Связано ли наименование с сущностью вещи, или эта связь условна?



Несомненно. Это основной вопрос филологии. Впервые в европейской традиции эта проблема поставлена в диалоге Платона «Кратил», в китайской традиции – Конфуцием, а ответ идентичен: если имя дано верно, то действие с вещью, как и само дело будет верным и правильным. И наоборот: если имя дано неверно, т.е. не отражает свойств вещи, то действия будут неверными и неудачными. Имя же магически задает и свойства вещи. На теоретическом уровне можно говорить об условности отношений имени и вещи, но практически в жизни общества мы наблюдаем тяжелые последствия от непонимания теории и практики именования (см. труды А.Ф.Лосева и Ю.В.Рождественского). Мы не находим точного и верного определения многим «вещам» (философским, этическим, политическим, бытовым) – и от этих неверных языковых, словесных деяний человека общество несет тяжелые потери.

Примеры: что есть любовь (Бог есть любовь) и какие еще «вещи» и поступки именуются «любовью» и синонимами данному слову? как назвать человека, занимающегося делом: деловой человек, предприниматель, бизнесмен (слово будет задавать понимание и стиль деяний)? Как назвать человека: имидж или образ (образ Божий)? Не потому ли проигрывалась война в Чечне, что «бандиты и террористы» именовались то «сепаратистами», то «борцами за независимость» – как только были именованы «верно» (по Платону, Конфуцию) бандитами, дела стали налаживаться…

Так что имя отражает сущность вещи.

 

Можно ли говорить об утрате словом в современной жизни своей духовной сущности?

Нет, нельзя. Можно и нужно говорить не об утрате, а о частичной потере словом духовной сущности, что является следствием поступков пораженного грехом человека. Грехи же человека, как правило, «словесные» (см. Молитвослов), но можно и должно стремиться к совершенству, ибо сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Наш Небесный». И культура, и духовная сущность слова сохраняются, а их потери связаны с частным вандализмом, с конкретными человеческими деяниями, прежде всего с отсутствием грамотной языковой, точнее, словесной политики в обществе. Общество не понимает роли и значения языка, Слова, не понимает (а филологи не находят слов), чтобы объяснить: речь есть инструмент управления обществом. Без эффективной, целесообразной речи невозможно построение ни экономики, ни культуры, ни идеологии.

Существуют ли критерии, позволяющие оценить истинность и искренность слова?

Существуют. Критерий – человеческое сердце (такого термина в современной лингвистике нет). Впрочем, и сердце поражено грехом, но его лучшая часть проверяет «истинность и искренность» как чужих, так и своих слов. Верующий человек проверяет истинность Богом, ибо Он есть «истина и путь». Современный человек нуждается в словесном образовании и воспитании, которое состоит в познании словесных наук, овладении искусствами речи, где даны советы, в том числе, и по поводу истинности и искренности суждений.

 

Какое значение, по Вашему мнению, имеет красота речи?

Огромное, но не основное. Термин красноречие, между прочим, ввел в нашу науку ее основоположник М.В.Ломоносов. До него более частотны и популярны были благоречие и добрословие (см. данные Словаря 11-17 веков, см. мою статью «Красноречие» и исследование данных слов). В русских риториках и теориях словесности дан ясно ответ на ваш вопрос: существуют истинное и мнимое (ложное) красноречие. Учитель Пушкина Н.Ф.Кошанский писал в «Общей реторике» 1829 г. (такой малоизвестный современному филологу словесник достоин по красоте его речи быть процитированным пространно): «Есть люди, которые полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистать риторическими украшениями … иные думают: быть красноречивым – значит уметь выражать мысли необыкновенным образом, и чем темнее, тем, кажется глубокомысленнее и, следственно, красноречивее. …Сие заблуждение показывает ложный вкус и превратное понятие о красноречии и случается с мнимофилософствующими писателями».

Далее ясное определение: «Красноречие имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом, последний существенно отличает истинное красноречие.

Сила чувств — красноречие сердца — есть такое живое ощущение истины, такое сильное участие оратора в предлагаемом деле, что он, сам увлекаясь, увлекает и слушателей за собою.

Убедительность — красноречие ума — есть такая неотразимая сила и приятность убеждений, что мы против чаяний, против воли, совсем неожиданно соглашаемся с мыслями автора. Если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти сил им противится.

Желание общего блага. Красноречие добродетели есть тот существенный признак, по которому узнается истинное красноречие и отличается от мнимого. Пламенное желание добра, стремление к сей цели — вот благородный предмет истинного красноречия, достойный добродетели!..

Красноречие ума и сердца могут заблуждаться; но красноречие добродетели — как самая добродетель, как прекрасное (само по себе), остается истинным, неизменным для всех веков и народов. Кто умножил хотя одною полезною истиною счастие людей, приблизил их хотя на один шаг к добродетели, тот истинно красноречив. Заметим, что мнимое красноречие желает казаться истинным, и, представляя вредное, хочет доказать, будто оно полезно. Так порок иногда принимает на себя вид добродетели…

Истинно красноречивым может назваться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели.» (См. более подробно: История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд, М., 2002).

О ложном красноречии писал еще Софроний Лихуд, критикуя тех писателей, которые обольщаются словесными красотами и «будто дети, цвеченые камыки при брезе собирают». Поиском таких цвечёных камушков занимается в настоящее время большинство популярных газет (один МК имеет целые отделы, занимающиеся словесной игрой, поиском каламбуров; все «кривые зеркала» только и построены на игре слов; вся реклама только и занимается, что изобретением удивляющих словесных красот (игра со словом и рисунком, замена букв) – и видно, насколько всё это далеко от истины и вкуса…)


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!