К. Булычев, «Космический доктор»



 

Мало сказать, что Кир Булычёв — писатель из числа самых-самых (братьев Стругацких, Станислава Лема, Айзека Азимова). Зачем кривить душой, ведь на самом деле он — великий мастер слова, знаток человечества вообще и человека в частности. Книги его интересны всем, а тех, кто по каким-то причинам их читать стесняется (например, плохо владеет иностранными языками вместе с родным., помните шуточку — «Вы иностранными языками владеете?» «Да я и по-русски не очень…») — тех притягивают, как магнит, фильмы и даже мультфильмы по его сценариям. Добрые, хорошие, чуть-чуть грустные.

Кир Булычёв — целая эпоха. Грех не познакомить читателя с тем, как начиналась история писателя. Настоящее имя писателя — Игорь Всеволодович Можейко. Родился он 18 октября 1934 года в Москве, вблизи Чистых прудов, и при первой же возможности переехал на романтический Арбат.

Школьные годы (пошутил как-то Игорь Можейко) помнил плохо, потому что был средним учеником, зато все летние каникулы глубоко запали в память. И когда заканчивал школу, был уверен, что выучится на палеонтолога, однако волею судьбы попал на переводческий факультет Института иностранных языков. А пока учился там и ходил в турпоходы, умер Сталин, наступила новая эра, и оказалось, что за границей есть другие страны. В 1957 году, когда Игорь Можейко успешно покончил с высшим образованием, объявилась нужда в переводчиках во всех отдалённых уголках Земли. И тогда всех выпускников, которые успели к тому времени жениться, разослали в отдалённые страны.

Наш герой попал на строительство в экзотическую Бирму. (Собственно, экзотической была только Бирма, но не само строительство.)

«…Оказалось, что наша страна совсем не одинока на Земле, а есть ещё много государств, с которыми можно не только враждовать, но и дружить. Развелось немало свободолюбивых, трудолюбивых и прогрессивных бывших колоний, которым не мешало бы помогать… Мы строим в Бирме Технологический институт, современный отель, госпиталь в горах, в Таунджи. А Бирма дарит нам в ответ соответствующее количество риса».

Через два года, возвратившись домой, будущий писатель поступил в аспирантуру Института востоковедения, в отдел Юго-Восточной Азии. По специальности «История Бирмы». Особенно занимало его существовавшее в долине реки Иравади в XI—XIII вв. великолепнейшее государство Паган.

В 1960 году молодого аспиранта знакомая матери привела в журнал «Вокруг света», который в 60-е был чудесным изданием, и работали там замечательные люди. Именно здесь увидел свет первый очерк о Бирме. Спустя пять лет в этом же чудесном журнале был опубликован рассказ Игоря Можейко «Долг гостеприимства», официально именовавшийся переводом с бирманского языка, и автором значился некто Маун Сейн Джи. (Кстати, по словам знающих людей, Кир Булычёв первой своей серьёзной художественной повестью — повестью для детей — считал «Меч генерала Бандулы». Действие этой истории разворачивается в Бирме середины прошлого века, то есть в почти современной Бирме.)

В начале 1960-х Игорь Можейко, будучи уже вполне дипломированным историком-востоковедом, поработал в Ираке и западно-африканской Гане, омываемой водами Гвинейского залива. Будущий писатель на полтора года возвратился в Бирму, где дописал диссертацию, и к середине 60-х годов, достигнув возраста Христа, надолго пережив Лермонтова, ничего кардинального — как ему казалось — не создал. Он был увлечённым читателем фантастики, но пока не писателем-фантастом.

И вот в 1965 году Игорь Можейко создал первые сказочные истории о девочке Алисе из ХХI века. Цель — найти пути к детской литературе, адекватной поколениям, выраставшим у экрана телевизора, а затем компьютера, — была достигнута. Добавим, что и путь к детским сердцам был найден.

А вот первое «взрослое» произведение появилось случайно. В журнале «Искатель» (приложение к упомянутому ранее «Вокруг света») в 1967 году случился аврал: цензура «зарезала» американский переводной рассказ. «Во мраке веков» скрылось, что же это был за рассказ, но к нему тиражом 300 тысяч экземпляров была уже напечатана цветная (а это недёшево и по нынешним временам, высокотехнологичным и где-то инфляционным!) обложка. Конечно, это была катастрофа…

Тогда собрались все и решили — надо написать за ночь рассказ по обложке. Задача совсем не простая. Посудите сами: нарисован стул, на стуле большая банка, а в ней — динозавр. Что делать? Кир Булычёв провёл бессонную ночь, и… скоро в журнале появилась история: в одной из редакций получают телеграмму — пойман динозавр! Живьём. Начинается суматоха, на железнодорожной платформе сооружается клетка. А тем временем появляется фотокорреспондент, отправивший телеграмму. Появляется с банкой в руках. В банке — живой бронтозавр, чуть крупнее солидной ящерицы. Нет, не вымерли допотопные динозавры! Но сильно измельчали…

Рассказ напечатали. Трудно поверить, но факт, свидетельствующий о глубокой скромности писателя, заключается в том, что до 1982 года в Институте, за исключением двух-трёх друзей, никто не знал о «грехе писательства» научного сотрудника.

А в 1982 году Кир Булычёв получил Госпремию за сценарий к полюбившимся зрителям фильмам «Тайна третьей планеты» и «Через тернии к звёздам». В газетах был предательски раскрыт псевдоним, собранный из имён членов семьи. Тайна раскрылась, и начальники, узнав истину (прошу не путать с формулой «познав истину»!..), побежали к директору Института требовать «принятия мер».

К счастью, у директора имелось достаточно развитое чувство юмора (и чувство совести, и, наверное, множество иных очень хороших качеств), поэтому он произнёс историческую фразу: «План выполняет? Выполняет. Вот пусть выполняет его и дальше». С тех пор Кир Булычёв продолжал выполнять план и создавать чудесные книги.

Кстати, кроме фильмов «Через тернии к звёздам» и «Комета», были — в сотрудничестве с режиссёрами Ричардом Викторовым и Романом Кочановым — созданы замечательные мультфильмы (любимые детьми и взрослыми, которые есть, по секрету, не что иное, как выросшие дети) «Два билета в Индию» и «Тайна третьей планеты». Позже писателю удалось поработать с такими хорошими режиссёрами, как Г. Данелия, П. Арсенов, Ю. Мороз, В. Тарасов, и другими.

Всего были написаны сценарии фильмов в количестве 20 штук, включая короткометражки. Но в последние годы Кир Булычёв отошёл от кино — то ли темп жизни так изменился, то ли фильмы стали сниматься иные…

Пока мы видим лишь детские книги Кира Булычёва (и только одну историю для взрослых) — но дальше будет интереснее!

Продолжение следует…

Теги: писатели, детские книги, Кир Булычев, фантасты, детская литература, сценарий фильма, история писателя

Автор: Андрей Рябоконь

Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/39654/
© Shkolazhizni.ru

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!