Охарактеризуйте личность Кенесары Касымова



Кенесары Касымов - казахский султан, хан Среднего жуза. Родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула.

В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымов был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев, разбиравший дела по нормам шариата. Своей налоговой политикой Кенесары закреплял нормы мусульманского права: для скотоводческих районов сохранил зякет (налог, взимавшийся со скотоводов в пользу хана), для земледельческих - ушур (налог, взимавшийся с оседлого населения).

Кенесары проводил политику своего деда Аблая, полагавшего, что только жестокость может сделать ханскую власть прочной. Свою власть он поддерживал путем жесткой дисциплины, порой граничащей с террором. На захваченных землях Кенесары утверждал династический режим.

Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом - протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Будучи вождем движения и горячим патриотом своей отчизны, Кенесары Касымов в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость.

Острие своей дипломатической и политической активности он связывал с согласием царского правительства на уничтожение военно-административных центров и форпостов, усиленно насаждавшихся в это время и разрезавших живую органику суверенитета казахского народа. Движение Кенесары было последней отчаянной, по сути трагической попыткой объединить народ и сохранить государственность хотя бы в рамках общей вассальной зависимости. Вот почему, как заметил Букейханов, его слава затмила в народных сказаниях даже славу популярного деда Аблай хана.
Политическое наследие Кенесары сохранилось в памяти народа как его честь, гордость и достоинство. Наследие Кенесары подобно его личной судьбе испытало различные превратности. Им вдохновлялись, но и его же с неумолимой последовательностью пытались вытравить из памяти, совести, сознания народа.

В чертах личности Кенесары, чья политика опиралась на жестокости законов войны и союзничества, явственно просматриваются гены Чингис-хана. Бартольд писал: "Чингис-хану было присуще необыкновенное самообладание и полное отсутствие односторонних увлечений, бесполезной жестокости или самодурства, сдержанность и достоинство в присутствии посторонних, огромные организаторские способности, в его армии были немыслимы воровство и ложь". Это определение в полной мере можно отнести и к хану Кенесары.

Обозначьте на карте Казахстана археологические памятники кангюев. Расскажите о них, их особенностях и значении.

На запад от уйсунов, в долинах Таласа, Сырдарьи и центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангюев.

Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культу­ра занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона рас­пространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи.

Во время раскопок было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой поло­вины 1 тысячелетия н. э. В центре города ученые рас­копали развалины укрепления. В первом слое стро­ения был узкий проход купольной формы. Во вто­ром слое сохранились стены высотой 1-1,2 м.

На земле кангюев были города. Один из них – Кок-Мардан – был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены до­мов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. В домах было несколько жилых комнат и несколько подсобных помещений под общей крышей. Внутри имелись сообщающиеся переходы. Дом отапливался печкой, сложенной на полу. Дым уходил через верхнее отверстие, предназначен­ное для проникновения света. Стены дома изнутри обмазаны глиной. Внутри были овины для хранения зерна и пищевых продуктов.

По мнению ученых, поселения, возникшие в эпо­ху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.

Среди раскопанных по­гребальных памятников особый интерес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Он расположен рядом с крупным городищем, которое возникло в начале нашей эры. Могильник состоит из курганов-платформ, которые использовались как места коллективных захоронений. Эти курганы представляли собой искусственные возвышенности, т. к. во время половодий воды Сырдарьи затапливали местность, где находились городище и могильник. Один из таких плоских холмов размерами 35x45 м содержал более 50 захоронений, расположенных вплотную друг к другу. Хоронили в прямоугольных ямах, иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Вместе с ним в могилу ставили глиняные сосуды с пищей. Сосуды эти по форме представляют собой кувшины с носиками, круж­ки. 

В богатых женских захоронениях были найдены костяные заколки для волос, бусы из хрусталя, сердолика, гагата, янтаря, коралла, а также туалетные наборы в виде палочек графита, которые использовались для чернения бровей.

В мужских захоронениях имелись железные ножи и кинжалы, железные наконечники стрел, костяные обкладки луков. Мужчины носили боевые пояса, от которых сохранились железные пряжки и фигурные накладки, украшавшие эти пояса. В одном случае пряжка пояса была выточена из зеленого нефрита.

 В одном из погребений были найдены халцедоновые печатки в виде крупных овальных бусин, с плоским щитком, на котором выгравированы различные изображения. С этих изображений де­лали оттиски. Такие печатки носили на шнурках, привязывая их к поясу, поэтому все они имеют дырочки.

Интересны изображения на печатках из могильника Мардан-куик. Это, в одном случае, скорпион, в другом – бородатый мужчина с косой – жрец. Еще на одной печатке вырезано изо­бражение волка, на другой – дерева. Такие печатки, или геммы, привозились в Отрарский оазис из Ирана, они свидетельствуют о торговых связях по Великому шелковому пути. Памятник датируется II-V вв. Именно в это время наблюдаются переселения различных племен с Востока на Запад.

Согласно письмен­ным сведениям, государство Кангюй возглавлялось великим ханом. В управлении страной ему помога­ли три его заместителя – визири. Столицей государства был город Битянь, который, по-види­мому, находился возле современного Туркестана. По другим данным, столица находилась вблизи Тараза. Однако правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию.

Государство Кангюй разделялось внутри себя на «пять владений», каждое из которых управлялось «Ма­лым ханом». Они подчинялись Великому хану. Нахо­дившиеся в его подчинении роды и племена руководились вождями. Их власть передавалась по наслед­ству от отца к сыну.

Исторические источ­ники свидетельствуют, что у кангюев существова­ла самобытная развитая культура. В ее создании участвовали и кочевые племена. Поселения и го­рода кангюев располагались по берегам рек и ка­налов. Городское поселение Алтынасар занимало площадь 16 гектаров. Стены жилищ возводились из сырцового кирпича и смазывались глиной. На одной из стен центральной комнаты были найде­ны фрески с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом.

У кангюев было широко развито песенное ис­кусство, музыка, танцы. У них были музыкальные инструменты с двумя или пятью струнами.

Древние жители Казахстана поклонялись сверхъестественным, стихийным силам природы, приносили им в жертвы домашних животных. Кан­гюй обожествляли Солнце, Луну, звезды.

Среди кочевников был распространен культ предков. Уче­ные считают, что по одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.

Археологические исследования позволяют установить внешний облик кангюйцев: вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки, свисающие до подбородка усы и бородка.

Таким образом, на рубеже нашей эры и в первой половине I тысячелетия нашей эры на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государство кангюев, которое играло важную роль в истории Востока.

 

Билет 11

1. Казахские композиторы второй половины XIX века.

2. Назовите признаки имущественного неравенства у уйсунов.

3. Заполните схему «Становление рыночной экономики Казахстана».

Ответы:


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 766; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!