Основные художественные объединения 1921 – 1932 годов



       Сформировать представления о деятельности художественных объединений 1920-х гг., стремившиеся не только продолжить развитие традиций реализма, но и создать современный язык на основе синтеза традиций классической культуры и формальных поисков авангарда.

       Кратко охарактеризовать сложившуюся историческую и социальную обстановку; познакомить с трудным положением художников в первые годы советской власти, с необходимостью доказывать нужность своего творчества новому государству рабочих и крестьян; с поиском образов, созвучных эпохе перемен. 

Новое общество живописцев (НОЖ; 1921 – 1924)

       Создание общества в Москве выпусниками Вхутемаса, учениками В. Е. Татлина, К.С. Малевича и А.М. Родченко (С. Я. Адливанкин, А.М. Глускин, А.М. Нюренберг, М.С. Перуцкий, Н.Н. Попов и Г.Г. Ряжский). Попытки «создать новую форму на основе современной живописной культуры «левого» искусства». Единственная выставка (1922). Программа объединения, отрицание едва ли не всех существующих к тому времени течений. Близость «модернизированных форм» живописи НОЖа к стилистике народного примитива, лубка, городского изобразительного фольклора.

       Адливанкин Самуил Яковлевич (1897 – 1966), живописец, график, художник кино. Гротескно заостренные повествовательные сценки, живописавшие быт и нравы граждан нового государства. «Трамвай Б» (1920-е) – программное произведение выставки, где в шаржированной форме в стоящей на трамвайной остановке очереди воспроизведены типы московской улицы 1920-х – «франт», «барышня», «мужик» и т.п. В 1923 – 1928 годах работал для издательства «Молодая гвардия», иллюстрировал журналы «Лапоть», «Военный крокодил», «Безбожник».

       Глускин Александр Михайлович (1899 – 1965), живописец. «Наркомпрос в парикмахерской» (1922), выполненной в стиле вывески. Позднее один из лучших представителей московской школы живописи. В 1950-х преподавал ученикам традиции «парижской школы» и русских сезаннистов.

       Нюренберг Амшей Маркович (1887 – 1979), украинский, российский и советский художник; график, искусствовед, автор мемуарной прозы. Учеба в 1910-х в Париже, деля ателье с М. Шагалом. Работа в революционные годы вместе с В. Маяковским в «Окнах РОСТа». Командировка в 1921 – 1922 годах в составе бригады художников в Узбекистан для организации реставрационных работ. Создание серии жанровых сцен и городских пейзажей с мечетями, арыками и причудливыми деревьями. «Красные паруса» (1910), «Мечеть с мужской фигурой» (1923).

       Перуцкий Михаил Семенович (1892 – 1952), живописец. Автор портретов, живописных композиций, пейзажей. «Праздничный день в местечке» (1920-е). В 1950-е преподавал в Училище 1905 года в Москве.

Ассоциация художников революционной России (АХРР; 1922 – 1932)

       Поднятие проблемы сохранения в условиях нового времени старых живописных традиций на 47-й выставке Товарищества передвижников. Дискуссия о реалистическом методе и о значении изображения быта в живописи. Коллективное письмо будущих членов АХРР в ЦК РКП (б). Следование предписаниям партии большевиков; «сюжетно-тематический подход». Тематические выставки, приуроченные к знаменательным датам советской действительности: «Жизнь и быт Красной Армии», «Жизнь и быт рабочих» (обе 1922), «Уголок Ленина» (1923), «Революция, быт и труд» (1924 – 1925) и др. Воплощение идеи «героического реализма»: непосредственное воспроизведение и политическая пропаганда новых явлений революционного быта. Документальная точность произведений, созданных по зарисовкам, выполненным на заводах и фабриках.

Развитие бытового жанра:

       Ефим Михайлович Чепцов (1874/1875 – 1950), живописец. «Заседание сельской ячейки» (1924) – подробная экспозиция характеров и типов, передача атмосферы времени.

Борис Владимирович Иогансон (1893 – 1973), живописец. Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: «Советский суд» (1928). Ищет новый типаж: «Рабфак идет. Вузовцы» (1928).

Развитие портретного жанра:

       Сергей Васильевич Малютин (1859 – 1937), живописец. Учился в МУЖВЗ, одновременно с И. Левитаном, К. Коровиным, М. Нестеровым. Работал в Талашкино, руководил работами кустарей. Создал образ человека новой эпохи, деятеля революции, человека искусства («Портрет Д. А. Фурманова», 1922). Сдержанность цветовой гаммы, динамика диагональных линий, сходящихся в смыслом центре – лице изображенного, монументальность образа.

       Георгий Георгиевич Ряжский (1895 – 1952), живописец. Учился у Голубкиной и Малевича. Создание обобщенного образа советской женщины: «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928).

       Евгений Александрович Кацман (1890 – 1976), живописец, график. Учился у Н. Рериха, К. Коровина. Один из основателей и руководителей АХРР, энтузиаст идеи «героического реализма», автор графических портретов и жанровых композиций («Калязинские кружевницы», 1928).

Развитие батального жанра:

       Митрофан Борисович Греков (до 1911 Мартыщенко; 1882 – 1934), живописец. Учился в батальной мастерской Ф.А. Рубо, у И.Е. Репина и П.П. Чистякова. С начала 1920-х - «летописец» знаменитой Первой Конной армии под командованием С.М. Буденного. Рассказ о буднях периода Гражданской войны («В отряд к Буденному», 1923), передача «романтики битвы», в сочных по цвету многофигурных полотнах: «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934).

       Развитие пейзажного жанра:

       Борис Николаевич Яковлев (1887 – 1938), живописец. Написал индустриальный пейзаж «Транспорт налаживается» (1924), объявленный позднее классикой социалистического реализма.

       Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1958), живописец. Учился у Саврасова, Поленова. Развитие лирического пейзажа, мастерство передачи световоздушной среды в картине «Голубая весна» (1930).

       Самостоятельная работа: сделать сообщение о творчестве ярких представителей объединения.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!