Описание и обоснование методов исследования эмоционально-нравственной сферы личности на поздних этапах онтогенеза
В данном параграфе описывается третий (эмпирический) этап исследования. Первый (предварительно-ориентировочный) этап и второй (проектировочный) раскрыты в предыдущем параграфе.
Третий этап – этап эмпирического исследования
Данный этап представлял собственно эмпирическую часть исследования, в которой осуществлялась практическая работа по изучению особенностей эмоционально-нравственной сферы пожилых людей.
Методика «Диагностика морального сознания личности» была разработана А. А. Хвостовым.
Процедура носила структурированный и развернутый характер и заключалась в адресной диагностике особенностей эмоционально-нравственной сферы пожилых людей с последующей развернутой статистической обработкой данных.
Применялся соответствующий инструментарий исследования. В качестве базового диагностического метода использовался тест-опросник, специально сконструированный для решения эмпирических задач настоящего исследования.
Конструкция опросника проектировалась в соответствии с моделью представленной структуры эмоционально-нравственной сферы. Он строился из трех логических частей, каждая из которых состояла из вопросов, направленных на диагностику соответствующего компонента данной структуры. В стимульной базе опросника данные части отдельно не выделялись. Всего испытуемым предлагалось ответить на 80 вопросов (см. приложение 1).
|
|
Первая часть опросника содержала вопросы на выявление особенностей решения моральных конфликтов пожилыми людьми (вопросы 1–25). Вторая была составлена из вопросов на определение моральных принципов и ценностей (вопросы: 26–41, 44, 47–54). Обе части были сформированы из вопросов методики исследования морального сознания А. А. Хвостова, которая прошла соответствующую апробацию на выборках подростковых групп, студенческой молодежи, людей среднего возраста, а также в исследовании этнических различий морального сознания, результаты исследований по данной методике отражены в соответствующих публикациях[340]. Третья часть опросника содержала вопросы на диагностику особенностей эмоциональной направленности испытуемых пожилого возраста (вопросы: 55, 57–69, 72–80) и была составлена на основе известной методики Б. И. Додонова[341].
Содержание первой части опросника (моральные конфликты) выстраивалось из перечня моральных дилемм, которые в методике А. А. Хвостова формулируются в утвердительной форме как некий состоявшийся выбор в пользу одной из альтернатив, отражающей уже как бы сложившуюся определенную позицию. Например: «Аборт допустим, если семья находится в тяжелом материальном положении». Испытуемым необходимо было выразить свое согласие (или несогласие) с предъявленным таким образом суждением-выбором по пятибалльной шкале.
|
|
Согласно работам А. А. Хвостова[342], для диагностики моральных конфликтов целесообразно отбирать дилеммы, использовавшиеся в ряде других исследований и показавшие хорошие психометрические показатели – довольно высокую дифференциацию испытуемых. Так, ситуации опросника, предполагающие возможность «утаить на суде сведения, бросающие тень подозрений на невиновного человека», «скрыть от безнадежно больного врачебный диагноз» были использованы В. Лефевром[343]. «Украсть лекарство для умирающего» – классическая дилемма Л. Колберга[344]. Аналогичные ситуации использовались А. Г. Здравомысловым[345]. Также использовались ситуации, представленные в ряде других работ[346].
Все отобранные ситуации-дилеммы в той или иной степени соответствовали предъявляемым требованиям. В окончательный список методики А. А. Хвостова также вошли и самостоятельно сформулированные дилеммы, не использовавшиеся ранее в каких-либо исследованиях (например, возможность применения пыток к террористу, чтобы узнать о месте заложенной бомбы).
|
|
Что касается валидности самих ситуаций (как действительно моральных конфликтов), то мы старались следовать принципам введения действий (поступков), которые не индифферентны морально, «внутренне хороши (спасти жизнь) или плохи (кража)»[347] и в любом случае требуют оправдания (кража) или им являются. Иными словами, главное внимание уделялось компромиссу добра и зла, в меньшей степени – выбору «из двух зол».
Примеры вопросов первой части опросника:
– когда человек видит, что его коллеги «халтурят», он не должен докладывать об этом руководству, если это его не касается;
– необходимо пойти на компромисс с бандитом (даже отпустить), если это спасет жизнь заложников;
– нет ничего плохого в том, чтобы спорить на деньги, будучи заранее уверенным в своем выигрыше;
– если срочно требуется доставить больного, можно нетрезвым управлять автомобилем;
– нужно прощать жестокие обиды, не мстить за нанесенный вред.
Содержание второй части опросника (моральные принципы и ценности) состояло из различных этических суждений, отражающих определенные жизненно-нравственные ориентации человека по отношению к различным аспектам моральных устоев жизни в обществе. В частности, в отношении счастья, успеха, совести, свободы, насилия и т. п. Эти вопросы-суждения также представлены в методике морального сознания А. А. Хвостова, где их окончательная формулировка была обеспечена необходимыми психометрическими процедурами и техниками стандартизации, а также предварительными апробациями на достаточно широкой и репрезентативной базе различных категорий испытуемых[348].
|
|
В представленном в настоящем исследовании опроснике пожилым респондентам также предлагалось выразить свое согласие или несогласие с утверждением по пятибалльной шкале. Необходимо отметить, что эта шкала давно используется во многих исследованиях, хорошо апробирована и обычно не вызывает никаких затруднений у испытуемых.
Примеры вопросов второй части опросника:
– многие понимают только силу, с ними нельзя быть добрым;
– одни рождены добрыми, другие – порочными, в этом нет ни заслуги, ни вины;
– бороться со злом надо его средствами, добротой зло преодолеть невозможно;
– хорошее отношение невыгодно, его часто принимают за слабость и отвечают злом;
– не делая добра нельзя быть счастливым;
– люди считают моральным, прежде всего, то, что им выгодно.
Содержание третей части опросника (эмоциональная направленность) состояла из вопросов ставшей уже классической методики Б. И. Додонова[349]. В этих вопросах отражались различные модальности эмоциональной жизни в их связи с ведущими потребностно-мотивационными тенденциями испытуемых. Включение данной части в опросник позволило, по нашему предположению, более предметно выявить некий доминирующий вектор ориентации пожилых людей с точки зрения их эмоциональной (а значит, жизненной) активности в сопряжении с нравственной позицией.
Примеры вопросов третей части опросника:
– я испытываю радость, удовлетворение, когда мне удается сделать что-то хорошее для близких людей;
– мне нравится узнавать что-то новое, знакомиться с интересными научными фактами;
– я испытываю удовлетворение и подъем духа, когда могу доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками;
– когда я соприкасаюсь с природой, у меня возникает чувство прекрасного;
– при знакомстве с человеком у меня часто возникает чувство его необычности, оригинальности;
– я испытываю возбуждение, азарт в минуты борьбы, опасности.
Кроме указанных выше основных блоков вопросов в опросник был включен также ряд вопросов на искренность испытуемых (шкала лжи) (вопросы: 42, 43, 45, 46, 56, 70, 71). Этот довольно распространенный прием мы использовали для подтверждения достоверности получаемых от респондентов ответов с точки зрения действия эффекта социальной желательности. В состав «шкалы лжи» вошли типичные вопросы, которые представлены в методике СМИЛ.
Примеры вопросов на искренность:
– иногда я откладываю на завтра то, что надо сделать сегодня;
– мне никогда не хочется выругаться;
– временами мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
Полный текст опросника с предваряющей анкетой паспортных и социальных данных приведены в приложении 1.
Характеристики выборки.
В процедуре тестирования по разработанному опроснику приняло участие 100 человек в возрасте от 60 до 80 лет. При этом состав выборки был сформирован пропорционально по гендерному соотношению и показателю «работающие – неработающие». То есть 50 человек выборки относились к работающим, из них – 25 мужчин и 25 женщин, и 50 человек выборки относились к неработающим из них также – 25 мужчин и 25 женщин.
Всего исследованием было охвачено 100 человек пожилого и преклонного возраста, жителей г. Москва.
Далее перейдем к аналитико-интерпретационному этапу исследования.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!