VI. Сообщения учащихся о символизме. “Тень несозданных созданий...” Слайды №13, 14



“Серебряный век” - одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX - начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой “мэтров” символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Во Франции, с середины XIX в., один за другим появляются крупные поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. В 1886 году Жан Мореас опубликовал “Манифест символизма”. В России французских символистов знали плохо. Но когда восемнадцатилетний гимназист Валерий Брюсов прочел в 1892 году статью о них, то сразу почувствовал – здесь есть нечто интересное, что сможет привиться в русской почве. Молодой поэт намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением из одной строки: “О, закрой свои бледные ноги” (1894г.). Стихи В.Брюсова всколыхнули русскую поэзию. Что же значил символизм для Брюсова и его единомышленников? Прежде всего – новые темы. Новый язык. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники”). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот “упадок” значительно ценнее нормальной посредственности. Чтение стихотворения В. Брюсова “Ночью” (1895г.)

Таков был московский символизм, который в 90-ые годы не хотели пускать в серьезные журналы. В северной столице обстояло немного по-другому.

VII. Сообщения учащихся о младосимволистах. Слайды №15, 16

В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями. Чтение стихотворений А.Белого, А, Блока, В.Иванова (по выбору).

К концу 1900-х годов символистский лагерь заметно пополнился. Среди последователей выделялась “молодежь с исканиями”, которая “растаскивала” и тиражировала образцы “мэтров”. Символистская литература уже перестала быть чтением для немногих, она распространилась в широких кругах читающей публики и стала модным веянием. В 1910 г. критика уже открыто заговорила о “кризисе символизма”. Некоторые представители “новой поэзии” также склонны были считать, что направление исчерпало себя, “закончило круг своего развития”. 1910 г. вошел в историю русской поэзии “серебряного века” как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской. Вопрос учащимся. Что нового внесли символисты в русскую литературу?

VIII. Сообщения учащихся об акмеистах. Между “земным” и “небесным”, между бытом и бытием. Слайды №17, 18

19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее “карнавализации”, “богемности” сопровождались активизацией интереса к “низу” культуры. На смену “надмирным” элитарным “башням” символизма пришли “подвалы” постсимволистской эпохи.

Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. Этимологически слово восходит к греч. “акмэ” - “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”. Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Чтение стихотворений А.Ахматовой или Н.Гумилева (по выбору).Вопрос учащимся. Какие особенности в лирике акмеистов вы почувствовали?


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!