Бунташный век»: Народные движения в XVII веке



 

XVII век – это время самых разных по характеру, социальному составу, требованиям восстаний, бунтов и народных движений.

Многие из них были вызваны конкретными обстоятельствами, часто ошибочными действиями властей.

После Смуты правительство, испытывавшее финансовые трудности и нуждавшееся в средствах для ведения войн в целях возвращения потерянных в Смуту земель, помимо постоянного налога прибегало к чрезвычайным денежным сборам, косвенным налогам. В разоренной со­бытиями Смутного времени стране уплата чрезвычайных налогов часто бывала невозможна из-за нищеты, неплатежеспособности населения России. Недоимки в казну росли.

В 1646 году правительство Алексея Михайловича вновь увеличи­вает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения казны вновь происходит сокращение доходов, ибо народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недо­имки за три года любыми способами.

Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, получившее название «Соляного бунта». Несколько дней Москва была в мятеже: жгли, убивали, грабили всех, кого считали виновником народных бед. К горожанам присоединились стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.

Восстание, испугавшее власти, во многом способствовало созы­ву в 1649 году Земского собора и принятию Соборного уложения – нового кодекса законов.

«Соляной бунт» в Москве не был единственным. В 1630 – 1650-х годах восстания произошли более чем в 30 русских городах: Великом Устюге, Воронеже, Новгороде, Пскове, Курске, Владимире, сибирских городах.

Эти восстания не облегчили положение народа. В середине XVII века налоговый гнет возрос еще более. Денег требовали войны, кото­рые вела Россия со Швецией и Польшей, нужны были средства и на содержание государственного аппарата.

В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Дове­денные до отчаяния посадские московские люди летом 1662 года под­няли восстание. Оно было жестоко подавлено, но правительство для успокоения народа вынуждено было прекратить чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными.

В череде этих и других выступлений особо выделяется движение Степана Разина, которое в историографии советского времени приня­то было называть «крестьянской войной». Но даже если отойти от классового подхода советского времени, все равно следует отме­тить, что восстание Разина было крупнейшим выступлением XVII ве­ка, с большими действиями двух армий, военными планами и реальной угрозой московскому правительству со стороны восставших.

Усиление феодальной эксплуатации, оформление крепостного права, рост налогового гнета усилили бегство крестьян на окраины страны, в недосягаемые для правительства районы.

Одним из мест, куда направлялись беглые крестьяне, был Дон, где они становились свободными людьми. В казачьих областях с древних пор существовал обычай не выдавать явившихся туда беглецов.

К середине 60-х годов на Дону скопилось большое количество беглых.

В отличие от старых донских казаков эти новоприбывшие люди (их стали называть «голытьбой», «голутвенными казаками») жалова­ния не получали. Пахать землю на Дону казакам запретили, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и приведет к закрепо­щению их Москвою.

«Голытьба» активно участвовала в походах против Крыма и Тур­ции, дававших богатую добычу («походы за зипунами»).

В 1658 – 1660 годах турки и крымские татары блокировали вы­ход в Азовское и Черное моря. Объектом нападения казаков все чаще становилось побережье Каспия.

В 1666 году отряд в 500 казаков под предводительством атама­на Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж к Туле, что­бы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши, желая получить на военной службе средства к существова­нию. В дороге к отряду присоединилось множество крестьян и по­садского люда. Отряд вырос до 3 тысяч человек.

Против усовцев было собрано большое, хорошо вооруженное пра­вительственное войско, вынудившее повстанцев отойти на Дон. Мно­гие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в армию Степана Разина.

В 1667 году «голутвенные казаки» отправились к Каспийскому морю в «поход за зипунами» во главе со С.Т. Разиным. Они захватили Яицкий городок (ныне Уральск), сделав его своим опорным пунктом. В 1668 – 1669 годах разинцы подвергли опустошительным набегам за­падное побережье Каспия, разбив флот иранского шаха, и с богатой добычей вернулись на Дон. Поход этот не выходил за рамки обычного казацкого похода за добычей.

Весной 1670 года С. Разин начал новый поход на Волгу, в кото­ром приняло участие казачество, крестьяне, посадское население, многочисленное нерусское население Поволжья.

Основной целью похода была Москва, маршрутом – Волга. Среди восставших были сильны настроения наивного монархизма, вера в доброго царя. Гнев их был направлен против воевод, бояр, дворян, всех богатых людей. Восставшие пытали, жестоко казнили, жгли дома богачей, грабили их имущество, освобождая простой люд от податей и крепостной зависимости.

Восставшие захватили Царицын, Астрахань, Са­ратов и Самару. Затянулось лишь взятие Симбирска. Таким образом, восстание охва­тило громадную территорию от низовьев Волги до Нижнего Новгорода, от Украины и до Заволжья.

Лишь весной 1671 года большим напряжением сил 30-тысячной армии против 20-тысячного войска С.Т. Разина правительство смогло снять осаду Симбирска и разгромить восстание.

Сам Разин был захвачен зажиточными домовитыми казаками, вы­дан правительству и летом 1671 года казнен. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 года.

Анализируя причины поражения восстания, исследователи, прежде всего, отмечают невысокий уровень военной организации; разобщен­ность восставших; разнохарактерность целей и требований различных социальных и национальных слоев участников вооруженной борьбы.

Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути ук­репления существующего строя. Усиливается власть воевод на мес­тах, были продолжены преобразования в армии; начинается переход к системе подворного обложения.

Одной из форм протеста в XVII веке стало движение раскольни­ков.

В 1653 году по инициативе патриарха Никона в Русской правос­лавной церкви была проведена реформа, призванная ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия.

Началось исправление церковных книг по греческим образцам. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперс­тие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четы­рехконечный крест вместо восьмиконечного.

Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским Патриархом от имени всех восточных православных церквей.

Однако реформа, проводимая поспешно, без подготовки к ней русского общества вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообряд­цев, создавших свои церковные организации. В Русской православной церкви, таким образом, произошел раскол. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса и за Волгу, где основыва­ли раскольничьи общины – скиты. Ответом на преследования стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти).

Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Ста­рая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничест­ва.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, по­виноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но мо­нахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 – 1676 г.). Стояние монахов за старую веру послужило примером для мно­гих.

После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сто­ронники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов над­лежало пытать, а в случае непокорения – сжечь. Однако и эти меры не ликвидировали движение сторонников старой веры

В конце XVII века Россию потрясли стрелецкие бунты. К этому времени, в связи с созданием полков нового строя, роль стрельцов снизилась, они потеряли многие привилегии. Стрельцы не только несли военную службу, но и активно занимались хозяйственной дея­тельностью. Самоуправство стрелецких полковников, частая задержка жалования, обязанность платить налоги и пошлины с промыслов, рост имущественного неравенства в их среде – все вызывало недовольство стрельцов.

Этим недовольством ловко воспользовалось боярство в борьбе за власть после смерти Федора Алексеевича, спровоцировав стрелецкие мятежи 1682, 1689 и 1696 годов.

Итогом мятежей, активного участия стрельцов в политической борьбе около трона явилось коренное реформирование армии, прове­денное Петром I и приведшее к расформированию стрелецких войск.

Городские и крестьянские восстания, стрелецкие и раскольни­ческие бунты сообщили, по словам В.О. Ключевского, «тревожный ха­рактер XVII веку». Требования восставших привлекали внимание пра­вительства к насущным, назревшим проблемам, подталкивали его к преобразованиям.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!