Список сокращений и список символических обозначений. 84 страница



ОСТРОТА ЗРЕНИЯ (англ. visual acuity)пространственный порог зрения, способность различать мелкие или далекие объекты. В частности, О. з. характеризуется минимальным расстоянием между 2 точками, при котором эти точки с данной дистанции еще различаются как раздельные. О. з. выражается в угл. единицах. В офтальмологии О. з. обычно определяется с помощью набора из рядов букв постепенно уменьшающегося размера или набора изображений колец, имеющих в том или ином месте узкие разрывы разной ширины (кольца Ландольта). О. з., при которой замечаются интервалы между объектами, величиной в 1 угл. мин, считается нормальной. Устойчивость, с которой глаз может сохранять данную степень О. з., называется устойчивостью ясного видения. (Т. П. Зинченко.)

ОСТРОТА ОБОНЯНИЯ — см. Ольфактометр.

ОСТРОТА СЛУХА (англ. auditory acuity)чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений. 1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц. 2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. О. с. повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения О. с. пользуются специальным прибором — аудиометром (см. Аудиометрия).(Т. П. Зинченко.)

ОСЯЗАНИЕ (син. гаптическое восприятие, от греч. hapto — касаюсь) — один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. — один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.

О. — филогенетически древний вид восприятия. Его прообраз существует уже у некоторых растений, реагирующих на соприкосновение с твердым телом изгибанием органов, напр. усиков (гаптотропизм). На уровне беспозвоночных появляются специальные рецепторы О. — осязательные волоски. В жизни многих высших животных важную роль играют вибриссы — пучки длинных осязательных волос, расположенных на лапах (у многих сумчатых), на верхних и нижних челюстях (напр., у кошки). У некоторых обезьян (коат, или паукообразных обезьян, ревунов и пр.) О. является одной из функций хвоста (часть которого свободна от шерсти и покрыта «дактилоскопическим узором»), конечностей (передних и задних), губ и языка.

Человек способен осязать всей кожей, однако пороги О. у различных участков варьируют в широких пределах. Так, пороги ощущения прикосновения составляют для кончика языка — 2, кончиков пальцев — 3, тыльной стороны ладони — 5, поясницы — 48, подошвы — 250 г на мм2. (См. также Ощущения тактильные.)

Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важный орган О. рука. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и двигательный (кинестезический) анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят, реконструируют форму (контур) предмета, как бы «снимая» его «слепок». О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.

Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное и инструментальное О.

Активное О. — процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры. Для активного О. характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет двигательный (кинестезический) анализатор.

При пассивном О. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов. (См. также добавление.)

Мономануальное О. (от лат. mono — один + manus — рука) — пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют 2 основные стадии обследования предмета. На 1-й, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда 2-3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на 2-й — после размашистых, «обзорных» движений руки возникает тактильный образ предмета.

Бимануальное О.(от лат. bis — дважды + manus — рука) — осязание 2 руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, большая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для бимануального О. характерно разделение функций рук: одна выполняет функцию опоры или нач. отсчета, др. — собственно ощупывания; при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию — ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, — асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений — необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бинуальное О. необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.

Инструментальное О.осуществляется с помощью к.-л. вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. См. также Гаптика, Иллюзия Аристотеля.

Добавление: Пассивное О. свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств, необходима развертка, т. е. необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана (1948), Л. М. Веккера (1959) и др. к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Т. о., возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от О. к ощупыванию.

Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ. (Т. П. Зинченко.)

ОТКАЗ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА —невыполнение человеком-оператором предписанных действий или такое снижение качества их выполнения, которое делает невозможным достижение цели деятельности. См. Надежность деятельности человека оператора, Надежность человека-оператора.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ — Порог относительный.

ОТНОШЕНИЕ (как черта характера) — см. Характер.

ОТНОШЕНИЕ (как чувство) — см. Чувства.

ОТРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — см. Психика.

ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ — субъективный познавательный процесс (а равно результат этого процесса), в котором объект познания выступает в чувственной форме, т. е. в форме ощущений, восприятий, представлений.У человека О. ч. — психическая деятельность, направленная на образование адекватного объекту образа.Последний является результатом и формой О. ч. Специфика человеческого О. ч. проявляется в сознательном характере чувственных образов.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ (англ. abreaction)психоаналитический термин для обозначения процесса эмоционального переживания, как правило, с заметными экспрессивными компонентами (слезы, брань и др.), в результате которого снижается или устраняется внутреннее напряжение (тревога), т. е. наступает состояние внутреннего облегчения, очищения (ср. Катарсис).В более узком значении относится к повторному осознанию и эмоциональному переживанию травматических событий из прошлого пациента, воспоминания о которых ранее были вытеснены из его сознания. Син. абреакция, эмоциональная разрядка. (Б. М.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОСЛЕОБРАЗ (англ. negative afterimage)зрительный последовательный образ с яркостными отношениями, против. яркостным отношениям стимулирующего поля. Это 2-я фаза в динамике послеобразов, следующая за положительным послеобразом. При предъявлении хроматического стимула О. п. имеет цвет, дополнительный к цвету раздражителя. Дополнительными цветами называют пары хроматических цветов: оранжевый и голубой, красный и голубо-зеленый, пурпуровый и зеленый и др. — от смешения которых получается ахроматический цвет (см. Цвета дополнительные).Возникновение О. п. объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях О. п. не наблюдаются, поскольку движения глаз препятствуют развитию утомления к.-л. одних участков сетчатки. (Т. П. Зинченко.)

ОТРОЧЕСТВО — см. Подростковый возраст.

ОШИБКА (англ. error)— несоответствие между целями пользователя и ответом системы (по определению стандарта ISO 9241-13 — Межд. Организации по Стандартизации). Определение предполагает, что О., вызванная не сложностью задачи, а сложностью орудия (напр., компьютерной системы), является не О. пользователя, а О. разработчиков этого орудия. См. Надежность человека-оператора.(К. В. Самойлов.)

ОШИБКА СТИМУЛА — см. Самонаблюдение, Э. Титченер.

ОЩУЩЕНИЕ (англ. sensation)1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств,раздражения последних (см. Анализатор),а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).

Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное),включая восприятие и представления памяти.Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии.Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.

В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева)утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия),причем совершенно очевидно, что подобное активное «уподобление» есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии,справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О.может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности,в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные идр. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр. пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий.2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) экстероцептивные,возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные,отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы);3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические).В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн,Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог Х. Хэд (1918) выделивший более древнюю протопатическую чувствительность и более молодую эпикритическую.

О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как «продукта развития всей всемирной истории» (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства.См.также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ БОЛЕВЫЕ — см. Болевые ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ ВКУСОВЫЕ — см. Вкус, Какогевзия.

ОЩУЩЕНИЯ ЗАПАХОВ — см. Обоняние.

ОЩУЩЕНИЯ ЗВУКОВ — см. Слух.

ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ — см. Кинестезические ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ КОЖНЫЕ — см. Кожные ощущения.

ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ (англ. organic sensations)— ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма; являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей.Обычно к О. о. относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство. Син. висцеральные ощущения.

Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра — нервных клеток, расположенных в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, вследствие изменения состава омывающей их крови (концентрации некоторых продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Электрическое раздражение (с помощью вживленных электродов) этой области гипоталамуса вызывает у животного стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение — к отказу от нее и гибели от истощения. Пищевой центр контролируют др. мозговые структуры, в первую очередь миндалины (см. Амигдала),некоторые отделы новой коры, а также расположенный в дорзолатеральной части среднего отдела гипоталамуса центр насыщения,с которым пищевой центр связан реципрокными отношениями (см. Реципрокная координация).При электрическом раздражении клеток центра насыщения животное отказывается от еды, а при разрушении — испытывает неутолимый голод и непрерывное стремление поглощать пищу (булимия). Центр насыщения также находится под контролем высших отделов ц. н. с. Периферический компонент чувства голода — особые ощущения, субъективно локализованные в подложечной области, связанные с «голодными» движениями желудка.

Чувство жажды обусловлено возбужденным состоянием питьевого центра — нервных клеток, расположенных в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамической области.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!