Установки, ценности и агрессия



 

Термин «установка» используется в социальной психологии для обозначения мысленных представлений человека о различных характеристиках социального или физического мира — представлений, наложенных в результате жизненного опыта, которые, раз возникнув, очень сильно влияют на его поведение. Во многих случаях на возникновение агрессии сильное влияние оказывают установки задействованных в ситуации лиц, как агрессоров, так и тех, чье поведение спровоцировало агрессию. Установки имеют три четких компонента: оценочный, компонент веры и поведенческий. Установки довольно устойчивы по природе. Если принимать во внимание все эти факты, становится ясно, что до определенного момента разнообразные установки имеют отношение к агрессии и могут оказывать сильное воздействие на подобное поведение. Большинство исследований, однако, сконцентрировано на одном специфическом типе установок — на предрассудках. Предрассудок — это негативная установка по отношению к членам определенных социальных групп, основанная, главным образом, на их принадлежности к этой группе.[20]

Причиной проявления многочисленных актов агрессии являются расовые предрассудки. Столкновения между представителями разных рас происходят с высокой частотой в разных странах. Такие происшествия наводят на мысль о том, что лица с сильными расовыми предрассудками более других склонны становиться участниками актов межрасовой агрессии. Следовательно, предрассудок остается важным компонентом установки на агрессию в самых разнообразных условиях.

Определенное отношение к агрессии сильно влияет на желание индивидов выбирать агрессивную модель поведения. И поскольку воззрения людей не меняются от ситуации к ситуации, их тоже можно рассматривать в качестве важной индивидуальной детерминанты агрессии. Однако для того, чтобы такого рода взаимодействие осуществилось, ценности и стандарты должны быть очевидными для действующих в ситуации лиц, то есть эти индивиды должны обратить на них внимание. Влияние ценностей на агрессивное поведение связано с самосознанием. Самосознание — помещение собственной персоны в объектив своего внимания — имеет две основные формы. Первая, известная также под названием общественное самосознание, позволяет рассмотреть себя как социальный объект — взглянуть на себя глазами других. Другая форма представляет собою обращение к внутренним стандартам человека, к его ценностям и установкам. Она известна как личностное самосознание. Несмотря на то, что оба типа самосознания могут положительно коррелировать с агрессией, очевидно, что личностное самосознание в большей степени годится для установления перечня внутренних ценностей, имеющих отношение к агрессивному поведению.

Индивиды с высоким самосознанием сравнивают свои внутренние стандарты и ценности со своим поведением. Если разногласий нет, человек реагирует позитивно — в конце концов, человек считает себя счастливым тогда, когда его поступки не противоречат его взглядам на мир. Напротив, если человек замечает расхождение между своим поведением и внутренними стандартами, он стремится изменить поведение, чтобы его действия соответствовали его внутренним взглядам.

Связав подобные предположения со случаями проявления агрессии, можно прогнозировать, что конечные действия индивида с высоким уровнем самосознания будут зависеть, и довольно сильно, от его системы ценностей и внутренних стандартов относительно поведения. Если выбор агрессии в качестве средства достижения цели одобряем, а сама агрессия рассматривается им как приемлемая форма поведения, высокое самосознание может привести к усилению внешних проявлений подобного поведения, поскольку индивиды стремятся привести свои поступки в соответствие со взглядами, которых придерживаются. Напротив, если агрессия считается неприемлемой, индивид с высоким самосознанием будет склонен к уменьшению интенсивности подобных действий.[21]

В целом можно сказать, что ценности и внутренние стандарты, имеющие отношение к агрессии, зачастую могут влиять на актуализацию подобного поведения. Более того, такое воздействие скорее всего будет иметь место в том случае, когда индивиды реально считаются со своими ценностями — при условии наличия высокого уровня самосознания. Следовательно, обращение к собственному внутреннему миру не только учащает случаи внезапного прозрения и улучшает самопонимание — в некоторых случаях оно может повлиять на природу взаимоотношений с другими.

Агрессия и гендерный аспект

 

Гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, чем при ее отсутствии.

Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы.[22]

Мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.

Причины гендерных различий в становлении, протекании и демонстрации агрессии обусловлены как генетическими, так и социальными факторами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению. В связи с социальными детерминантами различия в агрессии могут порождаться противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов.

Однако следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона и проявлениями агрессивного характера.[23]

Но все же нет причин полагать, что биологически обусловленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться в открытые проявления насилия. Биология отнюдь не судьба, поэтому неправильно и неверно воспринимать мужчин как лиц, вынужденных вести себя агрессивно по причинам, лежащим вне их контроля. Это положение также справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.[24]

Подводя итог, следует резюмировать, что в первой главе рассмотрены факторы и этапы становления агрессивного поведения. Описаны источники усвоения моделей агрессивности и критерии, влияющие на преемственность подобных поведенческих форм. Большое внимание уделено таким источникам потенциального научения агрессивности как СМИ, в особенности телевидение и интернет, с которыми современный подросток взаимодействует в наибольшей степени. Влияние интернета на подростков, его взаимосвязь с проявлением детской жестокости является наиболее актуальной проблемой в рамках данной работы.

Помимо этого в первой главе были описаны индивидуальные детерминанты агрессии, такие как личностные черты, установки, ценности и гендерные аспекты. Возвращаясь к ценностям и установкам, следует отметить, что одним из компонентов агрессивной реакции является самосознание. Иными словами, уровень самосознания подростка, включенные в него культурные ценности и принципы, а также уровень развития самомониторинга (мониторинга своих эмоциональных реакций, своего поведения) и, следовательно, уровень рациональности результатов его самоанализа детерминируют его агрессивное/неагрессивное поведение с точки зрения индивидуально-личностных характеристик. Во второй главе особенностям самомониторинга уделено более подробное внимание в рамках сопоставления осознаваемого уровня и видов реакций собственной агрессивности с неосознаваемым.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!