Открытие Первобытного искусства
Общая характеристика основных этапов первобытной культуры
Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества длительностью более 2,5 млн. лет.
В настоящее время существуют племена, живущие неолитическим способом хозяйственной деятельности.
Для реконструкции первобытной культуры мы опираемся на данные
- археологии (материальных остатков деятельности человека),
- этнографии (бытовые и культурные особенностей народов мира, традиционного искусства)
- лингвистики (особенности языка, фольклора, мифов и легенд).
палеоботаники, палеогеологии и т.д.
Момент возникновения культуры и ее первичного становления обозначается понятием культурогенез. Некоторые современные исследователи раскрывают содержание этого понятия в смысле возникновения, порождения вообще нового, новых форм в культуре. Однако в данном случае мы будем рассматривать культурогенез в традиционном историческом аспекте – как процесс возникновения и становления культуры в истории человечества
По поводу происхождения человека существуют три основных точки зрения.
1. Религиозная. Человек создан богом (или богами) в незапамятные времена.
2. Футурологическая. Основана на том, что, может быть и вообще жизнь, а тем более жизнь людей как разумных существ определилась вмешательством внеземных цивилизаций, инопланетян, опять-таки, неизвестно когда.
|
|
3. Эволюционная. Исходит из дарвинистской концепции происхождения и развития видов живых существ. В этом случае человек считается происшедшим от обезьяноподобных животных предков, в результате длительной эволюции ставшим существом разумным и социальным.
При этом время появления первых людей и их сообществ, время становления человека, которого называют разумным (Homo sapiens), не определено точно. Хронологические рамки процессов социогенеза и культурогенеза изменяются учеными в связи с накоплением новых исследовательских материалов.
Антропологи период становления человека и общества именуют Каменным веком.
Но это не век, а длительная эпоха, в которую становящиеся люди создавали и использовали в основном каменные орудия.
Весь каменный век делится на несколько этапов:
Палеолит – (от палео – древний, литос – камень), который начался примерно 3 млн лет назад тысяч лет назад и, делится на три периода:
• Нижний палеолит – 3 млн. л. – 200 тыс лет назад;
• Средний палеолит – 200 тыс. лет назад – 40 тыс. лет назад;
• Верхний палеолит - 40 тыс. лет назад – 14 тыс. лет назад.
Мезолит – (от мезо – средний, литос камень), начало которого примерно 14 тыс. лет назад, а конец – примерно 5 тыс. лет назад.
|
|
Неолит – (от нео – новый, литос – камень), который начинается около 5 тыс. лет назад и в отдельных местах земли, в жизни отдельных племен продолжается до сих пор. Современным антропологам известны не только неолитические племена, живущие сегодня, но и мезолитические, в хозяйстве и быте которых многое осталось от «среднекаменного» века.
Современная эволюционная теория строит свою систему антропогенеза, опираясь на факты и археологические находки, которые свидетельствуют о том, что 2,5-3 млн. лет назад появился человек.
По их мнению, причиной антропогенеза становится необходимость адаптации архантропов (древних людей) к быстроменяющимся климатическим условиям, которые вызвали к жизни необходимость выработать новые приемы и способы деятельности, создать новые условия взаимодействия между собой.
Т.е. нехватка специализированных органов, приспособленных для охоты и защиты от хищников, потребовала их возмещения и привела к появлению искусственных приспособлений – орудий труда.
В 1960 г. палеоантропологом Луисом Лики в Олдувайском ущелье были найдены остатки архантропа (прачеловека), рядом с которым находилось рубило – самое раннее искусственно созданное орудие труда.
|
|
Именно рубило свидетельствует о том, что архантроп (древний человек) не просто использовал камень в своих целях – многие животные прибегают к помощи различных предметов для достижения своих целей – а он преобразовал (улучшил) камень для своих нужд, не выбросил его, а продолжал использовать в хозяйственной деятельности, а также научил других людей изготавливать данный предмет.
Палеолит
Будучи в положении ненужных природе существ, пралюди были вынуждены решать прежде всего задачу выживания в этих условиях. В самом простом варианте задача эта представляет собой необходимость встраивания в пищевые и деятельностные ряды в природе, но там человека не ждали. Ему там места не было.
По-видимому, особенности охотничье-собирательского хозяйства, хозяйства присваивающего (присвоение того, что есть в природе) связаны с этим.
Не отличающиеся выгодно ни размерами, ни силой, ни наследственными навыками добывания пищи, ни естественными «орудиями» (когтями, зубами, ядами и т.д.), люди создали и стали использовать искусственные орудия.
От примитивных до весьма совершенных (отщепы, ручные рубила, палки-копалки, каменные ножи, топоры, позже копья, духовые трубки, бумеранги, луки и т.д.).
|
|
Праобщина
Задача организации совместной жизни и для эффективного ведения хозяйства и для продолжения рода.
Люди, не использующие орудий труда, выжить в чуждой им природе не могли. Но и человек как отдельная особь не мог выжить. Решение задачи выживания оказалось под силу только сообществам людей, живущим и действующим совместно.
Без тесного взаимодействия и поддержки других людей человек не может выжить, а для начала - стать просто человеком. Только в процессе целенаправленного формирования личности, посредством воспитания и формального обучения, а также в процессе приобщения индивида к культуре и усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре, человек становится человеком. Без этого он продолжает оставаться на уровне животного. Фактом, подтверждающим данное утверждение, может служить феномен феральных людей.
Феральные люди — существа, выросшие в изоляции от общества и воспитанные в стае животных. В научный оборот термин ввел в XVIII в. шведский ученый Карл Линней, также еще используются термины «эффект Маугли» или «дети джунглей».
Первые документальные свидетельства связаны с именем доктора Дж. Сингха, попечителя сиротского приюта в Мидиапоре в Индии (1920 г.), который написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками — восьмилетней Камалой и полуторагодовалой Амалой, воспитанными дикими собаками, а после находившимися на его попечении.
Ашель
Ранняя форма хозяйственной деятельности – облавная охота на крупного зверя, обусловила необходимость формирование новых небиологических форм взаимодействия, поскольку именно она потребовала от людей тех качеств, которые не были даны им от природы: применение искусственно созданных орудий, согласованных действий (только коллектив охотников мог противостоять силе бизона или медведя), которые сформировали неизвестные животному миру способности психики — творчески проектировать способы и результаты неинстинктивных действий.
Т.е. прежде чем действовать человек должен был выработать (создать) план этих действий. Именно эта интеллектуальная деятельность предопределила его выживание в жестких условиях окружающей среды.
Приблизительно 600—150 тыс. лет тому назад в Ашельскую эпоху человек овладел огнем. Это привело к резким изменениям всей жизни первобытного общества – физиологическим и антропологическим трансформациям людей: увеличению объема мозга, усложнению его структуры; изменился образ жизни людей: способы защиты и охоты стали более эффективными, человек поменял свои кулинарные привычки – он стал есть термообработанную пищу, что привело к необходимости хранить огонь (сами они его добывать еще не научились).
Использование огня – это практически первая технологическая революция в жизни людей, существенно преобразовавшая все сферы бытия человека. Но самое главное – овладение огнем стало свидетельством того, что человек научился контролировать свои инстинкты, сумел преодолеть собственные страхи, так как все живое в мире огня опасается, и только человек знает и понимает как с ним обращаться.
Мустье
Эпоха Мустье (около 80-40 тыс. лет назад) – период, когда уже формируется духовная сфера жизни человека – это время появления первых погребений, медвежьих пещер, время появления речи.
Все это говорит о качественно новом этапе жизни первобытных людей.
Погребения свидетельствуют, в первую очередь, о формировании ценностной системы людей – зарождении нравственности, где жизнь себе подобных становится столь важной, что даже после смерти люди стремятся сохранить своих близких.
Медвежьи пещеры
Наиболее представительная группа памятников натурального творчества Мустье.
Объектом многовекового "коллекционирования" в таких комплексах были характерные части туши большого пещерного хищника (головы и конечностей).
При изучении этих памятников особое значение имела пещера Драхенлох (Швейцарские Альпы, высота 2445 м) где были открыты особые конструкции (каменные ящики с черепами и др.), в которых неандертальцы сохраняли свои символические реликвии.
Ранние формы религии
Анимизм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно – термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь.) – вера в бессмертие души, вера в одушевлённость всей природы, всего окружающего мира. Такая форма осмысления окружающего мира свидетельствует о том, что у человека формируется абстрактное мышление, что в итоге приведет к формированию сложного мировоззрения и заложит основу будущего религиозного сознания людей.
Тотемизм (термин впервые употреблён Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибве, на языке которых totem означает «название», «знак», «герб клана») – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами, в качестве которых могут выступать растения, минералы, явления природы, но чаще – животные, которые и становились покровителями рода. В процессе своего оформления и развития тотемизм выработал значительное число ритуальных действий – возникли даже особые праздники, во время которых люди переодевались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Суть тотемистических культов заключалась, прежде всего, в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животного тотемного вида.
Фетишизм (feitiço — «волшебство». Термин «фетиш» был введён в начале XVIII века голландским путешественником В. Босманом) - вера и поклонение неодушевленным предметам, которым люди приписывали сверхъестественные свойства. Формы фетишей разнообразны: камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы). Выбор фетиша мог быть случайным или определялся шаманом.
Магия (лат. magia) — вера в то, что в помощью определенных действий – обрядов, ритуалов, связанных со способностью человека сверхъестественным путём воздействовать на окружающий мир: на явления природы, события, на людей, животных и предметы, духов и т. д. – и таким образом достичь желаемого результата. На раннем этапе все члены общины, в меру необходимости и собственных потребностей занимались собственной магической практикой: просили духов о помощи на охоте, об удаче в делах, о сохранении здоровья, совершались инициационные обряды, похороны покойников, и прочее. В процессе формирования племенной структуры появляются шаманы – люди, наделённые особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами. Входя в экстатическое состояние, они выполняют магические действия в интересах всего племени: предсказывают будущее, гадают, лечат болезни, управляют силами природы, обращаются за советам к умершим предкам и т.д.
Инициация (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряды перехода, система обычаев, распространённая в родовом обществе, связанные с переводом из одного половозрастного состояния в другое, например, переход юношей и девушек в класс взрослых мужчин и женщин. Инициации имели целью подготовку молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались подготовительным этапом: тренировкой, различными, часто мучительными испытаниями, операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов и др.), посвящением в тайны и мифы племени.
В первобытную эпоху постепенно формируется и мифология древних людей, т.е. первая стройная мировоззренческая система, которая на определённой стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.
О том, что мифология является историческим типом мировоззрения, говорит и тот факт, что при изучении «мировых религий» (христианства, ислама, буддизма) было выявлено то, что они «наполнены» мифами.
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира при чрезвычайном их многообразии целый ряд основных тем и мотивов повторяются
Верхний палеолит
от 40 до 10 тысяч лет назад
Расцвет первобытного общества начался в эпоху верхнего палеолита.
К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширилась ойкумена.
Если на ранних этапах становления человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу верхнего палеолита человек освоил значительные территории Северной Европы и Сибири, Австралии и Америки.
Приспособление к разнообразным условиям окружающей среды в этот период шло параллельно с формированием современных рас (негроидной, европеоидной, монголоидной и австрало-идной), а также многочисленных расовых типов.
Технические достижения верхнепалеолитических людей свидетельствуют об их уме, мастерстве и воображении, которыми не обладали их предки. По свидетельству В. Чайлда, «легкие орудия, изготовленные с помощью отжимов, сделанных из кремневых пластин или шлифованной кости, значительно увеличили производительность труда».
Одежда -возникла как защита от холода.
Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.
Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.
Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.
Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи.
В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели синполитейных племен вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лук.
Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий.
Периодизация искусства Верхнего палеолита Западной Европы:
I. Перегордийская культура -37-29 тыс. лет тому назад.
II. Ориньякская культура -30-24 тыс. лет тому назад.
III. Солютрейская культура -24-17 тыс. лет тому назад.
IV. Мадленская культура-15-7 тыс. лет тому назад.
Меандры (макароны)
К числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся натуралистические изображения - оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами (т. н. "макароны" и "меандры").
Появление зачатков искусства относят к эпохе Мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад).
На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент.
Отдельные находки могут свидетельствовать о появлении зачатков искусства — орнамента из ямок и насечек, окраски предметов, и даже изготовления антропоморфных фигурок, — еще в предшествующие эпохи.
Так, «Венера из Берехат-Рама» датируется 230 тыс. лет, а «Венера из Тан-Тана» — более чем 300 тыс. лет назад
Палеолитические Венеры
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
Венера Лоссельская - около 20 000 лет назад
Лоссе́ль (Laussel), верхнепалеолитическая стоянка в одноименном гроте у д. Марке (департамент Дордонь, Франция).
Изображение представляет собой барельеф на блоке известняка, раскрашенный красной охрой.
В правой руке обнажённая Венера держит предмет, напоминающий рог бизона.
Открытие Первобытного искусства
1. В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками.
2. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета.
3. В 1880 г. они опубликовали результаты исследований, где отнесли рисунки к эпохе палеолита.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!