Обыгрывание слов и высказываний

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Санкт-Петербургский государственный университет

 

Грибкова Татьяна Александровна

 

 

Смешной и грустный «Южный Парк»: стратегии повествования и изложения информации посредством мультсериала

Эссе по курсу «Логика и теория аргументации»

 

 

Преподаватель:                                                   Микиртумов Иван Борисович

 

Санкт-Петербург

2019

Вот уже на протяжении более двадцати лет одним из самых скандальных и известных американских мультсериалов остается «Южный Парк». В сатирической и пародирующей манере мультсериал повествует об острых социальных, политических и экономических проблемах и событиях США и мира. Синтез черного юмора, грубой анимационной рисовки и честного взгляда создателей сериала на происходящее вокруг до сих пор привлекает взрослую зрительскую аудиторию и является ключевым моментом в успехе мультсериала. «…Все наши мысли о ситуации мы вкладываем в серию, когда пишем сценарий. Мы хотим удостовериться в том, что доступными нам средствами удается сказать то, что мы хотим сказать, пусть даже это будет неправильно. Это трудно»[1], – говорят создатели «Южного Парка» в одном из интервью. Несмотря на неоднократные заявления о скором завершении мультсериала, Трей Паркер и Мэтт Стоун продолжают над ним работу. В 2015 году «Южный Парк» был продлен еще на пять сезонов.

Буквально полгода назад, в 2018 году, был выпущен 22-ой сезон «Южного Парка», в связи с чем целью данной работы является анализ эпизодов 22-ого сезона с точки зрения аргументативной стратегии авторов мультсериала. Как Паркеру и Стоуну удается так удачно преподносить желаемую информацию? Какие ходы они используют, чтобы выстроить одновременно комичную и серьезно-страшную или печальную ситуацию? И какие события оказываются в поле их «осмеяния»? В ходе исследования были использованы критические статьи, материалы СМИ, интервью и форумы.

 

 

Реальные истории и их взаимодействие в мультсериале

В первую очередь стоит заметить, что по традиции сюжет нового сезона вращается вокруг событий настоящего времени, 2018 года, причем как локального, так и глобального масштабов, что превращает очередной эпизод в весьма насущный здесь и сейчас. Приведем несколько примеров. В 4 серии («Tegridy Farms») Баттерс занимается вейп-бизнесом, продавая жидкости для смесей и сами вейпы младшеклассникам, что вызывает негодование со стороны главных героев и стимулирует их найти дилера и противостоять подобной вредной привычке «дымить». На фоне их борьбы с вейпами отец Стэна, Рэнди, решает изменить свою жизнь, переехать загород и заняться сельским хозяйством, а точнее выращиванием конопли и производством из нее марихуаны. Подобное совмещение двух сюжетных линий в одной серии, естественно, оказывается пародией, отсылающей зрителя к борьбе США и некоторых других стран с «эпидемией» курения электронных сигарет[2], в то время как курение марихуаны в тех же странах частично и даже полностью легализуется[3]. Что это может сказать зрителю? Можно догадаться по абсурдности ситуации, на которую прямо намекают Паркер и Стоун.

Однако если подобные законы – это дело сугубо отдельных стран, то такая проблема как Инстаграм, компьютерная и в целом Интернет-зависимость – вызов всему человечеству. Технологический прогресс непреодолим и неизбежен в силу стремления человека к развитию, а вместе с тем упрощению своей жизни, что укореняет его зависимость от новых технологий, становясь ежеминутной рутиной. Четверо главных героев, кажется, единственные в Южном Парке, кто не играет в «Red Dead Redemption 2», таким образом, оказываясь в меньшинстве, становясь в данном случае не изгоями, но словно лишними. Один из излюбленных приемов создателей мультсериала, в основе которого и рождается конфликт, скрытый за стеной комичности – противопоставление точек зрения большинства и меньшинства, в котором осмеяны оказываются обе стороны (в том числе и поклонники мультсериала).

Новые технологии и прогресс, в свою очередь, обогащают и расширяют крупные корпорации, что приводит к подавлению малого бизнеса и параллельно «выращиванию» общества потребления. Невозможность доставить посылки Amazon адресатам (9 эпизод «Unfulfilled») приводит к всеобщему унынию, обличает беспомощность жителей Южного Парка, их зависимость от постоянного приобретения товаров. Горожане начинают скупать марихуану Рэнди, заглушая свою тоску. Малый бизнес Рэнди разрастается, он организует доставку своего товара по городу, борясь с конкуренцией в лице своего сельского соседа, тоже продающего марихуану. И история переворачивается с ног на голову: на наших глазах малый становится большим, что ставит под удар юмора не только крупные корпорации.

 

Построение сюжета

Как уже замечалось ранее, многие серии строятся по двум основным сюжетным линиям, так или иначе взаимодействующим друг с другом (4 серия: запрет вейпов и распространение марихуаны). Однако это не единственный прием построения повествования, имеющий место. В 7 серии («Nobody got cereal?») в Южном Парке появляется монстр ЧелМедведоСвин (ManBearPig), периодически нападающий на город и разрывающий на куски его жителей. За двадцать минут серии разворачивается настоящий шаблонный голливудский фильм. Прямо на глазах главных героев умирает последний, кто мог спасти их от чудовища. Теперь вся ответственность за спасение города ложится на хрупкие плечи четырех школьников, но в первую очередь они должны поверить в себя, чтобы победить. Соответственно, присутствует и отрицательный персонаж, шеф полиции, переходящий на сторону героев с пафосной речью на устах. Теперь он готов поверить, что монстр реален, это не фикция, несмотря на массы фотографий и видео, давно кишащих в Интернете, очевидцев с мест трагедий. Впредь он не будет сваливать вину за жертвы на главную четверку, только чтобы быстрее расправиться с делом и пойти играть в «Red Dead Redemption 2». По вполне ожидаемому финалу герои должны побороть монстра и спасти город, но не тут-то было. Авторы разрывают шаблон в клочья, и так уж поместив его в двадцатиминутный мультсериал, но и обличая своих «героев». Адвокат монстра готов покинуть город с условием, что все жители останутся без соевого соуса и «Red Dead Redemption 2». Есть пустой рис?.. Конечно, сделка не возможна. И четверо героев подписывают соглашение, по которому жертвами монстра оказываются страны третьего мира, а через пять лет грядет резня в тысячи раз хуже. Таким образом, все персонажи в очередной раз поддаются влиянию индустрии потребления, а также получают для себя отсрочку неизбежного и перекладывают ответственность за свои поступки на будущее поколение. Саркастическая гиперболизация, нелепое соотношение соевого соуса и человеческих жизней создают атмосферу смеха и отчаяния одновременно.

 

Обыгрывание слов и высказываний

Все серии 22-ого сезона, как нитью, связаны между собой, но не только благодаря перетекающему сюжету, а и деталям, не менее значительным, отражающим общую суть повествования. Ферма Рэнди по выращиванию конопли называется «Tegridy Farms». Авторами обыгрывается слово integrity[4], т.е. 1) качество характера быть сильным и честным относительно высказывания и защиты своей позиции; 2) единение как одно законченное целое; что выглядит весьма комично, учитывая весь контекст сезона и отдельно взятые сцены, например, сцену «единения» всех жителей, купивших у Рэнди марихуану и одной «одурманенной» толпой отстаивающих свои права на изгнание ЧелМедведоСвина из города и на защиту от него. Конечно, не лишаясь при этом соевого соуса, ведь tegridy может быть созвучно и со словом greedy.

Кроме того, в этом сезоне появляются два сквозных утверждения-вопроса, возникающих почти в каждой серии, весьма примечательных и, как мне кажется, ключевых: «It is time to get cereal» и «(When) should I start to worry?». Опять же происходит обыгрывание, замена слова serious (серьезный) на cereal (зерно, злаки), что выглядит забавно, но одновременно пугающе. Ведь все, что по идее должно восприниматься действительно серьезно, о чем стоило бы беспокоиться, оказывается за пределами интересов жителей Южного Парка, игнорируется ими или же воспринимается как должное. Вспомним 7 эпизод («Nobody got cereal?»), когда шеф полиции ловит вместо монстра безобидных школьников, только чтобы закрыть дело, не воспринимая угрозу всерьез, заботясь больше о жизнях компьютерных персонажей, чем реальных людей.

Так стоит ли начать волноваться, что слово «серьезный» заменили шуткой, а чужую жизнь – соевым соусом или компьютерной игрой?

 

 

Выводы

Можно сказать, что 22-ой сезон – это совмещение старого, классического «Южного Парка» с новыми, свежими веяниями времени, что делает сериал все таким же близким, знакомым и актуальным одновременно. Зритель видит тех же уже полюбившихся ему героев, сохраняющих свою индивидуальность, в правдоподобных «декорациях» современности. Вспомним 4 серию («Tegridy Farms»): Карман втихаря от друзей руководит Баттерсом в распространении вейпов среди младшеклассников, получая с этого деньги, и спокойно и нагло лжет друзьям, делая вид, что помогает им в поимке дилеров. Вполне в духе Картмана, но в условиях новой «моды». Новые эпизоды отсылают к прошлому зрительскому опыту. Например, тема наркоторговли уже поднималась в 5 эпизоде 21 сезона («Хуммели и героин»), а ЧелМедведоСвин появлялся в 6 серии 10 сезона («Manbearpig»). Зритель считывает отсылки к предыдущим сезонам, что вызывает у него эффект узнавания, соответственно, зритель причисляет себя к определенному сообществу любителей, ценителей данного мультсериала, ощущает себя «своим», что не может не вызвать чувство удовлетворения (как минимум).

Кроме того, подобное переплетение сюжетных линий как внутри одного сезона, так и между сезонами, делает картину полноценной и более осознанной. Авторы не бросают начатое, даже через года они переосмысляют некоторые места в соответствии с текущими тенденциями и явлениями.

Интересно, что все также реальность всплывает на поверхность через персонажей, населяющих или же посещающих город, просачивается через события и места действий, на которых акцентируется внимание. Только теперь заместо Джорджа Буша младшего появляется Дональд Трамп, Мадонны уступают Ким Кардашьян, процветает Baskin-Robbins, и на Южный Парк распространяет свое влияние Amazon.

Таким образом, в поле «осмеяния» авторов мультсериала оказывается вся действительность, от мелочи до глобальных тем, что становится и злободневно, и вечно. Все, что сейчас было серьезным, через минуту окажется смешным, и наоборот. Подобного эффекта создатели сериала добиваются и благодаря удачному выбору главных героев – детей, школьников, пустых от предрассудков, не стесняющихся задавать прямые «нелепые» вопросы, тех, кому все ново и неизведанно и кому еще хочется все это постигать. Они открыты миру, но вместе с тем постепенно заполняются его штампами и клише, зачастую в весьма искаженной форме в силу непонимания вопроса и насаждения взрослыми своей точки зрения без убедительного и адекватного обоснования.

Зрителю не дают отдышаться, как резко его переворачивают на 180 градусов, помогая ему вжиться в шаблон, прочувствовать стереотип, осознать его, возможно, увидеть в нем себя или своих знакомых и тут же отказаться от него, посмотреть с другой стороны, увидеть, что нельзя постоянно быть абсолютно серьезным или, наоборот, постоянно смешным и безучастным.

 

 

Библиография:

1. Бенюмов К. Власти США объявили борьбу с «эпидемией» электронных сигарет среди подростков. Что они курят? [Электронный ресурс] // Интернет-издание Meduza. – 2018. – 13 сентября. – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2018/09/13/vlasti-ssha-ob-yavili-borbu-s-epidemiey-elektronnyh-sigaret-sredi-podrostkov-chto-oni-kuryat (Дата обращения: 28.05.2019).

2. В Канаде легализовали употребление марихуаны [Электронный ресурс] // М.: «Новая Газета». – 2018. – 17 октября. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/news/2018/10/17/146001-v-kanade-legalizovali-upotreblenie-marihuany (Дата обращения: 28.05.2019).

3. Гренинг С. «Южный Парк»: цинизм и другие постидеологические полумеры //Философско-литературный журнал Логос. – 2012. – № 2. – С. 215-233.

4. Извинений не будет. Интервью с создателями мультсериала «Южный парк» [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Лента.Ру». – 2010. – 19 марта. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2010/03/19/southpark/ (Дата обращения: 17.05.2019).

5. Павлов А. «Южный Парк», мультипликационные войны и современная политическая философия //Философско-литературный журнал Логос. – 2012. – № 2. – С. 160-177.

6. Петтерссон Л. Крупнейшие скандалы «Южного Парка» [Электронный ресурс] // Интернет-издание ИноСМИ.ру. – 2018. – 4 февраля. – Режим доступа: https://inosmi.ru/culture/20180211/241422174.html (Дата обращения: 17.05.2019)

7. Роскомнадзор запретил показывать в России мультсериал «Южный парк» [Электронный ресурс] // Интернет-издание Полит.ру. – 2013. – 13 июня. – Режим доступа: https://polit.ru/news/2013/06/13/gov_park/ (Дата обращения: 17.05.2019)

8. Фан-сайт мультсериала «Южный Парк» / Режим доступа: https://sp.freehat.cc (Дата обращения: 28.05.2019)

9. Шмырова В. Amazon вызвала полицию, чтобы заставить работать бастующих сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет-портал CNews. – 2018. – 26 ноября. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/2018-11-26_amazon_popytalas_privesti_na_svoj_sklad_politsiyu (Дата обращения: 28.05.2019).

10. Longman Dictionary of Contemporary English / Michael Mayor. – Pearson Longman, 2009. – 2081 p.

11. South Park Studios. Forum / Режим доступа: http://forums.southpark.cc.com/forum/ (Дата обращения: 28.05.2019)


[1] Извинений не будет. Интервью с создателями мультсериала «Южный парк» [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Лента.Ру». – 2010. – 19 марта. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2010/03/19/southpark/ (Дата обращения: 17.05.2019).

[2] Бенюмов К. Власти США объявили борьбу с «эпидемией» электронных сигарет среди подростков. Что они курят? [Электронный ресурс] // Интернет-издание Meduza. – 2018. – 13 сентября. – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2018/09/13/vlasti-ssha-ob-yavili-borbu-s-epidemiey-elektronnyh-sigaret-sredi-podrostkov-chto-oni-kuryat (Дата обращения: 28.05.2019).

[3] В Канаде легализовали употребление марихуаны [Электронный ресурс] // М.: «Новая Газета». – 2018. – 17 октября. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/news/2018/10/17/146001-v-kanade-legalizovali-upotreblenie-marihuany (Дата обращения: 28.05.2019).

[4] Longman Dictionary of Contemporary English / Michael Mayor. – Pearson Longman, 2009. – P. 916.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!