Виды исторических источников.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кировский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

Реферат

Методы и источники изучения истории.

Влияние идеологии на историческую науку.

 

Работу выполнил: студент

Шамиев Валентин Виталиевич 

Работу проверил: преподаватель

Цеглеев Эдуард Александрович

 

Киров 2019 г.

 

Оглавление:

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Основные методы изучения истории как науки ………………...……........ 4

1.1 Конкретные методы изучения истории ................................................... 5

1.2 Общие методы исследования и изучения истории ................................. 6

2. Исторические источники .................................................................................. 7

 2.1 Виды исторических источников ............................................................... 8

3. История и идеология …………………………………………………………. 9

Заключение ........................................................................................................... 13

Список литературы …………………………………………………………….. 14

 

Введение

 

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. В более узком смысле история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Исследуя разнообразные доступные ей источники, данная дисциплина пытается установить реальную последовательность тех или иных произошедших в далеком или же ближайшем прошлом событий, а также разносторонне изучать причины их появления и последствия.

 

 


 

Основные методы изучения истории как науки

Метод исследования истории – это способ изучения исторических процессов посредством разнопланового анализа фактов, а также приобретения новой информации на основе этих самых фактов.

Существуют две огромные категории, на которые делятся методы изучения истории. Это конкретные методы, а также общие методы для большинства гуманитарных наук.

 

 


 

Конкретные методы изучения истории.

К данной категории методологии истории относятся три вида:

1.  Общенаучные методы.

2.  Частнонаучные методы.

3.  Методы, позаимствованные из иных наук.

 

1. Общенаучные методы бывают таких видов:

Ø Теоретические, к которым относятся знаменитая дедукция, индукция, синтез и анализ, строение гипотез, моделирование, обобщение, инверсия, абстрагирование, аналогия и системно-структурный подход.

Ø Практические методы изучения истории: эксперимент, наблюдение, измерение, сравнение, описание. Часто этот вид методов еще называют эмпирическим.

 

2. Частнонаучные исторические методы изучения истории:

Ø Хронологический метод – исторические данные излагаются в их хронологической последовательности, от прошлого к современности.

Ø Ретроспективный метод – исследование исторических фактов с помощью постепенного проникания в минувшее, чтобы обнаружить причины случившегося события.

Ø Конкретно-исторический метод – фиксирование всех событий и фактов.

Ø Сравнительно-исторический – событие исследуется в контексте аналогичных происшествий, имевших место ранее или позднее. Такой метод исследования дает возможность глубже изучить то или иное событие под разными углами.

Ø Историко-генетический - исследование появления и развития определенного события.

Ø Историко-типологический - классификация событий или объектов по их типу, признаку.

 

Кроме вышеперечисленных, довольно часто ученые используют для исследования истории иные методы, позаимствованные из иных родственных и не очень наук, например из статистики, психологии, социологии, антропологии, археологии и прочих.

Общие методы исследования и изучения истории.

Для большинства гуманитарных дисциплин и истории в частности общие методы - это:

Логический метод - рассматривает исследуемые явления на пике их развития, так как в этот период их форма становится наиболее зрелой, и это дает ключи к осмыслению предшествующих стадий исторического развития.

Исторический метод – с его помощью процессы и определенные исторические явления воспроизводятся в хронологическом развитии с учетом уникальных особенностей, закономерностей и деталей. Наблюдая за ними, можно отслеживать определенные закономерности.


 

Исторические источники.

Занимаясь исследованием истории, ученым приходится работать с предметами или явлениями, которых они чаще всего не могут увидеть собственными глазами, так как они имели место много лет, столетий или даже тысячелетий назад.

Между исследованием историков и реально произошедшим в прошлом фактом находится промежуточное связующее звено – это исторический источник.

Исследованиями и классификацией источников изучения истории занимается наука источниковедение.

 


 

Виды исторических источников.

Существуют различные виды классификаций исторических источников. Самой популярной является классификация по видам.

Согласно ей выделяют 7 групп источников:

1. Устные (народные сказания, песни, обряды).

2. Письменные (летописи, книги, дневники, газеты, журналы и другие).

3. Вещественные (остатки предметов оружия на поле боя, древние захоронения, сохранившееся предметы одежды, быта и так далее).

4. Этнографические (материалы, относящиеся к культуре определенного этноса, чаще всего их предоставляет этнография).

5. Лингвистические (названия городов, рек, местности, продуктов питания, понятий и другое).

6. Фотодокументы.

7. Фото-кинодокументы.

 

Последние два вида источников исторических исследований стали доступными историкам сравнительно недавно, но благодаря им проводить исследования стало намного проще. Хотя благодаря достижениям современной техники подделывать фотографии, видеозаписи и аудиозаписи стало очень просто, так что историкам недалекого будущего будет сложно пользоваться этими историческими источниками.

 

Наука история, как и сама история человечества, взаимодействует с целым комплексом других дисциплин, часто используя их в качестве источников информации, а также пользуясь их методами, принципами и достижениями. В свою очередь, история тоже помогает другим дисциплинам. Поэтому существует целый ряд исторических наук, концентрирующих свое внимание на предмете той или иной дисциплины. Такие, например, как история философии, политики, культуры, литературы, музыки и многие другие. В связи с этим правильно выбранные методы и источники изучения истории очень важны, ведь именно от их выбора и использования зависит установление фактов объективной реальности, что влияет не только на «детище Геродота», но и на все остальные науки, связанные с ним.

 

 

История и идеология

Формируя историческое сознание общества, историческая наука обнаруживает свой идеологический характер. В буржуазной литературе широко распространены призывы к деидеологизации истории. Эти призывы, делающиеся под флагом освобождения исторической науки от всяких чуждых ее природе влияний, имеют явно выраженную антимарксистскую направленность. Их подлинный смысл заключается в дискредитации марксистской историографии как якобы ненаучной, целиком идеологизированной и политизированной. Ханжески закрывая глаза на природу своей собственной дисциплины, авторы подобных призывов провозглашают наличие непроходимой пропасти между идеологией и подлинно научной историей. В действительности с первых же шагов своего существования история всегда являлась наукой идеологической, решающей в обществе определенные идеологические задачи, органически вытекающие из самой природы ее как общественной науки. История и идеология находятся в неразрывной связи между собой.

Всякая идеология является исторической в двояком смысле.

Во-первых, она всегда обусловлена конкретно историческими обстоятельствами своего возникновения и распространения. Нет (и никогда не было) абсолютной идеологии, приемлемой для всех классов и времен. Каждая идеологическая система отражает интересы определенного класса и несет на себе печать своего времени.

Во-вторых, исторические знания образуют необходимый элемент всякой идеологии как формы общественного сознания. Такие понятия, как родина, свобода, демократия и многие другие, являются историческими по самой своей природе. Лишенные исторической определенности, они превращаются в бессодержательные абстракции.

Эта же тесная связь идеологии и истории определяет идеологичность последней: „освободить" историю от идеологии — значит „освободить" ее от самой себя, лишить самого смысла существования как общественной науки. Деидеологизация истории неизбежно привела бы к ее превращению в хранилище не нужных обществу в целом антикварных сведений о прошлом, ибо исторические знания приобретают общественную значимость в связи с облеченными в идеологические формы запросами современности.

 

 

Всегда, в любом обществе и в любое время историческая наука выполняет важные идеологические задачи, которые в последнем счете сводятся к защите и укреплению соответствующей социальной системы. Когда мы говорим о марксистской, буржуазной или феодальной историографии, мы тем самым подчеркиваем ее идеологическую направленность, определяющую ее существенные черты. В своей историографической практике каждый ученый руководствуется известной суммой идеологических представлений, оказывающих решающее влияние на его понимание исторического процесса и задач собственной науки.

Однако историк отнюдь не является простым потребителем идеологических ценностей. Всей своей деятельностью, будь это исследовательская работа или распространение и популяризация исторических знаний, он утверждает идеологию своего класса.

Закономерным поэтому представляется требование четкости идеологических позиций историка, его идейной убежденности как необходимого условия эффективного осуществления социальной функции исторической науки. Оно относится ко всем без изъятия представителям исторической науки — к школьному учителю в не меньшей мере, чем к историку исследователю.

Это, однако, не означает, что история является простой функцией идеологии, ее придатком. Место исторической науки в обществе во многом определяется тем, что она вырабатывает его идеологию, а не только распространяет и защищает ее. Когда мы говорим о том, что тот или иной крупный ученый является идеологом своего класса, мы имеем в виду не просто то обстоятельство, что он в своей деятельности проводит соответствующие идеологические лозунги, а в первую очередь то, что он своими трудами вырабатывает эту идеологию. Так, созданная французскими историками периода Реставрации теория классовой борьбы составила важнейший элемент идеологии французской буржуазии того времени, сыгравший большую роль в ее борьбе за политическое господство в стране.

 

Исторической науке принадлежит выдающееся значение в выработке общественной идеологии, в частности потому, что она к ней не сводится. Она обладает, как мы видели, собственным понятийным аппаратом, своими исследовательскими методами, которые приводят в исследовательской практике к результатам, нацело не определяющимися теми или иными идеологическими установками. Как и всякая наука, история ставит своей целью получение объективно-истинного знания и от того, насколько успешно она осуществляет эту цель, зависит эффективность выполнения ею своих идеологических задач. Порочность современной империалистической идеологии, например, органически связана с научной несостоятельностью тех представлений об историческом процессе, на которых она базируется и которые вырабатываются буржуазной историографией совместно с другими социальными дисциплинами.

Связь истории и идеологии не может быть доведена до требования давать идеологическую оценку каждому изучаемому историками явлению прошлого или извлекать из его изучения определенные идеологические выводы. Историческая наука исследует и такие стороны человеческой деятельности, которые не носят выраженный идеологический характер. Вследствие этого не всякие результаты работы историка обладают идеологической определенностью. Например, изучение Пелопоннесской войны или сельскохозяйственной техники развитого западноевропейского средневековья не приводит к результатам, имеющим сколько-нибудь существенное значение для современной идеологической борьбы, точно так же как эта последняя не оказывает серьезное влияние на современную трактовку этих проблем. Не продолжая примеры подобного рода, подчеркнем, однако, что в таких случаях, как правило, речь идет о явлениях прошлого, не имеющих выхода в те или иные сферы настоящего и вследствие этого утративших свою социальную актуальность.

С другой стороны, даже в тех случаях, когда тот или иной серьезный исследовательский результат непосредственно связан с известными идеологическими установками и даже обусловлен ими, он может сохранять научное значение в рамках другой идеологической системы. Например, открытая французскими историками периода Реставрации борьба городов против феодальных сеньоров получила у них ярко выраженную идеологическую интерпретацию, вошедшую важным элементом в идеологию французской либеральной буржуазии, считавшей себя наследницей средневековых горожан. Но за полтора века, прошедших со времени открытия „коммунальной революции" в средневековой Европе, оно сделалось общим достоянием исторической науки, сегодня его признают ученые, придерживающиеся различных идеологических позиций.

 

О том, что история не сводится к идеологии, свидетельствует сама возможность поступательного развития исторической науки. Смена господствующих в обществе идеологий не ведет к радикальному отрицанию всех господствовавших ранее исторических представлений. Более или менее значительная часть их в переосмысленном виде включается в новые исторические теории, выражая, таким образом, преемственность в развитии исторической науки. Ибо в этих представлениях содержится момент объективной истины, который не может быть „отменен" в процессе идеологического перевооружения науки.

Характер влияния идеологии на историю определяется природой влияющей на историческую мысль идеологической системы. История - наука идеологическая. Но в самой этой формуле еще не содержится ответ на вопрос, какое влияние оказывает такой характер исторической науки на ее познавательные способности, содействует он или препятствует объективно-истинному отражению действительности. Все дело заключается в том, с какой идеологией связан историк. Многовековая историографическая практика неопровержимо свидетельствует, что в то время, как реакционная идеология оказывает, как правило, негативное влияние на историческое познание, его наиболее значительные успехи неизменно связаны с усвоением исторической наукой на каждом этапе ее развития передовой для данного времени идеологической системы. Выражая в концентрированной форме наиболее прогрессивные социальные и политические идеи своего времени, такая система открывает в силу этого и возможность более основательного проникновения в прошлое, стимулируя, таким образом, его научное познание.

Вследствие этого, рассматривая влияние идеологии на историю, нельзя ограничивать его областью конкретных оценок различных исторических событий и деятелей. Его значение обнаруживается, прежде всего, в сфере мировоззренческой. Идеология общества оказывает решающее влияние на формирование общих исторических представлений, определяющих подход к истолкованию прошлой действительности. Но как мы уже видели, именно в этой сфере имеет место и обратное влияние истории на идеологию. Не сливаясь с этой последней, она именно через нее, в большой мере, влияет на самопознание общества, формулируя, в значительной степени, как самооценку, так и все его мировоззрение.

Заключение

 

Таким образом, взаимоотношение истории и идеологии является по своей природе глубоко диалектическим, приобретая характер взаимовлияния. В этом взаимовлиянии и находит одно из наиболее ярких выражений значение истории в формировании общественного сознания.

История принадлежит особой форме научного познания, имеющей дело с многообразными видами деятельности людей, в процессе которой складываются конкретные исторические закономерности, составляющие в своей совокупности реальный общественный процесс. Но точно так же как эта деятельность не может быть уподоблена действию сил природы или движению физических тел, так и изучение ее не должно оцениваться по меркам естественнонаучного познания. Историческое познание нельзя рассматривать как более низкую (или, напротив, более высокую) форму научного познания по сравнению с естественно-научным. Тем более нельзя его судить с позиций некоего абстрактного идеала научного познания вообще.

Единственный критерий, определяющий степень научности истории, заключается в ее способности объективно отражать социальную действительность на уровне конкретной исторической закономерности. Как свидетельствует историографическая практика, наша наука обладает такой способностью.


 

Список литературы

1. https://ru.wikipedia.org «Методология истории»

2. https://cyberleninka.ru «Очерки истории исторической науки в СССР в развитии советской историографии»

3. Б. Г. Могильницкий «Введение в методологию истории»

 


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 443; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!