Стих: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.



Припев: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

Стих: Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Припев: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

ЕВАНГЕЛИЕ

От Матфея Святаго Евангелия чтение.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе (поклон).

Рече Господь притчу сию: уподобися Царствие Небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими. Наченшу же ему стязатися, приведоша ему единаго должника тмою талант: не имущу же ему воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати. Пад убо раб той, кланяшеся ему, глаголя: господи, потерпи на мне, и вся ти воздам. Милосердовав же господь раба того, прости его и долг отпусти ему. Изшед же раб той, обрете единаго (от) клеврет своих, иже бе должен ему стом пенязь: и емь его давляше, глаголя: отдаждь ми, имже (ми) еси должен. Пад убо клеврет его на нозе его, моляше его, глаголя: потерпи на мне, и вся воздам ти. Он же не хотяше, но вед всади его в темницу, дондеже воздаст должное. Видевше же клеврети его бывшая, сжалиша си зело и пришедше сказаша господину своему вся бывшая. Тогда призвав его господин его, глагола ему: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил мя еси: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах? И прогневався господь его, предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой. Тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе (поклон).

Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (поклон).

Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем (поклон).

Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем (поклон).

Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

Стих: Приступите к Нему и просветитеся, и лица Ваша не постыдятся.

Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

Слава:

Лик Святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея.

И ныне:

Символ Веры: В ерую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца Рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием, и возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном Споклоняема и Сславима, Глаголавшего пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Прощение:

Ослаби, остави, прости Боже, прегрешения наша, вольнная, и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Отче наш: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Кондак воскресный, глас 6

Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех.

Господи, помилуй (12 раз).

Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина, благоволи же и о мне, грешнем, утвержи, вразуми сердце мое, и всю мою отими скверну, просвети мою мысль, да выну славлю, пою, покланяюся и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь.

Буди Имя Господне благословено отныне и до века (Трижды с поклонами).

Слава, и ныне:

Псалом 33

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира , и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Окончание изобразительных

Достойно есть: Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон)

Слава, и ныне:

Господи, помилуй. Трижды

Господи, благослови.

И отпуст:

Воскресый из мертвых, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и Богоносных отец наших и святаго имя рек, егоже и память ныне совершаем, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Господи, помилуй. Трижды


[1]     Вечерня — одно из суточных богослужений , совершаемое вечером, первая суточная служба, потому что церковный день начинается накануне. Причин этому несколько. В библейской истории сотворения мира вечер всегда упоминается прежде утра: «и бысть вечер, и бысть утро, день един...» (Быт. 1, 5) — т . е . Сам Бог начинает день с вечера. На это же указывает заповедь Господня Моисею: «... никакого дела не делайте день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего... от вечера до вечера... празднуйте субботу вашу» (Лев. 23, 28-32).

[2]      Это славословие, часто повторяемое за богослужением, обозначается кратко: «Слава, и ныне:», но читается или поется всегда полностью, как приведено. Иногда оно делится на две части: «Слава:», «И ныне:» - в таких случаях каждая часть славословия читается или поется полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

[3]     По обычаю, после «Отче наш» миряне вместо священнического возгласа «ЯкоТвое есть Царство...» произносят Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.»

[4]      Псалом назван предначинательным, т.к. с него начинается вечерня.

[5]     Повечерие — вечернее богослужение , бывает великое и малое : великое совершается в Великий Пост и в некоторые великие праздники , малое положено в будни ежед невно. Повечерие совершается во благодарение Господа за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, и за все то, что случилось с нами в прошедший день — за нашу жизнь , пищу мысли и дела . Мы просим , чтобы Господь ниспослал нам ночь мирную и безгрешную . На по вечерии творим молитву за начало ночи, за успокоение от трудов дня и ради воспоминания о смерти, которая некогда должна постигнуть каждого — да не застанет нас не готовыми .

[6]      КАНОН (с греч. - правило) — соединение по определенному правилу и размеру многих священных песней в один стройный состав. Обыкновенно состоит из девяти песней.

[7]      ИРМОС (с греч. - связь, соединение) — первый тропарь в ряду других тропарей , составляющих песнь канона . Ирмос — есть образец , по которому составлены все прочие тропари той ж е песни.

[8]      Поклон полагается только после первого припева песен 1 и 9

[9]     Кондак — краткая хвалебная песнь в похвалу Господа, Богородицы или святых

[10]   Это обращение на келейной молитве есть мысленное обращение к отцу своему духовному, по благословению которого совершается всякая домашняя молитва.

[11]   Полунощница воскресная — совершенно особая церковная служба — она полностью посвящена Пресвятой Троице.

[12]   Седален — славословия , во время которых позволено сидеть , хотя в основном православные христиане не сидя т во время славословия по слову Тертулиана: «Не пристойно вообще сидеть с в присутствии и пред лицем того, кого ты боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицем Бога живаго. Которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

[13]   Церковное богослужение, совершаемое утром. Утреня совершается ради настоящего дня, за который человеку следует благодарить Приводящего свет и Разрушившего тьму. Утреня обычно соединяется с полунощницей и первым часом.

[14]   Если читалась полунощница, то «Царю Небесный...» не читаем.

[15]       Шестопсалмие — это плач кающегося грешника перед Христом Спасителем , пришедшим на землю . В храме гасится свет и даже свечи , чтобы молящегося ничто не отвлекало от чтения псалмов . Это также напоминание о состоянии души во грехе . В то же врем я темнота в храме и мерцание лампад символизируют ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием ангелов: «Слава в вышних Богу...». В первых трех псалмах шестопсалмия передается скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Во второй половине — моления души раскаявшейся и примирившейся с Богом . Есть церковное предание о том , что Страшный Суд будет длится столько времени , сколько читается шестопсалмие .

[16]   Чтение кафизм призвано напоминать нам о тяжких скорбях Господа нашего Иисуса Христа.

[17]   Непорочны — это 17- я кафизма , состоящая полностью из псалма 118. Это величественная библейская песнь , в которой пророк Давид воспевает Божественный закон , спасающий человека в этой жизни и по смерти , а соблюдающих его называет блаженными . Непорочны — торжественная , праздничная кафизма , исполненная глубочайшего смысла и обильного назидания для верующих , поэтому Устав церковный назначает их для торжественного пения на утренях большей части воскресных дней года . Завершаются непорочны тропарями по непо рочных «Ангельский собор удивися...» - о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

[18]   Ипакои — в переводе с греч. - повиновение, послушание и внимание, т.е. это тропарь, достойный и требующий особого внимания.

[19]   Песнопения, составленные на основании псалмов (119-133), именуемых «Песнь степеней», т.е. ступеней, знаменующих восхождение верующих от земли на Небо, от места странствия в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою. Степенны предваряют чтение Евангелия, как бы приготовляя нас к слушанию Слова Божия. По способы исполнения именуются АНТИФОНАМИ (с греч. - противогласия), т.е. песнопения. поемые на обоих клиросах попеременно.

[20]   Здесь дано общее Евангелие для всех воскресных дней (Лк. 24, 36-53), но можно читать то Евангелие, которое указано в церковном календаре для утрени данного дня.

[21]   Катавасия (с греч. - схождение, выход, соглашение) — ирмос, который поется в конце каждой песни; для его торжественного исполнения певцы с обоих клиросов сходились на середину церкви.

[22]   Икос — пространная свяшенная песнь в похвалу Господа, Богородицы или святых. Икос всегда читается после кондака.

[23]   Ексапостиларий (с греч. - высылаю) — тропарь, читаемый в воскресный или праздничный день на утрени, после канона. Прославляет послание апостолов на проповедь, тесно связан с содержанием утреннего Евангелия.

[24]   Или Хвалитны — так именуются псалмы 148, 149 и 150 по частому в них повторению слова «хвалите». В них содержится славословие и хвала Богу от всей твари.

[25]   Напоминает содержание прочитанного Евангелия.

[26]   Славословие великое - «... издревле составлено отцами... и всякому верному надобно поучаться в нем и знать его, и воссылать его к Богу всякий день, утром и вечером». Начинается оно со славословия Ангелов при Рождестве Христове.

[27]   См. Церковный календарь.

[28]   Славословие первого часа соединятся с утреней, т.к. им начинается день, и он приносится вместе с утренею, как дар и жертва хваления Господу.

[29]   Часы — так называются молитвословия, состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, соответствующие каждой четверти дня и творимые в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.

[30]   Изобразительны или обедница — богослужение совершаемое вместо литургии, когда по Церковному Уставу литургии быть не положено, а также на келейной молитве. Название изобразительны дано сему последованию потому, что оно есть изображение, т.е. некоторое подобие или образ Божественной литургии. Литургию также называют обедней, а изобразительны — обедницей.

[31]   Это славословие совершалось по прошествии первой четверти дня. В час тритий иудеи обвинили Спасителя и решили убить Его. В третий же час Дух Святый сошел на апостолов. В псалмах третьего часа говорится о коварстве иудеев и о их замысле против Христа, а в последнем — 50-м — о сошествии Божественного Духа.

[32]   Час шестой — это средина дня. В этот час Господь наш Иисус Христос был распят на кресте. Псалмы шестого часа указывают на восстание иудеев, их покушение на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, на их оскорбления Ему — насмешки и ругательства, на их ярость и гнев, на бывшее землетрясение, мрак, покрывший тогда землю.

[33]   Час девятый — это славословие совершалось при приближении конца дня . Девятый час в честь Пресвятой Троицы , т . к . девять часов троекратно указывают на т роичность лиц. В девятом часу распятый за нас Господь наш Иисус Христос, возгласив, предал Богу Отцу Свою душу и соделался совершенной жертвой за нас, людей. Тогда-то земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и многие усопшие святы восстали, сущие во аде сделались свободными. В псалмах девятого часа мы благодарим Того, Который за нас умер плотью, Который, предав Свою душу, принес наши души Отцу и Который своей смертью оживил нас, разрушил нашу смерть.

[34]   Блаженны — заповеди блаженств из Евангелия (Мф. 5:3-12), которые читаются с тропарями из Октоиха.

[35]   Здесь даны общие Апостол (1Кор. 15:1-11) и Евангелие (Мф. 18:23-35) для всех воскресных дней, но можно читать те Апостол и Евангелие, которые указаны в Церковном календаре для литургии данного дня.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!