Список сокращений и список символических обозначений. 112 страница
Являясь одним из видов детской деятельности (см. Деятельность детская),рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.
Все развитие рисования детерминировано разными формами усваиваемого ребенком социального опыта. В этом развитии переплетаются присвоение общих человеческих свойств и способностей (знаковой функции сознания, форм восприятия, основанных на использовании сенсорных эталонов),овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику формирования развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.
В процессе начального обучения рисованию взрослые учат ребенка употреблению знаков.Рисование представляет собой знаковую деятельность: в процессе рисования ребенок открывает для себя знаковый смысл графических построений. Одновременное называние словом-именем предмета и графического построения насыщает значение слова знаковым смыслом, концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через рисование. Тем самым ребенок открывает для себя еще один путь познания. Кроме того, графическое построение опосредствует связь предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.
|
|
Детское рисование вводит ребенка в специальную деятельность, отработанную долгой историей человеческой культуры. Содержание Р. д. зависит от общей умственной активности рисующего ребенка. Когда ребенок овладевает определенным количеством графических построений, у него начинает проявляться способность к образованию графического образа любого числа предметов и явлений. Познавательный интерес к окружающей действительности приводит к тому, что все многообразие человеческой жизни во всем диапазоне, от возвышенного до низменного, становится предметом изображения. Р. д. свидетельствуют о ценностных ориентациях,оказывающих влияние на детей, а также о внутренней позиции самого ребенка. Рисующий ребенок проявляет себя как представитель своей страны, нации, как носитель мужского или женского пола и как индивидуальность.Содержание его рисунков отражает то, что значимо именно для него в мире.
Обращаясь к тому или иному содержанию, ребенок стремится выразить свое отношение к изображаемому. Пока он с помощью взрослого не овладел конвенциальными средствами того или иного художественного направления, он ищет выразительные средства в своей собственной деятельности. Так, линия и цвет выступают как средство изображения и как средство выражения отношения. Среди специальных выразительных средств Р. д. можно назвать еще орнаменты, симметрические построения, а также гиперболизацию — использование преувеличения отдельных частей изображения для подчеркивания их особой значимости. Все это делает возможным использование Р. д. в психодиагностике.
|
|
Чтобы правильно проанализировать выразительные средства детского искусства, необходимо иметь представление о среде, в которой вырос ребенок. Он присваивает выразительные средства так же, как присваивает ценности духовной культуры общества, в котором живет. См. также Изобразительные способности, Художественные представления, Эстетическое развитие.(В. С. Мухина.)
РОБОТ (чешское robot)— термин, созданный чешским писателем Карелом Чапеком и использованный в его научно-фантастической пьесе «R. U. R.» (1920) для обозначения искусственных антропоморфных существ, способных заменить человека в трудовых процессах. По глубокой мысли Чапека, у Р. под влиянием труда произошел процесс очеловечивания, в то время как люди, перестав трудиться, утратили человеческие качества. Термин «Р.» использовал психолог Мак-Дауголл в лекции под названием «Люди или роботы» (1926), посвященной критическому анализу бихевиоризма.(Б. М.)
|
|
РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ (Rogers, 1902-1987) — амер. психолог, один из создателей гуманистической психологии.Автор т. н. недирективной психотерапии,или терапии, центрированной на клиенте. Основные ее правила: не давая прямых советов клиенту и избегая одновременно всяких оценок его поведения, путем глубокого эмпатического контакта с ним актуализировать все творческие потенции клиента и довести его до самостоятельного решения своих проблем. При этом цель психотерапевта — согласование между собой «реального Я» клиента (какой я есть в моих представлениях и оценках, зависящих от индивидуального опыта и оценок окружающих) и его «идеального Я» (каким я хочу быть). В настоящее время различные приемы недирективной терапии разрабатываются и используются в практике психотерапевтов разных стран мира, в т. ч. — на основе определенного критического отношения к ним — в рос. гуманистической психологии. См. Я-концепция.(Е. Е. Соколова.)
РОЛАНДИЧЕСКИЙ РИТМ — см. Мю-ритм.
РОЛЬ (социальная роль) (англ. role) — социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в группе (организации, обществе); к Р относятся также права и обязанности. Кроме того, Р. можно определить как формы поведения (действия), ожидаемые от субъекта в разных ситуациях в силу его принадлежности к тем или иным группам и социальным позициям. Однако ожидаемость — не единственная характеристика Р., они также предписываются, осваиваются, исполняются, нарушаются, принимаются или отвергаются. Примеры типов Р.: гендерные Р.,возрастные, семейные, служебные, профессиональные, игровые и т. д. Нередко Р. разных людей тесно взаимосвязаны и скоординированы (напр., отец—сын, учитель—ученик, продавец—покупатель, врач—пациент, священник—прихожанин); такие Р. называются реципрокными.Понятие Р. наполняется конкретным содержанием в этнографических (обычаи, обряды), эргономических, социологических, социально-психологических и т. п. исследованиях, хотя во многих сферах общественной жизни и деятельности Р., как правило, эксплицитно формулируются в должностных инструкциях, правилах пользования (напр., метрополитеном), религиозных заповедях и т.. п. См. также Конфликт ролевой.(Б. М.)
|
|
РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ (1878-1953) — рос. и сов. философ, психолог, педагог. Философское образование получил в Германии (Фрейбургский ун-т); преподавал в М., Иркутске, Красноярске; организовал и возглавлял Восточно-Сибирский ун-т (1918-20).
Научные интересы Р. — психология личности, педагогическая и возрастная психология, педагогика. Пик публикаций приходится на 1910-20-е гг., последняя — «Воспитание читательских интересов у школьников» (1950). Р. разрабатывал глубокую и многомерную концепцию личности,в которой личность представляет собой единство 4 групп свойств: индивида, индивидуальности, члена общества и культуры («О смысле жизни», 1927). В работах разных лет Р. анализировал социально нормальные (напр., игра, семья, книги, ун-т) и аномальные (напр., война) влияния на формирование личности. В личности Р. прежде всего видел продукт культурного развития, а проблема методов воспитания и обучения была для него «вопросом о сохранении культуры и об увеличении ее дальнейших возможностей». Владение философскими, педагогическими, психологическими и социологическими методами позволяло Р. рассматривать интересовавшие его проблемы интегрированно, одновременно «научно» и «практично», без упрощенчества и авторитарной дидактичности. Р. внес крупный вклад в изучение юности, в т. ч. юношеских переживаний, которые изучал на основе анализа юношеских дневников и ретроспективных автобиографических записей многих респондентов (1926, 1928). То, что «объективно» переживания юности не вполне адекватны реальному положению вещей, не ослабляет необходимость научного исследования их, а только усиливает.
Теоретические взгляды и результаты эмпирических исследований Р. до сих пор не получили достойной оценки. Между тем многие идеи Р. созвучны принципам гуманистического личностно-ориентированного направления в человекознании,некоторые особенно актуальны в настоящее время (напр., его энергичные выступления против тенденции «насаждать в юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность»). Еще в 1920-е гг. он сформулировал идею безоценочного принятия: когда юноша говорит о своей потребности в понимании, последнее означает не «рассудочное» понимание его мыслей и взглядов, а в большей степени потребность в сочувствии, ласке, поддержке, признании того, что данный индивид «переживает в себе нечто, чему надо придать известное значение». (И. А. Мещерякова.)
РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889-1960) — выдающийся сов. психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии.Философско-психологическое образование получил в Марбурге (Германия). Сочетал преподавательскую и научную работу; несколько лет (с 1942) возглавлял Ин-т психологии. Не менее важна и организаторская деятельность Р.: создание в МГУ кафедры, а затем отделения психологии (1943), а в Ин-те философии — сектора психологии (1945).
Первоначальную формулировку принципа единства сознания и деятельности,являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, можно усмотреть в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), но лишь в 1934 г. Р. сформулировал его в психологических терминах (человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально практической) и поставил во главу программы создания психологии на основе философии марксизма (см. Единства сознания и деятельности принцип).В 1947 г. Р. обвинили в космополитизме и временно сняли со всех постов (1949). Тогда же критике подвергся его труд «Основы общей психологии» (хотя в 1942 г. он был удостоен Сталинской премии). В 1956 г. Р. воссоздает сектор психологии, публикует работы «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959).
Р. сформулировал общефилософский принцип детерминизма (который кратко формулируется им как «внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, которая получила развитие в трудах его учеников и последователей, напр. применительно к проблеме мышления (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). В сфере интересов Р. находились многие проблемы общей психологии (мышление, эмоции, способности, темперамент и пр.), педагогической психологии, философии, логики и т. д. Философско-методологический потенциал идей Р. еще не исчерпан и пользуется возрастающим вниманием психологов, в т. ч. в ряде др. стран. (Е. Е. Соколова.)
_С_
САДИЗМ (англ. sadism;по имени фр. писателя маркиза де Сада, описавшего в своих романах множество способов истязания полового партнера и утверждавшего право человека на ничем не ограничиваемое сексуальное поведение) — половое удовлетворение, испытываемое путем причинения страданий или унижений сексуальному партнеру. Син. половое насильничество, эротический тиранизм, активная алголагния (альголагния). Термин «С.» предложен Р. фон Крафт-Эбингом. Для садиста сексуальное наслаждение возможно лишь при полном доминировании, неограниченном господстве над партнером, обычно проявляющемся в нанесении физических или психических травм. Диапазон действий садиста необычайно широк: от оскорблений, брани, угроз... до побоев, бичевания (флагелляция), нанесения ран, убийства.
Садистские наклонности могут не реализовываться в действии, а воплощаться только в фантазиях. Некоторые исследователи полагают, что садистские наклонности присутствуют в сексуальном сценарии каждого мужчины и даже каждой женщины (это проявляется в стремлении к полному обладанию объектом влечения), но они обычно тормозятся. Неверно думать, будто С. присущ только мужчинам. Объектом влечения садиста м. б. лицо как др., так и своего пола (садогомосексуализм),а также животное (зоосадизм).С. часто сочетается с педофилией и геронтофилией,когда слабость и уязвимость жертвы определяется молодым или, наоборот, преклонным возрастом. Особым случаем является воспитательный С., или диппольдизм (по фамилии домашнего учителя Диппольда, который ради получения сексуального наслаждения так истязал своего воспитанника, что довел его до смерти).
Крайние и весьма редкие случаи С. — некрофилия, вампиризм и бертранизм.Некрофилия (некромания, некросадизм) представляет собой половое влечение мужчин к трупам. Некрофилы чаще используют трупы, а на убийство идут крайне редко. Высказывается предположение, что некрофилия возникает в случае фиксации в сознании эякуляции и оргазма, наступающих у некоторых мальчиков и подростков при острой эмоциональной реакции, вызванной страшными рассказами о привидениях, кладбищах, убийствах. Вампиризм сочетает в себе элементы С. и фетишизма,причем роль фетиша играет кровь партнера. При легкой форме вампиризма девиант использует сладострастные чувства, воображая, как его партнер истекает кровью, или представляя потоки крови; при более тяжелой — он наносит укусы или царапины, иногда весьма серьезные порезы и уколы («подкалыватели»). В бертранизме (по имени описанного Крафт-Эбингом фр. поручика Бертрана, сексуально наслаждавшегося, выкапывая трупы, расчленяя их и иногда совершая с ними половой акт) соединяются некрофилия и С.
С. связан с попранием прав личности, агрессией. Следование садистским наклонностям нередко приводит к половым преступлениям, причем сопротивление жертвы лишь усиливает наслаждение садиста. Однако нередки случаи, когда партнер садиста не является жертвой в буквальном смысле, а также испытывает сексуальное наслаждение. С. и мазохизм тесно связаны, что может приводить не только к созданию устойчивой партнерской пары садист—мазохист, но и к перемене ролей. Многие исследователи предпочитают говорить о садомазохизме.(И. А. М.)
САДОГОМОСЕКСУАЛИЗМ — см. Садизм.
САДОМАЗОХИЗМ (англ. sado- masochism) — собирательный термин для обозначения садизма и мазохизма,как дополняющих друг друга способов сексуального удовлетворения, включая наличие обеих девиаций у одного индивида. Для обозначения этого сложного комплекса на рубеже XIX-XX вв. нем. врач Альберт Эйленбург предложил не ставший общеупотребительным термин «алголагния», или альголагния (от греч. algos — боль + lagneia — соитие, похоть), подразделив ее на активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы. Необходимость обобщающего понятия для, казалось бы, противоположных девиаций обосновывается существованием между ними глубокой связи. Садист и мазохист часто составляют в некотором смысле гармоничную сексуальную пару. Более того, в одном человеке могут сосуществовать садистские и мазохистские тенденции, что определяет чередование сексуальных сценариев (напр., активные и пассивные флагеллянты нередко меняются ролями и бичуют друг друга) и позволяет говорить о единой — садомазохистской наклонности.
Отношение к С. неоднозначно. Успешность партнерства садиста и мазохиста зависит не только от характера девиации, но и от степени ее выраженности. Если формы сексуального поведения одного партнера укладываются в диапазон приемлемости др., то они, служа лишь средством сексуального возбуждения и удовлетворения, усиливают сексуальные и эмоциональные связи в паре. В таком случае принято считать, что, являясь анормальностью (по сравнению с общепризнанной нормой), С. имеет право на существование. Однако психосексуальная стабильность пары нарушается, если садистская направленность одного усиливается и причиняемые им страдания превышают тот оптимум, который связан с их оргастическим переживанием партнером. В таком случае С. вступает в противоречие с естественными правами сексуального партнера и должен считаться недопустимым. Это справедливо и для нестабильных пар.
По мнению некоторых авторов, элементы С. присутствуют в сексуальной жизни большинства людей. Именно они создают возможность хотя бы частично компенсировать, с одной стороны, обычно подавляемое желание властвовать и, с др. — стремление к покорности, вверению себя более сильному и могущественному партнеру, отказу от психологической защиты. Польский сексолог К. Имелинский высказывает предположение о связи С. и эротической любви, проявляющейся в том, что страдания, связанные с любимым человеком, усиливают чувство и наслаждение. Кроме того, он квалифицирует публичные казни, бои быков, гладиаторские игры и т. п. как массовое проявление С. (И. А. М.)
САККАДИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ (англ. saccadic movements)— быстрые, скачкообразные версионные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений, а также на той стадии сна,которая, по-видимому, связана с возникновением сновидений. Амплитуда С. д. определяется локализацией объекта и стоящей перед субъектом задачей. Минимальная их величина равна десяткам угловых минут, а максимальная — 40-60°. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объекта и сопровождаются движениями головы и корпуса. Скорость С. д. увеличивается при увеличении их амплитуды и может достигать 800 угл. град. /с. Латентный период С. д. составляет ок. 200 мс. Параметры С. д. определяются примерно за 50 мс до начала скачка, поэтому изменение положения цели внутри этого временного интервала приводит к тому, что скачок сначала осуществляется на старое и лишь затем на новое место цели.
Незадолго до начала и во время С. д. происходит повышение зрительных порогов. Этот феномен, названный саккадическим подавлением (торможением), свидетельствует о том, что прием зрительной информации осуществляется г. о. в промежутках между С. д., когда глаза фиксируют ту или иную деталь объекта.
Добавление: При чтении длительность скачка между 2 соседними точками фиксации на одной строке составляет примерно 22 мс, длительность скачка, переносящего взгляд с конца одной строки к нач. следующей — 40 мс. Длительность С. д. почти не зависит от его направления. Скорость С. д. произвольно не регулируется. Она может несколько изменяться в зависимости от функционального состояния человека, уменьшаясь при сонливости и под воздействием алкоголя. (Т. П. Зинченко.)
САККАДИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ (англ. saccadic suppression)— кратковременное снижение чувствительности зрительной системы, вызванное саккадическим движением глаз при смене точки фиксации. Син. саккадическое торможение. В диапазоне ±100 мс относительно начала саккады чувствительность меняется в соответствии с U-образной по форме функцией времени, причем минимум чувствительности приходится на период выполнения движения глаз. Величина С. п. зависит от физических характеристик стимула (размера, яркости, контраста, длительности экспозиции) и амплитуды скачка глаз. При последовательных скачках во время рассматривания сложного изображения происходит суммация С. п., так что при каждом очередном скачке чувствительность зрительной системы снижается и является монотонно убывающей функцией от порядкового номера скачка в цикле сканирования. (А. И. Назаров.)
САКРАЛЬНЫЙ.
1. С. (от лат. sacer — посвященный Богу) — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. Ср. сакраментальный.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!