Список сокращений и список символических обозначений. 92 страница
Причины П. и. не изучены в полной мере. Факторами риска м. б. неблагоприятная наследственность,гормональные нарушения, поражения головного мозга различной природы (родовые травмы, интоксикации, нейроинфекции), нарушение психосексуального развития (как результат неправильного полового воспитания, изоляции от сверстников, в т. ч. против. пола), асоциальная среда, ряд психических заболеваний: шизофрения, эпилепсия, психопатии.Напр., у истерических психопатов возможны эксгибиционизм и нарциссизм; у тормозимых — вуайеризм, педофилия, фетишизм, зоофилия; у возбудимых — эксгибиционизм и педофилия в сочетании с садизмом. Среди педофилов немало, конечно, психически больных или гиперсексуальных людей, однако в основном к педофилии прибегают пожилые люди, у которых наблюдается возрастное снижение потенции, а также подростки и люди с задержкой психосексуального развития и фиксацией полового общения на подростковой стадии.
Был выдвинут ряд концепций (генетическая, эндокринная, неврогенная, условно-рефлекторная), отличающихся определенной односторонностью. Исключение представляют психоаналитическая и дизонтогенетическая концепции. Согласно последней, П. и. — это результат нарушения психосексуального развития и закрепления модифицированных, гипертрофированных, незрелых форм проявления сексуальности, свойственных детскому и подростковому возрастам.В этой концепции выделяются 3 группы П. и.: 1) транзиторные (заместительные) — формируются на фоне правильного развития сексуальности при невозможности нормальной реализации либидо (в период юношеской гиперсексуальности, в условиях изоляции, однополых коллективов); исчезают при нормализации условий для половой жизни; 2) формирующиеся на фоне задержки психосоциального развития (нарушение коммуникации с лицами против. пола, задержка формирования либидо на платонической и эротической стадиях); могут длиться годами, но не реализуются (перверсные тенденции) и не приводят к личностным изменениям; 3) формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития — бывают результатом психических расстройств или растления со стороны др. лиц; развиваются при пониженных порогах возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм; наслоение этапа психосексуальной ориентации на этап становления половой роли ведет к быстрой и прочной фиксации неадекватных способов реализации либидо; такие П. и. определяют поведение, с трудом корректируются.
|
|
Лечение П. и. должно быть комплексным и длительным. Применяются психотерапия,гипноз, медикаменты для подавления либидо (антиандрогены); зарубежные попытки хирургически воздействовать на мозговые центры были признаны опасными для здоровья и жизни пациента. Профилактика П. и. заключается в предупреждении ускорения психосексуального развития и искажения либидо, необходимым условием чего является создание действенных барьеров на пути растления, совращения детей и подростков, ознакомления их с порнографией.Большое значение имеет нормализация общения, а также ранняя диагностика и лечение психических заболеваний.
|
|
Уголовный кодекс РФ расценивает развратные действия в отношении несовершеннолетнего как половые преступления и предусматривает уголовную ответственность за совершение с ним или при нем полового акта, занятие онанизмом или эксгибиционизмом; возбуждение или удовлетворение половой потребности несовершеннолетнего путем прикосновения к его половым органам, ознакомления с порнографией. (И. А. М.)
ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ МЕТОД — см. Метод полярных профилей.
ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА (англ. interference immunity of human operator)— свойство человека эффективно выполнять заданную производственную программу при наличии помех, близких по своему характеру к параметрам полезных сигналов.
Понятие П. о. введено в психологию на основании анализа тех видов трудовой деятельности, в которых поступающая информация может искажаться за счет неточной работы приборов (напр., «запаздывания» приборов), где канал связи, по которому проходит речевое общение оператора и абонента, заполнен посторонними сообщениями — помехами, оказывающими сбивающее действие (напр., при радиотелефонной связи летчиков с оператором пункта управления).
|
|
В исследованиях по П. о. изучается эффект подсказок как помех: опоры на письменный текст при устном выступлении, подачи радиокоманд и др. сигнализации корригирующего и запрашивающего характера; при этом создается как бы «двойник» деятельности — 2 текста, одинаковых (близких) по форме и содержанию, но смещенных во времени. Восприятие полезных сигналов на фоне помех требует большого нервного напряжения (описаны случаи потери сознания и явлений физиологического дискомфорта вазомоторного характера). Пробы на П. о., основанные на принципе воспроизведения, используются в профессиональном отборе.(В. М. Мунипов.)
ПОНИМАНИЕ (англ. understanding, comprehending)— широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
|
|
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак — человек понимания. Я — человек исключительного понимания. Гете — человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. — само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.
Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей.Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика,экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры — эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998).
П. — это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов — предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку — концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики)могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.
Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов.Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.
В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.
П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн).Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Verstehende Psychologie,англ. understanding psychology)— направление в нем. психологии конца XIX — нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.
Идею разработки этого направления выдвинул нем. философ В. Дильтей в своей «описательной» психологии, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе (духе), отрицание самой возможности экспериментальными методами изучать человеческое сознание.Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки встретило решительные возражения со стороны ее передовых представителей, в частности, Г. Эббингауза,указавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке.
Идеи П. п. получили наиболее полную реализацию в работах Э. Шпрангера, который ввел термин «П. и.» и выделил 6 типов личности или «духовной индивидуальности», в дальнейшем подвергнутых эмпирической проверке в работах Г. Олпорта и др.
Предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому феноменологический описательный подход оказал влияние на многих психологов (А. Пфендера, Ф. Крюгера и др.), а также на некоторых философов-экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер).
ПОНОМАРЕВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1920-1997) — сов. психолог, доминантой интересов которого были творчество, продуктивное мышление и интуиция.Теоретические изыскания в этой области он совмещал с превосходно выполненными экспериментами по решению разнообразных задач:от учебных задач школьниками до решения творческих задач умственно развитыми взрослыми. П. находил подобие форм поведения детей на этапах развития способностей детей действовать «в уме» и на фазах решения творческих задач взрослыми. Это дало ему основания заключить, что этапы онтогенеза преобразуются в структурные уровни механизма решения задач. П. занимали проблемы природы психики и предмета психологии.П. — автор многих книг, посвященных мышлению (см.: П. Психология творения. Избранные психологические труды. М., 1999). (В. П. Зинченко.)
ПОНЯТИЕ (англ. concept) — форма знания,которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие.Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности.Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения).Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым П. скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах — целесообразно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее — прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей.
П. в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое П. фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического П. выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов (см. Теория).
ПОПРАВКА НА СЛУЧАЙНЫЙ УСПЕХ (англ. correction for chance, correction for guessing) — предложенный Г. Блэквеллом способ обработки данных психофизического эксперимента, позволяющий учесть долю случаев, когда испытуемый дает положительный ответ на предъявленный раздражитель не на основе возникшего у него ощущения, а в результате действия несенсорных факторов. Син. Коррекция на угадывание.
П. н. с. у. выведена для случая признания порогового принципа работы сенсорной системы; поэтому в исследованиях, основанных на признании принципа непрерывности (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала),она неприменима. (К. В. Бардин.)
ПОРНОГРАФИЯ (англ. pornography;от греч. porne — развратница) — непристойное, вульгарно-натуралистическое изображение или описание полового акта, нацеленное на сексуальное возбуждение (или, как говорится на литературном языке,предназначенное «для разжигания низменных инстинктов»); термин появился в XVIII в. после публикации книги Ретифа де ла Бретонна «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственной проституции». См. Половые извращения.(И. А. М.)
ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ (англ. thresholds of sensations) — основные характеристики любого анализатора.Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П.о. — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П.о. — максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный П. о. — минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями 1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. См. Порог моментальный, Порог относительный, Порог сенсорный.(К. В. Бардин.)
Добавление ред.: То, что в рос. литературе называется «абсолютный нижний порог», в зарубежной литературе называется проще — «абсолютный порог» (или «порог обнаружения»); при этом «абсолютный верхний порог» удобнее именовать «терминальный порог» (см. Порог терминальный),однако следует помнить, что последний — это теоретическая фикция, которую ни один разумный психофизик не станет измерять психофизическими методами;к нему также не имеет отношения ни одна из существующих пороговых теорий.(Б. М.)
ПОРОГ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ (англ. threshold of disappearance) — «технический» (вспомогательный) термин, используемый в психофизическом методе минимальных изменений:1) при измерении абсолютного порога — точка в континууме стимулов, ниже которой раздражитель перестает вызывать у испытуемого ощущение; 2) при измерении дифференциального порога — точка исчезновения впечатления разницы между сравниваемыми стимулами. П. и. определяется как среднее между величиной последнего раздражителя, вызвавшего положительный ответ испытуемого, и величиной первого раздражителя, приведшего к изменению категории ответа. Ср. Порог появления.(К. В. Бардин.)
ПОРОГ МОМЕНТАЛЬНЫЙ (англ. momentary threshold)— мгновенное значение сенсорного порога; др. словами — значение, которое имеет непрерывно флуктуирующий сенсорный порог в некоторый момент времени. См. Пороговая теория Фехнера, Порог сенсорный, Пороги ощущений.(К. В. Бардин.)
ПОРОГОВАЯ ТЕОРИЯ ФЕХНЕРА (англ. Fechner' s threshold theory) — составная часть психофизики,созданной Г. Фехнером.Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на 4 этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс). Порог рассматривался как пункт перехода от 2-го к 3-му этапу — от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определять процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая существования и важности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением.
Фехнер определил порог как критическую величину раздражения, выше которой действие последнего вызывает у человека ощущение, а ниже которой этого ощущения не возникает (Абсолютный порог).Применительно к ситуации различения (дискриминации) порог — это та минимальная разница в величине раздражителей, больше которой человек замечает различие между этими раздражителями и меньше которой они кажутся ему одинаковыми (Дифференциальный порог).
Т. о., порог выступает как та начальная точка, которую, очевидно, следует принимать за нуль отсчета при изменении ощущений. Этим путем и шел Фехнер при выводе основного психофизического закона (см. Закон Фехнера).Действительно, из формулы этого закона следует, что y = k (log S — log s), где y — величина ощущения; S — величина действующего раздражителя; s — величина порога; k — константа. Очевидно, при величине раздражителя, равной пороговой, правая половина равенства обращается в нуль: ощущение не имеет места. Вместе с тем Фехнер признавал, что порог не является инвариантным во времени, и в различные временные моменты значения порога будут различными (см. Порог моментальный).Т. о., если порог, являющийся нижним пределом чувствительности сенсорной системы, представляет собой флуктуирующую величину, то, естественно, он м. б. охарактеризован лишь статистически. В связи с этим Фехнер был вынужден заняться разработкой методов измерения и вычисления порога, получивших название психофизических методов.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!