Случай X. СОДЗАН И БЕДНЫЙ СЭЙДЗЭЙ



 

 

Действующие лица

Жизнь и деяния Содзана (Цзао‑шаня, 840–901) описаны во втором томе серии «Дзэн и классики дзэн». Вот одно из самых интересных преданий о Содзане.

 

Однажды монах спросил у Содзана:

– Как выразить неизреченное?

– Здесь его не выражают, – ответил Содзан.

– Где же его выражают? – спросил монах.

– Прошлой ночью, около полуночи, я потерял в постели три копейки, – ответил Содзан.

 

«Здесь его не выражают», по‑видимому, подразумевает «в настоящий момент», «в ответ на твою просьбу». Неизреченное выражают тогда, когда о нем не спрашивают. Тайна жизни является нам, когда мы не можем чего‑то найти, когда мы потеряли деньги или когда на улице неожиданно начинается дождь. Только так можно пережить «легкокрылую радость», пребывать с нею в «вечности».[86]

 

СЛУЧАЙ

 

Монах по имени Сэйдзэй обратился к Содзану со словами:

– Я обездоленный нищий монах. Молю вас, подайте мне милостыню спасения.

– Ачарья Сэйдзэй! – обратился Содзан.

– Слушаю вас, – ответил Сэйдзэй.

– Он выпил три чаши отборного вина, но говорит, что даже не попробовал его на язык!

 

Известны разные прочтения этого случая. В одних говорится, что вопрос задал не Сэйдзэй, а другой монах. В других вино понимают как дзэн. Одни толкователи говорят, что монах похваляется своей духовной нищетой. Ответив на обращение «Слушаю вас», говорят другие, он показал, что в действительности не является нищим, потому что обладает именем и личностью. Возможно, лучше всего понимать поведение монаха как проявление вселенской жадности человека. Люди пьют и едят без конца, но никогда не насыщаются. Люди желают спасения, просветления, обожествления, но никогда не наслаждаются тем, что уже имеют и что собой представляют. Мир должен идти вперед, это верно. Но мир также должен и стоять на месте. В этом смысле мы должны согласиться с теми, кто утверждает, что дзадзэн – это не средство (к достижению просветления), а искусство для искусства. Так, Уитмен говорит:

 

Лежу в траве и наслаждаюсь

Копьем травинки предо мной.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Сэйдзэй подобострастен, но что у него на уме? Всевидящее око Будды Содзана прозревает самые потайные намерения посетителя, оно понимает его с полуслова. Как бы то ни было, скажи мне, когда и где Ачарья Сэйдзэй пил отборное вино?

 

В Новом Завете вино, как правило, используется в хорошем смысле, тогда как здесь Мумон, кажется, спрашивает, когда Сэйдзэй выпил свое вино, то есть, когда он достиг просветления и абсолютной нищеты. Мумон хочет сказать, что мы не должны отвечать на такие вопросы, еще лучше, задавать их. Вопрос «Когда?» уже встречался нам в случаях. С трансцендентной точки зрения, нет таких вещей, как пространство и время, причина и следствие, жизнь и смерть, просветление и заблуждение, бедность и богатство, выпил и не выпил. Содзан, кажется, заходит слишком далеко в своих иносказаниях и намекает, что мы еще не начинали пить. Мы можем воспользоваться этим, чтобы ответить на вопрос, когда Сэйдзэй пил свое вино. Мы можем сказать Мумону: «А когда он не пил его?»

 

СТИХОТВОРЕНИЕ

 

Его нищета подобна нищете Хандзэна;

Его дух подобен духу Коу.

Хотя он не имеет ни гроша за душой,

Он не прекращает спорить о богатстве.

 

Хандзэн, живший во II веке н. э., приближался к Совершенству, но болезнь его матери не позволила ему достичь его. Он был вынужден посадить свою жену и детей в бочку и стать бродячим предсказателем судьбы, спать под деревьями и на самых убогих постоялых дворах, пока спустя десять лет ему не удалось завести хозяйство, но даже тогда он не ведал вкуса пшена. Крестьяне сложили о нем песню:

 

В корзине все больше риса – Хандзэн,

В котле все больше рыбы – Хандзэн.

 

Коу, живший в III веке до н. э., – герой драмы Но, в которой лесорубы на пути домой должны переправиться через реку. Их встречает старый паромщик, который во время переправы замечает, что один из них несет растение губидзинсо – мак, названный в честь Гу, возлюбленной Коу. Увидев это, паромщик поет о лошади Коу по имени Суй и о том, как Коу расставался с красавицей Гу. Коу – воин, известный своей отвагой. Он был одним из тех, кто сражался в битве при Малдоне. Потерпев поражение, он, невзирая на опасность быть убитым, затеял пирушку в своем шатре, на которой распевал песню, ставшую впоследствии знаменитой:

 

Сила проходить через горы!

Дух охватывать землю!

Теперь все кончено, но Суй все еще жив.

Гу, о моя Гу! Что теперь случится с тобой?

 

Две последние строки стихотворения Мумона взяты из стихотворения Сокэя, ученика Гоэя, ученика Басо:

 

Ты говоришь, что у тебя нет ни копейки,

Но споришь с учителем по поводу богатства.

 

Слова Христа «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5, 19) и готовность Синрана отправиться в ад, если туда ведет его судьба, дают нам примеры подлинной духовной нищеты. Мы можем увидеть иронию в том, что Мумон в своем стихотворении хвалит Сэйдзэя, но, как уже говорилось, Мумон не хвалит для осуждения и не осуждает для похвалы. Мумон лишь стремится сбить нас с толку.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!