Роспись полов во дворце Эхнатона в Ахетатоне



 

Пол колонных залов украшает мозаика – пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг против друга: Эхнатон – в кресле, Нефертити – на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу.[40] Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные – все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и XX династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.

 

III. Жилые дома

 

Состоятельные египтяне пытались подражать роскоши и комфорту царских дворцов. Их резиденции в городе или в деревне занимали порой более гектара и были окружены, так же как владения царя или бога, толстыми и высокими стенами с каменными воротами, через которые можно было попасть к дому хозяина. Дополнительные двери, простые проходы в стене, вели к хозяйственным службам и в сады. Таким был и дом в Бубасте, куда коварная Табубуи завлекла своего возлюбленного. А вот дом Ипуи походил на маленький храм. Перед фасадом стоял ряд колонн в форме стеблей папируса. Архитрав поддерживал карниз, украшенный пальмами.[41] Дом, в котором фараон Эйе принял и вознаградил супругу Неферхотепа, имел террасу с колоннадой. Последняя поддерживала легкий навес, он со всех сторон выступал за террасу и опирался краями на высокие тонкие колонны, образующие вокруг дома перистиль.[42] Мы имеем представление об этих домах благодаря тому, что Ипуи и Неферхотеп приказали изобразить их на стенах своих гробниц.

 

 

Двухэтажный дом и амбары

 

Чтобы представить себе внутреннее устройство дома, достаточно посетить раскопки в Телль-эль-Амарне. Через входной портик попадаем в вестибюль, а за ним в приемные залы с колоннами, поддерживающими кровлю. К этим проходным залам примыкают своего рода гардеробные, где найдены кирпичные сундуки для белья и одежд, а также кладовые, в которых хранились провизия и прохладительные напитки. Остальную часть дома занимали покои хозяев и ванные. Стены этих ванных комнат облицованы камнем. В одном из углов такой ванной стояла сложенная из камня перегородка; за ней слуги могли обливать купающегося водой. Хозяин после купания, напорное, усаживался в кресло, стоявшее поодаль, для массажа. Уборная позади ванной комнаты была выбелена известью; в ней находился стульчак из известняка: плита с отверстием, положенная на кирпичные ящики с песком.[43] Весь дом с его минимальными удобствами окружали многочисленные дворы. В одном из них были амбары в форме ульев. Псарня и конюшни располагались на северной стороне. На восточной обычно находились кухня, пекарни и кирпичные домики слуг. Таким образом, слугам приходилось бегать довольно далеко с блюдами к столу хозяин. Впрочем, служебный вход позволял им проходить прямо в приемные залы.

Домики слуг состояли обычно из четырех комнат: прихожей, центральной комнаты с колонной, которая поддерживала крышу, кухни и жилой комнаты. Вся семья теснилась в этих комнатах, разделяя их порой с домашними животными. Впрочем, по лестнице можно было подняться на крышу-террасу. Дома управляющих, расположенные за лачугами слуг, были обширными и комфортабельными.[44] Питьевую воду обычно брали из каменных колодцев.

 

 

Сад с водоемом

 

Сады разделялись на квадраты и прямоугольники прямыми, пересекающимися под прямым углом тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Египтяне высоко ценили деревья и цветы. Анена собрал у себя почти все деревья, росшие в долине Нила: фиговую пальму, дум-пальму, кокосовую пальму, называемую «пальмой кукушек», сикомор, финиковую пальму, ююбу (зизифу), акацию, иву, тамариск, гранат, персик, тис и другие деревья, которые не удалось определить, общим числом восемнадцать.[45] Рехмира тоже выращивал в своем саду, окруженном мощными стенами, все виды деревьев и растений, известных в его время.[46] Часто под деревьями ставили изящную беседку, где летом хозяева устраивали дневные трапезы. Повсюду стояли деревянные навесы, под которыми в больших кувшинах, накрытых листьями, охлаждались напитки, а рядом – столы и подставки с искусно размещенными на них яствами египетской кухни.

Невозможно представить себе сад без пруда или бассейна. Как правило, они были квадратными или прямоугольными и облицованы камнем. Покрывали их водяные лилии, между которыми плавали утки. Каменные стукни спускались к причалу, где почти всегда стояла лодка для услаждения хозяев и их гостей.[47]

Дома представителей среднего класса обычно имели несколько этажей. Иногда на крышах устраивали небольшие зернохранилища. Фасад украшался. Дверь, обрамленная по бокам и сверху каменными блоками, располагалась ближе к углу дома, и свет в нижний этаж проникал только через нее. Окна в верхних этажах, числом от двух до восьми на каждом, были маленькими, квадратными, со ставнями для защиты от жары и пыли.

Мы нашли в Танисе каменную раму окна со сторонами не более локтя. Плита с ажурной резьбой, видимо, играла роль ставня или шторы. В том же Танисе мы нашли два ажурных картуша фараона Меренптаха, вписанных в квадратное окно. На некоторых фиванских росписях видны горизонтальные полосы, как если бы они были сложены из бревен или обшиты досками. Объяснение этим полосам мы нашли в Танисе, где удалось установить, что каменщики наносили на стены известковый раствор горизонтально, а вертикальные связки были из ила. Таким образом, после окончания работ на стенах оставались белые горизонтальные полосы.

Нижний этаж обычно занимали ремесленники. Так было, например, в Фивах, в доме некоего Джхутинефера. Женщины пряли, мужчины стояли у ткацких станков, в соседней комнате мололи зерно и выпекали хлебы. Хозяева жили на втором этаже в довольно обширных комнатах с маленькими, высоко расположенными окнами; потолок поддерживали небольшие колонки в виде стеблей лотоса. Дверь, очевидно, украшали глазурованные плитки или же резные деревянные косяки. На стенах ничего нельзя различить, но следует помнить обычай египтян покрывать росписями все доступные поверхности. В Танисе, в доме довольно поздней эпохи с оштукатуренными стенами, мне удалось найти плитки с изображением танцовщиц и лодок. Вне всяких сомнений, мода эта была традиционной, и мы имеем все основания полагать, что комнаты жилых домов весьма походили на комнаты в фиванских гробницах, где на потолках изображены виноградные лозы, а на стенах – сцены охоты, паломничества в священный город Осириса и тому подобное.

На третьем этаже до потолков можно было дотянуться рукой, даже не вставая на цыпочки. В одной из комнат этого этажа хозяин занимался своим туалетом. Вот он сидит в кресле, слуги приносят ему чашу на подносе, веер и мухобойку. Писцы склоняются перед ним в ожидании новых приказаний. Другие слуги бегают по лестницам и коридорам с какими-то ношами на головах и кувшинами с водой на коромыслах через плечо.[48]

В доме некоего Меху этажи распределялись по тому же принципу: кувшины хранились на первом этаже, на втором находилась столовая, третий заполняли щиты, оружие и различная утварь. Поскольку Меху был начальником полиции, можно предположить, что ночевал он именно здесь: в случае тревоги ночью он сразу же мог вооружиться и броситься в погоню за злоумышленниками. {для начальника полиции это соображение вряд ли актуально – HF }

Крыши домов, как правило, были плоскими. На них поднимались по лестнице. Кое-кто, например Джхутихотеп, установил на крыше большие кувшины для хранения зерна. Другие возводили по краям ограждения, чтобы дети случайно не упали с крыши или просто чтобы заслониться от нескромных взглядов соседей, когда хозяева проводили ночь под открытым небом. А вот Небамон и Нахт установили на своих крышах пристройки в виде равносторонних треугольников; это, по-видимому, были вентиляторы. Но в Египте встречались дома и с остроконечными крышами. В одной из гробниц в Абу-Роше, близ Каира, времен фараона Дена, царствовавшего почти за две тысячи лет до Рамсесов, я нашел две игральные фигурки из слоновой кости в форме домиков с наклонными крышами.[49] Такая рациональная и сложная кровля поразительна для столь отдаленной эпохи. Она характерна лишь для страны, где часто идут дожди и где нет недостатка в дереве.

В Египте же дожди выпадают только вблизи побережья, где сегодня все дома имеют плоские крыши-террасы. Поэтому вполне возможно, что фигурки из Абу-Роаша воспроизводили вид жилища, нетипичного для Египта. Но у нас нет никаких сведений, что такие дома строились в эпоху Рамсесов.

Даже в Фивах, где жилища располагались очень скученно и каждый клочок земли был драгоценен, все-таки находилось место для цветов и деревьев либо на маленьком внутреннем дворике, либо перед фасадом. У Небамона две пальмы растут вроде бы прямо из крыши, но тем не менее они усыпаны финиками. У Нахта пальма и сикомор укрывают от солнца входную дверь. В фиванской гробнице № 23 изображен необычный дом – его высота больше, чем площадь основания, – окруженный двумя рядами деревьев. Другой дом, из гробницы № 254, украшают с фасада три гранатовых дерева, посаженных в кирпичные ящики с разноцветным орнаментом, и две дум-пальмы.[50]

Египтяне, даже малоимущие, делали все возможное, чтобы их дома были удобными и приятными. И в то же время им приходилось защищаться от всяких нарушителей домашнего покоя, которых в Египте немало, – от насекомых, крыс, ящериц, змей и птиц. Медицинский папирус Эберса сохранил нам несколько полезных рецептов.[51] Как избавиться от насекомых в доме? Надо все вымыть раствором натрия или посыпать порошком из толченого угля, смешанного с бебитом (что это такое, не выяснено). Если насыпать натрий, или истолченную сушеную рыбу, тилапию нильскую, или хотя бы семена лука перед входом в змеиную нору, змея уже не вылезет из этой норы. Жир иволги – великолепное средство от мух, а сушеная рыба или лягушачья икра – от блох. Если помазать кошачьим салом мешки с зерном, крысы к ним ни за что не подойдут. А еще можно отвадить грызунов, если сжечь в амбаре помет газели или опрыскать раствором этого помета стены и пол.

 

 

Двухэтажный дом

 

А вот самое верное средство отпугивать коршунов. Надо воткнуть в землю ветку акации и скапать: «Коршун воровал и в городе и в деревне… Лети (за ним), изжарь его и съешь!» Если произнести эти слова, насадив на ветку акации кусочек пирога, коршун никогда не прилетит воровать цыплят. Окуриванием можно освежить воздух в комнате, придать приятный запах одежде. Но такое окуривание оказалось доступно далеко не всем, потому что для этого нужно было смешивать благовония со скипидарной смолой и разными пряностями египетского и иноземного происхождения. Этот рецепт, как и все другие, свидетельствует о желании египтян содержать свой дом в чистоте и порядке. Это столь естественное желание побуждало городские власти принимать меры по отводу загрязненных вод, уничтожению мусора и кухонных отбросов. Однако из-за отсутствия документальных свидетельств мы ничего больше не можем сказать по этому поводу.

 

IV. Мебель

 

В приемных залах дворцов и в домах богачей мебель была представлена в основном различными креслами, например очень простыми вроде квадратного ящика со спин-кок высотой всего в ладонь. По бокам такое кресло украшал узор в виде чешуи, обрамленный египетским багетом пли полуваликом. Только ценность материала и совершенство работы компенсировали такую простоту. Более элегантные и удобные ажурные кресла имели четыре ножки в виде львиных лап, высокую спинку и подлокотники. Но для фараона или царицы этого было недостаточно. Спинка их кресел, а также подлокотники изнутри и снаружи украшались сценами классического репертуара, выполненными разной техникой (резьба по дереву, тиснение кожи, чеканка по золоту, серебру или меди с инкрустациями из драгоценных камней). На этих мини-рельефах фараон предстает в виде грифона или сфинкса, увенчанного уреем, или же в образе коршуна или сокола, раздирающего когтями какого-нибудь азиата или негра. Нелепые существа, которых за большие деньги привозили из страны Пунт или из Верхнего Египта,[52] танцуют под аккомпанемент бубнов. Фараон получает из рук своей супруги цветок, пробуждающий его любовь. Царица надевает на шею фараону ожерелье. Головы львов, соколов или женщин украшают подлокотники. Между ножками кресла символические растения Юга и Севера поднимаются вверх и сплетаются вокруг большого иероглифа, обозначающего объединение.[53]

У египтян в ходу находились два типа табуретов. Простейшие имели вертикальные ножки, более роскошные – перекрещивающиеся в форме буквы X и оканчивающиеся утиными головами.[54]

Пол устилали циновки, и повсюду лежало множество подушек: их подкладывали под спину и под ноги тех, кто садился в кресла. Когда гостей собиралось больше, чем в доме было кресел, опоздавшие и те, кто помоложе, усаживались на подушках или прямо на циновках на полу.

Столовая, если она была отделена от приемного зала, обставлялась креслами и небольшими столиками, а также подставками для корзин с фруктами, блюдами с мясом и овощами, кувшинами и вазами. Египтянам никогда не приходило в голову делать большие столы, где могли бы сразу устроиться все многочисленные гости. Они садились поодиночке или парами.

В древние времена египтяне использовали посуду двух видов: повседневную – из глины и парадную – из камня. Последняя делалась главным образом из черного или синего сланца, алебастра, гораздо реже – крапленого мрамора, гранита – для больших, вместительных ваз и горного хрусталя – для маленьких кубков. Из этих различных материалов изготовляли также бокалы, чаши, тарелки, кувшины, жбаны, миски и тазы. Более искусные ремесленники украшали свою посуду рельефными сетками или придавали ей форму лодки или животного.[55]

Во все времена в Египте делали превосходные каменные вазы. В гробницах Нового царства найдено множество образцов. И тем не менее египтяне охотнее пользовались золотой или серебряной посудой. Золотыми или серебряными были кувшины для ритуальных целей и множество другой посуды для повседневных нужд.[56] Горячие напитки готовили в сосудах, напоминающих наши чайники, с внутренними ситечками перед носиком. При желании можно было наливать горячий напиток через ситечко или дуршлаг, который держали над чашей гостя. Знаменитый горшок с нарисованной на нем косулей из сокровищницы Пубаста скорее всего предназначался для молока. Для разлива жидкостей пользовались самыми разнообразными сосудами: чашками с носиком и закругленным донышком, круглыми кружками с ручкой и носиком, цилиндрическими кружками с длинной ручкой вроде тех, какими наши молочницы наливают молоко. Чаши с выгнутыми краями письма подходили для сливок и сладких пирожков. Рамсес III никогда не отправлялся в поход без своего золотого кубка с ушками, вмещавшего до трех литров, и своего золотого графина, которые носил его ординарец.[57] Те, кто не мог позволить себе столь роскошной посуды, удовлетворялись глиняной. Издревле гончары изготовляли прекрасные глиняные сосуды, украшенные либо геометрическим или цветочным орнаментом, либо живыми сценками, подобными тем, которые гравировали на металлической посуде, где птица клевала рыбу или мчались животные.

С начала Нового царства Египет получал из-за границы, из Сирии, Нубии и с островов Средиземного моря, чисто декоративные изделия из металла и драгоценных камней – чаши, амфоры и столики; на них изображали всевозможные растения и животных, реальные и воображаемые. Большая часть этих драгоценных предметов поступала в храмы, однако фараон отбирал для себя лучшие образцы. Мода на эти экзотические предметы распространилась среди населения, и египетские ювелиры начали сами их изготавливать. Царевич Кенамон, занимавший одну из высших должностей в государстве, должен был, помимо всего прочего, подносить фараону подарки к Новому году. В своей гробнице он повелел изобразить полный комплект таких подарков, изготовленных в царских мастерских.[58] Среди них выделяется мебель, на которой как бы растет целая роща дум-пальм и сирийских маленьких пальм вперемежку с водяными лилиями и маргаритками. Обезьяны карабкаются по стволам, чтобы добраться до плодов. Остальные предметы выдержаны в более традиционном стиле. Статуи из черного дерева, инкрустированные золотом, изображают фараона и его супругу со всевозможными атрибутами царской власти, на тумбе и на шкафу вырезаны сфинксы с человеческими головами и с головами соколов; газели и козы украшают стол и ларцы. Все эти предметы, очевидно, предназначались для царских дворцов, и многие стояли в приемных залах.

В спальне центральное место занимала кровать. Кровати были очень простые: деревянная рама с решеткой опиралась на четыре ножки. Ножки эти зачастую кончались бычьими копытами или львиными лапами. В гробнице Тутанхамона сохранились три роскошных ложа, изображавших животных: корову, пантеру и гиппопотама. Кроме этого в комнате стояли деревянные с инкрустацией шкафы для белья и одежды. Туалетные принадлежности, зеркала, гребни, головные заколки и парики хранились в сундучках и ларцах всевозможных размеров, косметические средства, мази и духи – в маленьких сосудах из обсидиана и слоновой кости. В комнатах, предназначенных для членов семьи, детей и девушек, находились музыкальные инструменты и коробки с игрушками.

В рабочих кабинетах стояли специальные шкафы, где хранились рукописи, пергаментные или папирусные свитки, а также все писчие принадлежности. Исписанный папирус сворачивали в свиток, перевязывали и запечатывали. Свитки связывали в пачки, эти пачки укладывали в кожаные сумки и прятали в шкафы.[59]

Писцы не нуждались в столах. Они разворачивали папирус на коленях, при необходимости могли писать стоя, держа папирус в левой руке и не сворачивая его. Когда им приходилось выходить из дома, то укладывали все писчие принадлежности в своего рода ранец с плоским дном.

Обстановку кухни составляли столы на четырех ножках и толстенные глиняные сосуды всевозможной формы и размеров. Очаги выкладывались из огнеупорной глины. Металлические жаровни на длинных ножках, где жарили гусей, употреблялись, по-моему, только в храмах и не соблазнили бы ни одного уважающего себя повара.

В самых бедных домах меблировка сводилась к циновкам, а кухонная посуда – к глиняным сосудам. В таких домах даже несколько подставок или сундуков уже считались признаками благополучия.

 

 

Глава II. Время

 

I. Времена года

 

Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово «год» («ренпет») в виде молодого ростка с почкой. Этот же знак встречается в родственных словах: «ренпи» – «быть свежим, сильным», «ренпут» – «плоды года».

Но урожай в Египте зависел от разливов Нила. Каждый год в начале июня в стране наступала засуха. В Ниле почти не оставалось воды. Пустыня грозила поглотить долину. Людей охватывала смертельная тревога. Отношение египтян к милостям природы складывалось из благодарности и страха. Они боялись искалечить божество, вырубая камни в каменоломнях, удушить его, зарывая семена в землю, поранить его во время прополки, обезглавить – во время жатвы. На памяти людской разливы еще никогда не обманывали египтян. Порой они бывали разрушительными, порой недостаточными, но почти всегда благодетельными. Однако вековой опыт не обнадеживал полностью жителей долины.

 

Когда ты гневаешься, исчезает рыба,

Тогда ждут люди большой воды,

Тогда богатый подобен бедняку.

Тогда заметен всякий, идущий на поля с орудиями,

И нет друга, оставшегося ради друзей.

Нет тканей, чтобы одеться.

Нет украшений для детей из знатных семей.

Нет никого, ночью слышащего воду.

И нет в речах желанной прохлады.[60]

 

Перевод А. Ахматовой

Набожные египтяне издавна причисляли Нил, Хапи, к сонму богов. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках животом, перепоясанным поясом, в сандалиях, что считалось символом богатства. На голове у него был надет венок из водяных растений. Руками он раздавал символы жизни или держал поднос для приношений, заваленный рыбой, утками, цветами и снопами пшеницы. Многие города носили его имя. Его называли «отцом богов». Его следовало одаривать не менее щедро, чем остальных богов. Рамсес III так и поступал. В Опе во время всего его царствования и в Мемфисе в течение трех лет он учредил или возобнови «книги Хапи», где записывались жертвоприношения реке – огромное количество съестных продуктов и зерна. Мастерские изготовляли тысячи маленьких фигурок Хапи из золота, серебра, меди и свинца, из бирюзы и лазурита, из фаянса и других материалов, а также печатки, подвески и статуэтки Репит,[61] супруги Хапи.[62] Когда должен был начаться разлив, божественному Нилу приносили жертвы во многих храмах, «книги Хапи» бросали в озеро храма Ра-Хорахти в Оне, которое называлось Кебеху, как Нил у своих порогов. Очевидно, туда же бросали статуэтки Хапи.[63] Те же церемонии повторялись два месяца спустя, в самый пик разлива. И покорный Нил, покрывавший всю долину между двумя пустынями, где города и деревни превращались в острова и островки, а дороги походили на дамбы, постепенно начинал спадать. Через четыре месяца после начала разлива река окончательно возвращалась в свои берега. Этот четырехмесячный период был первым временем года и назывался «ахет» («разлив», «половодье»).

Лишь земля появлялась из-под воды, пока она не отвердела, земледельцы выходили на поля, пахали и сеяли. Затем в течение четырех или пяти месяцев им оставалось только поливать поля. А потом наступало время жатвы, обмолота, закладки зерна в хранилища и другие работы. Таким образом, после сезона разлива наступал сезон сева, «перет» («выхождение» земли из вод или прорастание всходов), а за ним – сезон сбора урожая, «шему» («засуха», «сухость»). Всего три времени года вместо четырех, как у древних евреев и греков.

Как ни регулярны разливы Нила, по их началу трудно было точно определить наступление Нового года. Однако, когда нильские воды начинали подниматься, наблюдали еще одно явление природы, которое помогало составителям календаря: на востоке перед самым восходом солнца появлялась на мгновение звезда Сириус, по-египетски Сопдет (эллинистическое: Сотис).[64] Египтяне издавна заметили совпадение этих двух явлений. Они приписывали разлив слезам, пролитым Исидой. И звезда Сириус (Сопдет) отождествлялась с богиней, которую стали считать покровительницей года. День, когда появлялся Сириус, и был признан первым днем Нового года. Это исчисление записано в книгах «домов жизни», своего рода хранилищах традиций и знаний со времени Древнего царства и до позднейшего периода.[65] В календаре, который по повелению Рамсеса III высечен на стене его храма в Мединет-Абу, указано, что празднество в честь богини Сопдет, отмечаемое по случаю появления ее звезды на небосклоне, совпадает с наступлением Нового года.[66] В одной любовной песне влюбленный сравнивает свою красавицу со звездой, которая сияет в начале совершенного года, «ренпет неферт».[67] Но случается еще год дурной, ущербный – «ренпет геб», когда бог Шу больше не появляется, когда вместо лета приходит зима, когда месяцы перепутываются. Народу, естественно, это было не по душе. «Сохрани меня от дурного года!»[68] – восклицает писец.

Земледельцы, охотники, рыбаки, моряки, врачи, жрецы, празднества которых отмечались по определенным дням, – короче, все, чьи занятия зависели от времени года, использовали для летосчисления «совершенный год», когда месяцы и сезоны шли своим чередом, то есть сначала шел «ахет», означавший четыре месяца разлива Нила, затем «перет» – время сева, совпадающее с прохладным сезоном, и, наконец, «шему» – сезон уборки урожая и жары. Именно поэтому во время «шему» фараона называли источником прохлады и в сезон «перет» – теплым солнечным лучом.[69] Добытчики бирюзы на Синае прекрасно знали, что нельзя дожидаться месяцев «шему», так как в это время горы раскаляются докрасна, как железо, что портит цвет камней.[70] Врачи и ветеринары знали, что некоторые болезни и недомогания появляются в определенные времена года: одни – в сезон «шему», другие – в сезон «перет». Они даже точно различали, какое лекарство следует предписывать в первые дни месяца «перет», а какое на третий и четвертый месяцы того же сезона. И наоборот, ряд снадобий благотворно действовали и в «ахет», и в «перет», и в «шему», иначе говоря, в течение всего года.[71]

Для удобства все три сезона сделали равными и разделили на двенадцать месяцев по тридцать дней, которые с глубокой древности, а также в эпоху Рамсесов различались по старшинству в каждом сезоне: первый, второй, третий и четвертый месяцы сезонов «ахет», «перет» и «шему». Названия месяцев произошли от соответствующих месячных праздников и вошли в обиход только в Саисскую эпоху. К последнему месяцу «шему» добавляли пять дней, чтобы общее число дней в году равнялось 365. А как же поступали египтяне, чтобы новогодний праздник не отставал от календаря на один день каждые четыре года? Документы фараонов ничего об этом не говорят. Страбон довольно невнятно отмечает, что через определенные интервалы добавлялся один день.[72] Проще всего было добавлять один день каждые четыре года, и египтяне поступали именно так в период счастливого царствования таких фараонов, как Сети I и его сын. Можно предполагать, что об этом дополнительном дне забыли в эпоху смут. И тогда календарь выходил из графика, пока очередной фараон, просвещенный учеными «дома жизни», не приводил календарь в соответствие с природой и вновь назначал новый год на день праздника Сопдет.

 

II. Праздники и выходные дни

 

Первый день Нового года был не только праздником богини Сопдет – его отмечали по всей стране. В храме Упуаута слуги дома подносили в этот день подарки своему хозяину.[73] Под этим следует понимать, что жрецы совершали жертвоприношения своему богу из принесенных в храм даров.

Царевич Кенамон оставил в своей гробнице копии роскошных даров, доставленных его заботами фараону по случаю Нового года.[74] Пожалуй, из этого можно заключить, что все египтяне обменивались на Новый год пожеланиями счастья и подарками. В Египте существовало великое множество праздников во все времена года, но особенно в сезон «ахет», когда сельскохозяйственные работы прерывались.

Великое празднество Опет продолжалось в середине этого сезона более месяца. Я не берусь утверждать, что это был месяц всеобщих каникул, но мы знаем наверняка, что бесчисленные толпы египтян приветствовали в эти дни священную ладью Амона и сопровождали ее по берегу, когда она поднималась по Нилу к Опету на юге. Для того чтобы присутствовать на празднествах в Бубасте, египтяне охотно оставляли все свои занятия и отправлялись к городу на судах и лодках: женщины – с трещотками, мужчины – с флейтами. На всем пути они не переставая плясали и пели и обменивались шутками со всеми встречными. Во время празднества выпивалось столько же вина, сколько в течение всего остального года.

Праздник «техи», что означает «опьянение», отмечался в первый день второго месяца, и его старался никто не пропустить. Первый день первого месяца сезона посева считался праздничным во всем Египте. В каждом номе и в каждом городе хотя бы раз в году устраивали празднества в честь местного бога и покровителя. Поскольку боги египтян отличались любовью к путешествиям, а также гостеприимством, каждый мало-мальски значительный храм предоставлял убежище многим богам. Так, Птах из Мемфиса имел свой алтарь в Карнаке, а покровительница Имета богиня Уаджет – в Танисе. В праздниках местных Богов обязательно участвовали все египтяне, но при этом они не должны были забывать и добрых богов соседей. Умащенные маслами, в новых одеждах, люди стекались и храм, приносили дары и получали право пить, есть и кричать во всю глотку. Некоторые праздники отмечались даже тогда, когда в ближайшем храме не было святилища чествуемого бога. В такой праздничный день не следовало начинать новое дело и вообще рекомендовалось воздерживаться от всяких работ.

Крестьянин или ремесленник тех времен мог бы справедливо сказать, как наш соотечественник, что у господина кюре найдется проповедь на каждого святого.

Кроме того, вполне вероятно, что первый день каждой декады (десятидневки) считался как бы воскресным.[75] В надписи на стеле, воздвигнутой Рамсесом II на восьмом году царствования в Оне, в храме Хатхор, фараон обращается ко всем мастерам, которые украшали его дворцы и храмы, со следующими словами:

«Я наполнил для вас кладовые пирожками, мясом, печеньем, сандалиями, одеждой и благовонными маслами, чтобы вы могли умащать свои головы каждые десять дней».[76]

Вряд ли следовало ожидать, что те, кто совершил столь тщательный туалет, да еще наелся до отвала, примется после этого за работу.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!