Как работает психотерапия : профессиональное самораскрытие



Должны ли мы раскрывать пациентам механизмы на­шей работы? Великий Инквизитор из романа Достоев­ского считал, что человечеству необходимы три вещи — чудо,тайна и авторитет. В самом деле древние целители и религиозные деятели в избытке снабжали людей эти­ми несказанными благами. Властелинами чуда и тайны были шаманы. В те времена, когда медицина еще не бы­ла самостоятельной областью, лекари надевали длин­ные белые балахоны, напускали на себя всезнающий вид и ослепляли пациентов блеском изощренных рецеп­тов, которые писались исключительно на латыни. Да и вплоть до недавнего времени врачи всем своим видом давали понять, что они на голову выше своих пациентов. Они вели себя совершенно отстраненно, изрекали глу­бокомысленные сентенции и украшали стены своих ка­бинетов многочисленными дипломами и портретами всевозможных «гуру».

Даже сегодня некоторые психотерапевты лишь в об­щих чертах разъясняют пациентам, как работает тера­пия. Они разделяют убеждение Фрейда, что неопреде­ленность и недостаток информации об истинном лице психотерапевта способствуют формированию «перено­са». Но почему Фрейд считал существенным развитие «переноса»? Потому что исследование этого эффекта помогает получить ва'жные сведения о внутреннем мире пациента и о его детстве.

Тем не менее я считаю, что, открыв пациенту законо­мерности терапевтического процесса, психотерапевт ничего не теряет, а только выигрывает. Многочисленные убедительные исследования индивидуальной и группо­вой терапии подтверждают, что систематическая и тща­тельная подготовка пациентов к сеансам повышает эф­фективность терапии. Что же касается «переноса», то это выносливое растение будет расти и без особых уси­лий с нашей стороны.

Итак, лично я делюсь с пациентами механизмом ра­боты терапии. Я рассказываю им, как все это работает, какова моя роль в терапевтическом процессе и, самое главное, что они сами могут сделать, чтобы повысить эф­фективность своего лечения. Я без колебаний рекомен­дую пациентам те или иные публикации, если это кажет­ся мне уместным.

Я взял за правило разъяснять пациентам свое внима­ние к «здесь и сейчас» и даже на первом сеансе спраши­ваю, что они думают по поводу нашей сегодняшней ра­боты. Обычно я задаю следующие вопросы: «Чего вы от меня ждете? Как вы считаете, я соответствую вашим ожиданиям? Как вам кажется, движемся ли мы по пра­вильному пути? Испытываете ли вы ко мне какие-нибудь эмоции, которыми хотите со мной поделиться?»

 

Потом я говорю: «Вы увидите, я часто задаю вопросы о том, что происходит «здесь и сейчас». Я считаю, что исследование наших взаимоотношений даст нам много ценной и точной информации. Конечно, вы можете рас­сказывать мне обо всем, что связано с вашими друзьями, боссом или супругом. Но помните об одном ограниче­нии: я их не знаю, а то, что расскажете мне вы, в любом случае будет предвзятым. Мы на все смотрим со своей колокольни, и этого нельзя избежать. Но то, что проис­ходит здесь, в кабинете, заслуживает доверия: ведь мы участвуем в этом вдвоем и, кроме того, можем тут же об­меняться нашими мыслями и чувствами». Все мои паци­енты понимают и принимают такое объяснение.

Раскрытие фактов личного опыта психотерапевта

Некоторые психотерапевты опасаются, что, стоит им чуть приоткрыть дверь в свою личную жизнь, как паци­ент начнет ломиться туда. «А вы счастливы? Ваш брак достаточно успешен? А как складывается ваша социаль­ная жизнь? А что у вас с сексом?»

Мой опыт говорит мне, что эти страхи беспочвенны. Хотя я прошу своих пациентов задавать мне вопросы, никто из них не требовал, чтобы я поделился слишком интимными деталями своей жизни. А если бы это случилось, я сделал бы акцент на «здесь и сейчас», то есть спросил бы пациента, с какой целью он настойчиво пы­тается поставить меня в неловкое положение. Повто­рюсь, что психотерапевт должен раскрываться перед пациентом лишь в терапевтических целях, а не потому, что так «надо» или «хочется».

Какие бы потрясающие результаты ни давало само­раскрытие, это очень сложный процесс. Это станет по­нятно из анализа сеанса с Джеймсом, мужчиной 46 лет, чью историю я уже рассказывал в главе 3. Ему было 16, когда его брат погиб в автокатастрофе.

Джеймс задает трудный вопрос

Хотя мои основополагающие терапевтические прин­ципы — это толерантность и безоговорочное приятие всего, у меня тоже есть свои предрассудки. Так, я тер­петь не могу паранормальных явлений: не признаю ле­чение по ауре, обожествленных гуру, всевозможных це­лителей и пророков. Меня раздражают непроверенные лечебные программы различных диетологов и такие глупости, как астральные путешествия, магические кри­сталлы, энергетические каналы, видение на расстоянии, левитация, психокинез и полтергейст. Я не верю, что имеет смысл терапия прошлых жизней, и что пришельцы способствовали развитию древних цивилизаций, научили землян выращивать пшеницу и построили египетские пирамиды.

Однако я всегда считал, что смогу отбросить свои предрассудки и работать с любым пациентом, независи­мо от его убеждений. Но в тот день, когда порог моего кабинета переступил Джеймс с его страстью к паранор­мальным явлениям, я понял, что мою профессиональную нейтральность ждет суровое испытание.

Хотя Джеймс обратился за помощью не из-за своих паранормальных убеждений, связанные с ними момен­ты всплывали на каждом сеансе. Вот, например, сон, ко­торый приснился Джеймсу:

Я лечу по воздуху , хочу навестить своего отца в Ме­ хико , кружу над городом , снижаюсь и заглядываю в окно его спальни . Я вижу , что он плачет , и мне даже не нужно спрашивать почему : я знаю , он плачет из - за меня , из - за того , что оставил меня , когда я был маленьким . Потом я оказываюсь на кладбище в Гуадалахаре , где похоронен мой брат . Почему - то я звоню самому себе на мобильный и слышу свое сообщение : «Я Джеймс Г ... . Мне больно . Пожалуйста , пришлите помощь» .

Когда мы обсуждали этот сон, он горько отзывался о своем отце, который ушел из семьи, когда мальчик был маленьким. Джеймс даже не был уверен, жив ли отец сейчас: ему было известно только то, что он живет где-то в Мехико. Джеймс ни разу не слышал от отца ни одно­го ласкового слова, не получил ни одного подарка.

— Итак, — подвел я итог краткому обсуждению сна, — сон, по всей видимости, выражает вашу надежду, что отец подаст хоть малейший знак, что он о вас думает и сожалеет, что не смог быть вам хорошим отцом.

— Поговорим о сообщении, в котором вы просите о помощи, — продолжил я. — Вы часто рассказывали мне, что вам очень трудно попросить кого-либо вам помочь. На той недели вы признались, что я — единственный че­ловек, которого вы когда-либо прямо попросили о помо­щи. Во сне вы более открыты в ситуации, когда вам нуж­на поддержка. Итак, отражает ли этот сон произошед­шую в вас перемену? Говорит ли он что-либо о наших с вами отношениях? Нет ли параллели между тем, что вы получаете или хотите получить от меня, и тем, чего вы так отчаянно ждали от отца? Потом вы навещаете мо­гилу брата. Какие мысли возникают у вас поэтому пово­ду? Ваша просьба о помощи как-то связана со смертью брата?

Джеймс согласился с тем, что моя забота о нем спо­собствовала осознанию его потребности в том, чего он никогда не получал от отца. Согласился он и с тем, что наша терапия изменила его: теперь он более охотно де­лился своими проблемами с женой и с матерью.

Но затем он добавил:

— Вы предлагаете определенный взгляд на этот сон. Яне говорю, что он ошибочен или не имеет смысла. Но у меня есть другое, более убедительное объяснение. Я убежден: то, что вы называете сном, на самом деле во­все не сон. Это всего лишь воспоминание о моем аст­ральном путешествии к дому отца и к могиле брата.

Я с трудом совладал со своим желанием закрыть ли­цо руками. Мне было интересно, скажетли он, что зво­нок самому себе на мобильный — тоже всего лишь вос­поминание? Но я понял, что ни доводы рассудка, ни об­суждение различий в наших убеждениях ни к чему не приведут. За долгие месяцы нашей работы я привык справляться со своим скептицизмом и вместо этого по­пытался представить, что наш мир и вправду населен ду­хами, что астральные путешествия реальны. Кроме того, я попробовал осторожно добраться до психологических причин и истории его убеждений.

Затем Джеймс сказал, что стыдится своего пьянства и лености и будет чувствовать себя очень скверно, встре­тившись на небесах с бабушкой, дедушкой и братом.

Пару минут спустя он отметил:

— Когда я говорил о встрече на небесах с моими де­душкой и бабушкой, я увидел, что вы поморщились...

— Я этого не заметил.

— А я видел! И вы поморщились еще раз, когда я рас­
сказывал об астральном путешествии. Ирв, скажите мне
честно, как вы отреагировали на мою фразу о небесах?

Я мог бы уйти от ответа, как часто делают психотера­певты, переключив внимание на сам вопрос и спросив, почему он его задал. Однако я решил, что для меня сей­час лучше быть абсолютно честным: Джеймс явно заме­тил некоторые проявления моего скептицизма. Если бы я стал их отрицать, это негативно сказалось бы на тера­пии, поставив под сомнение его восприятие реальности (а оно было безошибочным).

— Джеймс, я расскажу вам обо всем, что со мной происходило в тот момент. Когда вы сказали, что ваш брат и ваши бабушка с Дедушкой знают все о вашей жиз­ни на земле, я сильно удивился. Сам я так не считаю. Но пока вы говорили, я изо всех сил пытался окунуться в ва­ши ощущения, представить, каково это — жить в мире духов, в мире, где ваши умершие родственники знают всю вашу жизнь и все ваши мысли.

— Вы что, не верите в жизнь после смерти?

— Нет, не верю* Но я думаю, что мы не можем знать этого наверняка. Я полагаю, что мысль о загробной жизни приносит вам большое утешение, а я приветствую все, что дает вам душевное спокойствие, удовлетворе­ние от жизни и делает ваше существование более эф­фективным. Однако лично я не могу поверить в эту встречу на небесах. Мне кажется, люди просто хотят так думать.

— А какую же религию вы исповедуете?

— Я не верю в Бога и не принадлежу ни к какой кон­фессии. Мой взгляд на жизнь целиком и полностью сво­боден от влияния церкви.

— Но как же можно так жить? Без священных нрав­ственных норм? Как вынести эту жизнь, как найти в ней хоть какой-то смысл, не веря, что следующая наша жизнь будет лучше?

Я начал беспокоиться о том, куда заведет нас эта дис­куссия, и пойдут ли мои откровения на пользу Джейм­су. В итоге я решил, что лучше быть прямолинейным до конца.

— Меня интересует эта жизнь и то, как сделать ее лучше — для себя и для других. Позвольте мне разре­шить ваше недоумение по поводу того, как мне удается найти смысл, не прибегая к религии. Я не согласен с тем, что религия — источник смысла и нравственности. Не думаю, что между религией, смыслом и нравственно­ стью существует необходимая связь. Ну, или, по крайней мере, особая связь. Думаю, что живу эффективно и добродетельно. Я полностью посвятил себя тому, что помо­гаю людям — например вам — получать большее удов­летворение от жизни. Я бы сказал, что смысл моей жиз­ни исходит от людей, но именно в этом мире, именно в этой жизни. Думаю, что смысл моего существования — помогать другим людям находить смысл их существова­ния. Я убежден, что чрезмерное беспокойство о буду­щей жизни может помешать активно участвовать в этой.

Джеймс был так заинтересован, что я еще несколько минут рассказывал о том, что недавно нашел подтвержде­ния последней мысли у Эпикура и у Ницше. Упомянул и о том, что Ницше восхищался Иисусом Христом, но чувство­вал, что Павел и другие более поздние христианские лиде­ры замутнили истинное послание Христа и отняли смысл у земного существования. «На самом деле, — подчеркнул я, — Ницше очень враждебно относился к Сократу и Пла­тону: они презирали тело, делали акцент на бессмертии души и усердно готовились к будущей жизни. Эти убежде­ния были подхвачены неоплатониками и в итоге проникли в раннехристианскую эсхатологию».

Я замолчал и посмотрел на Джеймса, ожидая, что он бросит мне вызов. Но, к моему удивлению, он внезапно заплакал. Я подавал ему один бумажный платок за дру­гим, пока он не перестал всхлипывать.

— Джеймс, пожалуйста, давайте продолжим разго­вор. О чем говорят ваши слезы?


— Они говорят: «Я так долго ждал этого разговора... так долго мечтал о серьезной интеллектуальной беседе о том, что действительно имеет значение». Все, что меня окружает, вся наша культура — телевидение, компью­терные игры, порно, — это же все для тупых! И вся моя работа — все эти мелочные договоры, судебные про­цессы, разводы... Все это деньги, деньги, все это — та­кое дерьмо, и в этом нет никакого смысла, абсолютно никакого...

Итак, на Джеймса повлияло не столько содержание нашей беседы, сколько ее характер, а именно то, что я воспринял его всерьез. То, что я поделился с ним собст­венными мыслями и убеждениями/он принял как дар. Наши серьезные идеологические расхождения, оказа­лось, не имеют никакого значения. Мы оба согласились не соглашаться друг с другом: на следующий сеанс он принес мне книгу о видении на расстоянии, а я, в свою очередь, предложил ему почитать современного скепти­ка Ричарда Доукинса. Наши взаимоотношения, моя за­бота и моя способность дать ему то, чего он не получил от отца, — все это вывело нашу терапию на новый уро­вень. Как я уже говорил в главе 3, после курса психоте­рапии жизнь Джеймса стала лучше, но его вера в сверхъ­естественное осталась при нем в полной неприкосно­венности.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!