Философия всеединства В. Соловьева.

Тема: Русская философия

План: 1. Особенности русской философии. 2. Славянофилы и западники. 3. Русское почвенничество. 4. Философия всеединства В. Соловьева. 5. Философия Н.А. Бердяева. 6. Русский космизм.

 

Особенности русской философии.

Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо учитывать условия ее существования, не допускавшими никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Вплоть до второй половины XIX в. Философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения.

В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие.

С содержательной стороны русской философии есть ведущие для нее темы - тема России, постижения смысла ее существования в истории; тема человека, его судьбы и смысла жизни. Это определило нравственно-практическую направленность русской философии, доминирование моральной установки при анализе многих других проблем.

         2. Славянофилы и западники.

Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В полемике конца 30-х – 40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформилось главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия-является ли исторический путь России таким же, как путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу?

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. Славянофилы А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф Самарин (1819-1876) – выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором – верой. Ими было включено в историософию понятие, характеризующее русское своеобразие, которое вошло в содержание «русской идеи». Это понятие – «соборность». Единство в свободе на основе любви – вот сущность соборности как явления русского духа. Православие в концепции славянофилов выступало как духовная основа всей русской жизни. Славянофилы придерживались органического взгляда на общество: нельзя насильственно ломать целостность народной жизни и втискивать ее в чуждые ей формы культуры. Общинное устройство, основанное на началах самоуправления, общей ответственности, выработке совместных решений в соответствии с голосом совести, чувством справедливости, народными обычаями было для славянофилов воплощением свободной общности. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму. Философско-историческая концепция славянофилов прописана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы. В их системе ценностей скорее Европе нужно было догонять Россию.

Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Западников, к которым относятся П.Я. Чаадаев (1794-1856), А.И. Герцен (1812-1870), В.Г. Белинский (1811-1848), Т.Н.Грановский (1813-1855), Н.В. Станкевич (1813-1840) и др. объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы. В «Философических письмах»(1829-1830 гг.) П.Я. Чаадаев изложил свои взгляды на мировой исторический процесс и место в нем России с ярко выраженной европоцентрической позиции. Народы Европы, по его мысли, во многом живут в подлинной истории, то есть сохраняют преемственность в развитии, одушевлены началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка. Существование же России в мировой истории лишено смысла, русский народ является как бы исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным» пробелом в человечестве. Он отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преимущество девственной почвы. Отсталость России дает возможность свободного выбора своего исторического пути.

Западники В.Г. Белинский и А.И. Герцен, уверовали в социализм. Белинский считал, что переустройство общества можно совершить народной революцией. Герцен же, отвергая террор, насилие и революцию, видел зародыш русского социализма в крестьянской общине с правом каждого на землю, общинным  землепользованием, артельным трудом и мирским управлением.

Для Т.Н. Грановского и К.Д. Кавелина образцом стали идеи европейского либерализма. Их идеалом было установление «самодержавной республики». Отсюда смысл русской истории заключается в становлении и укреплении «начала личности», что должно было в конечном итоге привести к постепенному упадку патриархального (феодального) строя в России.

М.А. Бакунин (1814-1876), проповедовавший идею безгосударственного социализма, названную им анархизмом, был сторонником бунта. «Полное и всеобщее разрушение» путем анархической революции стало программной установкой Бакунина. Идеал социализма Бакунин видел в том, что на развалинах государств обоснуется общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций.

                3. Русское почвенничество.

Продолжением славянофильства в 60-70-е гг. XIX в. было почвенничество, которое по определению А.А. Григорьева, характеризовалось «восстановлением в душе … обновленной веры в грунт, в почву, в народ». Теория культурно-исторических типов, сформулированная Н.Я. Данилевским, выступающая против европоцентризма, заключалось в том, что этот подход не давал объяснения ни России, ни истории народов Востока, превращая их в приложение к европейской истории. Вместо моноцентризма Данилевский предлагает концепцию полицентризма типов культур, вместо линейности – многовариантность развития. Все цивилизации вносят свой вклад в сокровищницу мировой истории, и ни одна цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития. Данилевский убежден, что «общечеловеческих ценностей», «общечеловеческой цивилизации», которые отождествляют с романо-германской цивилизацией, «нет и быть не может». Рассматривая проблему России и Запада, Данилевский исходит из того, что Россия и Европа принадлежит к разным типам культур, не только несовместимых, но и враждебных друг к другу.

Главной темой идейных исканий Ф.М. Достоевского стала тема взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. По Достоевскому, вне идеи Бога все нравственные основания в человеке условны, и только религия может дать абсолютное обоснование нравственности. По его мнению, человек - существо иррациональное, поэтому рассудочным путем познать природу человека невозможно. Работа мысли никогда не сможет охватить человека полностью, будет отвечать мнимому человеку, а не действительному. Подлинная сущность, ядро человека заключается в стремлении к самоутверждению, т.е. к свободе. Свобода парадоксальна, т.к. свобода для человека – это всегда свобода выбора между добром и злом. Отрицая Бога, человек логически приходит к мысли, что «если Бога нет, то все позволено». Нет Бога, нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Человеку как нравственному существу невозможно прожить без Бога, т.к. «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». Кто теряет веру в Бога, тот неизбежно становится на путь саморазрушения личности, как герои романов Ф.М. Достоевского – Раскольников, Свидригайлов, И. Карамазов, Кириллов, Страврогин.

Замысел социалистического переустройства Достоевский считает безумным: главная проблема в социалистических учениях не столько экономическая, сколько атеистическая. Социализм «устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе». Социалистическая идея оценивается Достоевским как «дьяволова идея», не принимающая во внимание духовное происхождение человека. Западному социализму Достоевский противопоставляет идею всеобъединяющего русского социализма, в основе которого лежит жажда русского народа всеобщего, всенародного всебратского единения.

В своей философии истории Достоевский предпринял попытку синтеза взглядов славянофилов и западников. «Европа так же была отечеством нашим, как и Россия», однако нелепы утверждения западников об отсталости России и необходимости перенесения на русскую почву европейского устройства общественной жизни. Кроме экономических богатств, утверждал Достоевский, есть еще и сокровища духа, а сила духа выше экономической силы. Подобно славянофилам Достоевский полагал, что у России есть особый исторический путь, отличный от западноевропейского. Но понимание народа и славянофилами, и западниками односторонни: славянофилы лелеют в душе один только идеал Руси православной, а западники судят об исторических явлениях русской жизни по немецким и французским книжкам. Задача же заключается в том, чтобы добиться более гармонического синтеза родной почвы и привнесенных элементов европейской культуры.

Философия всеединства В. Соловьева.

Одним из ведущих направлений в русской философии XIX – начала XX в. была религиозно-идеалистическая философия. Наиболее ярким ее представителем был В.С. Соловьев. Им была заложена традиция русской философии Всеединства. Он реализовал тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. Разделяя общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории — единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством (Богочеловечества). Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к Абсолюту.

Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество. Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как «гипнотиков индивидуализма», утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и «гипнотиков коллективизма», которые видят в жизни человека только общественные массы. Человек для него-существо лично-общественное.Различает три основные формы организации человеческого общества: 1) родовая форма; 2) национально-государственный строй; 3) всемирное общение жизни. Третья форма и есть осуществление идеи Всеединства-идеал будущего, когда в «нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия. Предложенный Соловьевым проект будущего мироустройства предполагает духовный авторитет вселенского первосвященника и светскую власть государя. Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, т.е. католической и православной церквей.

                         5. Философия Н.А. Бердяева.

В философии Н.А. Бердяева (1874-1948) просматриваются несколько основных, ведущих тем: 1. моральная тема; 2. проблема сущности и существования человека; 3. историческая, социальная тема.

Первая тема. Этические проблемы занимают особое место в творчестве Бердяев, поэтому его философию называют философией панморализма. Этическая философия Бердяева по своему содержанию – религиозно-идеалистическая. Он считал, что моральный закон предназначен «для мира сего», для земных людей, но по своему происхождению он «не от мира сего», т.е. сотворен Богом. Разные виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Бердяев выделяет три ее основные формы: 1) -этику закона, 2) - этику искупления и 3) -этику творчества.

1. Этика закона – древнейший ее вид, она основана на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии.

2. Более высокая ступень развития морали – этика искупления. В ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью.

3. И, наконец, высшая ступень развития морали – этика творчества. Достигая в процессе самопознания этого высшего уровня нравственного развития, человек-творец уподобляется Богу, забывает о себе, преодолевает эгоизм. По мнению Бердяева, именно в творчестве человек становится как бы соавтором, соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим».

Однако нравственное возвышение людей не может быть делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга. Нравственное спасение может быть только соборным.

Вторая тема. По мнению Бердяева, человек является абсолютным центром всего бытия, в творческой деятельности как бы дополняя божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но имеет еще и безусловный приоритет перед обществом. Она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство. Рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев считал свою философию антропоцентрической, или персоналистской.

Третья тема. Историософия Бердяева, т.е. понимание исторического процесса и характера социальной жизни проникнута настроениями трагичности, неразрешимости противоречий, предчувствия близости неизбежного конца, возвращения истории к первоначальному хаосу. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна. Выход из глубокого кризиса России и всей современной цивилизации Бердяев виделся в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

                           6. Русский космизм.

В середине XIX века в России возникло своеобразное течение религиозно-философской мысли - русский космизм, Он занят поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. При всем многообразии течений внутри космизма и его представителей, можно выделить следующие ключевые фигуры.

Н Ф. Фёдоров (1829—1903). Полагая свое учение «философией общего дела», считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

К.Э. Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

В.И. Вернадский(1863—1945). Разработал учение о биосфере («сфера жизни») —совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек —залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек.

А.Л. Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на урожайность, на социально-исторические процессы.

Сторонники космизма видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!