Дзэнские предостережения Мумона



 

Следовать циркулю и равняться по линейке – все равно что связывать себя веревкой.[203] Делать лишь то, что нравится, означает быть еретиком[204] и потакать дьяволу.[205] Объединять и успокаивать ум означает становиться пассивным[206] это ложный дзэн. Субъективность и забывание объективного мира подобны падению в глубокую яму.[207] Знать все наперед и никогда не позволять другим обманывать себя означает ходить в кандалах и носить колодку.[208] Думать о добре и зле – значит быть в Рае‑и‑Аде.[209] Искать Будду, стремиться познать Истину вне себя – все равно что быть заключенным между двумя железными чакравалами.[210]

Тот, кто в мыслях[211] считает, что просветлен, всего лишь играет с призраками. Практиковать прекращение мыслей означает становиться дьяволом. Движение вперед – всего лишь умственная иллюзия. Возврат к старым традициям отрицает нашу религию.[212] Не продвигаться вперед и назад – все равно что быть мертвецом, который продолжает дышать.[213] Теперь скажи мне, что ты собираешься делать?.[214] Ты должен приложить все усилия, чтобы достичь просветления в этой жизни и прекратить перевоплощаться в трех мирах целую вечность.

 

Стихотворение Содзю О Трех Препятствиях Орю

 

 

 

О Мурё Содзю ничего не известно, кроме его духовной родословной. По‑видимому, он был современником Мумона.

Орю Энан – духовный сын Сэкисо и основатель одной из семи сект (китайского) дзэн. Он родился на пятом году правления императора Синсо, в 1002 году и умер в 1069.

В трех первых из приводимых ниже пяти стихотворений первая строка принадлежит Орю, а вторая, третья и четвертая – Содзю, который написал также четвертое и пятое стихотворение. На печати словам Орю соответствует курсив, а слова Содзю набраны обычным шрифтом.

 

Почему моя рука подобна руке Будды?

Ночью я шарю в изголовье кровати

И невольно начинаю громко смеяться,

Потому что все тело – одна рука!

 

Это стихотворение пришло из случая LXXXIX Хэкиганроку, где Унган спрашивает Дого:

 

– У бодхисаттвы великого сострадания (Каннона) великое множество рук и ног – что он ими делает?

– Он похож на человека, который в темноте пытается на ощупь найти подушку, – ответил Дого.

– Я вас понял! – воскликнул Унган.

– Что ты понял? – спросил Дого.

– Все тело состоит из рук и глаз! – ответил Унган.

 

Чтобы найти в темноте подушку, тело и ум человека работают слаженно и совершенно, хотя в комнате темно и человек до конца не проснулся. Так же действует бодхисаттва сострадания Каннон.

 

Почему мои ноги подобны ногам осла?

Я еще не шел, но мои ноги уже касались земли;

Когда я пошел, мой путь пролегал по четырем морям;

Мимоходом я оседлал трехногого осла мастера Ёги.

 

Монах спросил у Ёги:

– Что такое Будда?

– Трехногий осел, который шагает по дороге, высоко поднимая копыта, – ответил Ёги.

Дзэн – это религия неуважительного уважения, уважительного неуважения. В ней есть что‑то от Сэма Уэллера.

 

Все люди подвержены влиянию определяющих условий;

Каждое из них связано с кармой предыдущих жизней.

Ната сломал кости и вернул их своему отцу;

Были ли у Пятого патриарха родственники по отцовской линии?

 

Ната нам уже встречался в предисловии Мумона. В Готоэгэне говорится, что принц Ната отрезал свою плоть и отдал ее матери, сломал свои кости и вернул их отцу. В индийских сутрах и хрониках нет упоминаний об этой легенде. Тело, говорит Содзю, не является частью определяющих условий. Кроме того, в Готоэгэне говорится, что Пятый патриарх Гунин родился от девственницы. В предыдущей жизни он был Сайсё Додзя, который встретил Четвертого патриарха Досина, когда был уже пожилым. Поэтому ему пришлось «одолжить тело у одной женщины», чтобы родиться снова, встретить Досина и стать его учеником. Смысл стихотворения в том, что наши перевоплощения определяются не физически, а духовно – весьма сомнительное утверждение со всех точек зрения.

 

Рука Будды, ноги осла, определяющие условия –

Все это не Будда, не Путь, не дзэн.

Но не стоит недооценивать серьезность препятствия Мумона.

Оно посеяло глубокую вражду между монахами.

 

В трех препятствиях Орю нет ничего выдающегося, но не стоит умалять достоинство препятствия Мумона. С тех пор как Мумонкан был опубликован, он доставил немало хлопот.

 

Недавно Мумон, сидя на дзэнском престоле в храме Дзюйгандзи,

Изложил свои воззрения на древние и современные коаны,

И этим заставил замолчать и простых людей, и мудрецов.

Стихотворение Содзю

Найдется ли дракон, который устрашит его своим ревом?

 

Это смиренное стихотворение отдает дань главному монаху Мумону за то, что он пришел и наставляет монахов.

Написал Мурё Содзю поздней весной третьего года Дзётэй (1230).

 

Эпилог Мокё

 

Мокё был воин, о жизни которого говорится в Истории Со, где есть слова: «Он также проник в тайны буддистского учения и называл себя Муан Кодзи». Во время смерти он был Префектом. Подтверждение было написано им за год до смерти.

 

Дарума пришел с Запада и принес с собой непривязанностъ к словам, прямое указывание на ум человека, видение его подлинной природы и достижение Буддовости.[215]

 

Источник этих четырех утверждений неизвестен, но о непривязанности к словам говорится в Ланка‑ватара‑сутре, Юймакё и Сёсицу Рокумонсю (Шесть эссе Сёсицу). Последнее произведение приписывают Даруме. В пятом эссе (Госёрон) говорится о «непривязанности к словам и освобождении от имен». «Прямое указывание на ум человека» основывается на шестом эссе Сёсицу Рокумонсю, которое называется также Трактат о линии передачи.

 

«Прямое указывание» и его толкования – все это блуждание впотьмах. «Достижение Буддовости» смахивает на начало старческого слабоумия. Зачем Мумон[216] воздвиг эти «врата»? И хотя Мумон проявил великое сострадание, в ответ на его слова прозвучали возгласы неодобрения. Муан добавляет еще один, сорок девятый случай, размножая слова, словно бородавки. Открой глаза и посмотри. Видишь ли ты в этом хотя бы малейший изъян?

Прибавлено ко второму изданию летом пятого года Дзюню (1245).

 

Так называемый случай XLIX нельзя назвать выдающимся. Он показывает, что (китайские) воины знали о дзэн очень мало. Когда мы дойдем до японских воинов, надеюсь, о них можно будет сказать то же самое.

 

Сорок девятый случай Амбана

 

Амбан известен также под именем Тайсэси. Ученый и чиновник, он был современником Мумона. Амбан умер в 1251 году, когда Мумону был шестьдесят один год. В 1246 году, через год после того, как Амбан получил от императора Рисо в подарок роскошную виллу на берегу озера Сэйко, он писал:

 

Многоуважаемый Мумон[217] записал слова сорока восьми случаев и свои комментарии на коаны древних мудрецов. Он уподобился продавцу пирожков с фасолью. Он открывает прохожим рты и набивает их животы пирожками до тех пор, пока они не могут больше ни глотать, ни возвращать пирожки обратно. Bora на что это похоже. Но Амбан желает добавить еще один пирожок к тем сорока восьми, которые уже жарятся на горячей сковороде Мумона. Я не знаю, сможет ли Роси[218] съесть этот пирожок. Если Роси проглотит его, он будет излучать свет и беспрепятственно двигаться по всей земле.[219] Если не проглотит, ему придется начать жарить свои пирожки с самого начала. Скажи мне! Скажи мне![220]

В сутре[221] написано: «Прекрати, прекрати – об этом не скажешь! Мою истину разумом не постигнуть». Амбан спрашивает: «Откуда приходит, эта истина?[222] Что в ней таинственного?[223] Как о ней можно что‑то сказать?»[224] Разве ты не слышал о том, как Букана[225] назвали болтуном? А все началось с болтливости Шакья. Этот малый позволил размножиться призракам, чем обрек на заблуждения[226] тысячи поколений своих потомков. Затем появился Мумон со своим красноречием, и никто уже не может спасти монахов, которые обречены каждый день глотать его горячие пирожки. Слова Мумона часто понимают неправильно. Люди спрашивают: «В чем смысл этого всего?» Амбан смиренно сложит ладони и скажет: «Прекрати, прекрати – об этом не скажешь! Мою истину разумом не постигнуть». А еще он заключит в круг слова «разумом не постигнуть» и покажет их людям. Пять тысяч томов буддистских сутр[227] и Врата Недвойственности Вималакирти содержатся в этих словах.

 

Для обозначения просветления в дзэн обычно используется круг (энсо), поскольку он ограничен, но без начала и конца. Третий патриарх Сосан говорит в своем трактате Синдзиммэй:

 

Круг подобен Великой Пустоте,

В нем все есть и ничего лишнего.

 

В ответ на вопрос о Таковости, Истине, Природе Закона, природе Будды, сердце Будды, Великом Пути и так далее многие великие дзэнские мастера пальцем или посохом рисовали в воздухе круг. Нарисованный круг легче понять, чем слова. Особенно часто круг использовался в секте Игё, где этот метод указывания реальности назывался энсоинги. Говорят, что первым начал применять этот метод Тю Кокуси из Нанё, или Этю, ученик Шестого патриарха. Он передал его Тангэну Осину (или Сино), который в течение многих лет прислуживал Этю. Перед смертью Этю сказал Тангэну, что через тридцать лет появится мастер, который будет проповедовать его учение о круге. Впоследствии его пророчество исполнилось.

Однажды Тангэн поднялся на кафедру. Навстречу ему из группы собравшихся монахов вышел Кёдзан. Он нарисовал в воздухе круг и сделал вид, что преподносит его Тангэну на вытянутых руках. После этого Кёдзан стал перед Тангэном сложа руки. Тангэн поставил свои кулаки один на другой. Кёдзан вышел на три шага вперед и поклонился, как женщина. Тангэн кивнул, и Кёдзан еще раз почтительно поклонился ему. Впоследствии Кёдзан отправился к Исану, показал ему круг, и тот сразу же подтвердил его постижение. Кёдзан всегда говорил: «Я получил форму у Тангэна, а действие у Исана».

Кёдзан использовал круг для обозначения того, что он имеет в виду, а также для испытания своих учеников. У него в ходу были: круг с иероглифом «корова» внутри для обозначения покорности; круг с иероглифом «Будда» внутри для обозначения очарования; круг с иероглифом «человек» внутри для обозначения разума, а также просто круг для выражения его готовности отвечать на вопросы другого человека.

В случае LXIX Хэкиганроку говорится следующее:

 

Нансэн, Кису и Маёку отправились навестить Тю Кокуси, но Нансэн вышел вперед, нарисовал на земле круг и сказал:

– Пока вы не скажете слово,[228] мы не пойдем дальше!

Кису сел внутрь круга. Маёку поклонился, как женщина. Тогда Нансэн сказал:

– Значит, мы никуда не идем!

– Что ты еще надумал? – спросил Кису.

Случай XXXIII в Хэкиганроку говорит следующее:

Однажды к Сифуку пожаловал высокопоставленный чиновник Тинсо.

Увидев, что Тинсо приближается, Сифуку нарисовал на земле круг.

– Я только вошел к вам, не успел даже сесть, а вы уже рисуете круг? – спросил Тинсо.

Сифуку вышел в другую комнату и закрыл за собой Дверъ.

 

Круг как‑то связан с древним религиозным обрядом обхода по кругу (circumambulation). Этот обряд можно встретить в раннем индуизме. Великая Хання‑сутра говорит нам, что погребальный костер, на котором лежало тело Будды, загорелся только после того, как пятьсот его учеников обошли вокруг него три раза. Ступы имели круговые галереи, чтобы паломники могли обходить их по кругу. Об этом обряде писал Гомер. В Древнем Риме пара бракосочетающихся обходила вокруг алтаря, который скорее всего был круглым. В древней Японии пара обходила вокруг столба, который был расположен по центру каждого дома. Римская католическая церковь использовала обход по кругу для освящения храмов, для возведения на епархию и так далее. В Сутре помоста (глава VII) говорится, что Ёка, придя к Шестому патриарху, обошел его по кругу три раза. Здесь мы не можем не вспомнить о стихотворении Колриджа Кубла‑Хан:

 

Обведи его кругом три раза,

Ведь вкушал он росу медовую

И райское пил молоко.

 

В буддизме круг и колесо используются для обозначения учения о двенадцати ниданах. В Послании Иакова тоже можно найти упоминание о круге в связи с речью, но совсем не в том смысле:

 

И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни,[229] будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 6).

 

Юнг называл круг символом интеграции. У круга фиксированный центр и изогнутая окружность. Она ограничена радиусом, но имеет бесконечную длину. Среди Десяти пастушьих картинок одна представляет собой обычный круг. Но круги и картинки, будучи абстрактными, уступают таким знакомым и повседневным предметам, как палка, три фунта льна или палочка‑подтирка.

О Вратах Недвойственности Закона речь идет в девятой главе Юймакё. Ходзидзай Босацу сказал, что это выход за пределы жизни и смерти. Токусю Босацу сказал, что это безличностность. Токутё Босацу сказал, что они подразумевают воздержание от суждения о чистоте и запятнанности. Дзэнсюку Босацу сказал, что это выход за пределы физического и духовного движения. Двадцать девять бодхисаттв выразили различные соображения по этому поводу. И наконец, Мондзю Босацу сказал, что, по его мнению, Врата Недвойственности Закона означают отказ от вопросов и ответов, не разговор и не молчание. Затем спросили, каково мнение Вималакирти, но тот не проронил ни слова. Этот ответ известен как «громовое молчание Вималакирти"

 

 

Послесловие Р. X. Блайса

 

Мумонкан знаменует собой конец дзэн в большей мере, чем Подражание Христу (1417–1421) отмечает конец христианства. Вплоть до времени Мумона великие мастера использовали для работы с монахами собственные методы, обращались с ними «худо‑бедно, но каждый по‑своему». Она давали оригинальные ответы на повторяющиеся вопросы. Но вскоре после публикации Мумонкана учителя дзэн стали использовать одни и те же старые, затасканные вопросы, на которые они давали заранее известные, затасканные ответы. Таким образом, Мумонкан можно назвать Подражание дзэнским святым.

Трудность всегда в том, как объединить многообразие и своенравность людей с единообразием и незыблемостью истины. Римская католическая церковь отдала предпочтение второй из этих антитез, и поэтому свобода мысли на Западе ведет прямо в Ад. Для секты дзэн этой дилеммы не существует, поскольку для дзэн все на свете является дилеммой. Дзэн живет и движется и существует противоречиями и парадоксами. Но (абстрактный) вопрос остается. Коровий хвост не проходит через окно. Как все могут переживать одно и то же сатори, если нет раз и навсегда определенной истины, если не существует даже самого дзэн? Оскар Уайльд говорит: «Когда‑кто‑то соглашается со мной, я знаю, что я не прав». Уитмен говорит: «Истинно лишь то, что думают все». Я согласен с Уитменом, но живу в соответствии со словами Оскара Уайльда. Так же должен жить дзэн. Самое лучшее в Мумоне то, что в своей критике он не останавливается ни перед чем. Мы должны подражать Христу в том, что он никому не подражал. Вы слышали, что сказано древним… но я говорю вам…

 


[1] Глядя на меня.

 

[2] Они делают то, что я хочу, поскольку я хочу, чтобы они делали то, что они делают, делали, будут делать.

 

[3] Здесь буддизм возвращается к прежнему индуизму, в котором вселенная танцует.

 

[4] Известна легенда о том, что однажды, когда Догэн и Косин плыли на одном корабле, Догэн украл у своего спутника рукопись этой книги и позже опубликовал ее под своим именем, поскольку Косин не проявлял к ней никакого интереса.

 

[5] Речь идет о всеобъемлющем принципе, освобождающем людей без усилий.

 

[6] «Мумон» буквально означает «без ворот»; «Умон» – «с воротами».

 

[7] Если Сюан имеет в виду My, то суть его слов в том, что мы можем понимать всё без посторонней помощи. «Всё» в данном случае означает все случаи от I до XVIII.

 

[8] Мумонкана.

 

[9] В котором и без того слишком много воды. Метафора относится также ко всем мондо и коанам в мире дзэн.

 

[10] В Аналектах говорится, что даже быстрый конь не сравнится с языком. Усуй – имя прославленного коня Коу из царства Со. Рюхо победил Коу в битве при Гайка. См. случай X, стихотворение.

 

[11] В свое время Сюан был чиновником, который ушел в отставку, занимался созданием ландшафтных парков и стал знаменитым ученым, кем‑то сродни Томаса Грея. В то же время он неплохо понимал дзэн и поэтому высмеивает Мумон с пониманием дела.

 

[12] Мать императора Рисо. В преданиях о ней говорится, что она была несносной женщиной, которая, словно вампир, преследовала неугодных ей людей. Скорее всего, этот храм был построен с целью умиротворить ее мятущийся дух. Первым настоятелем храма был Гэцурин, учитель Мумона.

 

[13] Дзэнский мастер Тюхо (Чжун‑фэн, 1263–1322) говорил: «Дзэн – это сердце (сознание); сознание – это дзэн. Дзэн и сознание – два слова, обозначающие одно и то же».

 

[14] Мумон – монашеское имя Экая. Гэнся сказал: «Неврата – вот врата спасения. He‑смысл – вот смысл идущих по Пути». Слово кан (врата, барьер) использовал Дзёсю. Уммон говорит о «барьере (вратах) одной буквы». На самом деле кан – это перекладина, которая преграждает проезд и составляет неотъемлемую часть ворот.

 

[15] Дзэн‑сю (секта Дзэн) называется также Буссин‑сю, что означает Секта Сознания Будды.

 

[16] Ганто сказал эти слова во время проповеди.

 

[17] Приношения других не принадлежат нам по праву. Только созданное нами подлинно принадлежит нам.

 

[18] Бессмертно лишь нерожденное. Вечна лишь поэзия,

 

[19] Это изречение Уммона напоминает пословицу «делать из мухи слона».

 

[20] Это заимствовано из изречений Сисё.

 

[21] 1228 год, когда Мумону было сорок шесть.

 

[22] Тюхо говорит, что коан есть железное правило, подобное закону государства, который не подлежит изменению. Это напоминает о непогрешимости Библии и отцов церкви.

 

[23] Случаи не выстроены хронологически или в порядке сложности; они более или менее бессистемны.

 

[24] Иероглиф «случай», по‑китайски, образуется прибавлением знака «меч» к знаку «ракушка», имеющему также значение «сокровище».

 

[25] Ната – старший сын Вайсраваны, один из двадцати дэв; демон‑царь с тремя лицами и восьмью руками.

 

[26] Двадцать восемь индийских патриархов.

 

[27] Шесть китайских патриархов,

 

[28] Сравнение взято из проповеди Мокугана.

 

[29] Дзю, или гатха.

 

[30] Все вещи во вселенной, небо, преисподняя, иллюзия и просветление – это тот самый Великий Путь, но, чтобы попасть на него, мы должны пройти через Заставу Без Ворот.

 

[31] Один, но не в одиночестве. Судзуки переводит эту строку так: «В царственном одиночестве ты обходишь вселенную»

 

[32] См. случай XIV.

 

[33] Дзуйдзо – первый образ Будды, сделанный еще при его жизни из сандалового дерева царем Каусамби.

 

[34] Очевидно, Нансэн в это время лежал.

 

[35] Эта реплика Дзёсю подразумевает, что он считает Нансэна своим учителем.

 

[36] Буквально: позволил ему «входить в комнату», то есть встречаться с мастером для демонстрации ему своего понимания дзэн.

 

[37] Китайская поговорка, перекликающаяся с английской «Дверь заперли, когда лошадь уже украдена»,

 

[38] Это радость осознания, взаимного осознания природы Будды.

 

[39] Риндзай не пытается унять Дзёсю; это и есть его ответ на вопрос о подлинном смысле буддизма.

 

[40] Можно считать, что эти слова относятся к Дзёсю лично, но лучше считать их общим утверждением. В любом случае они выражают состояние Тосу за пределами жизни и смерти.

 

[41] Можно перевести также «Есть ли у этой собаки природа Будды?» Не исключено, что на месте происшествия присутствовала реальная собака.

 

[42] Неведение в буддизме означает ложное, непрочувствованное знание.

 

[43] То есть осознания «я» и не‑«я».

 

[44] Именно об этом говорит Вордсворт в своей оде Намеки на бессмертие.

 

[45] Сюань‑чжуан, или Гэндзё (600–664), добрался до Индии в 633 году и вернулся в Китай в 645 году, прихватив с собой 657 буддистских сутр и писаний. В 648 году он составил знаменитое Описание западных стран. По возвращении из Индии ему в распоряжение предоставили храм Дзиондзи, и поэтому секта Хоссо известна также как секта Дзион.

 

[46] Основатель секты Тэндай в Китае – Чжи‑и, Тиги (538–597). В 804 году ее учение привез в Японию Дэнгё Дайси (767–822).

 

[47] Эту секту основал в Китае Тэйсин Тодзюн (Ди‑син Ду‑шунь, ум. 640). В Японии она появилась в начале династии Тан, Сутра Кодонгё вначале была переведена Буддхабхадрой, который прибыл в Китай в 406 году.

 

[48] Другими словами, его природа Будды проявляется в любых действиях в соответствии с обстоятельствами.

 

[49] Здесь нелишне будет напомнить, что буддизм на пятьсот лет старше христианства.

 

[50] Среди эмоций и интеллектуальных построений.

 

[51] Сравните это отношение с духом скандинавских рыцарей: Беовульфа, Фота, Рагнара, Лодброга и Харальда Хардрейда. «Здесь на земле я никогда никого не боялся. Почему же я должен бояться тех, кто на небесах? Встретившись с Одином, я вызову его на бой. Если Один сильнее меня, он убьет меня. Если я сильнее Одина, я убью его»

 

[52] Буквально, «облако‑вода»; странствующий, бездомный монах. Чаще используется в значении «монах, посвятивший себя практическому изучению дзэн, но все еще не приписанный к какому‑то конкретному храму».

 

[53] Аллюзия на стихотворение Китса Ода к греческой вазе (1819), в котором есть слова: «'Beauty is truth, truth beauty, – that is all ye know on earth, and ail ye need to know» (Красота есть истина, истина красоты – это все, что мы знаем в этом мире, и все, что нам нужно знать). – Прим. перев.

 

[54] Ее привез с собой из Китая Ингэн (1592–1673), прибывший в Нагасаки в 1654.

 

[55] Касё Будда – шестой из семи древних Будд, имена которых: Випасин? Сикхин, Висвабху, Кракутчанда, Канакамуни, Кашьяпа, Шакьямуни.

 

[56] Бяку, или деревянный барабан, по‑китайски буквально означает «делать известным». Бяку (цуй‑тин) состоит из тина, восьмиугольного столба, по которому стучат цуем, восьмиугольной палкой. Звук похож на звук кинута, деревянной трещотки, воспетой в китайской, корейской и японской поэзии.

 

[57] Буквально: «после еды», но в значении «после полуденной еды», потому что утром монахи едят рисовую кашу, а в полдень едят рис. Следуя индийским обычаям, после полуденной трапезы есть больше не принято, и поэтому вечерняя трапеза называется «лечебное питание».

 

[58] Лазарет буквально называется «покои Нирваны», Однако для обычного монаха перспектива скорой смерти, даже в преддверии блаженства, не способствовала выздоровлению. Поэтому впоследствии «покои Нирваны» были переименованы в свою противоположность, в «покои продления жизни».

 

[59] Т. D. Suzuki, Essays in Zen Buddhism, 2d Series, p. 238.

 

[60] Ёка Дайси известен также как «переночевавший каку (просветленный)», потому что Шестой патриарх в знак восхищения перед его пониманием дзэн попросил его провести с ним ночь. Подобно тому как Шестой патриарх достиг внезапного просветления, слушая Конгокё, Гэнгаку (Ёка Дайси) достиг просветления, читая Юймакё. Он умер в 713 году.

 

[61] Ад (Асити) – последняя и самая ужасная из преисподних, где грешники страдают и умирают, но тут же снова перерождаются, чтобы продолжать страдать.

 

[62] См. случай XII, стихотворение.

 

[63] Арьясимха – двадцать четвертый индийский патриарх; брамин по рождению, он был взят на каторжные работы в Кашмир, где умер как мученик в 259 году.

 

[64] Второй патриарх Эка был приговорен к смерти и обезглавлен по подстрекательству враждебной секты. См. случай XLI.

 

[65] Догэн – основатель Эйхэйдзи, главного в Японии храма секты Сото. Догэн родился в 1200 году, отправился в Китай в 1223, вернулся в 1228 и умер в 1253. В 1880 году он посмертно получил имя Сёё Дайси.

 

[66] Напоминает слова Христа: «Не нарушить пришел я, но исполнить» (Мф. 5, 17).

 

[67] Дзэнский учитель, обучающий монахов.

 

[68] Дхарани – это мантра, заклинание, мистическая или магическая формула, используемая в йоге. Считается, что каждое слово и дело бодхисаттвы должно быть подобно дхарани. Дхарани до сих пор используются во многих дзэнских ритуалах. См. D. T. Suzuki, Manual of Zen Buddhism, pp. 12–23.

 

[69] Трайлокя – три мира: мир желания, мир формы и мир бесформенного.

 

[70] Персонаж драмы Шекспира Буря. – Прим. перев.

 

[71] Сатори наступает внезапно и подразумевает разучивание.

 

[72] Следствие не имеет ничего общего с причиной.

 

[73] Сатори не дает сверхъестественных даров красноречия и пророчества.

 

[74] Сатори не пассивно; оно не имеет ничего общего с «состоянием полной отрешенности».

 

[75] Нет «взгляда в прошлое и будущее».

 

[76] Такова дзэнская дерзость.

 

[77] Нет ни странности, ни эксцентричности; одно лишь монотонное подобие.

 

[78] Дзэн Нёрая означает здесь дзэн до Дарумы. Дзэн патриархов – это дзэн, который передавался от мастера к мастеру после Дарумы. Ответ Кёгэна убедительно свидетельствует о его свободе от подобных различий.

 

[79] Здесь и далее Р. X. Блайс ссылается на стихотворение Теннисона Цветок в замшелой стене , которое приводим здесь полностью:

 

О, цветочек в замшелой стене,

Вырываю тебя я из трещины в камне

И держу на ладони всего, с корешком.

Всего лишь цветок – но если б я знал, Что есть

ты, корешок твой и стебель,

Я познал бы, как есть, человека и Бога.

 

– Прим. перев,

 

[80] Щедрость, чистота, терпение, ревностное стремление, медитация, мудрость, приспособляемость, обеты, сила заинтересованности и знание.

 

[81] Это предложение из Синдзиммэя. Судзуки переводит его так: «Когда ум не возбужден, десять тысяч вещей не доставляют хлопот».

 

[82] Пять Великих Деяний – убийство отца, убийство матери, убийство архата, проливание крови будды, внесение смуты в жизнь монашеской общины.

 

[83] Не просветлены.

 

[84] Не думают об этом.

 

[85] «Проповеди» (1626), LXXX.

 

[86] Здесь Р. X. Блайс имеет в виду стихотворение Блейка

 

Не who bends to himself a Joy

Doth the winged life destroy;

But he who kisses the Joy as it flies

Lives in Eternity's sunrise.

 

Перевод Маршака:

 

Кто удержит радость силою,

Жизнь погубит легкокрылую.

На лету целуй ее –

Утро вечности твое!

 

 

[87] Внутри, или «возвышаясь над», в духовном смысле.

 

[88] Тело любого человека.

 

[89] Подлинное «я» Дзуйгана.

 

[90] Неопределенного статуса, потому что он неопределим, бесконечен.

 

[91] Видящий и видимое, слышащий и слышимое и т. д.

 

[92] См. случай XXI.

 

[93] В одной из версий в этом месте текста говорится: «Время трапезы уже наступило».

 

[94] Вы помните, конечно, что сказал Стивенсон человеку, который бил свою собаку; он сказал: «Это не ваша собака, это собака Бога, и я здесь для того, чтобы заступиться за нее!».

 

[95] Йоджана – расстояние, которое армия может пройти за один день.

 

[96] Данте, Божественная комедия, пер. М. Лозинского.

 

[97] Это также случай XII из Хэкиганроку.

 

[98] «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все. что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

 

[99] Будда укрощает человеческие страсти.

 

[100] То есть десяти совершенных тел Будды: тело полного просветления; тело обетов; тело воплощения; тело, все еще пребывающее в его останках; идеальное тело; тело силы, исполненное благодати; тело, появляющееся по желанию; тело добродетели; тело мудрости; сущность всего живого.

 

[101] Данапати – дающий; податель милостыни.

 

[102] Или, ближе к ответу Нансэна, «Как мы можем встать на него?»

 

[103] Дзимбо переводит «преградил путь воде» как «вода смогла пройти», что позволяет ему хвалить Нансэна. Иноуэ хвалит Нансэна, но иронизирует в адрес Дзёсю, который не смог выпустить воду. Сакада критикует обоих, поскольку считает, что разговор оказался бесполезным.

 

[104] Самадхи, которое прозревает три сферы – сферу нереального, сферу относительного реального и сферу трансцендентного (ноуменального), которая объединяет первые две сферы (феноменального и абсолютного).

 

[105] Заклинание, которое наделяет сверхъестественными силами.

 

[106] Аллюзия на заключительные слова из стихотворения Теннисона Пересекая барьер (Crossing the Bar, 1889): «Надеюсь увидеть Кормчего лицом к лицу, когда пересеку барьер». – Прим. перев.

 

[107] На этой горе был расположен монастырь Пятого патриарха, в котором насчитывалось семьсот монахов.

 

[108] Разновидность фрукта.

 

[109] Вордсворт, Надгробие поэта (1799).

 

[110] Духовный сын Тёкэя, духовный внук Хякудзё. Он вел очень аскетичную жизнь.

 

[111] Речь идет об огне, которым вселенная будет объята в кальпу разрушения.

 

[112] Манджушри говорит: «Мне кажется, что нет слов, нет символов, ничего невозможно узнать, и поэтому, когда мы трансцендируем все вопросы, мы входим во Врата Адвайты, или не‑дуальности». Юйма говорит это своим молчанием.

 

[113] О том месте, где находятся горы и реки и вся великая вселенная.

 

[114] Конечно же, речь идет о бронзовом, а не стеклянном зеркале.

 

[115] Скажу об одном любопытном совпадении. Талмуд – книга далекой страны, написанная за несколько сотен лет до событий этого случая. В Талмуде говорится, что, когда раввин Иоханан услышал о чудесах, происходивших во время обсуждения мистицизма Меркаба, он воскликнул: «Я увидел себя во сне восседающим на горе Синай и услышал небесный голос, который взывал ко мне: "Иди выше! Иди выше!.. Тебе и твоим ученикам суждено занять третье место".» Третье место в данном случае означает место ангелов, которые прислуживают Богу.

 

[116] Со здесь Сокэй – местность, где учил Шестой патриарх. Поэтому монах спрашивает: «В чем смысл учения Шестого патриарха?»

 

[117] Их нужно было поднять.

 

[118] Харе вместе с Уммоном учился у Тодзана, с которым мы встречались в случае о трех фунтах льна.

 

[119] Канадэва, пятнадцатый патриарх индийского буддизма, последователь Нагарджуны, прославился своей логикой, философией и ораторским искусством. С тех пор некоторые буддистские секты назывались также сектами Дэвы.

 

[120] В данном случае Р. X. Блайс имеет в виду строку стихотворения Китса К греческой вазе: «Thou tease us out. of thought, as doth eternity».

 

[121] Аллюзия на пословицу: «Сомнение подрезает крылья ангелу». – Прим. перев.

 

[122] Прошлого, настоящего и будущего.

 

[123] Возможно также написание Рётан.

 

[124] Свеча, защищенная от ветра бумагой.

 

[125] В смысле «все дзэнские мастера». Токусан хочет сказать, что больше не сомневается в реальности просветления.

 

[126] В частности, на Алмазную сутру.

 

[127] Это выражение пришло к нам из Аналектов, где Конфуций говорит: «Тем, кто не жаждет [истины], я не открою [Путь]; тем, кто не стремится [понять себя], я не помогу». Со вставками, которые сделал Сюси, этот отрывок выражает то, что имел в виду Мумон.

 

[128] «Подкрепить ум» означает перекусить (между приемами пищи), чтобы ум расслабился.

 

[129] Намерение изобличить секту дзэн с ее принципом «независимости от слов и символов».

 

[130] Мумон имеет в виду неспособность Токусана дать ответ женщине или же слова Токусана после просветления: «Начиная с этого времени я больше не буду сомневаться в том, что вы говорите».

 

[131] Метафора перекликается с эпизодом со свечой.

 

[132] Вместо того чтобы хвалить, он должен был посрамить его при всех.

 

[133] Один из десяти учеников Будды, лучший проповедник учения о Сунье или Пустоте. Субхути чаще всего задает вопросы во всех частях Великой Праджняпарамита‑сутры.

 

[134] Дипамкара Будда, двадцать четвертый предшественник Шакьямуни; о нем говорится в Лотосовой сутре.

 

[135] Совершенные бодхисаттвы, лишь немногим отличающиеся от будд.

 

[136] Нёрай означает «так приходящий» или «так уходящий». Татхагата – другое прочтение слова Нёрай.

 

[137] Эти проявления являются причиной загрязненности.

 

[138] Буквально, о «признаках вещей».

 

[139] Которым его можно обозначить.

 

[140] (Место, где жил) Пятый патриарх.

 

[141] Ничего не известно об этом человеке, кроме того что он жил в местности Гарин.

 

[142] Путем сосредоточения ума.

 

[143] О добре и зле, о приобретении и потере.

 

[144] В данном случае речь идет о привязанности К не‑вещам и не‑мыслям. Алмазная сутра, случай XXVIII, другие истории об Эно, – все предостерегают нас от этого.

 

[145] Речь идет о храме Хоссёдзи, где Индзю читал лекции о Ниреана‑сутре. Поднятый флаг возвещает об очередной лекции.

 

[146] См. случай XVII.

 

[147] Неспособностью стать Брахма‑владыкой, Индрой, Мара‑владыкой, Чакраварти‑владыкой и Буддой.

 

[148] Женщина говорит: «Это тоже обычный, дворовой монах».

 

[149] Буквально: «удивляются и тревожатся».

 

[150] «Дайбай» в переводе означает «великая слива».

 

[151] Его полное имя Этю из Нанё.

 

[152] Сознание есть Будда (случай XXX).

 

[153] Не сознание, не Будда (этот случай).

 

[154] Не сознание, не Будда, не вещь (см. случаи XXVII, XXXIV).

 

[155] В последней из Четырех Кальп.

 

[156] Косэй – местность, в которой жил Басо.

 

[157] Природа самости, врожденный склад ума, сокровенная сущность.

 

[158] Временной смысл здесь не подразумевается.

 

[159] Абсолютная мудрость.

 

[160] Сфера желания, сфера материальных вещей и сфера абстракций.

 

[161] Р. X. Блайс ссылается на эпизод жизни Генри Торо, к которому перед смертью пришел христианский священник и спросил, не желает ли тот облегчить душу перед уходом в мир иной. Торо ответил ему словами: «One world at a time!» (По одному миру на каждое мгновение). – Прим. перев.

 

[162] Хэкиганроку, XXVI.

 

[163] Досё (1261–1331) – монах из секты Риндзай, который путешествовал по Японии в течение тридцати лет.

 

[164] Возможно, хризантемы.

 

[165] Воплощение мудрости.

 

[166] Веру, настойчивость, память, медитацию и мудрость.

 

[167] Короткое, емкое дзэнское высказывание.

 

[168] Иероглифы, переведенные словами «в спешке», можно переводить также «вверх ногами», «падая вниз», «искажение» или «ошибка в писании».

 

[169] Речь идет о глазе, который находится между двумя обычными глазами, о глазе истины, добра или красоты.

 

[170] См. комментарий к случаю XXII.

 

[171] Три бхавы, три мира, или три сферы – сфера желания, сфера формы и сфера за пределами формы.

 

[172] О добре и зле.

 

[173] Пять органов чувств и интеллект.

 

[174] Иллюзии.

 

[175] Который стал Исаном лишь впоследствии, когда поселился на одноименной горе.

 

[176] Монах, занимающийся приготовлением пищи; одна из шести основных должностей при монастыре.

 

[177] Сюсо, или дзёдза. В данном случае Карин.

 

[178] Можно также перевести как «дверь», «согнутая палка» и «веревка».

 

[179] Исан был на кухне, откуда его позвали принять участие в конкурсе.

 

[180] Ни кувшин, ни вопрос о том, как его назвать.

 

[181] Речь идет об изречении Блейка: «Глупец, который настойчиво следует своей глупости, станет мудрым». – Прим. перев.

 

[182] Буквально: «сломанный лук», потому что по форме сиппэ напоминает часть лука.

 

[183] В английском оригинале книги автор приводит фразу: «Charles I walked and talked half an hour after his head was cut off».

 

[184] Девятый в линии передачи после Риндзая.

 

[185] Очевидно, ученик Нансэна.

 

[186] Должно быть, речь идет о просветлении Э.

 

[187] В провинции Росю красивые горные пейзажи; в провинции Рэйсю реки чисты и прозрачны.

 

[188] Царь – это наше «я».

 

[189] Речь идет о Хохо, который умер в 1102 году.

 

[190] Местность, где жил Кокубун.

 

[191] Тосоцу считал, что независимость от других – главное в дзэн.

 

[192] Местность, где жил Кокубун.

 

[193] Великая Вещь – это просветление, истина.

 

[194] Местность, где жил Тосоцу.

 

[195] У Тосоцу были хорошие учителя.

 

[196] В момент смерти.

 

[197] Хакуун Сютан (1045–1073) – просветленный ученик мастера Ёги; он знал учения многих дзэнских сект и был очень популярен в свое время.

 

[198] Каждая вещь – это Вещь!

 

[199] Довольно просто достичь вневременной, внепространственной, безличностной, неделимой, нерожденной, неумирающей мудрости, но применить ее в относительном мире времени и пространства, «я» и не‑"я", рождения и смерти очень непросто, но это единственное, что может оправдать сотворение вселенной.

 

[200] В первый год правления императора Рисо, в 1228 году. В этот год Догэн вернулся из Китая в Японию, а Мумону исполнилось сорок пять лет.

 

[201] Период летнего уединения (гэанго) начинается пятнадцатого апреля и заканчивается пятнадцатого июля. Таким образом, речь идет о десятом июля.

 

[202] Монах.

 

[203] В дзэн полная свобода. Но каждый из нас в обычной жизни тоже совершенно свободен. Ограничения воображаемы (по крайней мере, некоторые из них).

 

[204] См. Случай XXXII,

 

[205] Буквально: «быть в составе армии дьяволов».

 

[206] Здесь Мумон имеет в виду дзэн секты Сото как противоположность канна‑дзэн секты Риндзай. См. случай XX.

 

[207] Мы должны следовать своей природе и не впадать в идеализм.

 

[208] Постоянно воевать с предрассудками означает выплеснуть ребенка вместе с водой для купания.

 

[209] То есть в сфере дуализма.

 

[210] Чакравала – круговая горная гряда вокруг горы Шумеру в центре вселенной, Мумон имеет в виду последнюю из чакравал, девятую, которая состоит из железа. Но на самом деле существует только одна чакравала, и, когда Мумон говорит о двух, он имеет в виду поиск Будды и познание Истины.

 

[211] Речь идет о первой из семи ступеней бодхи – о различении истинного и ложного.

 

[212] Суть которой в том, чтобы стать Буддой.

 

[213] Ср. у Уитмена: «Тот, кто проходит двести ярдов в одиночестве, движется к своим похоронам, завернутый в саван».

 

[214] Как ты собираешься практиковать дзэн?

 

[215] См. Suzuki, Essays in Zen Buddhism, vol. 1, p. 219–221.

 

[216] «Мумон» означает также «не‑врата».

 

[217] Мумону в это время было шестьдесят три.

 

[218] Мумон.

 

[219] Как Будда во время проповеди. В предисловии к Хоккэ‑сутре говорится, что есть шесть признаков проповеди Будды: его слова о запредельном, его самадхи, падающие с неба цветы, землетрясение, ликование слушателей, излучение света. Амбан говорит о шестом и четвертом признаках.

 

[220] Покажи мне свое понимание дзэн,

 

[221] В Хоккэкё.

 

[222] На самом деле истины как таковой не существует.

 

[223] Изначально все секреты открыты.

 

[224] Д. Г. Лоуренс верил, что о ней следует говорить телом, а не умом.

 

[225] В Изречениях великого священника династии Сун, которые были опубликованы в Японии в 1651 году, говорится, что однажды Букан сказал о Кандзане и Дзитоку, что они – воплощение бодхисаттвы Манджушри, после чего они засмеялись, обозвали Букана болтуном, вышли за ворота храма и с тех пор их больше никто никогда не видел.

 

[226] Словесные, интеллектуальные, эмоциональные.

 

[227] Обычно считается, что буддистских сутр пять тысяч четыреста.

 

[228] Показать свой дзэн.

 

[229] Буквально: «круг рождения».

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!