Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.



     Совершение неправды соединяет нас с темной силой, путем неправды мы входим в сферу зла, а зло и счастье несовместимы.

     Ложь - это положение, при котором наши слова не соответствуют нашим мыслям, знаниям или поступкам. Неправда всегда связана с двоедушием или лицемерием, она выражает принципиальное расхождение между внешней и внутренней сторонами нашей жизни.

     Господь не только связывает правду с человеческим счастьем, но и свидетельствует о том, что само искание правды дает человеку счастье.

     За ложью стоит сам диавол, ее отец и покровитель, и защитник. Из этого следует, что взыскующий правды совершает волю Божию, а умножающий ложь прислуживает диаволу и ищет соблазнить человека, уловить его в тенета неправды.

     5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

     Милость, или милосердие, - это прежде всего способность человека действенно откликаться на чужую беду.

     Совершая добрые дела и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь.

     Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними.

     6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

     Бог не открывается нечистому сердцу. Нравственное состояние личности есть непременное условие Богопознания. Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и прилагающему грех ко греху, сеющему зло и совершающему беззаконие, - такому человеку никогда не будет дано принять в окаменевшее сердце свое Всеблагого Бога.

     Наше сердце и наше сознание можно уподобить приемному устройству, которое должно быть настроено на ту же частоту, на которой передается в мир Божественная благодать. Эта частота есть чистота нашего сердца.

     7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

     По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто устрояет на земле мир. Мир есть некая благодатная реальность, вытесняющая идею вражды и заполняющая собою пространство человеческого сердца или общественных отношений.

     Мир есть знамение присутствия Божией благодати в человеческой жизни.

     Мир есть покой, а покой есть устойчивое равновесие...

     При каких же обстоятельствах воцаряется мир в душе человека? Когда уравновешены различные свойства его душевной природы, когда гармонизированы его внутренние устремления, когда достигнут баланс между духовным и физическим началами, между разумом и чувствами, между потребностями и возможностями, между убеждениями и действиями.

     Что же касается мира внешнего, то он будет обретен только тогда, когда придут в равновесие интересы личности, семьи, общества и государства. Ибо устойчивость здесь достигается через справедливое распределение прав, обязанностей и ответственности.

     Между миром, равновесием, покоем и справедливостью существуют глубокие внутренние взаимосвязи. Справедливость равновесна, поэтому она есть непременное условие мира. Ибо не может быть мира без справедливости.

     Идея мира и идея справедливости произрастают из единого корня. Внутренняя соразмерность и гармония интересов в семье, обществе и государстве, равно как и в межгосударственных отношениях, достигаются тогда, когда своими интересами готов поступиться каждый.

     8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

     Жизнь по правде непроста и мало напоминает прогулку по ухоженному парку. Жизнь по правде - труд и испытание, сопряженные с риском, потому что в мире, где мы живем, слишком много лжи.

     Человек, живущий по правде, в конечном счете всегда побеждает. Побеждает уже потому, что правда сильнее лжи.

     Если награда человеку, принесшему себя в жертву правде, не успевает найти его здесь, то воздаяние праведнику непременно будет ожидать его в жизни вечной.

     Невозможно утверждение истины посредством злобы и ненависти.

     Святые отцы научают нас,что помощниками в этом трудном делании являются терпение и мужество.

     9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...

     Борьба со Спасителем и провозглашенным Им учением объявляется с момента возникновения христианства, с провозглашением Христом Заповедей Блаженств. Во второй половине I века эта борьба обретает форму жесточайших гонений. Начавшись при римском императоре Нероне, они продолжались более 250 лет. Сонмы мучеников засвидетельствовали верность Христу своей жизнью и смертью.

     XX век стал самым страшным периодом гонений на христиан за всю историю. В послереволюционные годы изощренным пыткам и мучениям подвергались наши соотечественники - епископы, священники, монахи, бесчисленное множество верующих. Народ Божий был истребляем только за то, что веровал во Христа Спасителя.

     Заплатившие жизнью своей за верность Христу и Его Церкви были мучениками, а пронесшие эту веру через все испытания и искушения и оставшиеся в живых стали исповедниками.

 

              СООТНОШЕНИЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ

     Спаситель пришел не отменить Ветхий закон, прежде полученный через Моисея, но исполнить его в Истине, обновить его, раскрыть его сокровенный смысл. Оба Завета суть единое Божественное Откровение, указывающее людям путь ко спасению.

     Нравственные требования Нового Завета не только намного превышают аналогичные требования Завета Ветхого, но и направлены на формирование того особого состояния человеческого духа, которое исключает совершение греха.

 

              ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ:                                     НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ И ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ.

     Когда Спаситель призывает нас не отвечать ударом на удар и злом на зло, когда Он научает любить врага, Он вовсе не проповедует пассивности перед лицом зла как такового. Господь говорит о том, какие средства не надо употреблять, дабы пресечь господствующее зло.

     Всякий ответный удар неизбежно порождает новый встречный удар - до тех пор, пока эскалация (увеличение) насилия, злобы и ненависти не приведет к большой беде.

     Только остановившись, можно задуматься о причинах происходящего и найти выход из ненормальной ситуации. Но остановиться означает не ответить на удар, снести оскорбление, то есть, по сути дела, как бы подставить другую щеку: ты меня ударил, но я нашел в себе силы не отвечать тем же.

     Господь учит о том, что насилие не способно положить предел злу и исцелить вражду.

     Если в центр своего существования мы поставляем не собственное "я", как это случается чаще всего, но Бога, то доминантой человеческой жизни становится любовь. Ведь Бог, пребывающий в нашем сердце, постоянно являет Себя, подает нам Свою силу и Свою благодать. Так любовь становится стихией нашего бытия, образом нашей жизни и способом мышления...

 

              МИЛОСТЫНЯ

     Доброе дело становится угодным в глазах Бога в том случае, если оно бескорыстно и если не используется в качестве средства достижения каких-то побочных, привходящих целей. Ибо фарисеи во времена земной жизни Христа Спасителя творили милостыню для того, чтобы стяжать добрую славу в народе...

 

              МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

     "Отче наш, сущий на небесах!" - пребывающий в сверхчувственном мире.

     "Да святится имя Твое..." - да будет свято перед людьми.

     "Да приидет Царствие Твое..." - да придет Царство Божие (Богообщение, жизнь с Богом, дар, который открывается свыше).

     "Да будет воля Твоя..." - об усвоении и исполнениии Божией воли.

     "Хлеб наш насущный дай нам на сей день..." - благослови удовлетворение необходимых нужд нашего физического бытия.

     "И прости нам долги наша, как и мы прощаем должникам нашим..." - прости нас за грехи, если сами мы будем прощать других людей.

     "И не введи нас во искушение..." - не попусти обольститься злом, огради от диавольского искушения...

     "Но избавь нас от лукавого" - освободи нас из-под власти диавола...

 

              ПОСТ

     Пост есть особая религиозная практика, одной из составляющих которой является воздержание в определенные периоды времени от вкушения известного рода пищи, называемой скоромной. Он создает необходимые физические условия для упорядочения духовной жизни, ибо в это время вкушается только такая пища, которая делает чувства и восприятие более тонкими, предрасполагая человека к духовной работе над собой. Пост является также прекрасным средством воспитания воли.

     Главная цель подвига поста состоит в погружении человека в такую духовную атмосферу, которая помогает ему обрести способность к самоанализу и оценить состояние своей души. Время поста - период серьезного духовного испытания себя, испытания, приводящего человека к благим внутренним переменам.

         

              НРАВСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЖИЗНИ

     Суть христианского учения невозможно постичь, вырвав из общего контекста евангельского повествования тот или иной фрагмент и попытавшись его понять вне внутренней связи со строем, смыслом и целостностью Благой вести в ее полном объеме.

     Господь призывает к себе именно тех, кто трудится, подчеркивая тем самым положительную ценность труда, который открывает человеку путь к Богу.

     Господь как бы наставляет нас в том, какой должна быть истинная мотивация человеческого труда. Если изо дня в день главной движущей силой и единственным основанием нашей трудовой деятельности является забота о приобретении материальных ценностей в интересах личного благополучия, если все силы человека, все его творческие способности полагаются на алтарь житейского преуспеяния и приобретательства, то такая забота о будущем становится греховной.

     Если человек всецело подчиняет свою жизнь главной цели человеческого существования, если стремление к Царству Божию становится духовной доминантой его индивидуального бытия, то Промыслом Божиим все остальное непременно устрояется к его благу...

     Жизнь вне системы духовных координат обращается для состоятельного, а тем более для богатого человека в бесконечную погоню за удовлетворением постоянно возрастающих потребностей. А потому нет мира и радости в душе такого человека, ибо он всегда будет чем-то не удовлетворен и всегда будет нуждаться в том, чего не может себе позволить.

 

              НЕОСУЖДЕНИЕ БЛИЖНЕГО

     Не зная сокровенной внутренней жизни человека, невозможно достоверно судить о мотивах его деяний и устремлений, а такое знание обычно недоступно человеческому разуму. Поэтому всякое человеческое суждение оказывается условным и приблизительным, будучи изначально ограничено нашей неспособностью проникнуть во внутренний мир ближнего.

     Кто может судить человека? Кто может прозревать тайные движения его сердца, кому дано заглянуть в самый сокровенный уголок его души? Никто, кроме Бога Всеведущего, не обладает такой способностью и возможностью.

     Покушаясь на Божественную прерогативу судить и миловать, мы вторгаемся в запретную для нас область, преступаем Божественный закон и осуждаемся Господом.

 

              ДВА ПУТИ В ЖИЗНИ

     Учение о двух путях - пути жизни и пути смерти, существовавшее еще у ветхозаветных иудеев, - получило развитие в Новом Завете, а затем и в раннехристианской литературе.

     Духовное восхождение по определению не может быть простым. Это многотрудный, действительно узкий путь, следование которым предполагает духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности. Иными словами, путь к Богу есть дорога, ведущая вверх. Подниматься вверх всегда труднее, чем спускаться под уклон.

     Не всякая религиозная вера приводит человека ко спасению. Более того, даже правая вера, усвоенная формально, а потому не производящая реальной внутренней перемены, не спасает человека.

     Наличие христианских убеждений проверяется жизнью, в которой верность заповедям Господним должна присутствовать при решении проблем в личной, семейной, профессиональной, общественной сферах.

     Христианская религия - это не только философско-этическая система. Это принцип жизни, способ бытия и твердое его основание...

 

              ЧУДЕСА ХРИСТОВЫ

     Чудо - это сверхъестественное явление, действие или событие, которое, очевидным образом выпадая из системы повседневного человеческого опыта, не может быть рационально объяснено посредством знаний, которыми обладают люди.

     Чудо есть некое сверхъестественное деяние, посредством которого Бог как Творец нашего мира преодолевает непреложность (несомненность, неопровержимость) физических законов. Он не отменяет эти законы в принципе, но, сотворяя чудо, своей Божественной силой произвольно ограничивает их действие в данном месте, в данное время и в отношении данного объекта.

     Условие же совершения чуда согласно Евангелию - вера людей.

     Во всяком чудесном явлении Господь оставляет человеку возможность свободного приятия или неприятия чуда, ибо свободное самоопределение личности в ее отношении к Богу имеет величайшую ценность в Его очах.

 

              ЧУДО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

     Сегодня чудес совершается не меньше, чем в минувшие времена. Порой о чудесных явлениях подробно рассказывают средства массовой информации, но становится ли от этого больше верующих людей? Практически нет...

     В последнее время в лоне нашей Церкви и вообще по России происходит явное умножение чудесных событий. Чудеса происходят у мощей святых угодников Божиих - преподобных отцов наших Сергия Радонежского и Серафима Саровского...

     В храмах многих епархий нашей Церкви происходят чудесные истечения святого мира от икон...

     Господь Иисус Христос отвергает соблазн завоевать сердца с помощью принуждения посредством чуда, ибо свободное обращение к Нему человека имеет особую ценность. Каждый волен принять Благую весть или отвергнуть, чудеса же даются нам для того, чтобы помочь сделать этот судьбоносный выбор.

                  

              ПРИТЧИ СПАСИТЕЛЯ

     Народ Господь поучает притчами, хотя нередко обращал притчи и к ученикам. Притча есть иносказание, образ, некая загадка, которую нужно разгадать.

     Притча пробуждает интерес, требует усилий и готовности постигнуть смысл сказанного...

     Кроме того, следует помнить, что в поучениях Господа было много горькой правды об обществе, о власть имущих, о человеке вообще. И, обращая к людям Свое грозное обличительное слово, Он облекает его в форму притчи, чтобы не возбуждать преждевременного негодования...

     Прибегая в притчах к понятиям и образам, которые были близки опыту жизни людей, Господь в предельно доходчивой форме открывает каждому человеку тайну Царствия Божия.

     И сегодня Божественная притча помогает понять и принять Слово Господа людям разного возраста и положения, образования и культуры, с тем чтобы это Слово, проникая в сокровенные глубины сердца, преобразовывало их внутреннюю жизнь, придавая ей подлинную глубину и вечное содержание.

 

              ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА

     Господь родился в Вифлееме. На восьмой день по требованию закона Он был обрезан, а на сороковой день, также по обычаю, как первенец мужского пола был посвещен Богу в Иерусалимском храме. Там Его встретил почтенный старец по имени Симеон, который, будучи одним из 70 переводчиков Библии с еврейского яз. на греческий, усомнился в правильности текста пророка Исаии, который гласит: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына..."

     Ангел, явившись Симеону, сказал, что тот не увидит смерти, пока не станет свидетелем чуда рождения Спасителя от Девы. Более двухсот лет ожидал Симеон встречи с Мессией. Устав от жизни, он с радостью завершает свой жизненный путь, встретив в храме Младенца Иисуса.

     Встреча Спасителя и Его Матери со старцем Симеоном и пророчицей Анной вспоминается Церковью 15 февраля в праздник Сретения Господня.

     Вскоре после этого, гонимые погибельным для них гневом царя Ирода, Пречистая Дева Мария и Иосиф Обручник с Богомладенцем Иисусом бегут в Египет. После смерти Ирода семья возвращается в Палестину и, опасаясь оставаться в Иудее, где правит жестокий Архелай, сын Ирода, избирает для жительства галилейский город Назарет. Евангелие ничего не говорит о детстве Спасителя и лишь одним эпизодом касается темы Его отрочества (Лк. 2. 41-51).

     Общественное служение Христа Спасителя начинается с крещения в Иордане.

     Выйдя из Своего сорокодневного уединения в Иудейской пустыне, Господь находит у Иордана будущего апостола Андрея (Первозванный), в ту пору ревностного последователя Иоанна Крестителя. За Андреем последовал его брат Петр, и вместе с Учителем они направляются в Галилею, где происходит встреча Спасителя с еще четырьмя учениками: братьями Иаковом и Иоанном, которые были рыбаками на Галилейском озере, а также с Филиппом и Нафанаилом.

     Замечательно, что почти все события, о которых мы знаем из Евангельского повествования, оставили тот или иной след в материальной культуре и истории Палестины. Так, рассказ о чуде в Кане Галилейской дивным образом подтверждается бережно сохраняемыми в местном православном храме каменными сосудами, которые употреблялись во времена Иисуса в качестве водоносов.

 

     В первую Пасху Господь идет в Иерусалим из Назарета через Самарию. Эта Пасха была отмечена первым открытым столкновением Спасителя с книжниками и фарисеями. Господь, войдя в Иерусалимский храм, был поражен обилием людей, занимавшихся под священными сводами торговлей и обменом денег. Господь возмутился духом и бичем выгнал торговцев и менял из дома Божия, дома молитвы...

     После посещения Иерусалима Господь вместе с учениками возвращается в Галилею. Спаситель нарушает существовавшее у евреев правило: обходить стороной селения самарян. Христос вступает в общение с самарянкой, будучи иудеем по воспитанию. Этим поступком Господь свидетельствует, что призван возвещать Слово правды, Слово жизни, Слово о Царствии Божием всему миру и что для Него нет своих и чужих, нет друзей и врагов, но Его спасительное Слово обращено ко всем и к каждому.

     Отвечая на вопрос самарянки о том, где следует поклоняться Богу, Господь свидетельствует, что Бог есть Дух, то есть реальность не земная, не физическая, а потому поклоняться нужно Ему в духе и истине.

     Призыв к поклонению в духе означает, что подлинным выражением религиозной жизни является внутренняя духовная жизнь человека. Когда эта жизнь строится в соответствии с заповедями Божиими, то есть с установленным от Бога порядком бытия, тогда человек совершает истинное поклонение. Всякое внешнее поклонение, если оно не сопровождается внутренней борьбой со своими пороками, внутренней переменой, изменением человеческой жизни, не является приношением, достойным Бога.

     Поклонение в истине - когда человек знает, во что верит, знает истинное религиозное учение...

     Есть некая внутренняя взаимосвязь между этими двумя началами - поклонением в духе и поклонением в истине, и если один из этих компонентов искажается или вообще утрачивается, то не может быть подлинной религиозной жизни.

     Именно самарянке Господь впервые открыто свидетельствует, что Он Мессия, что Он Тот, Кто был проповедан ветхозаветными пророками...

     Господь возвращается в Галилею и начинает проповедовать в городе Своего детства, в Назарете. Но жители Назарета не принимают Его слов. Разгневанные тем, что хорошо известный им молодой человек дерзает поучать их, они восстают против Него. Гнев этот был столь яростен, что Христос удаляется из Назарета, практически спасая Свою жизнь. При этом Он обронил фразу, пережившую века: "Пророк не имеет чести в своем отечестве" (Ин. 4. 44).

     Спаситель поселяется на берегу Тивериадского озера, в Капернауме - людном торговом городе. Господь учит, проповедует, творит чудеса...

 

     Вторую Пасху своего общественного служения Господь снова проводит в Иерусалиме. Иисус исцеляет парализованного человека, который в течение 38 лет лежал у водоема, именуемого "Вифезда", что располагается у Овечьих ворот города. Казалось бы это чудо должно пробудить доверие и уважение к Учителю из Галилеи, интерес к Его проповеди. Но фарисеи обвиняют Господа в том, что Он совершил исцеление в субботу, когда по закону Моисея человек не должен работать.      Формальное отношение к закону, утверждавшееся фарисеями, входит в противоречие и конфликт с милостью, составляющей в значительной мере суть закона, о чем говорил и что подтверждал Своими добрыми деяниями Спаситель.

     На обратном пути из Иерусалима в Галилею фарисеи обвиняют учеников Христа в том, что они в субботу срывают колосья, чтобы есть... Господь свидетельствует, что Он больше храма и господин субботы. Он косвенно говорит о Своем Божественном происхождении. В связи с этим Господь цитирует пророка Осию: "Милости хочу, а не жертвы".

     Главная жертва - в способности человека осознать свой грех, свою неправду, свое несовершенство пред Богом и раскрыть навстречу Ему свою душу в полной готовности слушать Его слово и исполнять Его волю. Это знали ветхозаветные иудеи (Давид), но забыли их потомки, увлекшись внешним, обрядовым исполнением закона.

     Господь, свидетельствуя о Себе как о Мессии, одновременно утверждает, что не столько внешняя обрядовая сторона, сколько состояние души человека важно для Бога.

     Милость - это милосердие, способность творить добрые дела, а также снисхождение к людям, способность понять их слабости и проблемы, не судить строго...

     Вернувшись в Галилею, Господь исцеляет "сухорукого", говоря, что можно в субботы делать добро.

     Далее, по видимому, происходит избрание остальных учеников...

     Наделив двенадцать ближайших учеников особыми благодатными дарами, Господь посылает их на проповедь, дабы учение Его распространилось как можно шире.

     Проповедь Царствия Небесного, Царствия Божия не имеет никакого отношения к концу света. Это есть проповедь о стяжании вечной жизни в Боге, о достижении такого духовно-нравственного состояния, которое в условиях земного бытия делает человека соучастником Царства Божия. Это соучастие не прерывается смертью человека, но переходит в вечность...

     Проповедь не могла навязываться силой или принуждением, не должна была отнимать у человека дар Божественной свободы.

     Отвергая проповедь о Царствии Божием своей свободной волей, человек лишается возможности обладать полнотой жизни, теряет единый истинный путь и наказывает самого себя.

     Такая проповедь неизменно приводит к столкновению с миром, неспособным вместить Слово Божие, отвечающим на него враждой.

     Все Свои дивные дела Господь совершает для того, чтобы в первую очередь ученики, а через учеников и другие уверовали, что Он есть Спаситель, Мессия, Тот, кого проповедовали пророки.

 

     Третью Пасху Своего общественного служения Господь проводит в Галилее. На берегу Тивериадского озера происходит чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек... Жители Галилеи решили избрать Господа царем только потому, что Он их насытил... (Ин. 6)

     Прибыв в землю Геннисаретскую, Господь совершает многие исцеления...

     В Капернауме Господь произносит исполненную особенного значения проповедь о хлебе жизни:

     "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в меня не будет жаждать никогда... истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... " (Ин. 6)

     Вера в Иисуса Христа есть непременное условие выполнения того, чего желает и что задумал в отношении нас Бог... Господь учит, что без веры полнота жизни невозможна, ибо вера есть непременное условие спасения... (Ин. 6)

     "Я есмь хлеб жизни". Эти слова свидетельствуют о том, что энергию жизни Христос содержит в Самом Себе, таинственным образом сообщая ее спасительную силу тому, кто верует в Него как в Сына Божия. Понятие хлеба в словах Господа выступает не как образ или метафора, но как сущностная реальность, связанная с Пречистым Телом Самого Спасителя...

     Причем сила этой энергии такова, что она обеспечивает не только полноту бытия в этом нашем физическом мире, но и наследование жизни вечной после смерти:

     "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день..." (Ин. 6)

     Посещая Сирофиникию, Иисус вновь вступает в контакт с местными жителями, не являющимися правоверными иудеями... Спаситель мира обращает Свое Слово, Свою животворящую и исцеляющую силу к каждой живой душе, вне зависимости от национальной принадлежности человека...

     Возвращаясь из Сирофиникии, Господь исцеляет глухого и косноязычного, вновь насыщает людей хлебами...

     Близ города Магдалы происходит встреча Спасителя с книжниками, фарисеями и саддукеями (духовными властями), которые стремились обвинить Его в нарушении заповедей Божиих... Они ищут знамения от Господа, будучи осведомлены о множестве ранее совершенных и ныне творимых Им чудес... И Спаситель отказывает соблазняющим Его и не совершает чудес для тех, кого почитал лицемерными и лживыми пастырями народа...

     Позже Господь посещает г. Вифсаиду, где исцеляет слепого, и затем направляется в г. Кесарию Филиппову (Палестина)...

     Петр, один из ближайших учеников, как бы от имени всех свидетельствует, что Иисус из Назарета не просто сын плотника и не просто один из учителей, мудрых и прекрасных, но истинный Сын Божий, Мессия, Избавитель рода человеческого... Здесь впервые Господь открывает, что на камне веры Он создаст особую общность людей, объединенных любовью и единым исповеданием Его как Сына Божия, именуемую Церковью.

 

                        СЛОВО О КРЕСТЕ

     В окрестностях г. Кесарии Господь открывает ученикам тайну Своей Крестной смерти и Воскресения, призывая следовать за ним...

     "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною..." (Мф. 16).

     В слове Спасителя крест удивительным образом вдруг предстает как некая заповедь человеку, как нравственный долг каждого, кто желает следовать за своим Господом и Учителем...

     Что же такое крест в евангельском понимании? Прежде всего это реальность, изначальная данность нашего существования, которая присутствует в жизни каждого человека и зависит от его воли... Это страдание и боль, которые порождаются не зависящими от человека обстоятельствами, преодолеть которые он не в силах...

     Взять крест - значит принять скорбные обстоятельства жизни, вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под их бременем, не дать им раздавить себя.

     Отвергнуться себя - значит, в первую очередь, уступить другому, в данном случае Христу, центральное место в своей жизни, которое обычно занимает наше собственное "я"...

     Способность человека нести крест есть не что иное, как выражение внутренней силы. А ее источником является наша готовность жертвенно и с любовью, преступая интересы своего "я", ставить в центр собственного существования Господа или ближнего, через которого, по слову апостола и евангелиста Иоанна, Сам Бог входит в нашу жизнь...

     Чтобы сознательно осуществить в своей жизни призыв Христа Спасителя, нужно отчетливо понимать, что есть наш истинный крест, а что крестом не является, какое страдание должно почитаться крестом, а какое - нет.

     Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что крест, если это действительно крест Божий, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непеременно дается от Господа запас внутренних сил для претерпевания и преодоления страдания.

     Если попытаться в своей жизни осуществить то, к чему призывает Господь: стремиться преодолевать страдание и скорбь через терпеливое и мужественное несение креста, поставлять в центр жизни своей Бога и следовать Его заповедям и Его слову, - то мы с неизбежностью убедимся в том, что это не простые слова, но глубокая истина человеческого существования.

         

              ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Мф. 17, Мк. 9, Лк. 9)

     На горе Фавор, недалеко от г. Назарета, произошло событие Преображения Господня. Это случилось на глазах избранных учеников Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его...

     Преображение Господне совершилось для того, чтобы ученики, когда увидят Христа страдающим на кресте, не соблазнялись, а понимали, что Его страдание добровольно. Преобразившийся Господь является перед Своими апостолами в особой, Божественной славе, дабы укрепить в них веру в Себя как в Сына Божия...

     Описывая событие чудесного Преображения, евангелисты прибегают к сравнениям лика и одежд Господа с "солнцем", "светом", "снегом", "блистанием"...

     Кроме того, вместе с Господом ученикам являются древние пророки - Моисей и Илия, беседующие со Спасителем. Этот факт свидетельствует о том, что Иисус принадлежит не только земному, физическому миру, но что Он одновременно пребывает вне времени и вне пространства, принадлежа вечности, и природа Его - природа Божественная. Именно эту Божественную природу Спасителя и утверждает "глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф. 17).

     На горе Фаворской в сиянии Божественной славы и в утверждающем Небесном гласе вновь открывается людям Божественная природа Иисуса Христа...

     Образ Преображения заключает в себе замечательную по своей глубине богословскую мысль и одновременно реальность нашего существования: Божественная энергия, имеющая неиссякаемым источником Бога и Творца, пронизывает весь мир и преображает его. Спасительным действием благодати Божией поддерживается и жизнь самого человека...

         

              ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИИСУСА В ИЕРУСАЛИМ

     Господь покидает родную Галилею и отправляется в Иерусалим на праздник Кущей (в честь 40-летнего странствования евреев по Синайской пустыне).

     В этот раз Господь идет через Заиорданские земли, так как самаряне чинили препятствия еврейским паломникам, шедшим в Иерусалим на праздники.

     Пройдя через Десятиградие и Перею, Господь избрал других семьдесят учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти...

     Если сердце человека воспламеняется стремлением нести в мир Слово Божие, значит, к этому деланию он призывается Самим Господом...

     Главная цель проповеди та, которую определил Спаситель: "проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Мф. 10).

     Царство Божие есть полнота человеческой жизни, есть высшее счастье души человеческой, которое достигается не иначе, чем через общение с Богом. Во Христе это Царство приблизилось к людям, стало достижимым, реальным...

     Если человек отвергает проповедь о Христе, то он тем самым отвергает Бога.

         

              НА ПРАЗДНИКЕ КУЩЕЙ В ИЕРУСАЛИМЕ

     Народ открыт к приятию проповеди Иисуса, противостояния между Спасителем и простыми людьми не существует. Но те, кто блюдут букву иудейского закона, не принимают Спасителя... Фарисеи и священники посылают служителей схватить Иисуса. В народе происходит о Нем распря... Евангельский отрывок замечателен тем, что содержит определенное указание на троичность Бога: Христос говорит о Пославшем Его, о Себе как о Посланнике и о Святом Духе, Которого примут уверовавшие в Иисуса.

     На празднике кущей произошло ещё одно важное событие, когда женщину, уличенную в прелюбодеянии, вознамерились побивать камнями те, кто, подобно ей, согрешал, но не был в этом уличен...

     Нужно помнить, что каждый раз, когда человек громогласно осуждает ближнего своего за действительные или мнимые грехи, он ищет не правды людской и тем более не взыскует правды Божией, но просто ведет свою борьбу, прибегая к запрещенному Богом средству...

     В этом эпизоде Спаситель предстает не как грозный Судия, а как любящий и скорбящий Отец: "Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин. 8).

     После праздника Кущей Господь пребывает неподалеку от Иерусалима...

     Апостолы возвращаются после проповеди и с радостью свидетельствуют перед лицом Господа о том, что нечистые духи повинуются им... Спаситель в ответ говорит: "Я спадшего с неба видел сатану, ", утверждая тем самым, что проповедь апостолов действительно наносила удар могуществу зла, сокрушая его...

      Господь изъясняет, что Бог утаил истину и силу, которую апостолы несли в мир, от мудрых и разумных, удостоив этого Своего дара простых людей (Лк. 10)...

     Далее рассказывается притча о милосердном самарянине. Мимо израненного разбойниками человека прошли священник и левит, самарянин же сжалился над ним, позаботился о нем...

     Милосердие есть душевная способность человека откликаться на чужую боль, свойство сострадать, входить в переживание другого... Противоположностью милосердию является отчужденность, бесчувствие, безразличие, безжалостность, и этими пороками, к сожалению, глубоко поражено современное общество...

     Кто твой ближний? Тот, кто сотворил тебе милость. Почему так? Потому что, когда человек делает доброе дело по отношению к другому, он духовно соединяется с тем, кому благодетельствует. Распад нормальных межличностных и общественных отношений, взаимное отчуждение людей и разлад в их собственных душах - результат того, что милосердие постепенно уходит из нашей повседневной жизни...

     В Вифании Господь нашел теплый прием в доме благочестивого семейства, состоящего из сестер Марфы, Марии и их брата Лазаря... Евангельский отрывок о том, как Марфа заботится об угощении, а Мария слушает слово Господа, читается за богослужением во дни Богородичных праздников...

     Пречистая и Преблагословенная Дева Мария в своем житии гармонично соединила и служение Марфы, и служение Марии... Она взошла к такому духовному совершенству, какого не достигал никто из людей, а это означает, что главным, "единым на потребу" для Нее была жизнь духовная...

 

              ПРАЗДНИК ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА

     Иерусалим. Спаситель ясно говорит: Я и Отец - одно... Отец во Мне и Я в Нем... Иудеи берут каменья, чтобы побить Господа за богохульство, ищут схватить Его, но Он уклоняется от них... (Ин. 10)

     Споры о тайне личности Христа Спасителя, зафиксированные в Евангелии, не прекратились по завершении Его земной жизни, но, став еще более сложными, велись и ведутся на протяжении всей истории христианства...

 

              УЧЕНИЕ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

     Господь покидает Иудею и уходит за Иордан. Здесь Он проведет три месяца перед Пасхой, чтобы в последний раз вернуться в Иерусалим. Проповедует, совершает славные и великие дела...

     Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16. 19-31) носит совершенно особый характер, ибо в ней приоткрывается тайна загробного существования и излагаются чрезвычайно важные для нашего спасения религиозные истины.

     Первая из них в том, что с прекращением физического существования человека, с его смертью не прерывается жизнь его самосознающей и уникальной личности, не уходит в небытие его индивидуальная духовная природа. Ибо есть некая сверхчувственная реальность, таинственная и непостижимая для ума, принимающая в свое лоно человека после его смерти.

     Другая истина заключается в том, что эта нездешняя реальность дифференцирована, неоднородна. Она состоит как бы из двух миров: из мира добра, именуемого раем, и из мира зла, известного нам под именем ада. После физической смерти человеческая личность наследует либо тот, либо другой мир, в строгом соответствии с состоянием души каждого из нас. В обретении нами посмертной участи не может быть несправедливости, лицемерия или обмана: "Ты взвешен на весах", по слову пророка (Дан. 5. 27), и добрая душа вознаграждается переходом в соприродный ей мир благодати и света, а злая душа находит посмертное воздаяние в присоединении к погибельному миру зла.

     Из притчи мы узнаем также, что эти миры не пребывают в полной изоляции друг от друга, они как бы видимы один другому, но взаимно непроницаемы. Нельзя из одного мира перейти в другой, хотя существует возможность его созерцать...

     Пребывание в мире зла сопряжено с великими страданиями. Для того, чтобы передать ощущение их мучительности, Спаситель прибегает к очень яркому и сильному образу огня... за границами земного физического мира, в вечности инобытия, грешный человек будет пребывать в страдании, образом которого является гееннский огонь...

     В притче о богаче и Лазаре как раз и выражено мучительное состояние души, лицезреющей прекрасный мир добра, но еще при жизни обрекшей себя на мучительное прозябание в мрачном мире зла.

         

              О КОНЦЕ СВЕТА (Лк. 17)

     Это повествование о конце истории и о Втором Пришествии Спасителя в высшей степени примечательно тем, что в ней сугубо подчеркивается неожиданность грядущих великих событий... "О дне же том и часе никто не знает..." (Мф. 24: 36).

     Это безусловно благодатное для человека неведение времен и сроков конца истории призвано поддерживать нас в состоянии постоянного духовного бодрствования и трезвения, побуждая к заботе о чистоте собственной жизни - жизни, которая может завершиться в любой момент...

 

              МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ

     Находясь в Заиорданье, Господь поведал слушавшим Его еще одну притчу, содержание которой также имеет большое значение для духовной жизни человека. Это притча о мытаре (сборщик податей для Рима) и фарисее (законник)          (Лк. 18: 9-14).

     Фарисей глядит на мир сверху вниз, с позиции непогрешимости и превосходства... Фарисей самодоволен и самоуверен, его духовная жизнь лишена рефлексии (самоанализа) и саморазвития.

     Мытарь же, наоборот, взирает на мир снизу вверх. Он осознает неправду своей жизни, свой грех и свое несовершенство и, молитвенно устремляясь ко Господу, молит простить его...

     Бог ожидает от нас не изобретательного самооправдания, а искреннего раскаяния и самоосуждения...

 

              ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ (Ин.11)

     Находясь в Заиорданье, Господь получает из Вифании скорбное известие о болезни Его друга Лазаря. Спустя два дня Иисус сказал ученикам прямо: Лазарь умер; И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали;но пойдем к нему... Иисус пришед нашел, что он уже четыре дня в гробе... Когда отняли камень от пещеры, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший...

     Явление силы Божией в чудесном воскрешении Лазаря, подобно Преображению на Фаворе, было призвано помочь ученикам в грядущие страшные дни Страстей Господних сохранить веру, чтобы осознать: восхождение Сына Божия на Голгофу мучений и смерти было добровольным.

     Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него; А некоторые пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус... (увидев чудо, люди разделились в вере и неверии).

     Тогда Каиафа сказал: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ... (благодать Духа уста его употребила для чудного пророчества, хотя и не коснулась скверного его сердца).

     Евангелист Иоанн проницательно отмечает лукавство и двоедушие Каиафы, других первосвященников и фарисеев, которые, лицемерно прикрываясь заботой о благе и безопасности народа, составили заговор с целью убиения Иисуса, на самом деле опасаясь того, что все уверуют в Него... С этого дня положили убить Его...

     Во времена земной жизни Спасителя не все поверили в воскресение Лазаря. Не верят этому великому чуду и сегодня.

     Вера во всеобщее воскресение помогает нам оставаться людьми, сохранять и приумножать лучшие, богоданные качества нашей души, спешить делать добрые дела и искупать злые, преображая и одухотворяя себя и окружающий мир.

     После воскрешения святой Лазарь (Китийский) епископствовал на о. Кипр, где ныне почивают его мощи.

 

              ПРИТЧА О БОГАТОМ ЮНОШЕ (Мф. 19: 16-26)

     ...Трудно богатому войти в Царство Небесное...

     Слова Спасителя, обращенные много веков назад в Заиорданье к богатому юноше, ныне весьма актуальны для многих наших соотечественников, которые в одночасье сделались богатыми...

     В этом повествовании раскрывается удивительная истина. Даже для добросердечного, порядочного, благочестивого человека наивысшей ценностью часто становится богатство. Не Бог, но богатство.

     Религиозный образ жизни характеризуется тем, что живая связь с Богом, надежда на Бога и вера в Бога являются для человека наивысшей ценностью. Тогда как богатство, создающее иллюзию всесилия, независимости и неуязвимости человека, вытесняет Бога из его жизни.

 

     Четвертая Пасха общественного служения Христа.

     За шесть дней до Пасхи Христос подходит к Иерусалиму, где Его уже ожидали, но направляется не в город, а в Вифанию, где жил Его друг Лазарь с сестрами Марией и Марфой. Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его... (Ин. 12)

     Действия Марии являют собой замечательный и полный глубокого значения символ видимого выражения высокой преданности Христу Спасителю, человеческой сопричастности Его судьбе, служению и жертве.

     Поведение Марии рождает неприязнь и раздражение в душе Иуды, который был движим вовсе не заботой о нищих, а собственными корыстными интересами.

     Здесь сталкиваются два мироощущения, две жизненные позиции, два выбора: основанный на вере в Бога религиозный мир, который воплощается в Марии, и мир без ощущения присутствия Божия, возлагающий все свое упование на ложное всевластие богатства, олицетворяемый Иудой.

 

              ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВХОД ГОСПОДА В ИЕРУСАЛИМ

           Этот вход с человеческой точки зрения был истинным торжеством и славою Грядущего. Встречавшие Его жители Иерусалима вели себя при этом в соответствии с принятой традицией, чествуя Иисуса Христа как победителя, победителя смерти и великого чудотворца.

     Древние иудеи мечтали о том времени, когда Мессия - Спаситель очистит их родину от римских завоевателей и подарит долгожданную свободу. Восклицая "Осанна!" (спасение), они свидетельствовали о приблизившемся Царстве царя Давида, ошибочно полагая, что оно должно быть средоточием необоримой силы, власти и господства. Но Господь не принял миссии, к которой восторженно склонял Его народ. Он не принял роли царя и отринул земную власть, тем самым отказавшись быть таким Мессией, какого ожидали евреи.

     Церковь Божия, наследовавшая Иисусу в деле спасения людей, на протяжении своей двухтысячелетней истории неоднократно сталкивалась с соблазном властью земною...

     Дискуссия о месте Церкви в политической жизни продолжается и в наши дни... Главная задача Церкви состоит не в достижении преходящих политических целей, но в духовном спасении человека...

     Светская власть не только не компетентна, но и бессильна в решении главной задачи, которая стоит перед Церковью.

     Вход Господень в Иерусалим празднуется в радостный день Вербного воскресенья, за неделю до Пасхи...

     Как и три года назад, Господь вновь изгоняет из храма торговцев и менял, свидетельствуя тем, что делу, которое Он призван совершить, не смогут воспрепятствовать ни власть земная, ни страх человеческий...

 

                        СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

     В первые дни Страстной недели (дни страданий Иисуса Христа) Господь обращался к своим ученикам и к народу, собравшемуся в Иерусалиме для празднования Пасхи, с особыми поучениями. Среди слушателей было много тех, кто хорошо знал Писание и лукаво стремился уловить Спасителя на слове, спровоцировать на неосторожный ответ, дав таким образом повод властям арестовать Его и предать смерти.

     В первый день Господь, указуя на римский динарий, учил о необходимости воздавать ...кесарево кесарю, а Божие Богу... (Мф. 22: 15-22).

     В своем поразительном ответе на лукавый вопрос Господь формулирует то, каким должно быть отношение верующего человека к светской власти.

     Что есть Божие Богу? Это свидетельство о том, что человек при всех властях и при любых обстоятельствах призван сохранять свободу и независимость духа, имея главным законом своей жизни голос собственной совести, - глас Божий в душе...

     Когда Господь призывает воздать кесарево кесарю, Он не судит о том, хороша власть или дурна, нравственна она или безнравственна. Но Господь исходит из принципа уважения и приятия института светской власти как общественного установления...

     Соотношение внутренней независимости человека и его подотчетности Богу с приятием принципа светской власти обеспечивает устойчивый баланс между свободой и порядком, между требованиями личной и общественной жизни...

     Во второй день Спаситель, адресуясь к правителям иудейского народа - фарисеям и книжникам, грозно осудил их лицемерие... Он уподобил их окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23: 27). Обличая власть имущих, Господь судил о лицемерии как о наиболее отвратительном свойстве дурного правления. Ибо лицемерие есть греховное расхождение между словами и делами; применительно к власти - это обман народа...

     Спаситель предсказывает разрушение Иерусалима (Мф. 24: 1-2).

     Не прошло и сорока лет, как предсказанное совершилось в полной мере. При императоре Тите римские легионы вошли в Иерусалим и до основания разрушили его. А около 130 года, при римском императоре Адриане, Иерусалим прекратил свое существование и был восстановлен уже как римский город под новым именем Элия Капитолина.

     Далее Господь говорит о кончине мира (Мф. 24: 3-13).

     Прежде всего явятся лжехристы и лжепророки, которые под видом религиозного учения станут сеять ложь и совращать людей с пути истины, улавливая их души в тенета погибели. Появление таких учителей будет свидетельствовать об упадке нравственного состояния человеческого общества последних времен. Ибо если общество безразлично к истине, то наравне с нею оно готово принять и то, что ей враждебно. При этом общество, пребывающее в нравственном оскудении, будет считать своим долгом защиту любого, даже заведомо ошибочного и опасного, учения, любой разрушительной доктрины.

     Но нравственно здоровое общество отвергает ложь...

     Затем умножатся войны и военные слухи... восстанет народ на народ, и царство на царство. Суть войны - уничтожение, разрушение, смерть, небытие. Война есть одно из максимальных выражений зла, горя и страдания... Для современного человека нет ничего невероятного в допущении возможности истребления всей цивилизации посредством оружия массового уничтожения.

     Также умножатся голод и мор - то есть произойдут массовые эпидемии. В условиях экологической нестабильности, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и ослабления физического здоровья человека эпидемия может стать глобальной катастрофой, угрожающей существованию человечества...

     Зло изменчиво и динамично, оно возрастает, развивается и совершенствуется, но его апогеем и высшей целью всегда остаются уничтожение, смерть, небытие личности, семьи, общества, государства, человеческой цивилизации...

     Единственной силой, что еще способна противостоять смертоносности зла, являются добро и любовь. Но если по причине торжества беззакония отступят и они, то злому началу не будет преграды, и оно без сожаления истребит человеческую цивилизацию. И настутит конец.

     Конец века будет ознаменован явным, славным и устрашающим многих явлением Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 24: 29-31, 36).

     Спаситель рассказывает притчи о мудрых и неразумных девах, о талантах (Мф. 25), которые научают нас достойному приуготовлению себя не только ко Второму Пришествию Спасителя, но и к нашей собственной кончине.

     Если человек честен пред собой, если он способен оглядеть свою жизнь при свете христианской совести, то Божественное правосудие не станет для него неожиданностью.

     Именно поэтому наш общий долг как христиан, сограждан и соотечественников состоит в том, чтобы стремиться к такому общественному устройству, при котором не было бы нищих, голодных, скитальцев и обездоленных.

     В среду Страстной недели в богослужении Православной Церкви воспоминаются верная последовательница Иисуса Христа, возлившая миро на Спасителя, и христопродавец Иуда (Ин. 12: 3-6; Мф. 26: 14-16; Лк. 22: 3-6).

     В основе предательства лежит обман, и потому оно есть крайнее воплощение лжи и двоедушия.

     Четверг

     Начало ветхозаветной Пасхи совпало с пятницей. Ритуальную трапезу совершали обычно накануне вечером. При начале пасхального застолья Господь, Которому как возглавителю трапезы надлежало благовествовать о событии праздника и произносить благодарение над хлебом и вином, совершил в нарушение традиции то, что обыкновенно делали рабы или слуги: стал умывать ноги сотрапезникам (Ин. 13: 4-15).

     Господь явил Своим ученикам пример смирения, которое есть вовсе не признак слабости, но проявление великой внутренней силы и способности человека сместить свое "эго" с центрального места собственной жизни к ее периферии, уступив главенствующее положение ближнему.

     Господь свидетельствует, что один из учеников (Иуда Искариот) предаст Его (Ин. 13: 21-30)...

     На Тайной вечери Господь снова отступает от всем известного обычая и вкладывает совершенно новый смысл в те благословения, которые традиционно произносились перед вкушением хлеба и вина. Произносит ...сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета...

     Эти таинственные слова Спасителя означали, что Он есть Агнец, взявший на Себя грехи мира, Пасхальная Жертва Богу, "новая Пасха".

     Благословив на Тайной вечере хлеб и вино, Господь провозглашает, что этот Хлеб и это Вино суть Его Тело и Его Кровь.

     Таинство Тела и Крови, совершенное в Сионской горнице Христом, не должно было остаться единичным событием: ...сие творите в Мое воспоминание...

     Дальнейшее совершение Таинства будет означать, что всякое новое поколение людей сможет приобщаться спасительных Тела и Крови Господа, единожды принесшего Себя в жертву за грехи мира.

     В Церкви это приобщение именуется Евхаристией (Благодарением) - Таинством Святого Причащения...

     После трапезы Иисус со Своими учениками направился на гору Елеонскую (берег Кедронского потока, Гефсиманский сад).

     "Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем", - с этих слов начал Господь Свое последнее поучение ученикам (Ин. 13: 31).

     Что есть Слава Божия и почему Свои страдания Спаситель связывает с явлением Божией Славы? Что лежит в основе этих страданий? Почему Бог принимает образ человеческий, соединяясь со страданиями мира, и Сам становится жертвой зла? Почему Бог благоволит принять на Себя уничижение и страдание человеческое? Ответ на все эти вопросы будет один: Им движет сила любви к роду человеческому...

     Потому, возвестив о приходе часа Его Славы, Господь переходит к теме любви. Обращаясь к ученикам, Он говорит: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга..." (Ин. 13: 34-35). Спаситель полагает эту заповедь краеугольным камнем в основу всей системы нравственных и духовных законов, по которым должно жить человечество...

     Для того чтобы любить истинно, нужно обладать огромной внутренней силой. Откуда же ее черпать? Помогая ученикам найти ответ на этот вопрос, Спаситель говорит: "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте"   (Ин. 14: 1).

     Так Господь сопрягает нравственное требование любви к ближнему с верой в Бога.

     В мире существует большое число различных религий. Есть ли у нас, христиан, основание настаивать на том, что наша вера истинная и спасительная? Да, и оно содержится в прощальной беседе Спасителя с учениками, во время которой Христос сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14: 6).

     Ответ верующего христианина на вопрос о других религиях должен заключаться в следующем. Мы не знаем и не можем сказать, приводят ли другие религии человека к Богу или нет, ибо от нас это сокрыто и об этом будет судить Сам Бог. Но мы знаем точно, что Господь Иисус Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

     Господь свидетельствует о том, что Он и Отец - одно, что Сын имеет ту же природу, что и Отец (Ин. 14: 7-11). Но ведь Отец - Бог. Значит, Сын Божий и Сын Человеческий, Господь Иисус Христос един по Божественной природе с Отцом, то есть Он единосущен Отцу... И поскольку Христос есть Бог, то вера в Него и общение с Ним суть подлинная вера и истинное Богообщение.

     Истинная вера разрушает преграду между Богом и человеком, благословляет человека полнотою общения с Богом.

 

     Каким образом осуществляется связь Неба и земли, Бога и человека после отшествия Христа?

     "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14: 26).

     Дух Святой научает и вразумляет нас Словом Божиим, но действует Он не только через Священное Писание. Он напоминает нам о Спасителе мира и иным образом, постоянно и многообразно. Это происходит в Церкви - в общине веры, где Святой Дух действует в Таинствах, реально вводя верующих в соучастие всему, что совершил Христос ради нашего спасения.

     Так через святую Евхаристию силою Святого Духа мы становимся сопричастниками жизни, страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, "на небесах седения, Второго и страшного паки Пришествия" Господа Спасителя, как говорится об этом в молитве Иоанна Златоуста, читаемой во время совершения Евхаристии.

     Дух Святой научает нас и напоминает нам (Ин. 14: 26), но не ментально, не на уровне сознания и памяти, а таинственно вводя нас во временную реальность. В Таинстве святой Евхаристии мы, мистически и духовно преодолевая пространство и время, прикасаемся к этой реальности, становимся созерцателями Божия Царства.

     В прощальной беседе Господь не только обновляет понимание ветхозаветной заповеди о любви к ближнему, подчеркивая ее главенство и особое место среди других нравственных законов, но и придает новое звучание и смысл еще одной важной ветхозаветной заповеди: о любви к Богу... Заповедь о любви человека к Богу наполняется конкретным и спасительным для человека смыслом...

     Человеку не дано возлюбить неведомого и непостижимого Творца. Но он способен понять и возлюбить Богочеловеческую личность воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа. Но эта любовь ко Христу может и должна действенно являть себя на уровне нашей воли при совершении дел добра, милосердия и справедливости. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14: 15).

     Любовь ко Господу есть добро, совершаемое человеком во имя Божие...

     Увенчанием любви ко Христу становится соединение Бога с человеком, который перестает быть рабом, но становится другом Божиим, существом, близким к Богу. "Вы друзья Мои..." (Ин. 15: 14).

     Любовь, исполнение Божественных заповедей, причащение Тела и Крови Спасителя вводят человека в общение с Богом, в тайнобытие Святой Троицы. Образ единения в любви Бога и человека рисует Спаситель в прощальной беседе с учениками, когда говорит о Себе как о виноградной лозе, а об учениках и последователях - как о ветвях на ней.

     После завершения прощальной беседы Господь сотворил молитву к Богу Отцу. В христианской традиции эта молитва получила название Первосвященнической, ибо Господь произнес ее, готовясь принести Самого Себя в жертву, будучи в одном лице и Жертвой и Приносителем Жертвы.

     Первосвященническая молитва - высшая точка всей Евангельской проповеди Христа. Ее словами Господь утверждает, что смысл бытия - в вечной жизни (Ин. 17: 2-3).

     В этих немногих словах заключена вся полнота Нового Завета, весь смысл истинно религиозного взгляда на жизнь. Жизнь вечна, она не исчерпывается временным земным бытием. Чтобы войти в эту жизнь, нужно знать Бога. А Бога узнать невозможно кроме как через посланного Им Иисуса Христа. Через общение с Богом во Христе мы входим в жизнь вечную, достигаем подлинной и конечной цели бытия.

     Невинный и безгрешный, Господь должен принять казнь и гибель за грехи мира. В самый сокровенный момент земной жизни Спаситель, находясь в борении, испытывает моральное страдание, душевную муку, смертельно скорбит и молится до кровавого пота: "да минует Меня чаша сия", "пронеси чашу сию мимо Меня", "Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! (Мф. 26: 37-45; Мк. 14: 32-41; Лк. 22: 39-46).

     В момент, когда Его человеческая природа обнаружила свою слабость и ограниченность, Христос преодолевает внутренний конфликт, подчиняя Свое человеческое начало началу Божественному: "Впрочем не как Я хочу, но как Ты", "но не чего Я хочу, а чего Ты", "Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет".

     Гефсиманское моление и последующие страдания Христовы свидетельствуют о Его человеческой природе, единосущной нашей. Человеческая природа вместе с духовной ее стороной была воспринята Спасителем от Матери Его Пресвятой Девы Марии.

     Спаситель предается в руки врагов, и в центре этой драмы - предательство Иуды (Мф. 26: 48-49; Мк. 14: 44-45; Лк. 22: 47-48; Ин. 18: 2-3)

     Допрос Иисуса Христа первосвященником Анной (Ин. 18: 19-24)

     Слова и поведение Господа ясно показывают, что нравственное учение Иисуса требует от людей способности останавливать зло силой ума, воли и нравственного чувства, мужественно и смиренно отказываясь от употребления насилия.

     Затем Господь был отведен к первосвященнику Каиафе, у которого нет ни малейшего желания к отысканию истины. Поэтому Иисус не отвечает на обвинения лжесвидетелей, Он просто молчит. Именно в молчании обнаруживается чаще всего мужественная и нравственно безупречная форма сопротивления злу, обращенному против нас и провоцирующему нас на ответное зло... Допрос завершается свидетельством Спасителя о Его Божественном происхождении.

     После вынесения смертельного приговора допрос переходит в пытку. Над Господом издеваются, истязают Его... Сцена мучения Спасителя настолько поражает и пугает Петра, что он, пребывая в величайшем смятении духа, отрекается от своего Учителя, которого так любил. Он покидает двор, осознавая всю бездну своего падения и горько плача. Это не только слезы стыда и бессилия - это слезы покаяния. Отныне вся жизнь апостола Петра становится ярким свидетельством подлинности этого покаяния. Петр оказался предан Христу даже до смерти, запечатлев свою веру и верность мученичеством в Риме...

     Если апостол Петр приносит покаяние пред Богом и омывает свой грех слезами раскаяния, то Иуда кончает жизнь самоубийством...

     Самоубийца покидает этот мир, испытывая душевные страдания, неся в своей душе ад и все истребляющий огонь. Терзаемая этими муками, бессмертная душа отходит в вечность, унося с собой весь ужас и всю боль переживаемых страданий. Так временное страдание становится вечным. Стремясь к освобождению от земных мытарств, самоубийца ввергает себя в пучину бесконечного страдания...

     Самоубийца сам отлучает себя от церковного общения, сам возлагает на себя анафему. Вот почему самоубийц как своевольно отпавших от народа Божия не отпевают. По той же причине Церковь никогда не молится о загробной участи самоубийц, исключая разве что, по местным обычаям, день Святой Троицы.

     Под утро связанного Иисуса Христа отправили на допрос к римскому прокуратору Понтию Пилату, который должен был решить Его судьбу. Приведшие Его первосвященники и старейшины обвиняли Иисуса в том, что Он самозванно присвоил Себе имя Царя Иудейского (мятеж), и требовали от прокуратора вынесения Иисусу смертного приговора...

     Пилат пытается уклониться от принатия решения...

     Спасителя по приказу Понтия Пилата отсылают на суд к галилейскому правителю Ироду, который был наслышан о совершенных Спасителем чудесах и давно хотел Его увидеть. Иисус не отвечает на вопросы, молчит. "Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату" (Лк. 23: 11). Белые одежды означали оправдательный приговор.

     Пилат утверждается в мысли, что Иисус невиновен и должен быть отпущен, но иудеи угрожают Пилату: "Если отпустишь Его, ты не друг Кесарю..." (Ин. 19: 12).

     Тогда, самоустраняясь от принятия решения по делу Иисуса, Понтий Пилат умывает руки, демонстрируя тем самым, что более не настаивает на оправдательном приговоре...

     По существовавшим тогда обычаям смертная казнь предварялась истязанием. Римские воины глумливо обрядили Иисуса Христа в красную хламиду-багряницу, ибо пурпурная одежда была знаком царского достоинства. Главу Спасителя увенчали терновым венцом - страшной пародией на царский венец, а в руки вложили трость, символизирующую скипетр. "...и становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове" (Мф. 27: 29-30)...

     И привели Его на Голгофу (лобное место) - каменистый холм, находившийся вне стен тогдашнего Иерусалима, где совершались смертные казни. Именно в глубине этого холма, согласно церковному преданию, были погребены останки первого человека Адама...

     "Был час третий, и распяли Его" (Мк. 15: 25). Понашему 9 ч. утра.

     Распинали же так: прибивали руки казнимого к перекладине, а ноги - к столбу, и перекладину соединяли со столбом, образуя крест.

     Соучастники убиения Сына Божия хулят и злословят Его...

     Вольной жертвой Спасителя была искуплена древняя вина Адама и Евы...

     Крест - орудие мучительной и позорной казни во времена Христа - с момента распятия Спасителя становится символом великой жертвы Господа за весь человеческий род.

     В момент непереносимого страдания на кресте Господь усыновляет Своего ученика Матери Своей. Это не просто проявление заботы о любимом ученике, остающемся без Учителя, и о Матери, остающейся без Сына. Это еще и некий символический акт, ибо в лице любимого ученика все другие ученики и последователи Христовы, вся Церковь усыновляются Божией Матери. И потому Пресвятая Дева Мария есть Небесная Ходатаица и Заступница за всех верующих в Сына Ее и Бога нашего.

     В шестом часу (по нашему ок. полудня) произошло солнечное затмение и продолжалось до часа девятого (по нашему 3 ч. дня).

     Спаситель на пороге сметри испытывает не только физические страдания, но и муки Богооставленности...

     Бог не просто попускает совершаться страданиям по грехам нашим или посещает нас скорбями для нашего вразумления и исправления. Сам Он добровольно сошел в бездну человеческой боли и мучений, став через то сопричастным людскому горю... И потому ныне Он со всеми, кто терпит муки. И, дабы непереносимые страдания не раздавили человека, Христос разделяет их с ним.

     Иосиф из Аримафеи, купив плащаницу и сняв Господа , обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

     В субботу священники и фарисеи поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

 

                        ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

     "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они (жены-мироносицы) ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; Но нашли камень отваленным от гроба, и вошедши не нашли Тела Господа Иисуса (Лк. 24: 1-3)...

     Два мужа в блистающих одеждах, встреченные женщинами были ангелы, возвестившие Воскресение Христово...

     Ученики, пораженные словами Марии Магдалины, спешат ко гробу. Когда приходят, то видят, что тела нет, а лежат лишь погребальные пелены и головной платок...

     Далее Господь является Марии Магдалине (садовник) у гробовой пещеры, Клеопе и Луке по пути в Эммаус. Но они сразу не узнали Его.

     Отныне Господь Иисус Христос более не принадлежал здешнему физическому миру. Он восшел к миру духовному. Поэтому нашими физическими чувствами опознать Его невозможно. Необходимо некое особое духовное зрение, посредством которого обнаруживается Его присутствие.

     Смерть Господа на кресте была временной победой диавола, когда зло видимым образом восторжествовало над добром... Но после креста и смерти совершается Воскресение.

     Противники христианства стали отрицать Воскресение с момента первого известия о совершившемся чуде. Одни из них говорили об изначально пустом гробе, другие - о похищении тела Спасителя учениками. Отрицание факта Воскресения Христа было и остается в центре усилий, направленных на ниспровержение христианского послания.

     Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. Подобно тому как окропление кровью агнцев несло евреям избавление от египетского плена, так и приобщение ко Христу, Спасительному Агнцу, освобождает человечество от плена диавольского и дарует победу над смертью.

     Из этого следует, что Воскресение предопределено Богом и входит в Его замысел о мире и человеке. За смертью непременно следует Воскресение. Доказательством этого служит Воскресение Спасителя. Смерти нет - за ней - свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это...

     Когда мы наблюдаем видимое торжество зла и негодуем на это, то должны не забывать: зло - призрак, его сила бессильна, оно повержено. За крестом следует Воскресение...

     Наконец, Иисус является всем ученикам (без Фомы), собравшимся вместе, в тот же первый день недели вечером, когда двери были заперты. Господь дает апостолам право и силу совершать то, что стало возможным благодаря Его искупительной жертве: прощать человеческие грехи, освобождая людей от власти зла.

     Апостол Фома, потребовав доказательств, не имел веры. После восьми дней Господь вторично является для уверения Фомы, дабы тот смог собственноручно осязать Его.

     Вера есть результат устремленности и взаимодействия всех духовных сил человека: и разума, и чувств, и воли. И нечто большее: в вере несомненно присутствует то, что называется интуицией, то есть особой подсознательной способностью человека. Не случайно именно на вере Господь основывает Свою связь с людьми.

     Удивительное приветствие Спасителя "мир вам" должно помочь нам понять, что мир согласно замыслу Божию есть совершенно особая ценность. Не может быть человеческого счастья, полноты жизни и благополучия без мира.

 

                        ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

     Еще об одном явлении Воскресшего Господа повествует Евангелие (Ин. 21).

     Ученики вновь не узнают Воскресшего Учителя, как перед тем не узнала Его Мария Магдалина у гроба, как не узнали Его Лука и Клеопа на дороге в Эммаус.      Господь разделяет трапезу со своими учениками, вкушая хлеб и рыбу. Другими словами, и по Воскресении Он обладает физическим телом, имеет плоть, способную к принятию пищи. Однако тело Его ныне отличается от того, которое Он имел до Воскресения. Оно принадлежит физическому миру, но более не сковано его законами, его ограниченностью. Это тело пребывает вне времени и вне пространства.

     Являясь ученикам в Иерусалиме, Господь проходит через запертые двери, через стену. Спаситель делается невидимым для двух учеников на пути в Эммаус. Наконец, Он является то в Иудее, то в Галилее - пространство и время более не имеют для Него значения.

     Тело Воскресшего являет собой не только физическую, но и духовную реальность. Это означает, что в акте Воскресения разрушается средостение между физическим и духовным, между видимым и невидимым, между временным и вечным.

     Прославленное тело Спасителя обладает всей полнотой бытия. В нем осуществляется Божественный замысел о человеке...

     В конце истории, после своего собственного воскресения, человек будет иметь подобное тело, несущее на себе печать физического бытия и одновременно свободное от законов физического мира...

     После трапезы на берегу Тивериадского моря апостол Петр трижды свидетельствует о своей любви к Господу. В ответ на троекратное отречение Петра Господь трижды утверждает его в апостольском достоинстве. Это происходит потому, что предательство Петра, его слабость и отречение от Христа омыты и очищены слезами покаяния...

     Явившись одиннадцати ученикам в Галилее, Иисус сказал им: "... Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28: 16-20).

     Последние слова Спасителя содержат призвание учеников к новому деланию и напутствие Господне.

     "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет... И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк. 16: 15-19).

     Мы можем спастись, если имеем веру и крестились.

     Из Первого послания к Коринфянам апостола Павла узнаем о том, что Господь "явился более нежели пятистам братий в одно время... Потом явился Иакову, также всем Апостолам" (1 Кор. 15: 4-7).

     Через 40 дней после Своего Воскресения Господь является ученикам в Иерусалиме. "... И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в Храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь" (Лк. 24: 46-53).

     "... Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1: 1-11).

 

                                ИИСУС ХРИСТОС БОГОЧЕЛОВЕК

     Сын Божий - Логос - обладает всей полнотой Божественного бытия и Божественной природы.

     Однажды Логос, предвечное Слово, Сын Божий, воплотился, став человеком, и таким образом вошел в жизнь человечества. Евангельская история есть история воплощенного Слова Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

     На I Вселенском Соборе (Никея, 325 г) была ясно засвидетельствована вера Церкви в Божественную природу Иисуса Христа, единосущную природе Бога-Отца.

     III Вселенский Собор (Эфес, 431 г) подтвердил правомерность употребления слова Богородица по отношению к Деве Марии, ибо Господь обладал единой Божественной личностью.

     IV Вселенский Собор (Халкидон, 451 г) сформулировал учение Церкви о взаимоотношении двух природ в единой Божественной личности Иисуса Христа: две природы соединены во Иисусе Христе "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно".

     На VI Вселенском Соборе (Константинополь, 680-681 гг) было утверждено учение о двух волях во Христе.

 

              ИИСУС ХРИСТОС - НОВЫЙ АДАМ

     Иисус Христос - это осуществленный замысел Бога Творца о человеке. Он есть альфа и омега, начало и конец, совершенное осуществление идеального бытия...

     Его разум, воля, чувства, душа и тело были соединены с Божественной природой. Не зараженная грехом человеческая природа Иисуса Христа через это соединение обожествляется, становится подобной природе Божественной. Это соединение человеческого с Божественным отцы Церкви стали определять греческим словом "теосис" - "обожествление", "обожение". Теосис и есть высшая цель жизни каждого человека.

     Если ветхий Адам отказался от достижения истинной и единственной цели бытия, то Господь Иисус Христос (Новый Адам), избравший удел человеческий и имея человеческую природу, прожил свою земную жизнь в строгом соответствии с творческим замыслом Бога Отца, воссоздав в Себе первозданную природу человека...

     Во Христе грех побежден и умершвлен.

     Неужели Бог спас людей вопреки человеческой свободе? Отнюдь нет. Ведь свобода - это часть человеческой природы... Свободная человеческая воля в личности Иисуса Христа действовала нестесненно в полной мере. Сам человек в Иисусе Христе, напрягая свои духовные и физические силы, во взаимодействии с Божественной благодатью, вышел из греховной бездны и вывел с Собой весь род человеческий...

 

              ИСКУПЛЕНИЕ

     Идея искупления связана с представлением о справедливости и укоренена в нравственной природе человека... Именно на этой нравственной базе основана юридическая норма, предполагающая наказание преступника за нарушение закона...

     Сын Божий вочеловечивается и, будучи безгрешным, принимает на себя всю вину за грех человеческого рода, принося Себя в искупительную жертву Божественной справедливости...

     Всякий раз, когда мы приобщаемся хлеба и вина, которые силой Божественной благодати становятся истинными Телом и Кровью Спасителя, мы приобщаемся Его жертвы, становимся соучастниками Его Голгофских страданий...

     Через личное раскаяние в своих грехах и причащение Тела и Крови Спасителя, жертвенного и непорочного Агнца, на нас распространяется очистительная сила искупления, и мы получаем прощение и оставление собственных грехов, во исцеление души и тела.

 

              МАТЕРЬ БОЖИЯ

     Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной спасения. Если бы не было Девы Марии, то не было бы и спасения.

     Как доносит до нас церковное Предание, после Воскресения и Вознесения Спасителя Дева Мария живет вместе с Его любимым учеником Иоанном, участвует в Соборе апостолов в Иерусалиме. Предание свидетельствует также о Ее блаженной кончине, именуемой на языке Церкви Успением. Покинув этот мир, Она не была предана земле, но тело Ее чудесным образом исчезло - Божия Матерь была принята Своим Сыном с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она пребывает со Христом и неразлучна с Ним...

     Почитание Девы Марии началось с первых дней существования Церкви...

 

              АНГЕЛЫ

     Ангелы - реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то невидимые человеку...

     Ангелы - существа свободные. Именно в ангельском сверхчувственном мире возникло зло как отпадение от Бога...

     Зло из сверхчувственного мира через грех Адама перешло и в наш, физический мир...

     Драматическая битва добра со злом разворачивается в масштабах всей Вселенной, всего Божия творения - видимого и невидимого, физического и сверхчувственного. И каждый из нас находится в рядах той или иной силы. Всякий раз, когда мы делаем добро, то присоединяемся к светоносному воинству, и рядом с нами - вдохновляющий и оберегающий нас ангел-хранитель. Когда же мы, порой сами того не желая, подчиняемся чуждому внушению, поддаемся губящему нас дьявольскому искушению и творим зло, то приближаемся к миру падших духов тьмы.

 

              СПАСЕНИЕ И ЦАРСТВО БОЖИЕ

     Спасение есть единение человека с Богом, нравственное и духовное возрастание личности до тех высот, где Божественное соединяется с человеческим. И осуществляется это посредством общения человека с Богом Отцом через Его Сына во Святом Духе...

     Царство Божие - это жизнь в общении с Богом Отцом через Иисуса Христа во Святом Духе...

     Главный закон Божия Царства - закон любви.

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!