивший идеалы и ценности цивилизации в процессе социализации.

С философской точки зрения, ещё более значимым отличием человека является его сознание, как способность высшей нервной системы адекватно отражать окружающий мир. Рациональное, абстрактное мышление, позволяющее приобретать новое знание на основе имеющегося, также формируется только в обществе и тесно связано с развитием речи как средства общения людей.

Типичными примерами, иллюстрирующими значение социальной среды для формирования личности, являются случаи нахождения так называемых детей-«маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11-летнем возрасте попала к людям, она не умела говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше животным, чем полноценным человеком. В то же время, внимание близких и специальные методики развития позволяют больным детям, например, с синдромом Дауна, стать полноценными членами общества.

Таким образом, А. Пьерон прав: глядя на новорожденного, мы ещё не знаем, станет ли он полноценной личностью в плане психологическом и социальном. А это зависит и от него самого, и от каждого члена общества.

 

C9.2. Социальная психология

 

«Семья является первичным лоном человеческой культуры»

(И. Ильин).

 

Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как важнейшему социальному институту, являющемуся истоком человеческой культуры. Я полностью согласна с высказыванием Ивана Александровича. Действительно, среди всех институтов общества семья является наиболее древним и стабильным. Именно в семье происходит первичная социализация человека, его становление как личности.

Семья прошла через многие испытания, выдержав разлуки войн и революционные отрицания семьи и брака как отживших своё проявлений прошлого быта. По-моему, прочность семьи обусловлена не только кровным родством, но, прежде всего, любовью к близким. Семьи, в которых нет желания жить ради любимого человека, рано или поздно рушатся.

Именно семья является первичным и наиважнейшим агентом социализации личности. Ребёнок первоначально на бессознательном уровне копирует поведение и реакции родителей, их манеру обращаться друг к другу. Если родители любят и ценят друг друга, если они проявляют уважение к дедушке и бабушке своих детей, то и дети вырастают благодарными людьми. Именно в семье формируется культура поведения, в семье человек получает первоначальное представление об обществе, о профессии своих родителей, о взаимоотношениях между людьми и многое другое. Отсутствие же внимания со стороны близких может привести к самым неблагоприятным последствиям. Ещё одним аспектом феномена семьи как социального института является то, что она – важный экономический институт, особенно сельская семья. Именно здесь ребенок получает первые трудовые навыки, умение вести хозяйство, экономически поддерживать своих родных. Сегодня экономический аспект развития семьи на селе является проблемой не только местного, но и государственного масштаба. Личное подсобное хозяйство и фермерское производство постепенно становятся важнейшими поставщиками продовольствия на внутренний рынок.

У наших соседей по лестничной площадке постоянно устраивались попойки, взрослые часто выясняли отношения на кулаках. Их дети росли и постепенно втягивались в конфликты между родителями. Они рано начали пить, связались с дурной кампанией и теперь оба сына сидят в тюрьме. К счастью, в нашей семье всё наоборот. Мои родители любят друг друга. По очереди ездим в деревню к родителям папы и мамы, летом помогаем дедушкам и бабушкам на огороде, ухаживаем за домашними животными. Я бы хотела, чтобы такой же дружной была и лично моя семья.

Образно говоря, семья – это те ворота, через которые человек входит в большую жизнь. От социальной зрелости семьи, от психологической атмосферы в ней зависит, в каком направлении зашагает по жизни молодая личность.

 

C9.2. – Экономика

«Торговля не разорила ещё ни одного народа»

(Б. Франклин).

 

Американский учёный и политик Бенджамин Франклин хотел подчеркнуть ту пользу, которую приносит торговля для экономического процветания общества. Я думаю, что с этим стоит согласиться.

Меновой обмен как форма распределения произведённых продуктов труда, стала развиваться еще в глубокой древности. Со временем люди поняли необходимость введения эквивалента. С этого момента и можно говорить собственно о торговле. Универсальным товаром служили меха, металлические прутья, как во времена «Илиады» и «Одиссеи», раковины и пр. Позднее стали использовать куски и слитки драгоценных металлов, деньги.

Сегодня торговля – это наиболее распространённая форма обмена, в котором право собственности на благо (товар, услугу) переходит от одного к другому при посредничестве денег. Торговля может служить объединяющим фактором экономического и социально-политического развития страны. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из Приднепровья; из Волыни везли соль; с севера на юг – меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали ткани, оружие, драгоценности. В 17 в. развитие торговли привело к складыванию всероссийского рынка как системы всеобщих экономических связей. Торговля связала все русские земли в единый экономический комплекс и ускорила складывание русской нации.

Сегодня, в условиях глобализации, торговля всё больше приобретает мировые масштабы. Это ещё один аспект рассматриваемой темы. Рынком, как сферой взаимодействия денег, товаров, услуг, трудовых ресурсов, становится весь мир. Развитая торговля является показателем успешного и стабильного экономического развития страны в целом. Я считаю, что наша торговля носит однобокий характер. Мы в основном продаем природные ресурсы: нефть, газ, древесину, морепродукты. Было бы выгоднее продавать не только углеводороды, но и готовые товары, в том числе высокотехнологичные. В таком направлении и надо развивать экономику.

Итак, я согласен с мнением выдающегося американского политика о роли торговля. Пора это осознать и нашим политикам, способствуя развитию мелкого и среднего производственного и торгового бизнеса.

 

С9.4. – Социология

«Неравенство – такой же хороший закон

природы, как и всякий другой»

(И. Шерр).

 

Как следует понимать слова известного немецкого публициста и общественного деятеля 18 в. Иоганна Шерра? Шерр говорит, что неравенство является таким же хорошим законом природы, как и всякий другой закон природы. Я согласен с позицией писателя. Глупо отрицать объективные законы природы. Их нужно познавать и учитывать в жизни. Но какое отношение имеет данное высказывание к обществу?

Прежде всего, следует вспомнить о том, что природа является естественной средой обитания человека как биологического существа. Люди рождаются, наследуя многие признаки своих родителей. Одни от рождения обладают быстротой ума, другие более рассудительны, одни сильны физически, другие выносливее и т.д. Физические и психические черты индивидуальности становятся естественной основой своеобразной социализации личности. Стремясь адаптироваться в обществе, приспособиться к нему, каждый человек использует свои природные данные. Силач становится спортсменом, сообразительный – менеджером, рассудительный – философом.

Природные данные являются предпосылкой того, какой социальный статус, скорее всего, займет тот или иной человек. Но биологические задатки – лишь основа развития социально значимых черт личности. Разовьются задатки в способности или нет, зависит также от воспитания, агентов социализации, макросоциальной среды формирования личности. Этот аспект проблемы также является важнейшим в развитии личности и общества. В зрелом возрасте важное значение приобретает самовоспитание, как осознанное воздействие человека на самого себя, борьба со своими недостатками. Так, Александр Суворов в детстве был хилым мальчиком, но, желая стать военным, он начал закаливаться, занимался физическими упражнениями и добился, чтобы его приняли в армию. Небольшой рост многих амбициозных людей подталкивает в стремлении проявить себя в чём-то другом. Ведь недаром на эстраде столько небольших артистов, ставших «большими» и «крупными».

Я считаю, что нельзя путать природное неравенство и неравенство социальное. Даже природные недостатки могут стать предпосылкой для успешной реализации человека в обществе.

 

С9.5.  – Политология

«Демократия – это право делать

неправильный выбор»

(Дж. Патрик)

 

Американский журналист и политический деятель Дж. Патрик, автор книги «Смерть Запада» характеризует демократию как право свободного выбора, пусть даже иногда ошибочного. Я, пожалуй, соглашусь с позицией цитируемого, хотя он указывает не на достоинства демократии, а один из её недостатков. Действительно, демократия, как и любая другая политическая система, не лишена недостатков. Ещё английский поэт Оскар Уайльд заметил: «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа». Но лучшего политического режима, чем демократия, люди пока не придумали.

Демократия, как политический режим, то есть система отношений между государством и гражданским обществом, характеризуется в первую очередь тем, что источником власти в ней рассматривается народ. И он имеет право на ошибку. Люди по разным причинам (под воздействием средств массовой информации, под влиянием харизмы политического лидера) могут ошибиться в выборе. Но они сами и расплачиваются за своё заблуждение.

На мой взгляд, американцы ошиблись, выбрав президентом Джорджа Буша-младшего. Он втянул США в войну в Ираке, при нем в стране начался финансовый кризис. В ноябре 2008 года американцы выбрали молодого и амбициозного претендента от демократической партии Барака Обаму. Впервые в истории США президентом стал темнокожий гражданин. С ним американцы связывают надежды на исправление ошибок, допущенных предшественником. Даже если рассматривать данный факт с точки зрения социально-психологической, это важный сигнал к пониманию большей важности общего между расами и народами, а не их различий.

Избиратели России, пользуясь правом прямого, равного, тайного голосования на демократических выборах, избрали президентом молодого, но уже опытного политика Дмитрия Медведева. Он, как и Владимир Путин, представляют новое поколение российских политиков. Сплочённые в команду единомышленников, они намерены сделать нашу страну процветающей и комфортной не только для элиты общества, но и для простых граждан.

Я считаю, что демократия – подлинная форма проявления политического народовластия. Она предполагает, что каждый гражданин несёт ответственность за свой выбор, и потому каждый должен ориентироваться в политике, быть активным участником общественной жизни страны.

 

С9.6. – Правоведение

«Закон не может быть законом, если за ним

нет силы, могущей принудить»

(Д. Гарфилд)

 

Высказывание Джеймса Абрахама Гарфилда, американского политика и президента США, жившего в 19 веке, продолжает сохранять актуальность и сегодня. Закон, как нормативно-правовой акт, не может иметь высшей юридической силы, если за ним не стоит сила государства. С мнением Гарфилда я полностью согласен.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, и нарушение законов недопустимо. Именно поэтому законы обладают высшей юридической силой. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме законодательного органа. Ещё римские юристы говорили: «Суров закон, но закон», – подчеркивая, что если закон принят, его следует обязательно выполнять. Однако сам по себе закон не всегда выполняется. Он всегда противоречит интересам той или иной части общества. Общество – сложный организм, состоящий не только из законопослушных людей. Вот почему государство является единственным политическим институтом, обладающим правом легитимного, то есть законного насилия. Если кто-то не желает соблюдать законы, его к этому принуждают силы государственной власти.

Слабость государства проявляется в его неспособности настоять на соблюдении законов. Так было в годы перестройки и когда вспыхнул сепаратистский мятеж в Чеченской Республике. Его спровоцировала либеральная политика Центра по отношению к субъектам федерации. Только государственная воля, проявленная руководством страны во главе с президентом Владимиром Путиным позволила прекратить военные действия. Внутренняя политика – это одна из важнейших сторон развития нашего общества, с позиций которой можно рассматривать данную тему. Именно выстраивание вертикали власти В.В. Путиным и его командой позволили прекратить вакханалию местного законотворческого произвола. Приведение законов субъектов федерации в соответствии с общефедеральным законодательством, т.е. системой законов для всей страны существенно укрепило наше государство, хотя и не без частичного ущемления некоторых демократических принципов.

Проявление силы иногда выступает необходимостью и во внешней политике. Это еще один аспект рассматриваемой нами темы. Так, благодаря силе российской армии, действовавшей в рамках норм международного права, в августе 2008 года был предотвращен геноцид южноосетинского народа, Абхазия и Южная Осетия были признаны Россией как равноправные субъекты международного права.

Если в отдельные кризисные периоды развития общества, как, например, в военное время или в условиях экономического кризиса, закон ущемляет чьи-то интересы, он не перестаёт быть обязательным для исполнения правовым документом. Демократическое государство действует в интересах всего общества, и оно должно защищать и общество, и себя, как механизм управления, всеми законными средствами.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 764; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!