ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БАШКОРТОСТАНЕ 7 страница



Возраст сына первопоселенца Мухаметжана Каипку-лова, 1788 г., подсказывает приблизительное время возникновения деревни. Это 70—80-е гг. XVIII в.

В 1850 г. выехало в д. Калуево 13, в новую д. Мусино 63 человека, 3 семьи прибыли из Байрамгулово, что свидетельствует о родственных связях жителей этих мест.

Из 24 дворов с 206 жителями 20 кибиток выезжало на яйляу в четырех местах по речкам и ключам Узунсаз-Елга, Мухаметгали-Елга, Фавазы-Елга, Акбиик-Елга. Поголовье скота было весьма скромным — имели 100 лошадей, 50 коров, 57 овец, 13 коз. Сеяли 72 пуда озимого и 736 пудов ярового хлеба. Ишмурза Сулейманов и Фахретдин Иткулов ежегодно сеяли 117—170 пудов ярового хлеба.

На берегу р. Миндяк в 60-х гг. XVIII в. была основана д. Байрамгулово, наверно, называемая сегодня Новобай- рамгулово. В конце XVIII в. состояла из 22 дворов, в каждом из них проживало по 13 человек. X ревизия показала 91 двор с 427 жителями.

Сразу же после завершения весеннего сева на летовку выезжало 30 кибиток из 35 дворов с 388 жителями. Язлау проходил по ключу Караул-Саз, по pp. Курала-Елга и Ря-стак, яйляу — по ключу Яман Таш-Елга, козляу — по р. Сатра-Елга. Всем принадлежало 302 лошади, 210 коров, 20 коз. В том же 1842 г. на всех было засеяно 80 пудов озимого и 2104 пуда ярового хлеба. Бикбай Абдулгазизов, Абубакир Сайтов, Ахмет Байгильдин, Баймурат Аккучу-ков, Сибай Абдулгазизов сеяли каждый по 110—130 пудов ярового хлеба. Жители-хлебопашцы имели четыре мельницы-мутовки на р. Мендяк. В 1920 г. в 3—4 верстах от деревни русским — братьям Чупраковым принадлежало две мельницы.

По предписанию кантонного начальника от 13 ноября 1847 г. 14 семей из д. Байрамгулово основали д. Мусино. 8 августа 1850 г. сюда же переселились 15 семей из д. Каипкулово во главе с 5 8-летним Юсупом Каипкуловым, 1 семья — из д. Москово (Ямлиха Таяров). Деревня носит имя Мусы Илибякова, 1790 г., его дети Мухаметзуфар, Ишнияс, Тушакай, Абдуляпар, Саитбаттал, Саитягафар.

В 1850 г. в деревне 30 дворов с 140 жителями. Перепись 1920 г. отметила 70 дворов и 390 человек.

На летовку выезжали в конце мая в три места по речкам и ключам Усак-Елга, Тиюлга, Фавазы.

Завершая беглый взгляд на раннюю историю деревень Телевской волости, подчеркнем, что деревни возникали на местах аулов, сожженных карателями в ходе подавления башкирского восстания 1735—1740 гг., когда данная и соседние волости находились в орбите действий местных повстанческих отрядов. Здесь происходили важные события и в годы Крестьянской войны 1773—1775 гг.,


ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ УЕЗД


25


 


когда все волости уезда оказались районами активных действий повстанцев. По данным карателей, в восстании активно участвовало 430 дворов башкир Кара-Табынской волости во главе со старшиной Расулем-тарханом Итжи-мясовым, 171 двор Барын-Табынской волости старшины Абдулкарима Курманаева, 80 дворов Телевской волости сотника Абдулгазиза Абуталипова, 80 дворов Кубелякской волости старшины Абзана-тархана Баимова, пугачевца9.

К Кудейской волости относились дд. Магадеево и Суяргулово, расположенные при р. Миндяк. Д. Магадеево известна с 70-х гг. XVIII в. V ревизия показала в ней 18 дворов с 106 жителями. В 1859 г. там только 7 домов и 74 человека. К 1920 г. количество и дворов и жителей оставалось без изменения. Одним словом, дело шло к затуханию жизни в данной деревне, что и случилось чуть позже.

Сын первопоселенца зауряд-есаул Габит Магадеев жил в 1764—1837 гг. В соседние деревни выезжало немало людей, в частности, в дд. Суюндуково, Сураманово, Суяргулово.

Другая кудейская д. Суяргулово возникла в 1812 г. Основали ее 12 семей из д. Магадеево, 3 семьи из д. Кубя-ково. Носит имя выходца из д. Магадеево Суяргула Худайшугурова, 1756 г. (его сын Юлмухамет, внук Багаут-дин). В первой половине XIX в. состав населения еще не устоялся, часто жители переселялись в другие деревни. В частности, в 1858 г. по одной семье выехало в дд. Каип-кулово, Сураманово, Калуево, Кучуково, Казаккулово, Махмутово. Как видно, кудейцы из Магадеево и кара-табынцы из Кубяково создали одно поселение Суяргулово. Затем кудейцы пополнили население соседних населенных пунктов.

Жители двух деревень выезжали на одни и те же места для кочевки, в частности, по pp. Сувок-Кую, Тиялган-Елга, Бугара.

В 1842 г. на 44 человека в д. Магадеево было засеяно лишь 208 пудов ярового хлеба; в д. Суяргулово на 120 человек — 40 пудов озимого и 390 пудов ярового хлеба. Суяргуловец Ишмухамет Ибрагимов засевал по 129 пудов хлеба в год.

* * *

В 1780 г. на территории Кара-Табынской волости мишарским служилым населением, вышедшим из дд. Муслимово, Курманаево Челябинского уезда, была основана д. Ахуново. В конце XVIII в. осели здесь и ясачные татары из дд. Аминово, Чистая Озерская и других Троицкого уезда10. Называется деревня так потому, что здесь жил известный в Исетской провинции ахун Абдул-ла Даушев. Ахун — высшая мусульманская духовная должность. После открытия в Уфе в 1789 г. Магометанского духовного собрания его глава муфтий стал высшей духовной должностью. Вслед за этим ахуны, как и муллы и др., оказались в его подчинении. Абдулла Даушев —

9 РГАДА. Ф. 1274. Оп. 119. Л. 317. 10ЦГИАРБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 99,617.


мишарский мурза. Мурзы и князья — представители господствующего феодального сословия среди служилых татар и мишарей. Абдулманнан Муслимов служил мишарским старшиной, о его злоупотреблениях сохранилась масса документов11. Дед Абдуллы-ахуна и отец Абдулманнана - Муслим, основатель деревни своего имени. Выходит, что они — племянник и дядя.

Абдулла Даушев — один из 565 депутатов Екатерининской Уложенной комиссии 1767—1768 гг. Он — депутат от мишарей Исетской провинции. Со 2 июля 1767 г., сразу же по прибытии в Петербург, он уже заседал в комиссии12. Он был освобожден как депутат «навсегда от смертной казни, пыток и телесных наказаний», носил особую золотую медаль.

Известен сын Абдуллы отставной зауряд-есаул Муха-метаскар, 1786 г. В материалах ревизии есть и другие Дау-шевы — отставной зауряд-есаул Мухаметвали Габбасович, 1765 г., и зауряд-сотник Шагиахмет Хамитович, 1790 г. У последнего дети Зулькарней, Мухаметмансур, Муха-метрахим, Мухаметмагафур.

По V ревизии 1795 г. в деревне было 55 дворов с 444 жителями. В 1859 г. 280 дворов с 1623 жителями. В 1920 г. в 725 дворах проживало 4087 мишарей и татар. Увеличение численности населения за такой короткий срок (между V—X ревизиями) в 3,5 раза было возможно не только за счет естественного прироста, но главным образом за счет переселенцев (в 1823 г.), например, причислены были Валиша Ишемгулов, Габдулла Масягу-тов из д. Ядыгарово Мамадышского уезда Казанской губернии (см. д. 196).

Татарские дд. Кидыш, Танышау и Ташмурын возникли после 1920 г.

Тептярские деревни

На вотчинной земле Кара-Табынской волости, конфискованной казной у башкир за участие в восстании 1735—1740 гг., возникали тептярские деревни. Их было сначала 13—14, затем осталось 12.

Прежде чем охарактеризовать эти деревни, выясним происхождение термина «тептярь» и сущность сословия тептярей.

Тептярей знала только башкирская вотчинная земля. В других областях, кроме Башкирии, тептярей не знали. Институты припущенников и тептярей являются продуктом социально-экономического и политического развития башкирского общества. Порождены они вотчинным правом башкир на населяемые ими земли, возникли и существовали задолго до появления переселенцев из Поволжья. Возможность припуска на башкирские земли имелась и до присоединения Башкирии к Русскому государству. Затем на основании царских жалованных грамот башкирским родам — волостям значительно расширились возможности припуска на общинные земли. Часть этих земель легко отчуждалась: отдавалась в калым или аренду. На общинные земли вотчинниками припускались на определенных условиях припущенники из обезземелив-шихся и лишенных вотчинных прав по разным причинам

11 МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 415, 422.

12 Русский вестник. 1861. № 11-12. С. 62.


26


УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН


 


башкир из данной или других волостей. Припущенни-ками становились отдельные башкиры или группа, лишившиеся вотчинного права на земли. За припуск они платили припускавшим волостям по 10—25 коп. в год с каждого двора. Припущенники сохраняли свою сословную принадлежность к башкирам. Поэтому они выполняли все, что требовалось от остальных членов башкирского сословия в пользу казны и припускавшей их общины.

С началом массовой колонизации края в XVIII в. в институт припущенников из башкир влились переселившиеся в Башкирию безземельные татарские, мишар-ские, марийские, удмуртские, чувашские крестьяне. Тем самым усложнился этнический состав припущенников. Крестьяне-переселенцы выходили из своих общин в районах старого местожительства в Поволжье и становились припущенниками башкир-вотчинников. Они сохраняли сословную принадлежность. Например, татары-переселенцы находились в служилом, ясачном, торговом сословиях. Среди мишарей-припущенников были только служилые люди. Марийские, мордовские, удмуртские и чувашские крестьяне-припущенники составляли ясачное сословие. Таким образом, припущенники из башкир и переселенцы из Поволжья не образовывали нового сословия, а сохраняли прежнюю сословную принадлежность.

Вместе с тем, из среды припущенников постепенно образовались тептяри, а затем сформировалось их сословие. Лишенный вотчинного права на землю башкир-общинник выходил сам, вытеснялся нуждой или выталкивался, отвергался насильственно (по-башкирски — тибелеу) не только из своей общины, но и из сословия. Отсюда социальный по своему содержанию термин «тептярь» (по башкирски типтереу — «отвергнуть»), типтэр -- «быть отвергнутым» (причастная форма), — «отверженные». Сравни башкирскую пословицу: «

 — Отвергнутый Отчизной — не мужчина, отвергнутая стадом — не скотина, отвергнутый сердцем — не любимый»13.

О возникновении термина «тептярь» существует несколько версий. Одна из них (Рычков П. И., Витев-ский В. Н., Добросмыслов А. И., Ахмаров Г. Н.) широко распространена и выводит его из персидского слова дэф- тэр, понимая под этим заключаемые припущенниками письменные условия (запись, договор) с башкирами-вотчинниками или список, реестр, куда заносились тептяри. Однако гипотеза не подтверждается фактами. В действительности, почти все припущенники составляли с вотчинниками договорную запись о припуске, однако не все они назывались тептярами. Кроме того, тептяри жили не только на башкирской вотчинной земле (615 696 десятин, или 64,4% от всех 955 916 десятин, владеемых или пользуемых ими земель в середине XIX в.), но и на казенной (113 318 десятин, или 12,1%), и на собственной, т.е. жалованной им русскими царями или купленной у башкир (224902 десятины, или 23,5%) землях14. Если теп-

13 Асфандияров А. 3. Тептяри (социально-этническое и лингвистическое содержание термина) // Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. С. 59-82.

,4ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 6333. Л. 398-402.


тяри действительно заключали договоры с вотчинниками о припуске, то с казной никогда не составляли таких документов, тем более на собственной земле они ни с кем не оформляли записи о пользовании земельными угодьями. Несмотря на это, при всех условиях оседания они назывались тептярями. Таким образом, сама реальность не согласуется с предположением о персидском происхождении термина «тептярь».

Что касается тептярей Верхнеуральского уезда, то они обосновались как раз на казенной земле, конфискованной у кара-табынцев. История их заселения вкратце такова.

В ходе башкирского восстания был издан указ от 20 августа 1739 г., который разрешил припущенникам из мишарей, татар и чувашей селиться на землях «бунтов-щичьих» башкир, т.е. участников восстания, причем отдельными деревнями и без уплаты вотчинникам арендной платы15. Ссылаясь на этот документ, ясачные татары в лице старшины Ильтабана Степанова, сотников Мин-либая Ишменева, Юсупа Байметова и рядовых Аита Юсупова, Рысая Банящева, Юсупа Надырметова, Аита Аштаванова (Ильтабанова), Уракая Греева, Алексея Илмаева, Ишметя Надырметова, Азамата Якунина, Бака Алеметева, Сайта Аитова, Биктимира Уразметова 16 июля 1743 г. обратились в Исетскую провинциальную канцелярию с прошением о выделении им земельных угодий башкир Кара-Табынской волости, старшины которых Алиш Муксинов, Аккузя Кулембетов, Юсуп Арыков были казнены или наказаны. Эти кара-табынские земли считались «бунтовщичьими», а старшины и сотники ясачных татар, живущих по р. Багаряк Исетской провинции, были противниками восстания. Чтобы удовлетворить их просьбу, в августе 1743 г. в Кара-Табынскую волость были посланы геодезисты, которые должны были выяснить, действительно ли претендуемые земли принадлежали участникам восстания, если да, то должны были «их объехать, сделать границы, указать рубежи, измерить в десятинах пахотные земли, сенокосные и др. угодия и описать их». К 17 ноября геодезисты выполнили задание.

В отведенных ясачным татарам землях оказались земельные угодья и озера башкир — противников восстания во главе со старшинами Таймасом-тарханом Шаимо-вым и Кулгильды Кармышевым. Последние в декабре 1743 г. уступили татарам озеро Юмалы, а три озера Ургун, Ачулы (сердитый, ныне зовется Учалы) и Карагайлы башкиры оставили себе. Однако 20 января 1750 г. ясачные татары, уже названные тептярями, просили Исетскую канцелярию и эти озера закрепить за ними; поскольку они платили обременительный 8-гривенный ясак, то канцелярия пошла им навстречу и решила «теми озерами, как и землею, им владеть вечно». Таким образом, ясачные татары, вышедшие из своих общин по месту старого жительства по р. Багаряк, затем в течение 1743—1750 гг. и из татарского ясачного сословия, стали тептярями с новыми повинностями, с новым управлением. Они осели на казенной земле, недавно конфискованной у башкир-вотчинников Кара-Табынской волости. Этот факт является лишним доказательством несостоятельности точки зрения о происхождении термина «тептярь» от персид-

ПСЗ. Т. 10. С. 870.


ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ УЕЗД


27


 


ского слова дэфтэр. Ясачные татары, ставшие тептярями, никакого договора о припуске не заключали, и на основе указа Исетской провинциальной канцелярии стали владельцами огромного количества земель в 89 тыс. десятин16.

В 1744—1747 гг. было основано 13 тептярских деревень. Самой последней по счету и быстро исчезнувшей была д. Ишмаметово, по V ревизии она имела население 100 человек. Все остальные деревни получили значительное развитие. В 1747 г. всех тептярей было 1320 человек, по V ревизии — 2882 человека при 414 дворах, по X ревизии - 8030 человек при 970 домах. Советская перепись 1920 г. показала в 3825 дворах 19 915 человек. Рост численности населения шел не только за счет естественного прироста, но и за счет перехода представителей других сословий — этносов в тептярское сословие. За 1747— 1859 гг. его численность возросла почти в 8 раз. В состав тептярей влились потерявшие вотчинные права участники восстаний — кара-табынцы, значительное количество вотчин которых было конфисковано как собственность «бунтовщиков», а сами бывшие владельцы этих угодий покинули свои общины и сословие. Среди верхнеуральских (впоследствии учалинских) тептярей было немало казахов, оказавшихся на правом берегу р. Урал; их насильственно распределяли по тептярским и башкирским деревням уезда. В состав тептярей также вошли безземельные марийцы и чуваши. Вот почему так резко возросло количество тептярей.

Теперь приведем конкретный материал по каждой деревне.

Самой крупной была д. Учалы, ставшая селом и центром Тептярско-Учалинской волости. Все 12 деревень входили в эту волость. Название ее происходит от одноименного озера, которое в XVIII в. во всех документах и на карте 1786 г. называли Ачулы-Асулы, т.е. сердитый, с XIX в. — Учалы. В момент основания она называлась Митряево. Происхождение названия точно установить не удалось, поскольку ни такого имени, ни фамилии среди ее жителей не было. Может быть, здесь жили тептяри — переселенцы из д. Митряево Бугульминского уезда, относившейся к тептярской команде № 5. Было и третье название — Минусяй. Население д. Учалы интенсивно росло. По IV ревизии 1783 г. там проживало 297, в 1795 г. - 408, в 1859 г. - 1640, в 1920 г. - 3129 человек. Дворов было в 1795 г. - 63, в 1859 г. - 120, в 1920 г. - 631. Среди жителей были и казахи, причисленные в тептяри (Дусенбай Аитбаев с братьями. См. д. 99).

В центре волости кипела жизнь. При двух мечетях действовали начальные школы — мектебе. По средам шла бойкая торговля всевозможными изделиями и товарами на базаре, а на ярмарку, проводимую весной 18—23 мая, осенью 15—20 сентября и зимой 18—25 декабря, приезжали купцы из отдаленных мест. Располагались здесь волостное управление и почтовая станция.

В 12 верстах от центра волости находится д. Ильтеба- ново. Здесь обосновался старшина Ильтабан Степанов, противник восстаний 1735-1740, 1755 гг. О происхождении членов его команды и его самого Батырша Галиев,

16 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 3732. Л. 27-28; Ф. 1355. Д. 935. Л. 58-63. Выражаю признательность А. Адельгужину за предоставление копий этих документов.


известный своим воззванием к народам Башкирии в 1755 г., писал из Шлиссельбургской крепости Петербурга: «Оглашен указ о том, чтобы старшина Ильтабан всей своей командой, оставив веру ислама, перешли бы в русскую веру, или же вернулись в прежнюю дедовскую свою веру — чувашскую» (т.е. языческую). Из этого намека можно узнать о чувашском происхождении многих людей из его команды. Батырша знал Ильтабана и его людей, у него учился Абдикей Биктимиров из команды Ильтабана17.

V ревизию деревня встретила 35 дворами с 230 жителями. К X ревизии было 53 двора и 672 человека. В 1920 г. в 204 домах проживало 1053 жителя. Функционировала мечеть и при ней мектебе.

Между упомянутыми деревнями при р. Кандабулак расположена третья — Кунакбаево. В 1811 г. был жив сын Кунакбая Юлдаш, служивший старшиной. Перечислим имена отдельных жителей: Байгазы, Тимергази, Тимир-бай, Ямакай Уракаевы, Сирбай Кужамбаев, Мухамедьян, Мухамедьяр, Мухаметнияз Кинзебаевы, Гибадулла и Аб-дулла Ямакаевы, Батал и Тимирбай Уразаевы (их дети Абдуллатиф, Абдулвахит), Абдулвали Балтаев, Зулькар-най Кузембаев, Салихъявгар Кужамбаев, Саитгафар Уметбаев, Сайфулла Баягулов (сыновья Тулубай, Юлды-бай), Абдулкарим Аитов, перешедший в 1802 г. из д. Имангулово, Ишбулды Мулдашев, переселившийся в 1800 г. из д. Кузгун-Ахмерово Катайской волости (д. 99).

В 1795 г. было 45 дворов с 244 жителями. 972 человека проживало в 140 дворах к X ревизии. В 1920 г. было 314 дворов с 1696 жителями.

В 24 верстах от центра волости при р. Урал находится д. Минлибаево, сегодня известная как Уразово. Сотник Минлибай Ишменов вместе с другими должностными и влиятельными лицами в 1743 г. поставил свою подпись на прошении о выделении им «бунтовщичьей земли». Его сыновья Ишим и Игибай в 1805 г. переехали в д. Учалы. Известно происхождение и второго названия. В начале XIX в. там жил Ураз Курамович Каипов. Здесь же жили Гузеир и Рахмангул Имангуловы, Таксыр и его сын Хиса-метдин Туктаровы, Кушбаба Ишмекеев, Баймурат Куншбаев.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!