СОНАТА В ТВОРЧЕСТВЕ     ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ.



III. 47. ДРЕВНЯЯ МУЗЫКА.

 

1. Ответь на вопросы:

а) что такое синкретичное искусство, когда оно возникло? 

б) Какие были первые музыкальные инструменты? 

в) Когда, по мнению ученых, были сделаны древнейшие музыкальные инструменты?

г) О музыкальном искусстве каких стран Древнего мира сохранилось больше всего сведений?

д) Какие знаешь мифы о музыке? 

е) Кто такие аэды и рапсоды? 

ж) Какие музыкальные инструменты были распространены в Древней Греции? 

з) Как появились трагедия и комедия? 

и) Какие музыкальные термины пришли к нам из античности? 

к) Какие музыкальные соревнования проводились в Древней Греции? 

л) С какими искусствами была тесно связана музыка в Древней Греции?

м) Какую нотацию изобрели древние греки? В чем она не точна?

 

2. Объясни значение следующих слов: миф, лира, котурны, кифара, Дельфы, Гомер, орхестра, авлос, лирика, трагедия, гидравлос, Пифагор, Софокл, Эврипид, Аристофан, Сафо, музы (вспомни их количество, перечисли “отвечающих” за музыкальное искусство)

      

III. 48. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Ответь на вопросы:

а) как называли в это время странствующих музыкантов?

б) кто такой Гвидо Ареццо и какова его роль? Объясни суть его “изобретения”

в) что такое григорианский хорал?

г) как называли авторов стихов светских песен?

д) как называются 2-3-х голосные полифонические пьесы?

      

2. Прочитай отрывок из “Энциклопедического словаря” и выпиши, что нового принесло в музыку Средневековье.

Музыкальная культура средневековой Европы развивалась с __?___ до __?____ века. Это был долгий период крестовых походов, соперничества церкви с властью королей и феодалов, столетней войны Англии и Франции и многих других исторических событий. Основа музыкального быта того времени - искусство странствующих артистов, которые умели сочинять песни, веселые сценки, были циркачами, играли на всевозможных инструментах. Они были участниками праздников, свадеб, ярмарок, торжеств по случаю военных побед, пиршеств и коронаций.

С IX в. начинают записывать музыку специальными нотными знаками на пергаменте. Большинство из ранних нотных записей - одноголосные церковные песнопения, исполнявшиеся хором в унисон или солистами. Вскоре появляются записи образцов светского музыкального искусства. Это песни трубадуров, труверов и миннезингеров. К IX -X вв. относятся и первые записи полифонических произведений. Позднее, в XIII в., появились трехголосные пьесы - мотеты. Мотет на столетия становится одним из самых распространенных музыкальных жанров. Автор мотета брал известный напев и присочинял к нему по правилам того времени еще один, два или три голоса. Подобным же образом создавалась и музыка для церковного ритуала, например, многоголосная месса.

На этой полифонической основе и на песнях трубадуров и труверов складывалось и творчество композиторов последнего периода средневековья. Он оставили образцы полифонических песен различных жанров и форм: рондо, баллады, мадригалы, в которых изысканная светская поэзия была положена на музыку нового склада, отличающуюся яркостью и живостью”. ( И.Куберский, Е.Минина)

3. Выбери правильный ответ:

а) в музыке средние века - это… (1. - I - X века, 2 - VI - XIV века, 3. - IX - XIV века)

б) искусство в средние века активно развивалось… (1. - в народе, 2. - в рыцарских замках, 3. - в церкви)

в) Григорианский хорал так назван по имени Григория… (1.- известного народного музыканта, 2. - церковного композитора, 3. - папы Римского)

  г) авторы-исполнители одноголосных песен на севере Франции… ( 1. - миннезингеры, 2. - труверы, 3. - трубадуры, 4. - мейстерзингеры)

4.Реши кроссворд:

 

  55       4                
    11     44                
22     66 6                  
                             
88               99          
              110            
      77                    
                             
33                          
    111                      
  112                        
                             
                             

 

По горизонтали: 2.Папа Римский, которому приписывают реформирование                                                                                                                                  церковной музыки

                            3. Музыкант, прислуживающий трубадуру

                            7. Рыцарь севера Франции, автор светских песен

                           10.Странствующий музыкант из простонародья

                           11.Имя монаха, заложившего основы нотного письма

                           12. Излюбленный жанр устного народного творчества

По вертикали: 1. Средневековый музыкант в Германии

                    4. Жанр церковной музыки

                     5.Известный церковный органист, прозванный “Великим”

                     6.Вид церковного песнопения

                     8. Строгое церковное песнопение, вид григорианского хорала

                        9. Хоровое песнопение в Германии

 

III. 49. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.

  I. Ответь на вопросы:

1. Как иначе называется эпоха Возрождения?

2. Что возрождали деятели этой эпохи?

3. В каких двух направлениях интенсивнее всего развивалась музыка в это время?

4. Какие основные жанры церковной полифонической музыки можешь назвать?

5. Какие национальные музыкальные школы появляются в эту эпоху? (назови их главных представителей)

6. Что такое месса?

7. Где и когда появилась и как называлась первая опера?

8. Какие инструменты были особенно любимы в эпоху Возрождения?

9. Когда появились клавишные инструменты и какие были у них названия в разных странах?

10. Что возрождали участники камераты графа Барди, создавая “драму с музыкой”?

 

II. Выбери правильный ответ:

1. эпоха Возрождения продолжалась с…(а) - 14 по 16 века, б) - 13 по 18 века, в) - 16 - 17 века)

2. Окегем, Депре, Лассо - представители… (а) - итальянской музыкальной школы, б) - нидерландской полифонической школы, в) - французской полифонической школы)

3. Слово “мадригал” переводится как… (а) - “песнь толпы”, б) - “сельский напев”, в) - “песня на родном (материнском) языке” )

4. Палестрина сумел в мессе достичь… (а) - сочетания искусно сплетенных 8 - 16 голосов, б) - прозрачного звучания с ясно слышимыми текстами)

5. Название первой в истории музыки оперы… (а) - “Эвридика”, б) - “Орфей”, в) - “Дафна”, г) - “Ариадна”)

III. Перечисли светские жанры вокальной музыки.

IV. Исправь ошибки:

 Месса - это нециклическое вокальное произведение на текст определенных разделов одноименного главного богослужения православной церкви. Перевод слова “месса” -“посылаю, отпускаю”. Месса как богослужение совершается на итальянском языке. Некоторые разделы мессы читаются, другие поются (соло и хором). Основных песнопений в мессе шесть:

1 - “Господи, помилуй”,

2 - “Слава”,

3 -“Верую во единого Бога”,

4 - “Даруй нам мир”,

5 - “Свят бог Саваоф”,

6 - “Агнец божий”.

V.Реши кроссворд:

По горизонтали:

2. Жанр светской вокальной музыки

3. Итальянский композитор - автор инструментальных пьес

5. Автор первой дошедшей до нас оперы, поставленной в 1600 г.

8 . Одна из частей мессы                                                  

10. Жанр музыки, появившийся во Флоренции на рубеже 16-17 веков

14. Представитель нидерландской композиторской школы

16. Католическое богослужение

18. Клавишный инструмент

По вертикали:

1. Клавишный музыкальный инструмент

4. Жанр инструментальной музыки

6. Излюбленный жанр многоголосной вокальной музыки

7. Любимый струнный щипковый инструмент

9. Персонаж одной из первых опер

11. Другое название эпохи Возрождения

12. Популярный струнный смычковый инструмент

13. Крупнейший представитель итальянской музыкальной школы

14. Название первой несохранившейся оперы

15. Представитель нидерландской композиторской школы ( подсказка: он автор произведения “Пение птиц”)

   17. Крупнейший представитель нидерландской композиторской школы

 

   1   12   7              
            8       9 13  
    4   6   11 10          
  2           17          
                  15      
          16              
  3                      
                14        
                         
5                        
  18                      
                         

III. 50. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ                                           ХVIII ВЕКА. ЭПОХА БАРОККО.

 

I. Ответь на вопросы:

1. что означает термин “барокко”?

2. Какие черты свойственны музыке барокко?

3. Каких можешь назвать виднейших композиторов - авторов опер в разных странах?

4. Какой вклад внес А. Скарлатти в музыку?

5. Как называется самая известная опера Г. Перселла и ее самый знаменитый эпизод?

6. Какие два вида опер появились в Италии в это время?

7. Какие инструменты получили наибольшее распространение в эту эпоху?

8. Кто создал жанр сольного программного концерта, как он называется?

9. Кто такой Д.Скарлатти, каков его вклад в музыку?

10. Что такое кончерто-гроссо? Где впервые он появился? Кто является основоположни-           ком этого жанра? Чем он отличается от сольного концерта?

11. Что ты знаешь о Генделе? В каких жанрах он сочинял музыку?

12. Что является стержнем оратории: арии или хоры? Сравни с оперой.

II. Объясни смысл слова “бельканто”

( подсказки: “В своей статье “Голос из другого века”, посвященной великой певице Марии Каллас, Теодоро Челли разъяснил: “До начала XIX века лучшими мастерами вокального искусства считались особые виртуозы - кастраты - сопранисты и контральто, из которых в своем большинстве вышли знаменитые учителя пения. Они были признанными мастерами фиоритурного стиля, царившего на протяжении всего XVIII века, стиля, где основные мелодии обильно снабжались различными украшениями, руладами, арпеджио, гаммами, трелями, двойными форшлагами, хроматическими гаммами… Этот стиль, составивший славу оперного искусства, получил название “бельканто”. ( Л.Мархасев “В легком жанре”)

“Под бельканто подразумевалось умение плавно исполнять широкие певучие мелодии, рассчитанные на большой диапазон голоса и мастерское владение регистрами и дыханием. Мелодии обычно изобиловали виртуозными украшениями, в которых при беглости должна была сохраняться та же плавность исполнения” (Е.Черная “Рассказы об опере”)

III. Вставь пропущенные слова и определи тип оперы, о котором рассказано в отрывках.

“Каждый из трех персонажей оперыдолжен спеть по пять арий: ария должна быть патетической, бравурной, декламационной, среднего характера, блестящей. Две поются главным действующим лицом в первом акте, две во втором, одна в третьем. Вторая актриса и второй дискант не могут иметь более трех арий, а остальные лица должны довольствоваться одной, самое большее - двумя ариями.

  Автор текста должен снабдить композитора разнообразными нюансами, составляющими светотень музыки: он должен следить за тем, чтобы две патетические арии никогда не следовали одна за другой. Столь же осмотрительно должен он распределять арии бравурные, драматические, полухарактерные, менуэты и рондо” (великий итальянский комедиограф К.Гальдони “Мемуары”)

“Итак. Что же представляла собою структура итальянской   _?______ по прошествии первого столетия? В сущности, это была цепь арий, ярко и полно воплощавших сильные человеческие ___?_______, но отнюдь не передававших процесса развития событий. Само понятие сценического действия было в ту пору иным, чем сейчас: _?___ представляла собой пестрое последование картин и явлений, не имевших строгой логической связи. На ___?______  воздействовала именно эта пестрота, быстрая смена обстановки, времени, фееричность зрелища. В музыке оперы ____?___________ тоже не стремились к связности целого, довольствуясь тем, что создавали ряд законченных, контрастных по содержанию _?____ эпизодов. Этим объясняется и то, что речитативы, явившиеся у флорентийцев основой драматургии, в Неаполе начали утрачивать свое _?___. В начале XVIII века выдающиеся оперные ___?________ даже не считали необходимым выступать  в речитативах “секко”: они поручали их статистам, а сами в это время прогуливались по сцене, отвечая на восторженные приветствия поклонников.

Так постепенно утвердилась в опере диктатура _?___,имевшего право требовать от композитора любых переделок и любых вставок по своему _?__________. Не к чести  __?______ они нередко злоупотребляли этим правом: одни настаивали на том, чтобы опера, в которой они _?___, обязательно заключала в себе сцену в темнице, где можно было исполнить скорбную __?____,стоя на коленях и протягивая к небу скованные руки; другие предпочитали исполнять выходной монолог верхом на лошади; третьи требовали, чтобы в любую _?____ вставлялись трели и пассажи, особенно хорошо им удававшиеся. Всем подобным ____?________ композитор должен был угождать. К тому же певцы, как правило, имевшие в ту пору солидную теоретическую подготовку, начали произвольно вносить изменения в последний раздел арии (так называемую репризу) и уснащали ее колоратурами, подчас такими обильным, что мелодию ___?_______ трудно было узнать.

Итак, высшее мастерство пения “бельканто” - дело рук самих композиторов, со временем обернулось против них; синтез драмы и музыки, к которому стремились родоначальники жанра - _____?________, так и не был достигнут. Оперный спектакль в начале XVIII века скорее напоминал “концерт в костюмах”, чем связное драматическое зрелище”. (Е.Черная)

IV.1Объясни, кто такие французские клавесинисты, в каких жанрах они сочиняли музыку?

2 Подумай, в чем состоят главные отличия оратории и кантаты от оперы?

3. Перечисли названия клавишных инструментов в разных странах.

4. Расскажи об устройстве клавесина и клавикорда.

V. Выбери правильный ответ:

1.    название оперы во Франции…(1. - seria , 2. - лирическая трагедия, 3. - buffa)

2.    основоположником итальянской органной школы стал… (1. - Фрескобальди, 2. - Букстехуде, 3. - Палестрина )

3.    автор сонаты “Дьявольские трели”… (1. - А.Корелли, 2. - Д.Тартини, 3. - А.Вивальди)

4.название первой оперы К.Монтеверди…(1. - “Дафна”, 2. - “Эвридика”, 3. - “Орфей”.)

5.    прозвище Ф.Куперена… (1. - “Великий”, 2. - “Великолепный”, 3. - “Большой”)

6. автор оркестрового произведения “Музыка на воде” …(1. - Г.Перселл, 2. - Д.Скарлатти, 

3. - Г. Гендель )

 

VI. Закончи предложения, вставив пропущенные слова.

 Знаменитые итальянские скрипичные мастера______________,_________________,             ______________________ жили в городе _______________.

Музыку для струнных инструментов писали в это время известные итальянские композиторы _____________, ___________, ___________________ .

Первой английской оперой стала “_____________________” композитора ______________.

Любимый инструмент А. Корелли и А. Вивальди - __________.

“Саул”, “Израиль в Египте”, “Мессия”, “Самсон” - это ______________ композитора ______.

К.Монтеверди первый в XVII веке ввел в оркестр оперы “Орфей” инструмент ____________.

VII.Реши кроссворд.

По горизонтали: 1. Французский композитор - клавесинист

3. Автор оперы “Дидона и Эней”

6. Стиль в искусстве (перевод “причуждивый”,”вычурный”)

9. Великий немецкий композитор, творчество которого является вершиной эпохи барокко

12.  Д.Скарлатти создал жанр старинной ___?_____

14.Страна, в которой на протяжении ста лет создавались лучшие струнные инструменты

15.  Имя героини знаменитой оперы Г.Перселла

16.  Автор первого сольного программного концерта

18.  Вид оперы, создателем которой стал А.Скарлатти

19 Обобщающее название клавишных инструментов

По вертикали: 2. Искусство “прекрасного пения”

4.Немецкий композитор, автор монументальных ораторий и множества пьес для клавира

5. Известный итальянский композитор, родившийся в один год с И.С.Бахом, много лет проживший в Испании, автор сонад

6. Комическая итальянская опера

7. Итальянский композитор, автор оперы “Ариадна”

8. Излюбленный жанр французских клавесинистов

10. Самый большой и разнообразный по звучанию клавишно-духовой инструмент

11.  Автор сонаты “Дьявольские трели”

13.  Французский композитор-клавесинист

17. Струнный инструмент, получивший широчайшее распространение в эту эпоху.

 

              22          
    44   11                
  33     55 1         88    
          110       77      
      66               117  
  113         99       111    
                           
                118        
112                        
      114                  
      115                  
      116                  
          119              

VIII. Определи следующие фрагменты:

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

 

I.    Найди и выполни задания из 2-го года обучения (“Музыкальная культура Германии”).

II.   Ответь на вопросы:

1. Каков был жизненный путь Баха? Выезжал ли он за пределы Германии? Наложило ли это отпечаток на его творчество?

2. Известно, что Бах сочинял музыку во всех существовавших в то время жанрах, кроме одного. Какого?

3. Как Бах относился к религии и какие были у него отношения со служителями культа?

4. Назови любимый инструмент Баха. В каких жанрах писал Бах для этого инструмента? Каков образный строй Токкаты и фуги ре минор?

5. Какое место в творчестве Баха занимают клавирные произведения? В чем заключается “новое слово”, сказанное Бахом в этом жанре? Для каких целей создавались многие клавирные произведения Баха?

6. В какой период творчества были созданы лучшие произведения Баха для клавира? И какие?

7. Какой композитор ХХ века создал цикл “24 прелюдии и фуги” как музыкальное приношение Баху к 200-летию со дня его смерти?

8. Какова судьба творческого наследия Баха?

 

III. Объясни суть терминов: ТЕМА, ИМИТАЦИЯ, ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ (в том числе удержанное), ИНТЕРМЕДИЯ, ФУГА, ПРЕЛЮДИЯ.

I V. Окончи следующие предложения и ответь на вопросы:

1. Бах не является создателем немецкой клавирной сюиты, ее создал _______________, но он воссоздал этот жанр в новой интерпретации (истолковании). Чисто танцевальный бытовой жанр сюиты у Баха превратился в________________   _____________________________________.

 

2.“Энциклопедией баховского тематизма” называют _________.

С какой целью Бах создал это произведение? Что это такое, какова история создания? Как строится этот цикл, можно ли сказать, что это “циклы в цикле”? Объясни.

В чем различие между прелюдией и фугой? Что их объединяет в единый цикл?

Объясни, что такое равномерно темперированный строй.

3.Темы фуг сравнивают с зерном, которое прорастает и развивается в фугу - как понимаешь эти слова?

      

V.О каком произведении идет речь?

Над ________ Бах работал в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. _______ - одно из самых величественных творений мировой музыкальной культуры. Ни в одном из самых великолепных сочинений не достигает Бах такой мудрости философских обобщений и такой эмоциональной силы, как в этой ________.

С редкой художественной свободой Бах раздвигает установленные для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей _______ на ряд номеров, доводит их общее количество до 24 (15 хоров, 6 арий, 3 дуэта).

В _____ Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, и все же безоговорочно причислить _________ _________ к произведениям церковным невозможно. Практически это подтверждается тем, что не только при жизни Баха, но и в последующие времена ___________ _______ во время богослужений не исполнялась. Этого не допускали большая сложность и значительность содержания, гигантские размеры и технические трудности, которые не под силу одолеть рядовому певцу и среднему церковному хору._______ ____________ - сочинение концертного плана, нуждающееся в профессиональном исполнительском мастерстве.

Несмотря на то, что в основе каждого музыкального номера лежит молитвенный текст, Бах не ставил своей целью детальное воплощение слов молитвы. Музыкой раскрывает он внутреннее богатство поэтических образов, беспредельность оттенков человеческих чувств.

Для Баха _______ оказалась тем жанром,  который в современных ему условиях был наиболее пригоден для развития больших идей и философских углубленных образов.

Необъятным кажется в __________ мир человеческих помыслов, стремлений. С равным вдохновением запечатлевает Бах образы  скорби, страдания и образы радости, ликования.

 Основной драматургический принцип ______- контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части _______, не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри отдельных частей и даже внутри некоторых отдельных номеров. Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни - скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения. (В.Галацкая “Музыкальная литература зарубежных стран”, ч.1)

 

V I.. Определи фрагменты:

 

VII. Выбери верный ответ:

1. Творчество Баха относится к стилю… (а) классицизм, б) барокко, в) романтизм)

2. Произведение, которое не принадлежит Баху… (а) “Инвенции”, б)“Французские сюиты”, в) “Самсон”, г) “Страсти по Матфею”)

3. Прелюдии и фуги в ХТК расположены по… (а) хроматизму, б) тональностям квинтового круга, в) тонам)

4. Концерт Баха для клавира соло… (а) “Французский концерт”, б)“Английский концерт”, в) “Итальянский концерт “)

5. Создатель немецкой клавирной сюиты… (а) Щютц, б) Бах, в)Фробергер )

6. Для обучения игре на клавире Бах создал… (а) “Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах”, б) “Маленькие прелюдии и фуги”, в) “Французские сюиты”, г) “Хорошо темперированный клавир”, д) “Инвенции”)

7. Возрождение в 19 веке искусства Баха связано с именем… (а) Р.Шумана, б)Ф. Мендельсона, в) К.М.Вебера)

8. Второе проведение темы в фуге называется … (а) интермедия, б) ответ, в) противосложение, г) свободная часть)

9. Раздел фуги, в котором нет проведения темы. Называется… (а) интермедия, б) ответ, в) противосложение, г) свободная часть)

10. Сопутствующий теме голос в фуге называется… (а) интермедия, б) ответ, в) противосложение, г) свободная часть)

 

ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ “СТАРИННАЯ МУЗЫКА

I. 1. Перечисли порядок следования эпох в истории человечества.

2. В какую эпоху появился сольный концерт? Опера?

3.Какие бывают виды старинных опер?

4. В какую эпоху появилась трагедия как вид театрального искусства?

5. Что такое григорианский хорал?

6. Назови знаменитых скрипичных мастеров и композиторов.

7. В какую эпоху жили трубадуры и труверы?

8. Перечисли старинных создателей оперы и их известные творения.

 

II. Выбери правильный ответ:

1. Состязания музыкантов в эпоху Античности (а) конкурсы, б)Пифийские игры, в) Турниры)

2. Состязания музыкантов в Средние века… (а) конкурсы, б) Пифийские игры, в) Турниры)

3. Странствующие музыканты в средневековой Франции… (а) аэды, б) скоморохи, в) трубадуры)

4. Певцы - сказители в Древней Греции… (а) аэды, б) скоморохи, в) трубадуры)

5. Название звука “ДО” в Средние века… (а) bel , б) des, в) ut )

6. Итальянский теоретик и монах Гвидо из Ареццо ввел в употребление нотный стан, позволяющий фиксировать точную высоту звука в…(а) 7 веке, б) 15 веке, в) 11 веке)

7. Многочастное музыкальное произведение, сопровождающее богослужение… (а) григорианский хорал, б) месса, в) мотет, г) мадригал)

8. Буквальный перевод слова “барокко”…(а) образцовый, достойный подражания, б) причудливый, странный, в) возрождение)

9. Буквальный перевод слова “Ренессанс”…(а) образцовый, достойный подражания, б) причудливый, странный, в) возрождение)

10.Буквальный перевод слова “классицизм”…(а) образцовый, достойный подражания, б) причудливый, странный, в) возрождение)

11.Одноголосное песнопение в католической церкви, исполняемое только мужскими голосами … (а) григорианский хорал, б) гимн. в) юбиляция)

12.В 1711 году Б.Христофори изобрел… ( а) орган, б) скрипку, в) фортепиано)

13.Музыкальный термин, в переводе с итальянского обозначающий - “искусство прекрасного пения” (а) a capella, б) bel canto , в) cantabile )

14.Выдающиеся композиторы эпохи Возрождения… ( а) Глюк, б) Лассо, в)Палестрина, г) Гендель, д) Бах)

15.Основоположник жанра скрипичного сольного концерта … (а) А.Корелли, б) Д. Тартини, в) А. Вивальди)

16.Создатель первого программного цикла концертов “Времена года” … ( а) А. Корелли, б) Д. Тартини, в) А. Вивальди)

17.Создатель скрипичной сонаты “Дьявольские трели” … (а) А.Корелли, б) Д. Тартини, в) А. Вивальди)

18. Французские композиторы - клавесинисты XVIII века… (а) Рамо,б) Люлли, в) Гендель, г) Дакен, д) Телеман, е) Перселл, ж) Ф.Куперен)

19.Основоположник жанра французской оперы 17 века - “лирической трагедии” … (а) Рамо, б) Люлли, в) Гендель, г) Дакен, д) Телеман, е) Перселл, ж) Ф.Куперен )

20.Немецкий композитор (ровесник Баха), автор 12 Кончерто гроссо, ораторий… (а) Рамо, б) Люлли, в) Гендель, г) Дакен, д) Телеман, е) Перселл, ж) Ф.Куперен )

21.Родина оперного жанра … ( а) Франция, б) Италия, в) Германия )

22.Создатель первых опер в мире (“Дафна” 1597, “Эвридика” 1600)… (а) Люлли, б) Перселл, в) Пери)

23.Английский композитор XVII века, создатель оперы “Дидона и Эней”… (а) Люлли, б) Перселл, в) Пери)

24.Жанр комической оперы XVIII века в Австрии и Германии… (а) опера-seria , б) опера - buffa , в) зингшпиль)

25.Итальянская комическая опера XVIII века… (а) опера - seria , б) опера - buffa, в) зингшпиль)

26. Итальянская “ серьезная” опера XVII - XVIII веков … (а) опера seria , б) опера - buffa, в) зингшпиль)

III.51. КЛАССИЦИЗМ В МУЗЫКЕ

I. Ответь на вопросы:

1. Что означат термин “классицизм”?

2. В каком веке сформировался и до какого времени господствовал этот стиль?

3. Кто такие венские классики?

4. Какие общие черты стиля объединяют классиков несмотря на различие творческих индивидуальностей?

5. Наиболее значительным достижением композиторов венской классической школы стало утверждение музыкальной темы как художественного образа, заключающего в себе богатые возможности развития. К созданию какой музыкальной формы это привело?

6. В творчестве венских классиков рождается сонатно-симфонический цикл. Кого называют “отцом” симфонии и почему?

7. В чем сущность сонатной формы? Почему ее называют высшей музыкальной формой?

8. Какова историческая роль К.В.Глюка? Что сочинял Глюк?

9. С какими городами и странами была связана деятельность К.В.Глюка?

10. В какой опере есть сцена с фуриями, какими новаторскими чертами она отличается?

11. Назови первое реформаторское произведение К.В.Глюка.

II.1. Найди сходство в строении сонатного аллегро и фуги и их главное различие.

2. Назови основные и дополнительные разделы сонатной формы. Нарисуй в тетради ее схему.

3. Вспомни тональное соотношение Г.п. и П.п. в экспозиции и репризе сонатной формы. 

4. Сонатно-симфонческий цикл - наивысшее достижение венских классиков в области инструментальной музыки. Охарактеризуй части классического сонатного и симфонического циклов.

III. Составь кроссворд из фамилий и сочинений композиторов-классиков

I V.Найди и отметь отличительные черты реформы оперы, проведенной Глюком.

“Лозунгом его стали жизненная правда, простота и естественность. В своих новых операх он проводил эти принципы неуклонно, отказываясь от всего, что напоминало увлечение аристократии театральной мишурой. Он отказался от запутанной интриги, от грандиозных декоративных сцен - битв, наводнений, землетрясений, только внешней помпезностью потрясавших публику, отказался от изысканных колоратур, украшавших арии на протяжении столетия. Все свое внимание Глюк перенес на внутренний мир действующих лиц, обрисовывая его с суровой простотой, соответствующей духу античного искусства. В его спектаклях музыка была подчинена драме…

Просто, скупо и предельно выразительно воплотил композитор в опере “Орфей” трагическую историю легендарного певца древности. Ни одной лишней сцены, ни одного персонажа, не имеющего отношения к основной драматической линии, нет в этой опере. Лаконичные, песенного типа арии и выразительные речитативы чередуются здесь с хоровыми сценами, представляющими подлинно новое слово в оперном искусстве. Хор и балет живут в “Орфее” активной сценической жизнью, не только украшая действие, но деятельно в нем участвуя. Это - либо подруги и друзья Орфея, оплакивающие Эвридику и совершающие над ней похоронный обряд, либо грозные фурии, в диком танце преграждающие герою вход в подземное царство, либо, наконец, легкие бесплотные тени, утешающие Эвридику в Елисейских полях. Строгая целесообразность музыкально-сценических приемов и безыскусственный драматизм языка сделали в ту пору “Орфея” действительно произведением уникальным. Опера эта и до сих пор волнует поэтичностью и классической ясностью образов и форм. (Е.Черная “Беседы об опере”)

Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже бессмертных богов. Для Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Воплощая в музыке его судьбу, Глюк словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца. Начало оперы отличается от начала античной легенды. Уже случилось непоправимое - Эвридика, жена Орфея мертва. В 1 действии мы видим Орфея у гробницы юной Эвридики. Пастухи и пастушки, утешавшие Орфея, удаляются. Орфей остается один. Он не может примириться с мыслью о смерти Эвридики. Его ария “Где ты, любовь моя?” полна нежной светлой любви. Ария на протяжении сцены повторяется дважды, каждый раз с новыми словами, выражающими печаль и тоску Орфея. Но если в законченной по форме арии главенствует одно настроение, одно состояние, то в трех речитативах героя последовательно показан переход от безнадежности и отчаяния к решимости бороться с силами ада. В одном из своих писем композитор так определил задачи, которые он ставил, работая над оперой: “Голос, инструменты, все звуки, даже самые паузы должны стремиться к единой цели - выразительности; связь между словами и пением должна быть настолько тесной, чтобы текст казался также созданным для музыки, как и музыка для текста”. Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами автор осуществил эти задачи в опере. В первом речитативе выразительно пропето каждое слово; интонации мольбы, скорби (ниспадающие ходы на секунду) пронизывают каждую фразу. Их выразительность усилена приемом “эхо”: конец каждой фразы повторен оркестром. Минорные краски речитатива оттеняют светлый мажор арии. Она повторяется после первого и второго речитатива.

В следующем речитативе - мольбе Орфея - уже слышится отчаяние, появляются резкие интонации, широкие интервальные ходы. Особенно напряженно, как образ страдания, звучит уменьшенная септима. В третьем речитативе (“Ужель прелестный юный возраст…”) отчаяние перерастает в протест. Орфей дерзко бросает вызов силам смерти. В его речитативе появляется волевой пунктирный ритм, возбужденная речь отмечена резкими диссонантными ходами на тритон, уменьшенную септиму; предельна и динамика - fortissimo. Так преобразуется в опере речитатив. Хор и балет также стали важными действующими лицами спектакля. Их появление развивает действие, а не приостанавливает его.

2 действие происходит у врат Аида (Ада). Звучит грозный хор фурий. Они охраняют вход в мрачное царство мертвых и не пускают туда Орфея. В суровой унисонной мелодии хора, в ее неумолимо повторяющемся ритме слышна властная поступь самой судьбы. За хором следует неистовая пляска фурий. Сцена Орфея с фуриями, объединяющая общим действием солиста, хор, оркестр, балет, построена на контрастном чередовании драматических и лирических эпизодов. Подобно этой сцене сквозным развитием объединены все действия оперы. Во 2 действии звучит одна из прекраснейших мелодий Глюка. Она была создана для сцены в Элизиуме - царстве блаженных теней (душ праведников), куда попадает Орфей, разыскивая Эвридику. Следует призрачный танец теней. В этой балетной сцене мы и слышим вдохновенную и горестную мелодию флейты.

Третье, последнее действие содержит развязку драмы: Орфей нарушил обет, данный Амуру, и, повинуясь мольбам Эвридики, взглянул на нее. Эвридика умирает. Орфей в отчаянии - звучит его ария “Потерял я Эвридику”. В этой арии благородное выражение печали (несмотря на мажорный лад) создается главным образом нисходящими секундовыми интонациями в конце каждой фразы. Эта ария написана в форме рондо, в обоих эпизодах по сравнению с рефреном скорбное настроение выражено ярче благодаря более медленному темпу и нисходящим секундовым интонациям “вздохов”, кроме того второй эпизод написан в миноре. “ ( Осовицкая З., Казаринова А. “В мире музыки”)

V. Угадай фрагменты:

 

СОНАТА В ТВОРЧЕСТВЕ     ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ.

  I. Ответь на вопросы:

1. Какая из пройденных сонат наиболее характерна для творчества Гайдна и почему?

2. Для какого инструмента писал свои сонаты Гайдн? а Моцарт? а Бетховен?

3. Сколько сонат создали Гайдн? Моцарт? Бетховен?

4. Есть ли связь между Главной и Побочной партиями в сонате Гайдна ми минор?

5. В чем состоит необычность цикла в сонате Моцарта Ля мажор?

6. Какова форма первой части сонаты №11 Моцарта? Что это такое?

Какие виды вариаций бывают и какой вид вариаций использован в этой сонате?

7. Чем музыка сонат Бетховена отличается от музыки сонат Гайдна и Моцарта и почему?

8. Чем необычна 1 часть Восьмой сонаты Бетховена? Что означает ее название? Какова роль вступления? Сколько раз и где оно звучит в первой части?

9. В каких тональностях в сонате №8 звучит Побочная партия в экспозиции и репризе? О чем это говорит?

10. В чем своеобразие сонаты №14 Бетховена? Сколько в ней частей и какие они? Почему 2 часть звучит в ре-бемоль мажоре?

11. Где находится драматическая кульминация сонаты №14?

12. Какая часть сонаты №14 написана в сонатной форме, почему? Сравни с сонатой №8. Чему подчинена последовательность частей в сонате №14?

13. Что означает название сонаты Бетховена №23? Есть ли в ней тема судьбы и где?

14. Каковы отличительные черты сонаты Гайдна ре мажор, особенности ее строения?

15. Какие жанры использовали венские классики для вторых частей своих сонат?

16. Почему финал сонаты Моцарта №11 называется “турецким маршем”? В чем особенности его строения?

         II. Определи темы:

     III Угадай тему с пяти нот:

      IУ. Выбери верный ответ

1. Соната №14 Бетховена называется ... а) - “Аврора”, б) - “как бы фантазия”, в) - “Патетическая”, г)- “Лунная”, д) - “Аппассионата”

2. Соната №8 Бетховена называется… а) - “Аврора”, б)- “как бы фантазия”, в)- “Патетическая”, г)- “Лунная”, д)- “Аппассионата”

3. Соната, название которой дал сам Бетховен… а)- “Аврора”, б) -“как бы фантазия”, в)- “Патетическая”, г)- “Лунная”, д)-“Аппассионата”

4. Кому посвящена соната Бетховена №8… а)- Дж. Гвиччарди, б)-Лихновскому, в)- Моцарту

5. Первая часть сонаты Моцарта №11 написана в… а)- сонатной форме, б)- форме вариаций, в)- сложной трехчастной форме

СИМФОНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ  ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ.

I.    Ответь на вопросы:

1. Что такое симфония? Почему она считается самым сложным жанром музыкального искусства?

2. Кто явился предшественником венских классиков в создании симфонии?

3. Кого считают отцом классической симфонии и почему?

4. Каков был оркестр у Гайдна? Что изменил Бетховен?

5. Вспомнив строение сонатно-симфонического цикла, уясни, какая часть цикла определяет характер целого? В какой форме она пишется? Объясни почему.

6. Какая часть симфонического цикла жанровая? Что это значит?

7. Что такое “Лондонские симфонии”, кто их автор?

8. Что такое “тремоло литавр”, в каком разделе и в какой симфонии оно звучит?

Какова роль вступления в 1 части этой симфонии?

9. Что общего между Главной и Побочной партиями в симфонии Гайдна №103?

10.В чем заключается ладовое своеобразие тем второй части симфонии Гайдна №103? В какой форме написана эта часть? Что происходит с темами в процессе развития?

12. Какая музыкальная форма наиболее часто встречается в симфонии №40 Моцарта?

13. В чем заключается единство цикла? Каково значение финала (сравни с симфонией №103 Гайдна).

14. Что нового внес Бетховен в симфонию?

15. Где находится драматическая кульминация 1 части Пятой симфонии Бетховена?

16. Каков выразительный смысл речитатива гобоя и где он звучит?

17. В каких частях и разделах симфонии №5 звучит “мотив судьбы”?

18. В каких темах Пятой симфонии ощущается ритм марша? Случайно ли это?

19. Какую тему Пятой симфонии можно считать лейтмотивом?

20. В каких симфониях Бетховена отражены образы героической борьбы?

21. В чем заключается новаторство Девятой симфонии Бетховена? Каково ее значение в творческом пути композитора?

II.   Выбери правильный ответ:

1. Симфония, первая часть которой открывается медленным вступлением ... а)- №103 Гайдна, б)- №40 Моцарта, в)- №5 Бетховена, г)- №9 Бетховена

2. Симфония, четвертая часть которой написана в сонатной форме... а)- №103 Гайдна, б)- №40 Моцарта, в)- №5 Бетховена, г)- №9 Бетховена

3. Симфония, третья часть которой - скерцо ... а)- №103 Гайдна, б)-№40 Моцарта, в)- №5 Бетховена, г)- №9 Бетховена

4. В финале симфонии участвует хор… а)- №5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна

5. В симфонии звучит “мотив судьбы”… а)- №5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна

6. Симфония, начинающаяся с тремоло литавр… а)- №5 Бетховена, б)-№9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна

7. Во вступлении звучат две контрастные темы, воплощающие образы враждебных сил… а)- №5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г) №103 Гайдна

8. Тональное соотношение Г.п. - П.п. в 1 части симфонии - Es-dur B-dur… а)-№5 Бетховена, б)- №9 Бетховена, в)- “Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна

9. Симфонии, вторые части которых написаны в форме двойных вариаций… а)- №5 Бетховена, б)-№9 Бетховена, в)-“Эгмонт” Бетховена, г)- №103 Гайдна

10.”Часы”, “Медведь”, “Учитель”, “Военная” - эти ________________ сочинил… а) - Моцарт, б)- Бетховен, в)- Гайдн

11.Симфонии “Юпитер”, “Пражская” сочинил… а) -Моцарт, б)-Бетховен, в)- Гайдн

12.Симфонии “Героическую”, “Пасторальную” создал… а)-Моцарт, б)-Бетховен, в)- Гайдн

13.Название симфонии Гайдна №103… а)- “Прощальная”, б)-“С тремоло литавр”, в)- “Сюрприз”

14.Симфонии, которые не сочинил Гайдну… а)-“Военная симфония”, б)- “Пасторальная симфония”, в)-Прощальная симфония”, г)-“Симфония с тремоло литавр”, д)-“Героическая”

15.Вид симфонического оркестра, который сформировался в творчестве Гайдна… а)- тройной, б)- парный, в)-большой, г)- камерный

16.Слышал ли Моцарт последние симфонии Гайдна… а)- да, б)- нет

17. Количество симфоний в творческом наследии Моцарта… а)- 104, б)-41, в)- 9

III. Гайдн сочинил 104 симфонии. Моцарт - __?__, Бетховен - ___?____. 

Расскажи о Девятой симфонии Бетховена (история создания, премьера, новизна, идея...)

Размеры симфоний Бетховена значительно превышают размеры симфоний Гайдна и Моцарта. Попробуй объяснить.

По воспоминаниям современников, однажды во время исполнения Пятой симфонии Бетховена присутствовавшие в зале французские гренадеры встали и отдали салют. Подумай, музыка какой части побудила их к такому действию?

Зачем в финал 5 симфонии Бетховен впервые вводит тромбон, флейту-пикколо, контр фагот?

Зачем в инструментальную музыку Бетховен вводит слово, человеческий голос?

IV. Определи следующие фрагменты:

V. Угадай фрагменты следующих тем:

VI. Определи верные тональности:

Симфония                 Моцарта                  №40                       d moll

Симфония                 Бетховена                №5                          Es dur

Побочная партия 1 части симфонии     №40  Моцарта cis moll

Симфония                 Гайдна                     №103                      c moll

Побочная партия 1 части симфонии         Гайдна №103   A dur

2 часть симфонии   Бетховена                №5                         B dur

Соната                       Моцарта                  № 11                      As dur

Соната                       Бетховена                 № 8                      g moll

Соната                       Бетховена                 № 14                    f moll

Побочная партия 1 части симфонии №5 Бетховена

Симфония Бетховена №9

Увертюра Бетховена “Эгмонт”


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!