Список сокращений и список символических обозначений. 53 страница



КОЖНОЕ ЧУВСТВО (англ. cutaneous sense, dermal sense)— совокупность сенсорных способностей, связанных с рецепторами кожи. К. ч. включает чувство прикосновения, давления, вибрации, термическое чувство (ощущения тепла и холода), чувство боли. См. Болевые ощущения Ноцицептивная чувствительность), Вибрационная чувствительность, Гаптика, Осязание, Тактильная чувствительность, Температурная чувствительность, Соместезия.

КОЖНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (англ. cuteneous sensation)— ощущения,вызываемые воздействием механических и термических стимулов. Кожная чувствительность обеспечивается системой специальных рецепторов,имеющихся в кожных покровах, включая слизистую оболочку рта и носа, а также роговую оболочку глаз. К К. о. относятся тактильные, вибрационные, температурные и болевые ощущения.К. о. тесно связаны с кинестезическими (двигательными), объединяясь функционально в специальном органе труда и познания (у человека) — руке. Комбинация кожных и кинестезических ощущений обеспечивает осязание предмета. (Т. П. Зинченко.)

КОКАИН (гидрохлорид) (англ. cocaine)— алкалоид, получаемый из листьев южноамер. растения кока (испанское coca).Имеет анестетический эффект при местном применении на слизистые оболочки; сильный стимулирующий наркотик, длительное употребление которого ведет к патологической зависимости — кокаинизм. Листья коки используются при производстве широко известного напитка кока-кола, который не следует ассоциировать с К.

КОМАТОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ — см. Сознания патология.

КОММУНИКАЦИЯ (от англ. communicate — сообщать, передавать) Вербальная К.— целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода)некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией, а иногда даже утверждается и единственность функции К. Существует и невербальная К., которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную К., с др. — обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного). См. Массовая коммуникация, Общение.

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ (от лат. compensatio — возмещение) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина,в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).

Существуют 2 типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, 2-я — путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.

К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)

КОМПИЛЯЦИЯ (англ. compilation;от лат. compilare — грабить, похищать).

1. Проверка и перевод программы с языка программирования на машинный язык. Программа, осуществляющая К., называется компилятором.

2. Литературная (в т. ч. научная) работа, составленная посредством выписок и переработки др. сочинений, без приложения самостоятельного творчества, своих оригинальных мыслей. Компилятивный — составленный посредством К.

3. Процесс перехода содержания декларативной памяти в процедурную, т. е. процесс формирования навыка (операции),иногда тоже называют К. См. Память процедурная.(И. Б. Мещеряков.)

КОМПЛЕКС (от лат. complexio — связь, соединение; совокупность; рассказ; вывод).

1. В самом широком смысле К. — это совокупность разнообразных и в то же время чем-то (напр., функционально, генетически) сходных «предметов», составляющих одно целое (спортивный К., К. упражнений, культурный К., симптомо-К., К. оживления и т. д.).

2. Один из видов допонятийных обобщений,представленных в мышлении комплексном.

3. Понятие К. широко используется в глубинной психологиианалитической психологии,разработанной К. Юнгом психологической концепции, К. — вытесненные в подсознание («личное бессознательное») аффективно окрашенные (эмоционально заряженные) воспоминания и мысли;др. словами, К. — стабильное соединение, сочетание аффекта (чувствапредставления. З. Фрейд воспользовался юнгианским понятием К. и ввел в свою теорию 2 К. — эдипов К. и К. кастрации. Кроме того, в индивидуальной психологии (А. Адлера)разработаны понятия о К. неполноценности и превосходствафолк-психологии под «К.» нередко понимается исключительно «К. неполноценности». (Б. М.)

КОМПЛЕКСЫ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И ПРЕВОСХОДСТВА (англ. inferiority and superiority complexes; inferiority and superiority feelings).Комплекс неполноценности (К.. н.) обозначает не столько локальный феномен душевной жизни, сколько концепцию психического развития и энергетики. Концепция К. н. принадлежит А. Адлеру,первому отказавшемуся от пансексуализма классического психоанализа.Заменить Фрейдово либидо как энергетический двигатель психической активности и поведения призван был К. н. Согласно Адлеру, каждый человек в раннем детстве переживает чувство собственной недостаточности, как бы неполноценности. В отсутствие дополнительно провоцирующих это переживание факторов (болезнь, небрежность родителей, реальные или мнимые неудачи, уродства и т. п.) обоснованием для него служит просто сама по себе слабость ребенка, ограниченность его сил, подверженность страхам, зависимость от кажущихся ему сильными, знающими, ничего не боящимися, «могущественными» взрослых. Будучи дистоническим, неприятным, чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных или мнимых. Так как К. н. продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все большей компенсации — сверхкомпенсации (в отечественной литературе чаще употребляется термин: гиперкомпенсация), порождающей т. н. комплекс превосходства (К. п.) над другими — оборотную сторону К. н. Нужно заметить, что сверхкомпенсация всегда сопутствует К. н., что касается К. п., то он может присутствовать и без К. н., так же как и К. н. может не порождать К. п.

Вытесненное детское чувство слабости и недостаточности оказывается постоянно действующим, принципиально ненасыщаемым источником активности индивида. Концепция Адлера предусматривает, что наилучшим вариантом сверхкомпенсации является власть. К. н. часто рассматривают как источник «воли к власти»,а не психического развития в целом.

В категориальной системе психоанализа комплекс — это соединение, сочетание аффекта и представления, в связи с чем слово «комплекс» оказалось более уместным в обозначении и изложении концепции К. н., чем термины чисто эмоционального плана («чувство», «переживание», «аффект»).

Выражение «К. н.» используется не только в психологии, но и в обыденной речи, причем в значениях, довольно далеких от адлеровского. В частности, как в научном, так и особенно в житейском языке речь часто идет не об общей закономерности в развитии и функционировании психики, а о локальном феномене и свойстве, присущем одним индивидам и не присущим др. В житейском словоупотреблении К. н. обычно ассоциируется с робостью, неуверенностью в себе, мнительностью, т. е. с чертами психастенической личности. Напротив, проявления сверхкомпенсации или К. п. воспринимаются как «бескомплексность», «комплекс полноценности», «незакомплексованность». Следует добавить, что термин «комплекс» превратился практически в син. К. н., причем не только в житейском, но, отчасти, и в научном словоупотреблении. (Е. З. Басина.)

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ (англ. revival complex, revitalization complex)метафорический термин, введенный в 1920-е гг. рефлексологами (Н. М. Щеловановым и его сотрудниками — Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой) для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). В состав К. о. традиционно включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и др. компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

К. о. складывается постепенно, начиная с 3-й нед. жизни. Сначала отмечается замирание или сосредоточение при звуках, зрительная фиксация объекта (предмета или лица человека), затем появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На 2-м мес. при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь К. о. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до 3-4 мес, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.

При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и др. отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. Слабая выраженность к.-л. компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.

Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже Лисина М. И.и ее коллеги показали, что К. о. — это не только реакция, но и инициативная акция, выполняющая функцию общения младенца со взрослыми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения младенец подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая др., и наоборот. (С. Ю. Мещерякова.)

КОМПЛЕКС ЭДИПА (англ. Oedipus complex)одна из важнейших концепций фрейдовского психоанализа.Объясняет становление индивида как социального (морального) субъекта и формирование высшей психической инстанции (Суперэго), в результате чего индивид делается личностью.Интерпретирует также глубинные мотивы взаимоотношений между детьми и родителями. Концепция К. Э. не только отсылает к античному миру об Эдипе, но и сама, как и многие др. концепции психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, но символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в виде мифа К. Э. вошел в контекст западной культуры XX в.

В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агрессия сочетается не только со стремлением,но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации (с отцом) — мальчик «становится» на его место и даже как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения (мужскую социальную роль), но главное — систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого (отца). Эта система — моральная цензура сознания — образует т. н. Суперэго (Сверх-Я), представляющее в индивидуальной психике социальные нормы и являющееся одним из 3 основных элементов, образующих, согласно З. Фрейду,структуру личности (Ид, Эго, Суперэго). Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и женится на матери (инцест). Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба эти деяния, понималось Фрейдом как свидетельство того, что в раннем (первобытном) обществе сожительство с матерью и убийство отца были обычным делом (соответствующим естественной мотивации), на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет (табу), глубоко укоренившийся в культуре всех народов.

Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителем, чье место хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью) начинает доминировать лишь в подростковом возрасте,при нормальном развитии совпадая с полом ребенка. Вместе с тем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих родителей, и его Суперэго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.

Женская версия К. Э. — комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциация — сюжет, в котором микенская царевна Электра убивает собственную мать за то, что та убила своего мужа (отца Электры). В этом сюжете Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет. Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем сходным с К. Э.

Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости, всеобщности элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Др. вариант критики — утверждение, что сам К. Э., равно как и особая значимость сексуальных переживаний, «запретного плода», и их вытесняемость в бессознательное,наполненность бессознательного исключительно сексуальной мотивацией (пансексуализм), — феномены современных Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со 2-й трети XX в. конкретно-житейскую активность. Очевидно, обе критические версии, как и ряд эмпирических исследований, воспринимают К. Э. не как психоаналитический миф, а как научную идею. Представителям психоанализа более импонирует то, что концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (начало чему положил сам Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе). (Е. З. Басина.)

КОНАТИВНЫЙ (от лат. conatus — попытка, усилие, стремление) — термин, относящийся к интрапсихическим (мотивационным и волевым) и интерпсихическим процессам регуляции поведения. Напр., поведенческий компонент аттитюдов синонимично называют «К.»; регулятивную функцию знаковых сообщений также называют «К.». Т. о., этот термин образует триаду вместе с терминами «когнитивный» и «аффективный». Изредка используется также существительное «конация». (Б. М.)

КОНВЕКСИТАЛЬНЫЙ (от лат. convexus)выпуклый. Напр., конвекситальная (т. е. выпуклая наружная) поверхность больших полушарий мозга (в отличие от медиальной и базальной поверхности).

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (англ. convergence theory)— теория психического развития ребенка, выдвинутая нем. психологом В. Штерном.Син. теория двух факторов.

В К. т. делалась попытка снять односторонность 2 предшествующих ей теорий психического развития — преформизма (нативизма) и сенсуализма (эмпиризма). В 1-й из этих теорий предопределяющее значение в развитии ребенка придавалось внутренним условиям — фактору наследственности,во 2-й — внешним условиям, окружающей ребенка среде (см. Кондильяк Э.).

Штерн исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) 2 указанных факторов, при доминирующей роли фактора наследственности. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики.

К. т. по своему существу биологизаторская. Психическое развитие сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств (см. Возрастная психофизиология).Внешней среде придается лишь роль катализатора, фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.

Взгляды Штерна на психическое развитие отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция. См. Биогенетический закон, Рекапитуляция.

КОНВЕРГЕНЦИЯ ГЛАЗ (от лат. convergere — приближаться, сходиться) — тип вергентных движений,для которого характерно сведение зрительных осей обоих глаз на более близкие объекты. К. г. необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалось на соответствующие (корреспондирующие) места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился. К. г. служит также в качестве источника информации о расстоянии до объекта. См. Бинокулярное зрение, Дивергенция глаз.

Добавление: Угол К. г. непосредственно используется в глубинном зрении в качестве признака удаленности. Это «дальномерное устройство» действует на расстояниях до 450 м. Полимодальная комбинация раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации глаз,а также К. г., является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета. Обратим внимание на тесную связь аккомодации и К. г.: определенное состояние 1-й вызывает определенную степень сведения зрительных осей, и наоборот. См. также Константность восприятия.(Т. П. Зинченко.)


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!