Глава 2. Движение афро-азиатской солидарности: историография вопроса, этапы развития



Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Институт истории и социологии

Кафедра Новой и Новейшей истории и международных отношений

 

                                     Реферат на тему:

 «Распад колониальной системы и движение афро-азиатской солидарности: истоки, сущность, противоречие. Проблема поиска третьего пути развития»

 

      Выполнила: студентка 3 курса

Подшивалова Е.А.

Проверено: к.п.н. Колзина А.Л.

 

 

Ижевск, 2019

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1 Этапы развития колониализма и причины распада колониальной системы……………………………………………………………………………………….4

Глава 2  Афро-азиатское движение солидарности:  историография, ключевые этапы развития ……...........................................................................................................................7

Глава 3 К вопросу о противоречиях афро-азиатского движения солидарности …….....10

Глава 4. Третий путь развития……………………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………………………..16

Литература…………………………………………………………………………………...17

 


Введение

    Цель данной работы: раскрыть историю формирования движения афро-азиатской солидарности и предпосылки возникновения такого движения; обозначить разногласия, возникшие среди стран-членов ОСНАА, встречающиеся проблемы и пути их решения, многогранно (с разных сторон) рассмотреть понятие «третий путь развития», а так же дать общий историографический обзор по вопросу Организации движения Афро-Азиатской солидарности, в особенности – в советской историографии.

Для достижения обозначенной цели я сформулировала следующие задачи в написании реферата:

1) Осуществить обзор научной литературы по данной теме

2) Охарактеризовать общие тенденции историографии по данной теме (как меняется видение проблемы с течением времени)

3) Выявить различные позиции историков по отношению к вопросу

4) Обозначить причинно-следственные связи (причины распада колониальной системы, как процесс распада колониальной системы повлиял на формирование движения ОСНАА? и т.д.)

Актуальность темы представленного реферата заключается в том, что афро-азиатское движение в наши дни не просто номинально существует, а играет значительную роль как в странах-участницах движения, так и на мировой арене. Отсюда вытекает, что для того, чтобы грамотно оценивать современную международную обстановку, необходимо иметь представление о целях и задачах и составе движения Афро-азиатской солидарности. А прежде этого следует освоить как фактологическую, так и историографическую основы истории создания данной организации.

 

 

Глава 1

Этапы развития колониализма и причины распада колониальной системы

Прежде, чем говорить о причинах  распада колониальной системы, необходимо вернуться к определению «колониализм», а так же кратко обозначить основные этапы его развития. Одновременно происходит и погружение в глубокую проблематику – что собственно означает термин «колониализм»? Любой историк столкнется с проблемой обозначения этого понятия. Например, ведущий теоретик школы «Анналов» – М.Ферро – называет колониализмом захват, заселения и обработку колониалистами чужой земли. Западная историческая традиция ассоциирует начало колониализма с эпохой великих географических открытий и т.д. Таким образом время возникновение колониализма в позициях различных историков / исторических школ кардинально отличается и начало колонизации в их интерпретации  не всегда совпадает с эпохой великих заморских открытий и поиском пути в Индию (как это принято считать классически).

Так или иначе, под причинами распада колониализма традиционно понимаются следующие факты:

1) В колониях сложена промышленность и инфраструктура, следовательно уже могут существовать самостоятельно

2) В колониях распространены европейские культурные ценности

3) В колониях сформирован класс местной буржуазии

4) В странах Запада происходит развитие демократии

Многие факты их жизни экономической, социальной и культурной сфер жизни общества подводят нас к выводу, что страны, находящиеся в колониальной зависимости, уже относительно готовы быть самостоятельными.

Одним из главных социально-политических процессов в странах Азии и Африки первых послевоенных десятилетий стала деколонизация – получение колониями европейских держав политической независимости. Это был длительный процесс, который начался еще в последние недели Второй мировой войны, а завершился в целом лишь в середине 1970-х гг. За двадцать лет после войны совокупная площадь колоний уменьшилась с 37 до 6 млн кв. км, а численность их населения – с 660 до 36 млн человек.[1]

Обострение противоречия между демократической системой большинства метрополий и автократической системой управления колониями (хотя в ряде стран последняя уже подверглась к середине XX в. частичной либерализации посредством проведенных властями реформ). Причиной этого обострения был дальнейший подъем массового общества в странах Европы и национального самосознания в колониях. Правящим кругам империй становилось все труднее оправдывать “двойной стандарт” управления, что вело к политическим уступкам национальным силам.

Непрерывный рост расходов колониальных империй на содержание аппарата управления (администрация) и принуждения (полиция, армия). В условиях нарастания экономических трудностей метрополий и все более активного давления на власти со стороны национальных сил содержание колоний становилось все более дорогостоящим.[2]

Причины деколонизации – одна из центральных проблем в объемном корпусе работ по данной теме. Большинство представителей исторической науки самих освободившихся стран Азии и Африки в объяснении причин деколонизации склонны отдавать приоритет национально-освободительному движению. То же характерно для советской науки, но здесь в качестве второго ключевого элемента фигурировала политика мирового лагеря социализма3. В российской историографии выделяются работы Г.К. Широкова: рассматривая весь спектр причин деколонизации, он отводил ключевую роль экономическим факторам, убедительно показав, что ко времени Второй мировой войны значение периферии капиталистической системы (включая колонии) во внутреннем воспроизводстве метрополий непрерывно уменьшалось.[3]

 

Глава 2. Движение афро-азиатской солидарности: историография вопроса, этапы развития

Введением в тему главы послужит небольшой историографический обзор. СССР и современная Россия проявляют широкий интерес к истории стран Азии и Африки. Так, издание журнала «Азия и Африка сегодня» явилось прямым следствием того интереса, который партийно-государственное руководство, ученые и публицисты проявляли к странам афро-азиатского региона. Предтечей научного и общественно-политического журнала «Азия и Африка сегодня» стаи журнал «Современный Восток». Он был организован на основе Постановления Секретариата ЦК КПСС и начал выходить с июля 1957 г. как орган Института Востоковедения АН СССР. После успехов антиколониального движения в Африке возникла потребность в расширении географической тематики публикаций. Поэтому журнал «Современный Восток» получил новое название - «Азия и Африка сегодня». С 1961 г. он стал печатным органом двух академических учреждений (Института Востоковедения и Института Африки) и Советского комитета солидарности народов Азии и Африки.[4]

В первые десятилетия своего выхода журнал последовательно выполнял задачи, поставленные перед ним ЦК КПСС и руководством академических институтов. Середина 1990-х годов стала переломной вехой в истории журнала, так как тематическое содержание его материалов подверглось корректировке под влиянием изменения общественно-политической обстановки в России. Ежемесячный выпуск позволил редакции опубликовать с июля 1957 г. до 2000 г. 522 номера, содержащих 13191 публикацию. В них журнал:

- пропагандировал теорию марксизма-ленинизма, популяризировал (вплоть до начала 1990-х годов) опыт социалистического строительства в азиатских республиках Советского Союза;

 

 - вел борьбу против всех проявлений колониализма и неоколониализма;

 - поддерживал национально-освободительную борьбу и участвовал в движении солидарности народов Азии и Африки;

 - освещал внутреннюю и внешнюю политику освободившихся стран, отдавая значительное место информации об успехах их экономического и культурного развития.

В целом, журнал «Азия и Африка сегодня», выходивший на русском и иностранных языках, откликался на все важнейшие события мирового значения во второй половине XX века, особенно в афро-азиатском регионе.

Перейдем к основным тенденциям развития афро-азиатского движения.

В условиях глобального наступления на колониальную систему предстояло оформить организационно и политически широкое движение национально-освободительных сил, в котором, помимо социальных трудовых низов, большую роль играли бы представители революционной демократии, средних слоев города и деревни и патриотически настроенные группы национальной буржуазии.

В конце 1956 года в Дели собрались представители ряда только что сформировавшихся национальных комитетов солидарности. Было решено направить в Египет миссию для обсуждения с представителями египетской общественности вопроса о расширении рамок организации и проведении в Каире первой конференции солидарности народов Азии и Африки. Это предложение было активно поддержано национально-патриотическими силами Африканского континента.

Таким образом, первая конференция солидарности народов Азии и Африки была проведена в Каире в феврале 1957г. В ней приняли участие представители политических партий, гражданских движений, национально-освободительных движений, национальных комитетов солидарности более, чем 20 стран Азии и Африки. Они выступили инициаторами создания Организации солидарности народов Азии и Африки. Постоянный секретариат Совета находится в Каире (1964). Высший орган - Конгресс, рабочие органы - Совет, Президиум, Постоянный секретариат.

В мае 1956 года об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции союзных республик ази­ат­ской части СССР со­зда­ли Со­вет­ский ко­ми­тет со­ли­дар­но­сти стран Азии (СКССА), позд­нее пе­ре­име­но­ван­ный в Со­вет­ский ко­ми­тет со­ли­дар­но­сти стран Азии и Африки. Со­вет­ский ко­ми­тет со­ли­дар­но­сти стран Азии и Аф­ри­ки предо­ста­вил свои сти­пен­дии сту­ден­там из более чем 30 стран для обу­че­ния в СССР. Это со­став­ля­ло более ты­ся­чи че­ло­век в год. Они по­лу­ча­ли бес­плат­ное об­ра­зо­ва­ние, место в об­ще­жи­тии, ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние, се­зон­ную одеж­ду и де­неж­ную сти­пен­дию. В на­сто­я­щее время пра­во­пре­ем­ни­ком Со­вет­ско­го ко­ми­те­та со­ли­дар­но­сти стран Азии и Аф­ри­ки яв­ля­ет­ся Рос­сий­ское об­ще­ство со­ли­дар­но­сти и со­труд­ни­че­ства на­ро­дов Азии и Африки (РОСС­НАА). Его возглавляет Михаил Маргелов. Оно воз­об­но­ви­ло прием на учебу в рос­сий­ские ВУЗы сти­пен­ди­а­тов из стран Азии и Аф­ри­ки. РОСС­НАА ока­зы­ва­ет по­мощь в из­да­нии жур­на­ла «Моя Аф­ри­ка», ко­то­рый вы­хо­дит еже­ме­сяч­но на рус­ском, ан­глий­ском и фран­цуз­ском язы­ках.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!