Северо-Восточная Русь во второй половине XIII в.



 

Вторая половина XIII в. оказалась исключительно трудной для Северо-Восточной Руси. Это было время ее наивысшего разорения, упадка хозяйства после опустошительного ордынского нашествия. Несмотря на это здесь продолжалась острейшая и коварная борьба между русскими князьями за великое княжение, которая еще больше углубляла общую неблагоприятную ситуацию. И, наконец, в эти годы обострились противоречия между Золотой Ордой и Великой Монголией, и Северо-Восточная Русь помимо своей воли оказалась втянутой в эту борьбу.

В 1243 г. великий князь владимирский Ярослав Всеволодович (1238-1246) вызывается в ставку Батыя для получения из рук хана ярлыка (грамоты) на великое княжение. Именно с этого времени начинается официальное признание князьями северо-восточных русских земель вассальной зависимости от Золотой Орды и уплата дани («выхода») населением. Отныне получение ярлыка в Орде на великое княжение владимирское становится одним из главных поводов междукняжеской борьбы.

После выдачи золотоордынским ханом ярлыка Ярославу Всеволодовичу его верховную власть признали далеко не все русские князья. Среди них, в частности, были авторитетнейшие галицкий князь Даниил Романович и черниговский Михаил Всеволодович. Золотоордынский хан, поддерживая Ярослава как своего вассала, вызывает непокорных князей Даниила и Михаила в Орду, где происходит убийство черниговского князя (1246) и признание вассальной зависимости от Орды Даниила.

Но одновременно все более назревают противоречия между ставкой великого хана в Каракоруме и ханской ставкой на Нижней Волге (в Сарае), между Золотой Ордой и Великой Монголией. Каракорум не хочет признать исключительных прав золотоордынского правителя на завоеванные русские земли. Он старается положение верховного сюзерена сохранить за собой. Поэтому для решения вопроса о верховной власти в подвластных Монголии русских землях Ярослав Всеволодович вызывается в Каракорум, где он оказывается в эпицентре политических внутримонгольских противоречий и погибает в том же 1246 г.

После смерти Ярослава Всеволодовича великим князем владимирским в Золотой Орде был провозглашен младший брат Ярослава Святослав Всеволодович (1246-1252). Однако Каракорум по-прежнему не хочет упускать из рук политическое господство на Руси и, считая себя верховным сюзереном, вызывает в ставку великого хана старших сыновей погибшего Ярослава Всеволодовича - Александра и Андрея Ярославичей. При этом великий хан Гуюк назначил старшего из братьев Александра Ярославича Невского великим князем киевским, а младшего Андрея Ярославича - великим князем владимирским. По-видимому, в Каракоруме очень плохо представляли реальную политическую ситуацию на Руси, назначив наиболее почетным титулом великого князя владимирского не старшего, а младшего из братьев. Вероятно, это связано с тем, что великоханская монгольская ставка по традиции считала, что Киев продолжает быть «матерью всех городов русских» (то есть столицей) и потому звание киевского князя является, как и раньше, более почетным.

Это приводит к серьезному конфликту между Ярославичами: Александр Невский считает себя обиженным и готовится к борьбе за владимирский престол. Обстановка в Монгольской империи тоже меняется: в 1248 г. умирает Гуюк, начинается внутриполитическая борьба за власть. В ходе этой борьбы укрепляется политическое положение Золотой Орды. Учитывая это обстоятельство, Александр Ярославич решает опереться на поддержку Батыя. В 1251 г. он приехал в Орду, подружился с ханом, а затем, как сообщают некоторые источники, и побратался с его сыном Сартаком (то есть стал приемным сыном хана). В результате после смерти Святослава Всеволодовича в 1252 г. Батый передает великокняжеский ярлык Александру Невскому (1252-1263) и одновременно с помощью вооруженной силы («нашествия Невря») изгоняет Андрея Ярославича с великокняжеского стола во Владимире. Этим Батый одновременно выражает фактическое неподчинение Каракоруму, с одной стороны, и, играя на честолюбивых претензиях Александра Невского, делает из него «подручного князя», то есть руками Александра Невского укрепляет зависимость Руси от Орды, с другой стороны.

При Александре Ярославиче Невском (1252-1263) произошло окончательное оформление вассального подчинения Северо-Восточной Руси золотоордынским ханам. Он помогает Орде провести общерусскую перепись населения (1257-1259) и организовать повсеместный сбор дани («ордынского выхода»); при этом включает в зависимость от Орды даже не завоеванные предшествующими походами территории, например, Новгородскую землю. С 1257 г. практикуются назначения в княжества на Руси наместников хана - баскаков, которые обладали большими военно-административными полномочиями по сбору дани и контролю за выполнением других повинностей населением. В их распоряжении имелись военные отряды, которые формировались частично из местных жителей. Во Владимире рядом с великим князем находился «великий баскак».

При князе Александре произошло установление контроля Орды и над действиями православной церкви. В 1261 в Сарае была образована русская епископия. Сама церковь получила от хана большие привилегии, она была освобождена ханом от уплаты дани («выхода») и исполнения повинностей. Отныне все сношения с константинопольской патриархией можно было проводить только через Сарай.

Население Северо-Восточной Руси активно выступало против установления зависимости от Золотой Орды. Об этом свидетельствуют народные восстания в ходе переписи и в последующие годы. Наиболее крупные восстания произошли в Новгороде и Новгородской земле (1257, 1259, 1291), Ярославле, Ростове и Суздале (1262, 1289), Владимире и Устюге Великом (1262), Тверской земле (1293) и др. При этом русские князья нередко помогают Орде подавлять эти восстания. Одним из результатов народного сопротивления явился отказ ханов с конца XIII в. от разорительной откупной системы сбора дани и в начале XIV в. от ненавистного народу баскачества. Сбор дани был полностью передан самим русским князьям под ответственность великого князя.

После смерти Александра Ярославича Невского (1263) ярлык на великое княжение владимирское был передан следующему по старшинству брату Александра - тверскому князю Ярославу Ярославичу (1264-1271), затем - костромскому князю Василию Ярославичу (1271-1276). После этого великое княжение переходит в руки потомков Александра Невского.

В 80-е гг. XIII в. впервые начинает нарушаться принцип «лествичной» передачи великокняжеской власти. В 1281 г. титул великого князя отбирается у его «законного» носителя старшего сына Александра Невского Дмитрия Александровича Переяславского и «вне очереди» передается его младшему брату Андрею Александровичу Городецкому, затем (в 1283 г.) возвращается снова к Дмитрию.

В борьбе русских северо-восточных князей за обладание великокняжеским престолом активное участие принимали золотоордынские правители. Враждующие князья часто обращались за помощью к своим «покровителям» в Золотой Орде и приводили на Русь отряды татар (как называли в летописях и других документах того времени представителей Золотой Орды). Такие вторжения происходили в 1281, 1282, 1283 и в другие годы. Особенно разорительным было нашествие в 1293 г. «рати Дюденя», которая жестоко опустошила многие области северо-востока Руси.

Культура Руси

 

Своими корнями древнерусская культура уходит в материальную и духовную жизнь восточного славянства. Благодаря довольно интенсивному развитию в IX-XI вв. она уже в XI-XII вв. заняла видное место в мировой культуре.

Древнерусская культура активно контактировала с культурой других стран и народов: Византией, южными и западными славянами, Ближним Востоком, Скандинавией и кочевой степью. Заимствовалось, творчески переосмысляясь, лишь то, что отвечало духовным интересам древнерусского общества.

Многие сферы древнерусской культуры особенно в начальной стадии своего развития были тесно связаны с языческой религией восточных славян.

Крещение Руси явилось началом нового этапа в развитии ее культуры, особенно письменности, литературы, просвещения, градостроительства, архитектуры, живописи и др. Началось складывание общего самосознания народа, воплотившегося впоследствии в новом, христианском мироощущении. Богослужение в церквях и монастырях шло на славянском языке с использованием религиозных догм и обрядов православия.

В X в. на Руси существовали два алфавита - глаголица и кириллица, появившиеся из Болгарии. Впоследствии окончательно утверждается кириллица. Возникает система знаков препинания. Письменным материалом служили обработанная кожа животных (пергамент), береста, чернила, краски и т.д.

«Книжное искусство» Руси находилось на очень высоком уровне уже в XI в. Переводная (с болгарского и греческого) литература составляла на Руси обширный культурный пласт. Главным образом это были богословские книги, религиозные проповеди, жития святых и др. Развивалась и светская литература, главным образом в виде летописей. Наиболее известной и яркой по художественной выразительности является «Повесть временных лет», одним из авторов которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Основные идеи многих летописей - необходимость объединения Земли Русской и прославление христианства.

С распространением в Древней Руси письменности связано и развитие просвещения, главными центрами которого в то время являлись монастыри, а также школы, создававшиеся русскими князьями.

Города являлись центром общественного развития. Причем городская символика еще долго наполнялась языческим смыслом. Например, городские стены так же опоясывали княжеский детинец («верхний город») и Подол («нижний город»), оберегая их, как и магический круг, защищавший людей от враждебных сил.

В городах развивалось ремесло и архитектура. Наиболее известны великолепные памятники зодчества XI-XII вв., сохранившиеся в Киеве (храм Софии, Золотые ворота), Новгороде (храм Софии, церковь Спаса на Нередице), Владимире, Суздале, Чернигове, Смоленске, Полоцке и др.). Храм в Древней Руси по своему достоинству может считаться средоточием культуры. Основные принципы их строительства были заимствованы из Византии. Возводились они из плинфы кирпичей (Киев), известняка (Новгород), белого камня (Владимир). Внутри стены храмов украшали мозаики и фрески. Необходимым достоянием храмов были иконы, первые из которых на Руси также были выполнены греческими мастерами (например, икона «Владимирской богоматери», созданная на рубеже XI-XII вв.).

Характерной особенностью истории Руси в XII - начале XIII в. стало появление и развитие новых культурных центров. Господство культуры Новгорода и Киева сменяется «полицентризмом», наличием множества самобытных местных культур. Эту тенденцию можно отнести к положительным сторонам эпохи феодальной раздробленности на Руси.

Регионализация очень наглядно прослеживается в летописании. В 1177 г. оформляется Владимирский летописный свод, в котором подбор материала должен был раскрыть ведущую роль Ростово-Суздальской земли среди русских земель и тем самым обосновать претензии Владимирских князей на великое княжение. Этому во многом способствовали личное участие и редактура Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо при составлении этих летописей. Специфика владимирского летописания заключается также в большом внимании к религиозным мотивам.

Летописание Галицко-Волынской земли более сдержано и скупо, в нем гораздо меньше христианских аспектов. Зато особой яркостью и образностью отличается описание личности Даниила Романовича Галицкого - идеального героя, своеобразного символа этой земли. Отразились в этих источниках и многие факты местной междоусобной борьбы за власть.

Новгородские летописи отличают детальные подробности в описании многих событий. Много места уделено хозяйственным вопросам. Прослеживается интерес к европейской политике. Простота и лаконичность также отличают эти тексты.

Развитие местного, «областного» летописания не только не погасило интерес к событиям в других частях некогда единой Древней Руси, но и обострило его. Общность судеб русских земель понималась всеми составителями летописей.

Самым знаменитым произведением русской литературы, повествующим об этом периоде истории Руси стало «Слово о полку Игореве» - поэма о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Четко прослеживается политическая идея автора - раздробленность Руси, распри князей ослабляют русские земли и отдают их на легкую добычу иноземным завоевателям. Яркие образы, своеобразный язык, искренность и проникновенность делают этот памятник совершенно выдающимся достижением отечественной словесности.

Высокую степень развития литературного языка показывает «Моление Даниила Заточника». Рифма, эпитеты, игра словом «блещут» в каждой фразе этого своеобразного произведения. Автор его - приближенный князя, попавший в опалу и сидящий в заточении, - пишет с юмором и иронией о своей судьбе, судьбе умного и неординарного человека в условиях всесилия богатства, предательства друзей и переменчивости настроения князя.

Архитектура русских земель XII - начала XIII в. дала множество выдающихся памятников, подчеркивающих различие подходов зодчих к своим сооружениям в разных регионах страны. Новгородское строительство велось в основном из кирпича и отличалось монументальностью, простотой форм, функциональностью и минимумом внешних украшений. Городские церкви и дома давали широкий простор для творчества. Компактная форма и естественная вписанность в окружающую природу отличает церковь Спаса на реке Нередице. Сооружения Юрьева монастыря демонстрируют возможности новгородских мастеров в объемном строительстве. Роспись церквей отличается лаконичностью и четкостью линий, минимумом пышности, строгостью красок.

Владимиро-Суздальская Русь явила миру иной подход к строительству, породив «города, величеством сияющие». Основным материалом для сооружения храмов служил местный белый известняк. Белый камень стал отличительной особенностью Успенского собора и Золотых ворот во Владимире. Известняк позволял активно использовать стены для каменной резьбы, приобретавшей с течением лет все более пышный характер. Знаменитая резьба Дмитриевского собора во Владимире насчитывает 566 разных камней, из них только 46 изображений посвящены религиозным сюжетам, остальные - сценам охоты, борьбы, пиров, бытовых ситуаций, зверям и птицам. Шедевром мировой архитектуры стал Покровский собор на реке Нерль, построенный по указанию Андрея Боголюбского. Великолепие владимирской архитектуры должно было олицетворять наглядно значимость княжества и весомость его политической и религиозной роли в истории Руси.

Общим в архитектуре городов русских земель является преобладание романского стиля - полуколонн, порталов, резьбы стен, барельефов. Можно предположить в связи с этим участие в этом строительстве мастеров из Западной Европы.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!