Годы жизни Эдварда Грига, его национальная принадлежность



Эдвард Григ 1843–1907

 

Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Его творчество — один из ярчайших моментов развития национальных школ в европейской музыке XIX в.

Прежде чем перейти к жизни и творчестве Грига, необходимо в двух словах коснуться этого культурного процесса.

Интерес ко всему народному и национально-самобытному стал одной из характерных черт творческих исканий композиторов-романтиков, начиная примерно с 20-х годов XIX в. Интерес к фольклору типичен для романтизма вообще. Одним из первых знаковых проявлений этого интереса была работа немецких поэтов Арнима и Брентано, издавших сборник старинных немецких народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806–1808), а также труды филологов братьев Гримм, собирателей фольклора, опубликовавших несколько исследований и сборников сказок (начиная с 1810-х годов).

Вебер и Шуберт были первыми великими композиторами внесшими большой вклад в освоение профессиональной музыкой глубинных пластов народного искусства. К народным истокам обращался в тот же период и Россини (позже Верди). Однако итальянской музыке, равно как и немецкой, для впитывания народного творчества не требовалось вносить принципиальных изменений в сам музыкальный язык. Ведь эти старые композиторские школы издавна взаимодействовали с народной музыкой, которая, в этих странах, в значительной степени, уже «говорила» мелодическими, гармоническими и ритмическими оборотами, распространенными в профессиональном творчестве (и во многом этим же творчеством выработанными).

А вот вне крупных «старых » музыкальных стран — Италии, Германии и Франции — народная музыка жила своей, практически независимой жизнью. За пределами этого ареала первым великим композитором, обратившимся к народным музыкальным жанрам и использовавшим народные мелодические и гармонические обороты, был Фр едерик Шопен (в основном в мазурках, с начала 1830-х годов). Примерно в то же время, в 1830-е годы, в Михаил Иванович Глинка начал закладывать основы русской национальной композиторской школы. Хотя русская композиторская школа стоит несколько особняком, поскольку во второй половине XIX в. она стала настолько мощной, что не только сравнялась по масштабу и значению с тремя «староевропейскими» школами, но во многом и превзошла их, сыграв определяющую роль в развитии нескольких музыкальных течений универсального значения (особенно в творчестве Мусоргского, Скрябина, Стравинского).

В оформлении музыкальных «национализмов » большую роль сыграл Ференц Лист, хоть и не бывший этническим венгром, но родившийся в Венгрии и создавший целый ряд популярнейших фортепианных «Венгерских рапсодий » и других произведений, преломивших цыганско-венгерское народное музыкальное творчество.

Далее подоспели чехи Б. Сметана и А. Дворжак, норвежец Э. Григ, позже, финн Я. Сибелиус, испанцы И. Альбенис и Э. Гранадос и др. К началу XX в . практически все нации Европы уже имели свои более или менее оригинальные композиторские школы.

Большой толчок развитию национальных школ дали национально-освободительные движения, особенно в период революционных событий 1848 года.

 

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда. Музыкальное образование он получил в Германии, в Лейпцигской консерватории, затем переехал в Данию, где создал музыкальное общество «Евтерпа», призванное распространять и пропагандировать творчество молодых скандинавских композиторов.

Вернувшись на родину, Григ инициировал создание в столице Норвегии Кристиании (ныне Осло) Музыкальной академии и основал Музыкальное общество. На его концертах он сам дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера, а также современных скандинавских композиторов — Ю. Свенсена, Нурдрока, Гаде и др. Григ выступает и как пианист — исполнитель своих фортепианных произведений, а также в ансамбле с женой, одаренной камерной певицей, Ниной Хагеруп.

Однако огромная творческая и просветительская деятельность Грига в столице натолкнулась на ханжеское, косное отношение к искусству. Живший в атмосфере зависти и непонимания, он нуждался в поддержке единомышленников. Поэтому особенно памятным событием в его жизни стала встреча с Листом, состоявшаяся в 1870 г. в Риме. Прославленный мастер восторженно оценил Фортепианный концерт Грига и напутствовал его: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!» . Эти слова прозвучали для Грига как благословение.

В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. Чайковским. Надолго связавшая их дружба основывалась, по словам Чайковского, «на несомненном внутреннем родстве двух музыкальных натур». Григу посвящена увертюра Чайковского «Гамлет».

В биографиях Грига часто цитируется следующее его высказывание: «...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство…». Смерть Грига в 1907 г. была отмечена в Норвегии национальным трауром.

(Использован текст И. Охаловой)

Григ не был мастером крупной формы. Большинство его произведений — это миниатюры или циклы миниатюр. Его единственный Фортепианный концерт — в этом смысле исключение. Созданный 25-летним, почти начинающим композитором, он остался его единственным подлинно масштабным полотном.

Концерт следует традиционной трехчастной модели. Первая часть — средоточие драматизма и действенности, вторая — концентрирует струю лирических чувств, третья — картина народно-жанрового характера. Национальный колорит проявляется во многих музыкальных элементах: в характерных интонациях и ритмах, почерпнутых из фольклора, в типичных для народной музыки ладо-гармонических оборотах.

Концерт Грига создан под явным влиянием фортепианного концерта Шумана. Он схож с ним и в общей драматургии и во многих деталях. А разница между ними — это просто хрестоматийный пример различия между «центральной» линией немецкого романтизма и производного от нее романтизма национальных школ. Если концерт Шумана — ярчайший образец глубоко личного лирико-драматического мировосприятия, где все преломлено через внутренний мир героя — пылкого, погруженного в себя и ранимого, скрытно-мужественного и в тоже время рвущегося к сердцам людям (таким был и сам Шуман), то концерт Грига намного более экстравертивен.

Романтическая порывистость и страстность концерта воспевают красоту природы и внешнего мира. Человек предстает не страдающим душой гением, призывающим к пониманию, любви, возвышенности мыслей и чувств, а цельным и внутренне здоровым существом, влюбленным в родину и природу, частью которых себя ощущает.

Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор в исполнении выдающегося норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса

https://www.youtube.com/watch?v=UEeNQN5tmME

(для сравнения — Роберт Шуман, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, солирует Мария Гринберг, одна из самых замечательных его испольнительниц: https://www.youtube.com/watch?v=5BKIy4GBSII).

 

Однако самым известным произведением Грига стала музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Имя норвежского писателя Генрика Ибсена (1828–1906) стало широко известно в 70-е годы XIX века, после появления его философских пьес «Бранд» и «Пер Гюнт» (до этого он писал в основном исторические драмы). Как и музыка Грига, произведения Ибсена стали общеевропейским достоянием. В этих двух пьесах Ибсен обратился к социальной проблематике, остро поставил вопросы о роли личности в обществе, о жизненном призвании человека. Но если в пьесе «Бранд» главной темой является выявление этого призвания, стремление осуществить его, то в пьесе «Пер Гюнт» (1867) тема как бы выворачивается наизнанку: герой стремится не найти себя и осуществить свое предназначение, а увильнуть от него, «обойти сторонкой» все сложности жизни. Гордый тезис «быть самим собой», с потрясающей силой провозглашенный писателем в «Бранде», подменяется здесь успокоительным и в конечном счете трусливым «быть самим собой довольным».

Обращение Ибсена к подобному типу героя не только не случайно, но абсолютно закономерно для своего времени. В «Рудине» Тургенева, «Загадочных натурах» Шпильгагена и многих других литературных произведениях того времени выведены чем-то родственные герои — фантазеры, люди, не способные к действию, не находящие своего места в жизни. Эти образы оказались в какой-то мере типичными для периода перехода от романтизма к реализму, своеобразным прощанием с романтизмом.

Современники увидели в пьесе сатирические зарисовки их общества, карикатуру на квасной патриотизм реакционных кругов Норвегии, шаржи на отдельных государственных деятелей. Но есть в драме и другой план. Это символические образы Пуговичника, переплавляющего неудачливых, не нашедших себя людей; таинственной Кривой (аналог Кривды из русских сказок), не дающей слабому идти своим путем, а кружащей его, в результате чего, пройдя жизненный путь до конца, человек оказывается там, откуда должен был его начать; широко развернутые картины народного быта; национальные сказочные персонажи; прекрасная и величественная норвежская природа; вечная труженица, недалекая, но честная и беззаветно любящая сына мать героя Осе; наконец, пленительная Сольвейг, белокурая девушка со Святой Книгой в руках, — олицетворение вечной женственности, величие которой писатель видел в силе и глубине любви, безусловной вере в любимого человека, готовности к самопожертвованию ради него.

Пера Гюнта — персонажа, имеющего исторический прообраз, но обросшего вымыслом и легендами, писатель насытил чертами современного ему типичного норвежца. Смелый и обаятельный поначалу, герой Ибсена лишен цельности, присущей древним героям Скандинавии. Гюнту все равно, куда идти, и он с легкостью пускается в неведомый путь, заботясь лишь о том, чтобы, встретив трудности, суметь повернуть обратно. Ему безразлично, кем быть, и потому он с троллями готов быть троллем, с работорговцами — работорговцем, с обезьянами — обезьяной... Его заботит лишь то, чтобы эти превращения не были необратимыми.

Первоначально «Пер Гюнт» с его частым переносом действия из одного места в другое не предназначался для сцены. Однако по просьбе друзей Ибсен стал переписывать пьесу для постановки в театре. Тогда он и обратился к Григу с просьбой написать музыку, которая должна была не только иллюстрировать отдельные моменты действия, но частично и заменять его — в тех случаях, когда для постановки писатель делал большие купюры в драме.

Скептицизм Ибсена, его сарказм были чужды музыканту, и он, отказавшись от мысли воплотить в музыке образ главного героя драмы, а также иллюстрировать музыкой практически все сцены и создавать мелодекламационные эпизоды, сосредоточил все свое внимание на тех эпизодах, которые наиболее отвечали его натуре: глубокой целомудренной лирике, столь любимых им жанрово-бытовых образах, типично норвежской фольклорной фантастике.

Премьера пьесы с музыкой Грига состоялась в Кристиании 24 февраля 1876 года. Уже в первый сезон «Пер Гюнт» выдержал 36 представлений, причем громадный успех Ибсен по праву делил с Григом.

 

Музыкальная картинка «Утро» . Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед глазами его — родная Норвегия.

https://www.youtube.com/watch?v=vimO9eGdnd8

 

Марш «В пещере горного короля», живописующий картина пребывания Пера Гюнта в царстве Доврского деда — горного короля из норвежских сказок. Музыка постепенно разрастается, надвигаясь, словно страшная лавина.

https://www.youtube.com/watch?v=DJLVUUuR620

 

Песня Сольвейг — прекрасная и умиротворенная, в хрупкой оркестровке без медных и ударных инструментов, с включением арфы. Мелодия песни является своего рода обобщением образов Скандинавии: она одновременно близка шведской народной песне «О, Вермланд прекрасный, о край мой родной» и норвежской «Домой пришел я поздно».

https://www.youtube.com/watch?v=V1q40aJjaF0

 

 

ВОПРОСЫ

Годы жизни Эдварда Грига, его национальная принадлежность

1843–1907. Норвежский композитор

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!