Чис.11:33 . Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.



Пятикнижие Моисея.

Четвертая книга Моисея.

ЧИСЛА

 

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания.

 

Глава 11

Тавера . – Народное недовольство по поводу отсутствия мяса, рыбы и некоторых видов растительной пищи. – Смущение Моисея. – Избрание LXX-ти старейшин, помощников пророка Моисея. – Наказанное вожделение; Киброт-Гаттаава. – Движение в Асироф.

Чис.11:1 . Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.

Под "огнем Господним» в данном случае (ср. Чис.11:3) можно разуметь необыкновенно сильную молнию, посланную Богом в наказание роптавших, – подобно тому, как «огнем небесным", "огнемБожьим» молния названа в кн. Иова (Иов 1.16) и 4 кн. Цар (4Цар 1.10, 12).

Чис.11:2 . И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.

В полном списке станов Израиля (Чис 33) Тавера не встречается. Полагают, что это название приурочено было лишь к той части еврейского лагеря (в Киброт-Гаттаава, которая подверглась пожару).

Чис.11:7 . Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;

По предположению одних, «бдолах» (ср. Быт 2.1) означает жемчуг (что подтверждается и позднейшим иудейским пониманием), по предположению других – род кристаллизовавшейся благовонной аравийской смолы светло-желтоватого цвета (LXX: τὸ εῖδος αὐτοῦ εῖδος κρυστάλλου, слав.: яко вид кристалла).

Чис.11:10 . Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея.

Чис.11:11 . И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?

Чис.11:12 . разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?

Чис.11:13 . откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса.

Чис.11:14 . Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня;

Чис.11:15 . когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего.

Явная неблагодарность и постоянный ропот народа не могли не влиять даже на такого крепкого духом человека, каким был Моисей: ведь и Моисей, замечает блаж. Феодорит, был не пророк только, но и человек (Толк. на кн. Чис, вопр. 19).

В качестве постоянных помощников пророку Моисею по управлению народом в духе богодарованного закона Господь повелевает вождю избрать из старейшин Израиля 70 человек и, когда те были избраны и, согласно Его повелению, приведены к скинии, – наделяет их Духом Святым.

По мнению христианских экзегетов, 70 избранных и одаренных Духом Божиим старейшин послужили началом специально пророческого служения в еврейском народе и образцом для тех пророческих школ, которые приготовили вдохновенных истолкователей и неумолимых стражей закона Божия на протяжении всей ветхозаветной истории.

По еврейскому преданию, 70 старейшин, помощников Моисея, послужили прототипом для создания верховного Синедриона.

Чис.11:20 . но целый месяц [будете есть], пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?

"Пока не сделается для вас отвратительным«: по греческому тексту (LXX) – »χολέραν«; по переводу Симмаха – «несварением».

Чис.11:21 . И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!

Чис.11:22 . заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?

Моисей недоумевает относительно того способа, каким может быть осуществлено обетование божественного всемогущества.

Чис.11:25 . И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.

"Пророчествовать« на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр.,1Цар 10.5, 6, 10, 13; 1Цар 19.20), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле – прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать".

Чис.11:26 . Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.

Двое из 70 избранных старейшин могли не явиться к скинии по случаю какой-нибудь законной нечистоты или болезни, оставаясь внутренне достойными сообщения им Духа Божия.

Чис.11:31 . И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли.

Стаи птиц, несомых ветром в таком количестве, что они затмевали собою солнце, были неоднократно наблюдаемы путешественниками.

Чис.11:32 . И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана.

10 хомеров равняются, приблизительно, 180 четверикам.

Чис.11:33 . Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.

"Язва», т. е. какая-нибудь резко выраженная желудочная болезнь, как последствие неумеренного потребления испортившегося от лежания мяса, к тому же после продолжительной диеты. См. прим. кЧис.11:20.

Чис.11:34 . И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава *, ибо там похоронили прихотливый народ.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!