Французский эпос. «Песнь о Роланде» (1170 г.)



Героикой проникнута знаменитая французская поэма «Песнь о Роланде». Событие, которое легло в основу произошло в 778 г, в царствование Карла Великого. «Песь о Роланде» рисует Ронсельванскую битву как героическую борьбу маленького войска франков против несметной рати врагов. Возвеличиваются отвага и мощь Роланда и его спутников. Франки обращают врага в бегство, хотя сами погибают все до единого. В поэме впервые звучит идея патриотизма.

                         Позор тому, о бегстве кто б подумал.

Мы встретим все врага лицом к лицу.

…Да не допустит бог,

Чтоб род я свой покрыл позором,

На Францию мою навлек укор.

 

В «Песне о Роланде» отразилась и религиозная христианская идеология, господствовавшая в феодальном обществе.

ПЕРИОД РЫЦАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Шпильман - бродячие артисты в странах нем. языка.

Рыцарский роман - повествовательный жанр европейской средневековой литературы, вид средневековой эпической поэзии, развившейся одновременно с рыцарством в Англии, Германии и Франции. Называется также «куртуазный роман»

Куртуазность - система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века

Миннезингер - (ср.-в.-нем. M innesinger, букв. — «певец любви»), немецкие и австрийские средневековые поэты-музыканты, преимущественно из рыцарского сословия.

Баллада – в Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки

В период с 12 по 15 века, когда развиваются города и торговля, когда воины-феодалы организуются в рыцарские ордена и происходят крестовые походы, при дворах крупных феодалов создается более уточненная и пышная культура: рыцари обучаются музыке, стихотворному искусству, торжественно обставляются их воинские состязания – турниры. В это время возникает новая, рыцарская, или куртуазная (придворная) литература. Она связана преимущественно с обычаем поклонения рыцаря «даме сердца». Вытесняется героический эпос, воспевает подвиги рыцаря уже не в защиту родины, а во славу дамы. Отличается искусственностью и надуманностью.

 

«Тристан и Изольда»

Тристан, королевич Лоонуа, рано осиротел и, скрываясь от козней мачехи, попал в Тинтагель — ко двору своего дяди Марка, воспитавшего его как родного сына и намеревавшегося сделать его своим преемником. Юный Тристан оказывает своей новой родине большую услугу, убив в единоборстве ирландского великана Морхульта, взимавшего с Корнуэльса живую дань. Сам тяжко раненный отравленным оружием Морхульта, Тристан садится в ладью и плывёт наудачу в поисках исцеления, которое он получает в Ирландии от белокурой принцессы Изольды, искусной во врачевании.

Позже, когда вассалы понуждают Марка жениться для получения законного наследника, Тристан добровольно ищет ему невесту и привозит Изольду. Но в пути они с нею выпивают по ошибке любовный напиток, который ей дала мать для обеспечения прочной любви дочери и её будущего мужа. На корабле между Тристаном и Изольдой вспыхивает любовь. Перед свадьбой Тристан переживает и обращается за советом к своему воспитателю Горвеналу. Тот говорит, что в первую ночь следует погасить все свечи и подложить к королю Бранжьену, служанку Изольды. Так они и поступают. Король так и не догадался о подмене.

Тристан и Изольда связаны любовью столь же сильной, как жизнь и смерть. Между ними происходит ряд тайных свиданий. Много раз от наказания и смерти их спасают верные Горвенал и Бранжьена, наконец, любовники разоблачены и осуждены. Они бегут и долго скитаются в лесу. Затем Марк прощает их и возвращает Изольду ко двору, но Тристану велит удалиться.

Тристан уезжает в Британию и совершает там ряд подвигов. У короля Британии есть сыновья Каэрдин и Ривален, и дочь Изольда Белорукая. Однажды во сне Тристан произносит вслух признание любви своей Изольде. Каэрдин же уверен, что Тристан говорит о его сестре, Изольде Белорукой. Он рассказывает об этом своему отцу, и тот с радостью отдает Тристану свою дочь, Тристан же не смеет отказаться. Был устроен свадебный пир — однако, верный своему чувству к первой Изольде, Тристан не сближается с женой.

Однажды Тристан ранен отравленным оружием и просит Каэрдина, сына Британского короля, отправиться к белокурой Изольде с мольбой приехать и побеседовать последний раз в жизни с любимой. Они условились, что если Каэрдину удастся привезти Изольду, на его корабле будет выставлен белый парус, в противном случае — чёрный.

Ревнивая жена Тристана, проведав об этом, в последний момент говорит умирающему супругу, что показался корабль с чёрным парусом. Тристан поворачивается к стенке и произносит: «Я больше не могу сдерживать свою жизнь», трижды выкрикивает «Изольда, дорогая!» и умирает. Изольда сходит на берег, ложится рядом с телом Тристана и умирает от горя по любимому. Их хоронят в двух соседних могилах по обе стороны храма в Тинтагеле, и терновник, зелёный и крепкий, благоухающий цветами, за ночь перекидывается через часовню и уходит в могилу Изольды. Трижды рубят терновник горожане и трижды он вырастает. Впоследствии, король Марк узнает об этом чуде и запрещает когда-либо срезать терновники. Король Марк хотел оставить при себе Горвенала с Бранжьеной, но они не пожелали остаться. Горвенал стал королём Лоонуа, наследником которого был Тристан, а Бранжьена — его женой и королевой.

В литературе преобладают церковно-дидактические произведения («Ормулум», «Ода Морали»), начиная с середины XIII века, происходит переход к более бытовым жанрам (народная «Песня кукушки», «Бэв из Амто́на»,«Horn» и «Havelock»).

В XIII-XIV века – создание рыцарских романов о короле Артуре и о его рыцарях. В 1469 Томас Мэлори собрал целый свод романов о подвигах рыцарей и его труд «Смерть Артура» стал памятником английской литературы позднего средневековья.

Начало развития жанра народной поэзии — баллады. Очень популярны баллады об отважном разбойнике Робине Гуде. Баллады рисуют его вольным стрелком, живущим в лесу со своей дружиной. Он – защитник бедных, гроза власть имущих – богатых феодалов, монахов.. ряд баллад повествует о его борьбе с шерифов – высшим местным властителем – города Нотингама. Наперекор церковной проповеди аскетизма баллады представляют Робин Гуда щедрым, весело пирующим. В этом образе обездоленное английское крестьянство выразило свою мечту о свободе и полноте жизни.

И наконец, вторая половина этого периода считаетсяновой страницей в истории английской литературы и связана с именем Джеффри Чосера. Если ранее произведения было принято писать на латыни, то Чосер стал первым, кто писал на английском. Самым известным его произведением стали “Кентерберийские рассказы”.

 

ВАЛЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ


 Валлийская мифология — политеистическая мифология валлийцев, включающая в себя народные традиции, возникшие в Уэльсе, а также традиции, развитые британцами до окончания первого тысячелетия в других местах. Часть этих традиций содержит мифологию дохристианской Великобритании, выжившую в очень изменённой форме в средневековых валлийских рукописях, таких как «Красная Книга из Хергеста», «Белая Книга Ридерха», «Книга Анейрина» и «Книга Талиесина». Стихи, такие как «Кад Годдеу» (Битва Деревьев), и мнемонические тексты, такие как «Триады острова Британия» и «Тринадцать Сокровищ Острова Британия», также содержат мифологический материал. Другие источники включают историческую компиляцию IX века «Истории бриттов» на латинском языке и хронику XII века «История королей Британии», написанную Гальфридом Монмутским, а также более поздний фольклор, например «Валлийская волшебная книга» В. Дженкина Томаса.

Персонажи валлийской мифологии : Араун,  Арианрод, Король Артур, Блодьювед, Бранвен, Гвидион, Маллт-и-Нос, Мат (сын Матонви),  Пуйл, Рианнон, Тилуйт Тег

Существа валлийской мифологии: Аванк, Валлийский дракон, Кошка Палуга

 

 «Беовульф»

«Король Артур и рыцари круглого стола»

«Баллады и Робин Гуде»

«Песнь о Хильдебранде»

«Песнь о Нибелунгах»

 


ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

                                                                                                              

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento от re / ri «снова; заново» + nasci «рождённый») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение».

Гуманизм – (от латинского humanitas - человеческая природа, духовная культура и humanus - человеческий)обозначает идеологию, направленную к человеку.

Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Сонет (итал.sonetto, окс. sonet) — традиционная поэтическая форма, относится к числу так называемых строгих, или твёрдых, форм. Сонет состоит из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).

На английском троне установилась новая династия — Тюдоров, а вместе с ней — мир. При первом ее представителе — Генрихе VII (1485—1509) — в Оксфорде сложился кружок, где латинскую и греческую словесность знали не хуже, чем в итальянских университетах. Из него вышел первый английский гуманист, получивший европейскую славу, — создатель «Утопии» Томас Мор.

Искусство английской поэзии эпохи Возрождения достигло своих высот при дочери Генриха VIII — Елизавете I (1558—1603). Эту королеву часто называют Великой, а всех литераторов, украсивших ее долгий век, — елизаветинцами, среди них и те, кто более всего создал славу английскому Возрождению — плеяда драматургов во главе с Уильямом Шекспиром.

Английское Возрождение явилось кратким, но очень мощным взлетом творческих сил. Это была вершина и одновременно трагический финал эпохи европейского Ренессанса, обещавшего свободу личности, а завершившегося, по выражению шекспировского Гамлета, тем, что «Время вышло из пазов», оставив человека с горьким ощущением своей потерянности и невозможности воплотить в жизнь гуманистическую мечту о достойной личности.

В ХVI веке стали появляться книги для детей, основной целью которых было учить ребенка хорошо и достойно вести себя в обществе. Многие из таких книг переводились с латинского. «По натуре ребенок испорчен», — считала протестантская церковь. Сухой дидактизм и морализаторство пронизывало книги для детей того времени. В 1702 году выходит «Маленькая книга для маленьких детей» Томаса Уайта, министра по делам религии, в которой он советует «не читать детям баллад и глупых книг, но изучить Библию».

ХVII столетие в Англии — время мощных социальных потрясений, что не могло отразиться на литературе. Центром политических событий стала борьба королевской власти с парламентом, а главным предметом раздоров — политика Епископальной церкви, которую защищала монархия. Широкие слои населения критиковали Церковь за приверженность римскому католичеству и требовали «очистить» нравы и порядки, сложившиеся в правление Тюдоров.

В результате Английской революции (1649) к власти пришел Оливер Кромвель, который правил в качестве лорда-протектора.

В 1660 году монархия была восстановлена, а в 1688—1689 годах произошла, так называемая, «Славная революция»: аристократия и новый класс буржуазии достигли мирного согласия.

Власть короля ограничивалась Конституцией. Общество вздохнуло свободно.

Перевод в 1611 году Библии на английский язык стал огромным событием духовной и политической истории, а также важным этапом в развитии национальной словесности. Упростившееся Богослужение давало право вступать в отношение с Богом без посредства Церкви, обращаться к Творцу на родном языке. На английском начали излагать свои взгляды философы и ученые. Конец этого периода отмечен в литературе библейской образностью и возвышенным строем ритмизованной прозы.

 

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

                                              William Shakespeare

26 апреля 1564 года (крещение), Стратфорд-апон-Эйвон , Англия — 23 апреля ( 3 мая ) 1616 , там же

 

Первая биография Шекспира была написана, когда никого из его современников уже не было в живых. Достоверные биографические сведения о нем очень скудны.

Его отец был зажиточным ремесленником, перчаточником и торговцем. Чуть позже занял должность олдермена, то есть, по сути, главы муниципального собрания, потом стал главой городского совета. Джон был довольно состоятельным человеком, о чем свидетельствует то факт, что он постоянно выплачивал огромные штрафы за непосещение церковных служений. Ходили слухи, что Шекспир-старший является тайным католиком. Матушкой будущего драматурга была Мэри Арден из старинного и почтеннейшего саксонского рода. Уильям Шекспир (годы жизни - 1564-1616) имел семь братьев и сестер. Сам он был третьим ребенком в семье. Шекспир учился в Грамматической школе Стратфорда, а позже в школе короля Эдуарда Шестого, где изучал поэтическое творчество древних авторов.

В возрасте восемнадцати лет он женился на дочке землевладельца по имени Энн. Через несколько месяцев после заключения брака у молодоженов родилась девочка, названная Сьюзен. Через два года на свет появились двойняшки - сын Хемнет и дочь Джудит.

Около 1587 года переехал в Лондон, где поступил на техническую работу в театр, позднее перешел в труппу Бербеджа – основателя первого лондонского театра. С 1599 эта труппа выступает в новом большом публичном театре «Глобус». Он служит актером на небольших ролях, одновременно ему поручают обработку старых пьес для спектаклей, позднее он начинает самостоятельно писать пьесы для театра и быстро завоевывает славу. Первая рукопись была издана в 1594 году. Но даже после того, как он стал известным в литературных кругах, играть в театре драматург не перестал. Это было его детище, которое он бросить не мог. В 1612 году Шекспир оставляет театр и возвращается в родной город.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!