Черты духовной жизни периода гласности и демократизма в СССР и России.



Просмотр серии телепередач намедни 1985-1990

Конспект

Период гласности- политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.

В современном словоупотреблении термин чаще всего используется применительно к политике гласности, проводившейся Михаилом Горбачёвым во второй половине 1980-х годов в СССР и означавшей существенное ослабление цензуры и снятие существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров

Вставьте слова в текст

Со смягчением ---1---диктата был связан огромный поток публикаций на ранее закрытые темы, среди которых преобладало осуждение деформаций ---2---- системы. Публицистика не случайно оказалась в центре общественного внимания первых лет перестройки.

 Демократическому крылу газетно-журнальной периодики: газеты "Аргументы и ---3---", "Московские новости", "Московский ----4----", журналы "Огонек", "---5---", "Знамя", "Дружба народов", противостояли издания националистического и коммунистического толка - "Правда", "Советская Россия", журналы "Наш современник", "Молодая гвардия". Тиражи журналов и газет, размещавших публикации о прошлом, настоящем советского опыта, перспективах социализма, стремительно росли.

Большой резонанс вызвали статьи И. И. Клямкина "Какая улица ведет к храму?", Н. П. Шмелева "Авансы и долги", В. И. Селюнина и Г. Н. Ханина "Лукавая цифра" в журнале "Новый мир" (ред. С. П. Залыгин).

 

3. Из документа (Н. Андреева. Не могу поступиться с принципами)

Какие кризисные явления духовной жизни отражены в документе

В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы, которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении. На некоторых из них хочу остановиться особо.

Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. В формулу "культа личности" насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"…

 

Н.Андреева НЕ МОГУ ПОСТУПАТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ("Советская Россия" 13 марта 1988 г., с. 2.)

Верно ли суждение?

а Средства массовой информации, в эпоху перестройки начав с критики сталинизма, вскоре стали подвергать сомнению “социалистические ценности” в целом, оказывая мощное влияние на общественное сознание.

б в эпоху перестройки Освободившись от идеологического диктата КПСС, литература и искусство все больше стали подпадать под диктат рынка. Коммерциализация охватила все сферы культурной жизни.

в в эпоху перестройки Возникают не зависимые от государства средства массовой информации (FM-радиостанции, газеты, издательства, телевизионные продюсер-ские каналы). С падением “железного занавеса” в СССР мощным потоком хлынула массовая западная культура.

5.прочитайте отр Анкудинова М.В. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

знал узнал удивило
     

 

«Накапливался интерес к истории. В стране начал происходить так называемый «исторический бум». В период с 1987 по 1991 гг. газеты и журналы начинают печатать материалы «круглых столов» на исторические темы, разнообразные «размышления» историков и публицистов. Упрощенный доступ к архивным фондам привел к печати массы сенсационных документов, которые стали достоянием широкой публики. Значительным действием было снятие покрова тайны со многих страниц истории КПСС. Впервые публикуются доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина. Все эти преобразования позволили реабилитировать не только тех, кто был предан забвению, но и тех, кто еще недавно подвергался беспощадной критике во на страницах учебников истории КПСС. Так в историю «возвратились» Ф.Ф. Раскольников, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, В.А. Антонов-Овсеенко, Л.Б. Каменев, А.И. Рыков.

Одной из важных составляющих культурных событий перестройки стал отказ от агрессивного характера государства в сторону атеизма.

Возродилась традиция христианства, прерванная в 1917 г. Стали открываться духовные школы, семинарии, восстанавливаться ранее разрушенные храмы. Также возрождались и другие конфессии, исторически существовавшие в России.

Все данные события во многом подготовили советское общество к продолжению реабилитации жертв политических репрессий. Но, несмотря на масштабность всех изменений, не все эти преобразования в духовной жизни были позитивными. Выход за рамки коммунистического догматизма приобретал новое идеологическое направление, так называемое буржуазно-либеральное. Также стоит заметить, что освобождение информации нередко доводило до конфронтации взглядов и политических баталий, что оказало существенное влияние на сферу культуры, общественных наук и искусства, которое негативно влияло на общественную атмосферу».

 

 

Закрепление

Тест


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 1103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!