Чис.5:31 . и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грехсвой.
Пятикнижие Моисея.
Четвертая книга Моисея.
ЧИСЛА
Толкование профессора Александра Павловича Лопухина
(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)
Русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.
Глава 5
Распоряжение об удалении из израильского стана лиц, подверженных физической нечистоте. – Закон о возврате неправильно приобретенного. – Обряд ревнования.
Чис.5:1 . И сказал Господь Моисею, говоря:
Чис.5:2 . повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
Чис.5:3 . и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.
Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа.
Будучи символом последней, физическая чистота могла служить для многих несовершенных вместе с тем и ее стимулом: усиленная опрятность тела могла повести к нравственной чистоплотности. «Малое научает великому, – замечает блаж. Феодорит. – Если нечист прикасающийся к мертвому, – то тем более нечист тот, кто причиняет смерть. Если нечист прокаженный, – то тем более нечист тот, кто предается разного рода порокам. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство, ибо если скверно и непроизвольное, – тем более гнусно делаемое намеренно» (Толк. на кн. Чис, вопр. 8; то же см. Ефр. Сир., Толк, на кн. Чис, гл. 5).
|
|
Вместе с тем, конечно, имелись в виду и мотивы санитарно-гигиенического характера.
Физическая нечистота еврея, делавшая его нечистым перед Богом и людьми, зависела частью от состояния его собственного тела (некоторые болезни и физиологические процессы), частью от соприкосновения с внележащими нечистыми предметами.
Физически нечистые изгонялись из стана: прокаженные на все время болезни, а прочие лишь на время законного очищения. Обряд очищения состоял в одних случаях в простом омовении (Лев.11.28, 32, 40); в других – в окроплении очистительной водой (Чис 19.11–12,16–18); в-третьих – в принесении жертвы (Лев.14).
Чис.5:5 . И сказал Господь Моисею, говоря:
Чис.5:6 . скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,
Чис.5:7 . то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
Чис.5:8 . если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;
|
|
Незаконно присвоивший вещь должен возвратить ее собственнику или его наследнику (за неимением последнего в скинию), с приплатой одной пятой части стоимости похищенного. Являясь наказанием за похищение, приплата пятой части служила вместе предостережением на будущее время. Кроме возвращения собственности потерпевшему виновный обязывался еще принести жертву повинности (Лев.5.15; Лев.6.2–6).
Чис.5:15 . пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;
По объяснению блаж. Феодорита, жертва лишена была елея и ладана потому, что предполагаемое преступление, служившее для нее поводом, лишено благоухания и света правды (Толк. на кн. Чис, вопр. 10).
Чис.5:17 . и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;
"Святой воды«, т. е. воды из медного моря при скинии. »С полу скинии«, чтобы указать на глубину падения виновной.
|
|
"И обнажит голову жены», – в обнаружение её глубокой скорби и вместе для указания божественного всеведения, пред которым нет ничего прикровенного.
"Горькая вода« называлась так или по тому проклятию, которое сообщала виновной, или по тому составу горьких специй (полынь), которые входили в нее (Calmet).
Чис.5:23 . И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;
По преданию раввинов, произносимое священником заклинание писалось на свитке невъедающеюся в материал последнего краской.
Чис.5:31 . и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грехсвой.
Служа действительным наказанием виновной в прелюбодеянии, обряд ревнования являлся торжеством и успокоением для невинно заподозренной. По рассказам путешественников, между некоторыми племенами Африки и по настоящее время сохранился обычай испытания чистоты женщины посредством «горькой воды» (Властов, Священная летопись).
Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!