Сценический узор: письменное задание №8



• Список эпизодов: составьте список всех сцен в вашем сценарии. Постарайтесь уместить описание каждой сцены в одной строке.

• Сцены и структура 22 шагов: отметьте сцены, которые соотносятся с одним из 22 шагов структуры вашей истории. Если в сценарии несколько сюжетных линий, укажите соответствующую линию для каждой сцены.

• Расположение сцен: проанализируйте взаимное расположение сцен. Убедитесь, что их последовательность определяется структурой сюжета, а не хронологией:

• Подумайте, нельзя ли вырезать какие-то сцены;

• Подумайте, нельзя ли объединить какие-то сцены;

• Добавьте сцены, если где-то есть пробелы в развитии истории.

 

Поскольку понять, что такое сценический узор, проще всего на практических примерах, я бы хотел сейчас несколько изменить уже привычный порядок завершения каждой главы единственным примером. Я предлагаю рассмотреть сценический узор нескольких фильмов. Конечно, сценический узор каждой истории уникален, ведь история меняется в зависимости от конкретных потребностей и особенностей повествования. Вместе с тем можно заметить, что каждый конкретный жанр ставит особенные задачи перед сценаристом при работе над «сценическим узором». Давайте посмотрим, как авторы решают эти задачи.

Сценический узор детектива или криминальной драмы

«Секреты Лос-Анджелеса» (роман Джеймса Эллроя, сценарий Брайана Хелгеленда, Кертиса Хэнсона, 1997)

В фильме «Секреты Лос-Анджелеса» сценический узор выше всяких похвал. Структуру сценария этого фильма можно представить в виде огромной воронки. Начинается фильм с рассказа о трех полицейских в коррумпированном Лос-Анджелесе. По мере развития сюжета три этих отдельных линии повествования сплетаются воедино — это подталкивает развитие сюжета; герои превращаются в противников друг друга, ведь каждый из них стремится сам поймать убийцу (раскрытие преступления как раз и является «горлышком воронки»).

Такая структура позволяет сценаристам с помощью перекрестного монтажа сравнивать трех героев и их представление о справедливости и правосудии. Кроме того, она дает возможность собрать самые важные откровения в конце фильма — когда воронка сужается (опять «эффект урагана»). В списке ниже сюжетная линия Бада Уайта обозначена как «герой 1», Джека Винсенса — как «герой 2», Эда Эксли — «герой 3», а противника, капитана Смита, — «герой 4».

1. Издатель таблоида «Секреты Лос-Анджелеса» Сид Хадженс готовит репортаж о городе: голос за кадром описывает Лос-Анджелес как райское место, но потом предупреждает, что это обманчивое представление. На самом деле в городе царит разгул организованной преступности, которую до недавнего времени возглавлял Микки Коэн. Теперь его арестовали, и сейчас начнется борьба за место. Вселенная повествования.

Комментарий. В первой сцене голос за кадром рассказывает о мире, в котором разворачивается действие фильма, Лос-Анджелес в 1950-е, и о главном контрасте, на который опирается основная идея фильма: кажущийся идеальным мир на самом деле полон коррупции и преступлений.

2. Полицейский Бад Уайт арестовывает отбывающего условное наказание преступника, избившего свою жену. Герой 1.

Комментарий. В следующих нескольких сценах зрителям представляют трех героев и капитана (противник / ложный союзник).

3. Сид соглашается заплатить сержанту Джеку Винсенсу, консультанту полицейского сериала, чтобы тот арестовал одного из актеров за хранение марихуаны, а Сид мог бы сделать сенсационные фотографии. Герой 2: нужда. Противник / ложный союзник.

4. Сержант Эд Эксли отвечает на вопросы репортера о своих перспективах на службе. Капитан Дадли Смит считает, что из Эда не выйдет хороший детектив, потому что он не готов нарушать правила, чтобы поймать преступника. Эд настаивает, что он отличный детектив. Герой 3: желание. Противник / ложный союзник.

Комментарий. Бад — крутой парень, защитник женщин (сцены 2, 5, 6). В одной из этих сцен нам, не привлекая особого внимания, представляют второго главного противника, Пэтчетта. Пока мы еще не знаем, что перед нами противник. Джек — ловкий и коррумпированный полицейский; он консультирует на съемках телесериала и берет взятки за аресты (сцены 3, 7, 8). Эд молод и амбициозен. Он уверен, что всегда соблюдает закон и ему не в чем упрекнуть себя с моральной точки зрения (сцена 4).

5. Покупая алкоголь для рождественской вечеринки на работе, Бад встречает Линн Брэйкен, которая как две капли воды похожа на актрису Веронику Лейк. Герой 1: стремление.

6. Выйдя из магазина, Бад сталкивается с Лиландом Миксом, бывшим полицейским, который теперь работает шофером у Пирса Пэтчетта. Женщина в бинтах, похожая на Риту Хейворт, уверяет его, что с ней все в порядке. Напарник Бада Дик Стенслэнд помнит Микса в лицо, но не знаком с ним лично. Герой 1: противник, вселенная повествования, союзник.

7. Джек арестовывает актера Мэтта Рейнолдса и какую-то девушку. Сид фотографирует арест для своего журнала.

8. Собирая доказательства для подтверждения обвинения в хранении марихуаны на квартире Мэтта, Джек находит визитку с надписью «Fleur de Lis». Сид рассказывает Джеку, что будет опубликовано в его статье, и платит ему. Герой 2: прозрение.

9. Стенслэнд объясняет остальным полицейским в участке, что они задержались из-за того, что Бад помогал прекрасной даме в беде.

10. Джек привозит в участок Мэтта и девушку, отдает Эду 10 долларов, потому что Эд сегодня капитан смены. Эд отказывается брать деньги. Герой 2 и герой 3: противник.

Комментарий. В самом начале фильма есть важная сцена, которая определяет позиции каждого из трех героев и наглядно демонстрирует, что творится в полиции Лос-Анджелеса. Все полицейские, кроме Эда, участвуют в избиении арестованных мексиканцев (сцены 9–11). В этих и последующих сценах Эд вступает в противостояние с Бадом и Джеком (сцены 10–15).

11. В участок приводят мексиканцев, арестованных за драку с двумя полицейскими. Пьяные копы в участке, не слушая протестов Эда, избивают мексиканцев. Бад и Джек присоединяются к избиению. Герой 1 и герой 2: противник.

12. Бад отказывается давать показания против остальных дежуривших в тот вечер полицейских, и его временно отстраняют от должности.

13. Эд соглашается дать показания и указывает начальнику участка на Бада и Стенслэнда. Эду дают звание лейтенанта. Эд объясняет, как можно заставить Джека дать подкрепляющие доказательства. Герой 3: движение, вселенная повествования.

14. Начальник полицейского участка грозится, что запретит Джеку продолжать работать консультантом на съемках сериала, если тот не даст показания. Джек соглашается.

15. Прежде чем дать показания, Джек спрашивает Эда, хорошо ли ему заплатили. Он предупреждает Эда, что тому следует опасаться остальных полицейских, особенно Бада. Герой 2 и герой 3: противник.

16. Капитан возвращает Баду значок полицейского, оружие и просит помочь с расследованием убийства, в котором потребуется «физическая сила». Герой 1: стремление.

Комментарий. В сценах 16–23 действие делится на три сюжетных линии (перекрестный монтаж). Бад начинает работать на капитана, выполняя его поручения, когда тому требуется «физическая сила»; неизвестный противник убивает нескольких бандитов; Джек находит зацепку, которая позже приведет к одному из двух главных противников.

17. Два члена банды Коэна убиты в машине. План противника.

18. Наркодилер Коэна убит у себя дома. План противника.

19. В укромном отеле «Виктория» Бад избивает гангстера, а капитан говорит, что тому пора убираться из города. Герой 1: движение.

20. Джек работает в отделе нравов. Он заметил маркировку «Fleur de Lis» на некоторых распространяющихся в городе порнографических материалах. Герой 2: прозрение.

21. Джек пытается выяснить что-нибудь об организации под названием «Fleur de Lis», но все его попытки ни к чему не приводят. Сиду о ней тоже ничего не известно. Герой 2: движение.

22. Стенслэнд сдает пистолет и значок и прощается с остальными полицейскими. Выходя из участка, он выбивает из рук Эда коробку.

23. Стенслэнд говорит Баду, что сегодня вечером у него секретная встреча, но он готов встретиться, пропустить по стаканчику в другой день на неделе. Герой 3: противник.

24. Эд остается в участке один. Поступает звонок с сообщением об убийстве в кафе «Ночная сова». Герой 3: побуждающее событие.

Комментарий. Приближается побуждающее событие: убийство нескольких человек в кафе «Ночная сова». Одна из жертв — бывший напарник Бада (сцены 24–26). Этот эпизод — начало «воронки», то есть постепенное объединение трех разрозненных сюжетных линий в одну. Каждый из героев сейчас охотится на подозреваемых.

25. Эд отправляется на место преступления и в мужском туалете обнаруживает несколько трупов. Герой 3: стремление.

26. Капитан сам берется за расследование дела и назначает Эда своим заместителем. Выясняется, что один из убитых — Стенслэнд. Герой 3: прозрение.

27. Бад видит тело Стенслэнда в морге. Эд рассказывает ему, что произошло.

28. Женщина, приглашенная для опознания тела дочери, не уверена, что может это сделать: девушка очень сильно изменилась. Бад узнает Сьюзен Леффертс, женщину из машины, похожую на Риту Хейворт. Герой 1: прозрение.

29. Капитан рассказывает подчиненным, что недалеко от места преступления были замечены трое чернокожих парней на красно-коричневой машине, стрелявшие из дробовика. Начальник участка говорит полицейским, что те могут использовать любые средства, чтобы поймать их. Противник / ложный союзник. Герой 1, герой 2, герой 3: движение.

Комментарий. Следующие несколько эпизодов — мнимое движение к цели, когда противник / ложный союзник (капитан) направляет всех трех героев по ложному следу (сцены 29, 30, 34–38). Полицейские опять сами нарушают закон. Эд и Джек арестовывают подозреваемых, Эд гениально ведет допрос. Но допрос прерывает Бад, решивший, что может сам творить правосудие. Бад убивает главного подозреваемого (сцены 37, 38).

30. Бад отправляется проверить свою догадку в одиночку. Эд соглашается помочь Джеку проверить одно его предположение. Герой 1, герой 2 и герой 3: движение.

31. Бад спрашивает у владельца магазина спиртного адрес Сьюзен. Герой 1: движение.

32. Пэтчетт объясняет Баду, что погибшая девушка была в бинтах, потому что она недавно сделала пластическую операцию, чтобы быть похожей на Риту Хейворт. Сьюзен была одной из работающих на него девушек по вызову, похожих на кинодив. Герой 1: прозрение.

33. Бад прогоняет клиента Линн, члена городского совета. Она рассказывает о своей сделке с Пэтчеттом. Бад просит снова встретиться с ней, потом передумывает. Герой 1: стремление.

34. Чернокожий боксер, брат которого сидит в тюрьме, рассказывает Эду и Джеку, где они могут найти водителя красно-коричневой машины. Герой 2, герой 3: прозрение.

35. Двое других полицейских обнаружили красно-коричневую машину раньше Джека и Эда. Те успевают как раз вовремя, чтобы помешать первым полицейским застрелить трех чернокожих парней.

36. Капитан сообщает Эду, что патроны из дробовика, найденного в красно-коричневом автомобиле, совпадают с обнаруженными на месте преступления. Во время допроса Эд хитро использует аудиосистему, чтобы заставить подозреваемых говорить. Герой 3: прозрение.

37. Эд заставляет одного из них признаться, что тот изнасиловал девушку. В комнату для допросов врывается Бад и угрожает убить парня, если он не назовет адрес девушки. Герой 1 и герой 3: прозрение.

38. Бад первым входит в дом. Девушка привязана к кровати. Бад стреляет в чернокожего голого человека и вкладывает ему в руку пистолет, чтобы все выглядело так, будто тот первым напал на него. Герой 1: движение.

39. Эд не верит, что у убитого Бадом голого человека мог быть в руках пистолет. Бад заявляет, что тот получил по заслугам, и пытается ударить Эда. Они узнают, что подозреваемым по делу об убийствах в кафе удалось бежать. Герой 1 и герой 3: противопоставление.

Комментарий. В этой части сценария, чтобы обеспечить единство истории, авторы сделали основной упор на противостоянии двух героев: Эда и Бада (сцена 39). Эд находит сбежавших преступников. В перестрелке гибнут все, кроме него (сцены 40, 41). После завершения этой части фильма кажется, что герои достигли цели (сцены 42, 44).

40. Эд читает показания подозреваемых, чтобы выяснить, где они покупали наркотики. Затем он просит одного из людей капитана помочь ему. Герой 3: прозрение.

41. В перестрелке гибнут все, кроме Эда. Герой 3: движение.

42. Капитан и остальные полицейские поздравляют Эда. Они зовут его Дробовиком Эдом.

43. Эд получает медаль за мужество при исполнении служебных обязанностей.

44. Джек возвращается на съемки телесериала. Его тепло встречают.

45. Линн замечает Бада, который следит за ней из своей машины.

46. Член городского совета (клиент Линн) говорит какому-то человеку, что не намерен поддерживать предложение Пэтчетта. Человек показывает ему его фотографии в постели с Линн. План противника.

Комментарий. Авторы выводят на передний план Пэтчетта, противника, который до сих пор оставался в тени. В нескольких эпизодах демонстрируется размах его власти в городе (сцены 46–49).

47. Член городского совета соглашается голосовать за проект.

48. Пэтчетт на открытии магистрали Санта-Моника.

49. Пэтчетт улыбается Линн, флиртующей с одним из клиентов на его вечеринке.

50. Бад возмущен очередным избиением гангстера в отеле «Виктория» по приказу капитана. Капитан наблюдает за уезжающим Бадом.

Комментарий. История снова распадается на три сюжетные линии. Все три линии объединяет постепенное разочарование каждого из героев в своем первоначальном желании. Баду не нравится, что капитан заставляет его избивать преступников. Он влюбляется в проститутку Линн, которая работает на Пэтчетта (сцены 50, 51, 53, 57). По вине Джека был убит молодой актер: Джек помогал Сиду подстроить свидание этого актера с окружным прокурором, что и стало причиной убийства (сцены 52, 54, 55). Эд понимает, что убил не тех людей, которые организовали массовые убийства в кафе (сцены 56, 60).

51. Бад стучит в дверь Линн, она открывает, и они целуются. Герой 1: движение (второй блок).

52. Сид платит Джеку 50 долларов, чтобы вечером застать окружного прокурора во время свидания с молодым актером Мэттом Рейнолдсом. Мэтт спрашивает Джека, не встречались ли они на вечеринке «Fleur de Lis». Сид и Джек обещают Мэтту роль в сериале, если он переспит с прокурором. Герой 2: движение.

53. Бад и Линн смотрят фильм.

54. Джек упрекает себя, что согласился взять 50 долларов у Сида, и оставляет их на барной стойке. Герой 2: саморазоблачение, моральный выбор.

55. Джек приезжает в отель и находит тело убитого Мэтта. Герой 2: прозрение.

56. Изнасилованная девушка говорит Эду, что соврала насчет времени, когда преступники ушли в ту ночь. Герой 3: прозрение.

57. Бад и Линн в постели. Она говорит, что через два-три года собирается вернуться в свой родной город и открыть магазин одежды. Бад рассказывает, что шрам у него с тех пор, как он попытался защитить свою мать от отца. Но тот все равно избил ее до смерти. Бад хочет перейти в отдел убийств. Он подозревает, что в деле об убийствах в кафе «Ночная сова» нечисто. Линн отвечает, что он достаточно умен для такой работы. Герой 1: призрак, стремление (новое).

58. Бад рассматривает фотографии с места преступления в кафе. Он осознает, что там были убиты и Стенслэнд, и Сьюзан. Герой 1: прозрение.

Комментарий. С этого момента действие начинает развиваться более стремительно. Герои выходят на след настоящего преступника. Пока герои ведут расследование независимо друг от друга, и у каждого из них есть на то свои причины (сцены 58–62).

59. Мать Сьюзан говорит, что та встречалась со Стенслэндом. Бад из-за запаха находит труп Микса под домом. Герой 1: прозрение.

60. Эд озабочен делом об убийствах в кафе. Он узнает, что Бад задавал вопросы о том же деле утром. Герой 3: прозрение.

61. Эд узнает от матери Сьюзан, что Бад уже осматривал подвал дома. Герой 3: прозрение.

62. Эд привозит труп в морг и дает распоряжение патологоанатомам предоставлять информацию только ему лично.

63. Эд просит Джека проследить за Бадом, потому что он не может доверять больше никому в отделе убийств. Он рассказывает, что назвал человека, который когда-то убил его отца — полицейского, Роло Томаси. Убийцу отца Эда так и не нашли. Именно поэтому Эд решил стать полицейским. Но сейчас он запутался в том, что же такое правосудие. Джек не помнит, почему он решил стать полицейским. Он соглашается помочь в расследовании убийств в кафе, если Эд поможет ему в расследовании убийства Мэтта. Герой 2 и герой 3: призрак, стремление, саморазоблачение и моральный выбор.

Комментарий. Эффект воронки все ощутимее: Эд и Джек объединяются (сцена 63). В одной из сцен Эд спит с девушкой Бада, Линн (сцена 72). Противостояние двух героев становится все острее.

64. Гангстер Джонни Стомпанато рассказывает Баду, что у Микса якобы была большая партия героина, с которой тот скрылся. Джек наблюдает за их разговором. Герой 1: прозрение.

65. Джек и Эд наблюдают за Бадом и Линн в ее квартире. Герой 2 и герой 3: прозрение.

66. Джек говорит Эду, что все нити расследования ведут к «Fleur de Lis».

67. Эд пытается допросить Стомпанато. Он принимает настоящую Лану Тернер за двойника-проститутку. Герой 2 и герой 3: движение.

68. Джек и Эд допрашивают Пэтчетта в связи с убийством Мэтта, а также насчет Бада и Линн. Но тот ничего не говорит.

69. Когда Джек и Эд уходят, Пэтчетт звонит Сиду. План противника.

70. Коронер сообщает Джеку, что обнаруженное им тело — Микса. Герой 2: прозрение.

71. Джек просит доступ к архивам дел, которые вел Микс, когда работал в отделе полиции нравов.

72. Линн заявляет Эду, что ей нравится Бад именно потому, что он не похож на Эда, который готов абсолютно на все ради своей карьеры. Эд пытается ее поцеловать. Она поворачивается таким образом, чтобы Сид мог сфотографировать их в постели. Герой 3: стремление (новое).

73. Джек приезжает к капитану домой. Он нашел в архиве дело против Пэтчетта, которое Стенслэнд и Микс расследовали несколько лет назад под руководством капитана. Капитан убивает Джека. Последние слова, которые Джек произносит: «Роло Томаси». Нападение противника / ложного союзника. Герой 2: прозрение.

Комментарий. Авторы во всех подробностях проработали вселенную своей истории заранее и создали три внешне не связанных между собой линии сюжета. Благодаря этому финал истории насыщен открытиями. Командная работа Джека и Эда приводит к самому важному прозрению (пока для зрителей): капитан убивает Джека (сцена 73).

74. Капитан приказывает полицейским бросить все силы на поиски убийцы Джека. Он спрашивает у Эда про какого-то знакомого Джека, Роло Томаси. План противника / ложного союзника. Герой 3: прозрение.

75. Капитан просит Бада помочь ему «расколоть» в отеле Victoria человека, который, возможно, убил Джека.

76. Коронер рассказывает Эду, что сообщил Джеку, что убитый был бывшим полицейским Миксом. Герой 3: прозрение.

77. Капитан задает Сиду вопросы о Джеке и Пэтчетте, пока Бад его избивает. Когда Сид говорит, что сфотографировал Линн в постели с полицейским, Бад теряет над собой контроль, забирает фотографии и уезжает. Нападение противника / ложного союзника. Герой 1: прозрение.

78. Капитан собирается убить Сида. Сид умоляет этого не делать, говорит, что он, Пэтчетт и капитан — одна команда. Прозрение аудитории.

79. Эд просит кого-то из административного отдела собрать сведения об арестах, произведенных Миксом во время работы в полиции.

Комментарий. Эд и Бад в течение какого-то времени еще продолжают действовать независимо друг от друга. Затем между ними происходит мини-сражение, и они решают объединиться (сцена 81). Их командная работа обеспечивает развязку сюжета.

80. Линн объясняет Баду, что хотела помочь ему, переспав с Эдом. Бад бьет ее. Герой 1: противник.

81. Из собранных документов Эд узнает, что Стенслэнд и Микс подчинялись капитану. Бад затеивает с Эдом драку. Эд угрожает ему пистолетом и говорит, что капитан убил Джека и теперь хочет подстроить так, чтобы он, Бад, убил Эда. Бад думает, что Стенслэнд убил Микса из-за героина. Эд объясняет, что, скорее всего, полицейские в подчинении капитана Дадли подставили трех чернокожих и что все это каким-то образом связано с Пэтчеттом. Герой 3: открытие. Герой 1 и герой 3: противопоставление.

82. Эд просит окружного прокурора начать расследование в отношении капитана и Пэтчетта. Прокурор отказывается, и Эд сначала окунает его голову в унитаз, а затем высовывает его из окна. Прокурор признается, что ему известно, что капитан и Пэтчетт прибирают к рукам банду Коэна, но он ничего не может с этим поделать из-за компрометирующих его фотографий, которые есть у них. Противник. Герой 1 и герой 3: прозрение.

83. Эд и Бад обнаруживают труп Пэтчетта и поддельную предсмертную записку. Герой 1 и герой 3: прозрение.

84. По распоряжению Эда Линн забирают в полицейский участок под вымышленным именем, чтобы защитить ее от капитана.

85. Линн говорит Эду, что ей ничего не известно о капитане.

86. Бад находит тело Сида в его офисе. Он получает сообщение от Эда с просьбой встретиться с ним в мотеле «Виктория». Герой 1: прозрение.

87. Приехав в мотель, Бад и Эд понимают, что попали в ловушку. В перестрелке они убивают нескольких людей капитана. Бад прячется в подполе. Эда ранят. Когда двое собираются его прикончить, Бад выскакивает из своего укрытия и убивает их. Капитан дважды стреляет в Бада. Эд называет капитана Роло Томаси — преступником, которому все сходит с рук. Бад ранит капитана в ногу. Капитан снова стреляет в Бада, но Эд достает дробовик и наводит на капитана. Капитан обещает Эду должность руководителя детективного отдела, если тот арестует, а не убьет его. Слышны звуки приближающихся сирен. Эд стреляет капитану в спину. Герой 1 и герой 3: прозрение, сражение. Герой 3: саморазоблачение, моральный выбор.

Комментарий. Происходит еще несколько открытий и воронка окончательно формируется, когда два оставшихся в живых главных героя вступают в сражение с капитаном и его людьми. Эд убивает капитана выстрелом в спину (сцена 87).

88. На допросе Эд рассказывает, что капитан стоял за убийствами Сьюзан, Пэтчетта, Сида и Джека и пытался стать главой преступного мира Лос-Анджелеса. Выйдя из комнаты для допросов, окружной прокурор говорит начальнику полицейского участка, что они еще могут спасти репутацию его подразделения, если превратят капитана в героя. Эд говорит, что одного героя им недостаточно, чтобы все получилось. Вселенная повествования.

89. Начальник награждает Эда новой медалью. Линн наблюдает за церемонией издалека.

Комментарий. Эд, по-прежнему карьерист, умело превращает это убийство в еще одну награду для себя (сцена 89). Он прощается с Бадом, своей полной противоположностью. Бад, простой парень, уезжает с Линн в небольшой городок (сцена 90).

90. Эд благодарит Бада — он сидит на заднем сиденье машины Линн весь в бинтах, — прощается с Линн, и они уезжают в ее родной город. Новое равновесие. Герой 1 и герой 3.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!