Седло. Кожа, аппликация. V–IV вв. до н. э.



 

В I тыс. до н. э. скифы были столь близки славянам, что древнегреческие историки и географы не различали их. Данные антропологии свидетельствуют о значительном сходстве ископаемых черепов из разных погребений скифов (прямых потомков индоиранцев в южных областях нашей страны) и, например, поднепровских славян.

 

 

Украшение уздечного набора

 

Скифские языки так похожи на славянские, как не похожи они ни на один другой европейский язык. Об этом можно прочитать в книге В. И. Абаева «Скифо-индоевропейские изоглоссы».

 

РАСЕНЫ-ЭТРУСКИ

 

Исследователи прошлого века, глубоко и всесторонне изучавшие античные источники, обращали внимание на широкие этнокультурные и этногенетические связи Руси с этрусками.

Откуда же появились этруски и какое отношение они имели к славянам? Все версии сходятся на том, что этруски — потомки пеласгов. Пеласгов называли «аистами», поскольку они часто меняли место жительства. Другое название пеласгов — «лелеги». Интересно, что на украинском языке «лелега» до сих пор означает «аист». Лелегами называл пеласгов Дионисий Галикарнасский.[91] Историки утверждали, что могущество и благосостояние пеласгических племен в Италии сложились за несколько веков до Троянской войны.

По мнению историка XIX в. А. Д. Черткова,[92] из смеси языков пеласгов, кельтов и иберов выработался впоследствии латинский язык, который затем отдалился от ранних чисто пеласгических наречий Италии, сходных между собой, ибо все они произошли от первоначального языка пеласгов. Полное развитие силы и могущества пеласгов, преобладание их языка приходятся на эпоху падения Трои (1184 г. до н. э.), т. е. за 500 лет до построения Рима.

Этрурию называли колыбелью Рима, а Рим — могилой этрусков. Почти все, что этруски построили в Риме, определяли эпитетом «величайший». Этрусская система каналов для отвода сточных вод и сегодня является частью городского хозяйства Рима. Щит, копье, металлообработка, горное дело, керамика, театр, якорь — все это дала Риму Этрурия.

Этрусская религиозность выражалась в скрупулезном исполнении священных процедур, которые занимали прочное место в общественной и частной жизни людей и которые были тщательно описаны в документах, впоследствии потерянных или уничтоженных. У этрусков существовал свод правил, составленных на основе учения верховных жрецов (гаруспиков), которое являлось важнейшей частью этрусской религии. Гаруспик должен был, гадая по внутренностям животных, и прежде всего по печени, определить знамения божественной воли. Особое значение для понимания учения гаруспиков имела находка так называемой Печени из Пьяченцы — бронзовой модели печени овцы с написанными именами божеств.

Наряду с гаруспиком другой важной фигурой жреческого сословия этрусков был авгур, власть которого символизировалась жезлом и короткой палкой с закругленным концом. Ею жрец очерчивал священное пространство для предсказаний. Этрусские пророки точно предсказали гибель Этрурии: с ней было покончено, когда римские императоры начали заселять ее земли римлянами.

Расцвет Этрурии был недолговечным. Уже в V в. до н. э. начался ее упадок. В 396 г. до н. э. римляне захватили город Вейи на правом берегу Тибра, что положило начало завоеванию собственно Этрурии, а завершилось оно покорением в 265 г. до н. э. последнего свободного этрусского города Вольсинии. К середине III в. до н. э. вся Италия оказалась под властью Рима.

 

 

Аск (сосуд-светильник). Около 300 г. до н. э.

 

А. Знойко[93] более 30 лет посвятил исследованиям происхождения Руси и славян в ареале Восточного Средиземноморья с IV тыс. до н. э. Он считает славянское язычество астральным культом древних цивилизаций, почти тождественным верованиям этрусков. Сравнительное изучение язычества, народных традиций, языка и быта помогло решить многие вопросы происхождения народов.

Ученые пришли к выводу, что боги, обряды, верования, традиции и обычаи междуречья Днепра-Днестра-Дуная — это верования и обычаи населения трипольской и срубной археологических культур (IV–II тыс. до н. э.). Работы Н. 3. Суслопарова[94] по дешифровке и прочтению трипольской, а также киммерийской (срубная археологическая культура) письменностей на Днепре приводят к заключению, что трипольцы были пеласгами, а киммерийцы — этрусками-протославянами. Сегодня в распоряжении исследователей имеется около 10 тыс. надписей этрусков. Но тексты, содержащие несколько десятков или сотен слов, можно сосчитать по пальцам. В большинстве своем — это краткие надписи.

 

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!