Список сокращений и список символических обозначений. 136 страница



Леви-Брюль, опираясь на идею Дюркгейма о социальной обусловленности сознания,выдвинул учение о 2 типах мышления человека: логическом и пралогическом.Оба типа сосуществуют на всех ступенях развития общества, но у людей первобытного общества пралогическое мышление преобладает. Эти типы различаются как по содержанию (которым м. б. реальная объективная действительность или магическое, сверхъестественное), так и по своей логике (мышление, подчиняющееся причинно-следственным отношениям, или мышление, нечувствительное к противоречиям, подчиняющееся закону партиципации — сопричастности). В настоящее время фр. антрополог К. Леви-Стросс (р. 1908), работая в русле Ф. с. ш., доказывает несостоятельность попыток противопоставить первобытное мышление современному и обосновывает положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества существует инвариантный слой — бинарные оппозиции (черное—белое, доброе—злое и т. п.), над которым надстраиваются исторически изменчивые уровни мышления.

Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием Гальбвакс применил к анализу явлений памяти, а Блондель — аффективно-волевой сфере человека. Под влиянием идей Блонделя и Леви-Брюля Ж. Пиаже в своих ранних работах развернул концепцию развития мышления ребенка. (А. Н. Ждан.)

ФРЕЙД ЗИГМУНД (Freud, 1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.Первые работы Ф. были исследованиями по анатомии и физиологии н. с. С 1880-х гг. Ф. занимается практической медициной и в соавторстве с доктором И. Брейером публикует в 1890-х гг. ряд работ о психогенном происхождении истерии и ее лечении с помощью гипноза.Симптомы истерии объясняются в этих работах как проявления скрытых от сознания больных (вытесненных в бессознательное)аффективных следов травматических событий их жизни (см. Аффекты).Впоследствии Ф. отказывается от гипноза и разрабатывает собственно психоаналитический способ лечения больных. Он заключается в анализе по определенным правилам спонтанно возникающих у больного ассоциаций по поводу к.-л. элемента его душевной жизни (метод свободных ассоциаций), толковании сновидений, а также различных ошибочных действий (оговорок, описок, забывания и т. п.) с целью вычленения с помощью психоанализа истинных (бессознательных) причин этих явлений и доведения этих причин до сознания больного. Результатом обобщения психоаналитических исследований Ф. этого периода явились опубликованные в нач. XX в. классические работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) и др., в которых Ф. дает первую схему строения психической жизни человека: сознание, предсознательное и бессознательное.

Причинами многих неврозов у пациентов Ф. в то время были различные сексуальные проблемы, поэтому Ф. обращается к исследованиям сексуальности и ее развития в детстве. С тех пор развитие сексуальности человека Ф. ставит в центр всего психического развития человека («Три очерка по теории сексуальности», 1905) и пытается объяснить им такие явления человеческой культуры, как искусство («Леонардо да Винчи», 1913), особенности психологии первобытных народов («Тотем и табу», 1913) и др. Однозначный пансексуализм Ф. отталкивает от него ряд его ближайших учеников (А. Адлер, К. Г. Юнг и др.), которые создают свои собственные психоаналитические концепции. После 1920-х гг. Ф. разрабатывает новые проблемы психоанализа: он пересматривает учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920), выделяя «влечения к жизни» и «влечения к смерти», предлагает новую модель строения личности (Я, Оно и Сверх-Я), распространяет идеи психоанализа на понимание практически всех сторон общественной жизни.

Психоанализ Ф. оказал существенное влияние на развитие психологической науки и психотерапии, а также на философию, литературу, искусство XX в. См. также Комплекс Эдипа, Неофрейдизм, Фрейдизм, Цензура.(Е. Е. Соколова.)

ФРЕЙДИЗМ (англ. Freudianism)психологическое и философское учение о личности человека, получившее название по имени основателя австрийского психиатра З. Фрейда;включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Ф. состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения:сексуальное и агрессивное. Т. к. удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного,и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними м. б. как простейшие действия, оговорки, так и произведения человеческой культуры, искусства.

Согласно учению Фрейда, структура личности состоит из след. инстанций: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Оно содержит биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется инстанцией Сверх-Я — «цензорным» компонентом личности (см. Цензура).Сверх-Я складывается из интернализированных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей.

Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты (см. Защита психологическая):вытеснения, проекции, регрессии, сублимации и др. При недостаточности мер защиты возникает невроз,в основе которого лежат, по мнению Фрейда, психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю против. пола (комплекс Эдипа или Электры).

Разнообразные невротические симптомы — символические формы этих вытесненных или недостаточно сублимированных инфантильных сексуальных влечений. Теория лечения неврозов (см. Психоанализ)предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря специфическому эмоциональному контакту врача и пациента — «перенесению» (трансфер). Травматогенный, но неосознаваемый конфликт вновь переживается пациентом, но в ослабленной форме, доступной для рационального анализа. Цель психоаналитической терапии — переключение влечения с инфантильно неприемлемого объекта на социально приемлемый. Приемы психоаналитической терапии включают анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, оговорок с целью выявления сексуально окрашенных образов и желаний, вскрытия их символического значения.

В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм,представители которого (К. Хорни,Г. Салливен, Э. Фромм, Э. Эриксон)пытались преодолеть пансексуалистическую тенденцию Ф. В качестве механизмов развития личности были объявлены: ощущение тревоги — «коренная тревога» и стремление к ее преодолению (Хорни); «межличностное поле» (Салливен) и стремление избавиться от переживания одиночества — «бегство от свободы» (Фромм). Однако все эти разнородные механизмы «социальной» детерминации поведения рассматривались представителями неофрейдизма как врожденные, фатально действующие. В неофрейдизме также проявляется антагонизм между личностью и ее социальным окружение.

ФРЕЙМ — см. Семантические сети.

ФРЕНОЛОГИЯ (англ. phrenology;от греч. phren — ум, разум) — ложная теория об однозначной связи между формой черепа и личностными (умственными и характерологическими) свойствами человека; одна из донаучных попыток узкой локализации «способностей» (т. е. психических функций и свойств) в коре головного мозга (см. Локализация высших психических функций).Основателями Ф. (в нач. XIX в.) были вполне уважаемые ученые — Франц Галль (1758-1828) и Каспар Шпуртцхайм (1776-1832); они составили классификацию психических «способностей» (по мнению Галля, существует 27 способностей, Шпуртцхайм прибавил к ним еще 8). Примечательно, что Англ. френологическое общество прекратило свое существование лишь в 1967 г. Галль относил к способностям, напр., такие качества, как стяжательство, гордость, скрытность, почитание, решительность, надежду и родительскую любовь. При всей спекулятивности и мифологичности Ф. общая идея о связи психики с корой больших полушарий была верной. (Б. М.)

ФРОММ ЭРИХ (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа».В отличие от биологизаторской позиции Фрейда,Ф. в понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Ф. оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества Ф. — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Ф. 2 способов существования человека («иметь» и «быть»), проблемы человеческой свободы и ее видов («свобода от» и «свобода для»), проблем т. н. «социального» (т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры) характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (напр. «рыночный характер» и др.), а также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Ф. считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Ф. приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество. См. также Фрейдизм.(Е. Е. Соколова.)

ФРОТТАЖ — см. Половые извращения.

ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio —обман, тщетное ожидание) — психическое состояние,вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой,отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ (англ. fundamental attribution error)— тенденция придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать ситуационные влияния при описании людей и их поведения, а также интерпретации причин поведения. Ф. о. а. приводит к неправильным, неадекватным атрибуциям.Термин введен Л. Россом в работе «Интуитивный психолог и его несовершенства: искажения в процессе атрибуции» (1977). Л. Росс и Р. Нисбетт выделяют в Ф. о. а. 2 стороны: чрезмерный диспозиционизм и недостаточно развитый ситуационизм.

Ф. о. а. может проявляться в разных формах, при этом наиболее экстремальный вариант тот, когда люди с легкостью относят поведение на счет личностных черт, опираясь на данные, которые допускают его интерпретацию исключительно на основании ситуационных факторов или всего лишь позволяют считать, что данная диспозиция проявляется в определенного рода ситуациях.

Имеются данные о культурных, социальных и половых различиях в атрибуции (напр., индийцы более, чем американцы, склонны интерпретировать события в ситуационных факторах; люди с более высоким социально-экономическим статусом склонны видеть в своем положении результат собственных усилий, а люди с менее высоким статусом — действие внешних факторов и пр.), что ставит под сомнение универсальность Ф. о. а. (И. А. Мещерякова.)

ФУНКЦИОНАЛИЗМ (англ. functionalism)методологическая ориентация (и научный подход) на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Ф. характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. В логическом смысле примат функции выражается в том, что знание функции признается необходимым (обязательным) предварительным условием для понимания и объяснения структуры и развития. Прототипами высказываний в духе Ф. могут служить след.: «Чтобы понять анатомию, надо понимать функцию — нельзя судить о назначении штопора на основании одних лишь его физических свойств» (Я. Сентаготаи, М. Арбиб); «структурные свойства языка объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах коммуникации» (Р. Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой и развитием выражается в признании функционирования (и деятельности) ведущим фактором формирования и развития структуры (в онтогенезе, филогенезе, социогенезе). Конкретные примеры этой методологии легко обнаружить в отечественной психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности принцип.В частности, исследователи речевого онтогенеза утверждают: «У развивающегося объекта вначале изменяется его функция, потом согласно ей перестраивается сам объект» (Е. И. Исенина); «главное внимание необходимо уделять функции речи ребенка — тому, зачем и для чего она возникает, т. к. именно назначение речи делает необходимым ее появление» (М. И. Лисина)и т. д.

Общий анализ методологии исследований Л. С. Выготского позволяет утверждать, что он не был ни функционалистом, ни структуралистом в каком-то узком смысле. Его методология наиболее адекватно м. б. квалифицирована как настоящий (не конъюнктурный) системный подход, ориентированный на понимание целостности объекта, выявление многообразных связей между структурой, функцией и генезисом, сведение разных представлений объекта изучения в единую теоретическую картину. Выготский был одним из первых психологов, кто оригинально, систематически и содержательно использовал понятия «функциональная система»,«структура функций», «межфункциональные связи», «функциональное развитие» и т. п. (Б. М.)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (англ. functional autonomy)— термин Гордона Олпорта (1937), обозначающий то же, что А. Н. Леонтьев называл «сдвиг мотива на цель» (см. Мотив),т. е. процесс превращения первоначально внешне мотивированного действия (поведения), выполняемого ради достижения к.-л. подкрепления, во внутренне мотивированное. (Б. М.)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. functional psychology)направление в психологии США конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении,в приспособлении (адаптации)к среде, к практическим ситуациям. Син. функционализм (в психологии). Корни Ф. п. уходят в эволюционное учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали влияние идеи У. Джемса о биологической полезности психики,о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность. Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), в которой подчеркивалось органичное единство сенсорных, центральных и моторных звеньев рефлекторного акта, осуществляющего приспособление индивида к среде (см. Инструментализм).Наиболее последовательное выражение Ф. п. получила в работах психологов Чикагской (Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвортс) школ.

В противоположность структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер),задачей которой было изучение структуры и элементов сознания, Ф. п. требует рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению (см. Инструментализм).Психические функции рассматриваются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на которую направлено поведение — с др. Ф. п. подчеркивает необходимость рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и психического, однако не преодолевает интроспективного понимания сознания. Практическая направленность Ф. способствовала развитию прикладных областей психологии — педагогической, мед., инженерной. Оказавшись не способной вскрыть детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, Ф. п. к нач. 1920-х гг. распалась. В Европе близкими к Ф. п. были Э. Клапаред (Швейцария) и Н. Н. Ланге (Россия). (А. Н. Ждан.)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (англ. functional system)— единица интегративной деятельности организма, представляет собой динамическую морфофизиологическую организацию центральных и периферических образований, избирательно объединенных для достижения полезного для организма приспособительного результата. Теория Ф. с. разработана П. К. Анохиным.

Ф. с. обладает способностью экстренной самоорганизации за счет внезапной мобилизуемости взаимодействующих компонентов, позволяющих динамически и адекватно приспосабливать организм к изменениям обстановки для удовлетворения возникшей потребности.Решающую роль в организации неупорядоченного множества компонентов в Ф. с. играет результат, который является систематизирующим фактором. Достижение приспособительного результата Ф. с. осуществляет при помощи специфических механизмов, из них наиболее важные: 1) афферентный синтез всей поступающей в ц. н. с. информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия; 3) реализация принятого решения в действии и 4) сличение афферентной модели акцептора результатов действия и параметров результатов выполненного действия, полученных организмом при помощи обратной афферентации.

Начальной стадией формирования Ф. с. является афферентный синтез,в процессе которого происходит взаимодействие мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации и извлеченных из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих воздействий принимается решение «что делать» и происходит переход от обработки информации к формированию программы действия — выбору из множества потенциально возможных действий одного, соответствующего результату обработанной информации.

Под влиянием пускового стимула скрытая предпусковая интеграция в виде команды, представленной комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим органам и реализуется в соответствующем действии. Неизбежным следствием совершаемого действия для организма животных и человека являются результаты, ради которых совершалось действие. Информацию о них ц. н. с. получает путем обратной афферентации от реально выполненного действия, которая сличается с афферентной моделью акцептора действия, сформировавшейся на основе афферентного синтеза. Совпадение заготовленного возбуждения и наличного, вызванного реальным действием, является сигналом успеха приспособительного действия, и организм переходит к след. действию. Несовпадение модели акцептора действия с обратной афферентацией, т. е. рассогласование, вызывает ориентировочно-исследовательскую реакцию, новый афферентный синтез с подбором информации, необходимой для принятия решения, соответствующего изменившейся обстановке.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!