Тема 6. Исторические типы правопонимания: философия права классического Модерна



Цель занятия: сформировать компетенции или их составную часть

Знать:

– механизмы укрепления государства, консолидации общества;

– принципы формирования гражданственности и патриотизма;

– основания философско-правового осмысления правовой реальности;

– общепризнанные права человека;

– принципы профессионального мышления современного юриста;

– основы правовой культуры;

– основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории.

Уметь:

– дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли;

– формулировать выводы и рекомендации применения результатов исследования;

– публично оперировать оборотами устной речи;

– оказывать квалифицированную юридическою помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов;

– обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах;

– создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями.

Владеть:

– основными навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления философско-правовых идеологем, приемами методологий правовой науки;

– ;навыками философско-правового анализа правовой действительности;

– пониманием парадигмы юридического мышления;

– навыками публичного выступления и умением аргументировано обосновывать свою позицию;

– способностью теоретического познания и прогнозирования юридической практики;

–   навыками формирования правовой культуры;

– актуальными методами научного познания.

Актуальность темы: обусловлена философско-мировоззренческой и логико-методологической подготовкой будущих магистров к профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

Теоретическая часть:

В эпоху Модерн произошла радикальная смена приоритетов в философско-правовой пробле­матике. Соотношение религии и правд, церковной и светской власти: отодвинулось на периферию науч­ных исследований западноевропейских мыслителей. На передний план выдвинулись собственно пробле­мы общества, государства и права. Фактически именно в Новое время и сложилось подлинное право­сознание, отличающееся от нравственного и религиозного сознания. Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как универсальное право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универ­сального права стала признаваться философия, а не римское право. Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естествен­ном праве получает новую окраску, Во-первых, оно освободилось от богословских трактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным; В нем начинают усматри­вать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII — ХVIII столетий

Задачу философии права Нового времени голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645) Гроций и его сторонники усматривали в раскрытии рационалистическими способами абсолютного, неизменного, равного для всех народов и времен права, данного самой природой, а потому стоящего выше положи­тельное права. Понятие права у Греция имеет два значения. В первом значении право — это моральное качество, которое позволяет человеку иметь определенные вещи или совершать определенные поступки (право в субъективном смысле). Во втором значении понятие права тождественно понятию закона (право в объективном смысле). Гроций считал, что законы естественного права берут начало в самой природе разума, а потому такие же вечные, как и разум. По его учению, даже сам Бог не может изменить начал естественного права. Государство же Гроций определял как вечное, полное и верховное общество, образованное для охраны человеческого права и для общей пользы. Следуя Аристотелю, Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различения доз­воленного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое, подразделяемое, в свою очередь, на человеческое право в узком смысле и человеческое право в широком смысле. Внутригосударственное (гражданские законы), согласно Греции, ис­ходит от гражданской власти. Человеческое право в узком смысле включает в себя отцовское право, господское право и пр. Человеческое право в широком смысле — это право, устанавливаемое уров­не народов. Развивая концепцию естественного права, Греции создал основы международного права, которым руко­водствуются в отношениях между собой отдельные го­сударства. Его наработки в этом направлении в даль­нейшем оказали влияние на идею международного права, которая воплотилась в жизнь при создании Лиги наций, организации Нюрнбергского процесса. Греций указывает на условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы государство было равноправным членом мирового сообщества: важно то, чтобы государство было стабильным и имело возможность придерживаться заключенных соглашений.

Томас Гоббс (1588—1679) - выдающийся английский философ XVII столетия. Сформулированная им концепция правопонимания дает основание для характеристики его в качестве родоначальника юридического позитивизма. Свою теорию Гоббс изложил в знаменитой книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), ставшей впоследствии основой английской политической и правовой мысли. Существенное значение Гоббс придает принципи­альному противопоставлению естественного состоя­ния гражданскому состоянию. Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть как свободу делать вое, что для этой цели необходимо. Естественное право, по мнению Гоббса, не следует смешивать с естественным законом — предписанием или выработанным общим правилом, согласно кото­рому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни. Человек — существо разумное, поэтому общие правило и предписание разума, согласно Гоббсу, есть поиск мира и следование ему, что и выступает в каче­стве фундаментального естественного закона. Прибе­гая к дедукции, Гоббс из этого основного естествен­ного закона выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска граждан­ского мира:

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!