Приложение 1. Дополнительные тексты для доработки схем.



Занятие 1. Обновлённая версия

Тема занятия: Освоение схематизации - способа формирования собственного Мировоззрения и Миропонимания, как основы для дальнейшего личностного развития.

Дополнительные видеоролики: Презентация проекта; Вводное занятие по самообразованию на фестивале Ладоград; Мысли вслух о системе образования.

 

В этом занятии вы узнаете о таком методе самообразования, как схематизация, для чего он нужен и по какому алгоритму осуществляется.

Выполнив, это занятие вы сможете:

1. Понять, как работает мышление, воображение и понимание.

2. Освоить навык образного мышления и схематизации.

3. Построить свою модель мировоззрения и миропонимания.

4. Узнать, как выстраивается мысленное древо в богоначальном и я-центричном мировоззрении и как это отражается на вашей жизни.

 

Для чего нужна схематизация

Чтобы понять, для чего нужна схематизация, давайте методом динамического программирования (он описан в 14 главе Достаточно общей теории управления) построим образ справедливого будущего и будем постепенно приближаться ко дню сегодняшнему.

Наша глобальная цель – освоение потенциала развития суперсистемы «Человечество» и выход на новый эволюционный уровень.

Чтобы достичь этой цели, необходимо, чтобы на планете преобладали: человечный тип строя психики, справедливое социальное устройство во всех отношениях, культура, помогающая осваивать генетически обусловленный потенциал, технологии были в ладу с биосферой, а так же была освоена всеми людьми методология познания и творчества.

Чтобы это произошло в масштабах всей планеты добровольно, необходимо, чтобы появился пример справедливости и человечности для всех стран. Таким примером может быть Русская региональная цивилизация, сплотившая вокруг себя многие страны и народы и реализовавшая такие проекты, примеров которых ещё не было в обозримой истории, например: изменение климата через посадку лесосадов (за счёт чего все люди обеспечиваются едой), отмена денег (после оптимальной настройки ведения хозяйства), внедрение новых экологичных технологий и т.д.

В свою очередь, для реализации этих масштабных проектов, необходимы кадры управленцев, которые в разных регионах берут предприятия в свои руки и внедряют новые методы управления и взаимодействия. В учебные программы должны повсеместно вноситься методологические знания, человечный строй психики признаётся нормой.

Для выполнения этих пунктов необходимы следующие шаги: постепенное проникновение идей о справедливом мироустройстве в средства массовой информации и широкие слои населения (не обязательно оглашая название Концепция общественной безопасности), появление новых продуктов культуры в русле человечности, примеров нравственного преображения людей во всех сферах, и как результат, многие деградационные профессии перестанут быть востребованы, т.к. поменяются запросы населения на продукты и услуги. Этого не надо бояться, т.к. процесс будет идти постепенно и все предприниматели и управленцы, которым не безразлично будущее Родины и планеты смогут переориентироваться на демографически обусловленные потребности.

И тут мы подходим ко дню сегодняшнему. Мы живём в удивительное время – авторский коллектив Внутренний Предиктор СССР впервые за всю историю описал целостную систему взглядов по всем сферам жизнедеятельности в русле концепции добронравия. Однако освоить эту информацию для многих людей является неподъёмным трудом и не только из-за нехватки времени, но из-за отсутствия культуры мышления, позволяющей распаковывать информацию толстых книг и сложных текстов, а также строить образы и взаимосвязи между ними в своей психике. Чтобы реализовать перечисленные выше цели о справедливом будущем, необходимо научиться распаковывать информацию, работать над своей моделью психики и картиной мира, преодолевать свой я-центризм, входить в тандем, взаимодействовать в коллективе, а для этого нужны методики самообразования и психологической взаимопомощи и самопомощи, позволяющие наладить подготовку кадров для моделирования и управления. В свою очередь, эти кадры наладят устойчивый процесс самообразования в регионах и начнут реализовывать различные проекты в русле концепции добронравия.

Авторский коллектив ВП СССР по этому поводу говорит:

«Некогда К.Прутков сказал: “Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий”. То есть проблемы понимания — результат отсутствия в психике необходимых стереотипов распознавания явлений и формирования их образов. Поэтому, чтобы выявлять отсутствие образов и своевременно их формировать, при чтении предлагаемых вниманию материалов надо взять карандаши и бумагу и, читая текст, рисовать для себя иллюстрации к тексту — схемы и образы рассматриваемых категорий и их взаимосвязей, состояний объектов, течения процессов и т.п., о чём идёт речь в тексте.

Мы выразили в тексте свои образные представления об управлении. Но чтобы у Вас возникли образные представления об управлении в Жизни, и Вы могли бы осуществить самоконтроль, иллюстрировать текст надо Вам, а не нам.

В этом предложении нет ничего унизительного или стеснительного: просто все мы выросли в эпоху, когда дисциплина, культура мышления у людей не только не воспитывалась целенаправленно с детства, но целенаправленно извращалась. И если кто-то может перемножать 5‑значные числа в уме, а кто-то только в столбик, то дело, прежде всего, — в различии внутренней дисциплины мышления обыкновенных здоровых людей. Но этот пример касается абстрактно-логи­чес­кого мы­шле­ния. Перемножая в столбик, мы помогаем своему недисциплинированному абстрактно-логическому мышлению скон­­цен­­трироваться и решить задачу. Рисуя картинки по ходу чтения, мы точно также помогаем своему недисциплинированному предметно-образ­ному мышлению (не надо забывать, что у большинства людей не левое полушарие головного мозга развито лучше правого, как в том уверяет научно-попу­лярная литература и школа, а правое полушарие, отвечающее за образное мышление, — недоразвито) сконцентрироваться и тоже решить задачу по формированию образных представлений и расширению круга своих понятий».

Так же ВП СССР неоднократно в своих работах[1] говорит о необходимости создания методик психологического тренинга и аутотренинга, что позволит человеку самостоятельно или в кругу единомышленников пересматривать свои нравственные мерила, налаживая предметно-образное и абстрактно-логическое мышление и их взаимосвязь.

Одну из таких методик, проверенную нами на практике мы и представляем вашему вниманию.

Если коротко, то цель данной методики:

1) Освоить тексты ВП СССР (и любые другие) методом создание схем.

2) Научиться отказываться от своего несовпадающего ошибочного субъективизма оценок и образных представлений, входить в тандем и политандем.

3) Научиться пересматривать нравственность и решать реальные проблемы жизни, т.е. применять КОБ на практике (в саморазвитии, в семье, в трудовой деятельности и т.д.).

4) Создать целостную модель работы психики и научиться пользоваться ею.

5) Предыдущие пункты позволят освоить ДОТУ уже совершенно на другом уровне, применяя эти знания в своей жизни.

6) Научиться моделировать развитие событий (для этого мы организуем познавательно-самообразовательные игры).

7) Войти в Соборность и пребывать в ней в устойчивом состоянии, очищая ноосферу от порочных программ и алгоритмов.

8) Реализовывать проекты в русле концепции добронравия.

Проблемы, которые помогает решить данная методика:

ОБРАЗ И ПОНИМАНИЕ

Давайте разберём такие слова, как образ и понимание.

Часто под информацией люди понимают слова, а не образы, на самом деле, слова – это коды, мера, совокупность символов, выстроенных в определённой последовательности, и указывающих на определённые объекты и явления и их взаимосвязь.

Образ – это результат отражения в психику познанного человеком через восприятие органами чувств реального объекта/процесса, либо воображение нового объекта/процесса. Т.е. образ – это субъективное представление об объективном явлении – форма, картинка, модель, фигура, конструкция, голограмма, алгоритмика, программа, последовательность, порядок, взаимосвязь, направление, устройство, схема, система, карта, чертёж, целостность, тип, вид, характер, облик, стиль, обличие, очертание, идея, смысл, роль, гармония, мысль, стереотип, ощущение, звук, запах, цвет, вкус, объём. Например, когда мы слышим или видим слово лимон, то в нашем сознании, как правило, из памяти всплывает целостный образ, который содержит информацию от разных органов чувств: визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную. При этом у многих от воспроизведения этой информации может даже выделиться слюна, что говорит о связи нашей психики с нашим телом (информации с материей через меру). Если мы никогда не видели и не слышали про лимон, то на это слово у нас не возникнет никаких образов.

Воображение - это волевые усилия по созданию и изменению образов в психике, что является основой моделирования, планирования и творчества. Способность к воображению заложена в каждого, но она зависит от того, насколько развито мышление и воля. Современная культура часто не способствует развитию этих компонент психики, а наоборот, подавляет их.

Абстракция от фикции отличается тем, что абстракцию можно наполнить конкретикой – реальным содержанием, а фикция, являясь плодом больного воображения или злого умысла, не может быть наполнена реальным содержанием ввиду отсутствия таких явлений в жизни.

Давайте разберём слово информация. Что под ним понимается в нашей культуре? Вот примерный перечень синонимов, которые обычно называют люди и которые встречаются в словарях: знания, сведения, данные, тексты, новости, идеи, представления, смысл, отражение фактов реального мира и т.д.

Т.е. в современной культуре такие категории как образы (представления, идеи, смысл) и слова (данные, сведения, тексты, новости) смешиваются в кашу, как якобы одна категория, туда же летит и понятие. Это происходит потому, что информация (качество, упорядоченность) и мера (матрица предопределения, коды) отрицаются как предельно обобщающие понятия (категории бытия).

Давайте ставить «крышу» на место и разберёмся, что же такое информация и что такое слово.

Слово «информация» имеет латинское происхождение и представляет из себя транслитерацию латинского слова «informatio» от лат. informare — «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать».

Информация = образ. Понятие образ можно разделить на три составляющих:

1) Объективный образ, который содержится в том или ином явлении мироздания – в объекте или процессе. Этот объективный образ (смысл, предназначение) заложен в каждую вещь Творцом Вседержителем[2].

2) Субъективный образ в психике индивида, который возникает как следствие отражения познанной человеком части явления (процесса) окружающей действительности через органы чувств. О том, что познанное (отражённое) является неполным, ни у кого (даже из философов) сомнений не возникает – это обусловлено в т.ч. с уровня физиологии (порогами чувствительности органов чувств и возможностями сознания, о которых мы говорили в самом начале).

Данный образ, который ещё можно назвать конкретным, состоит из следующих составляющих, полученных в ощущениях: изображения (зрения), звуки (слух), тактильные ощущения (осязание), запахи (обоняние), вкусовые ощущения (вкус), а так же эмоциональные образы – настроение, которое может считываться безсознательно через интуицию (шестое чувство)[3].

3) Абстрактный образ – порождение психической деятельности индивида – следствие таких операций мышления, как: абстрагирования, сравнения, обобщения, анализа и синтеза. На данном уровне мы создаём различные категории и упорядочиваем входящую информацию (образы) по полочкам, структурируем её, это даёт нам возможности для того, чтобы познавать окружающий мир и заниматься творчеством, т.е. придумывать прообразы того, что будет в дальнейшем воплощено в жизнь. От того, на сколько у нас развиты наши чувства и как хорошо мы упорядочили свои субъективные конкретные и абстрактные образы, зависит наша способность моделировать, прогнозировать ситуации и управлять реальностью.

Синонимы на слово образ (разные его проявления, относящиеся ко второй и третьей категории): информация, алгоритмика, схема, последовательность, порядок, форма, картинка, модель, фигура, конструкция, программа, устройство, система, карта, чертёж, идея, смысл, роль, мысль, стереотип и т.д.

При работе с текстами по психологии и социологии мы имеем дело в первую очередь как раз с абстрактными образами и понятиями. Чтобы разобраться в абстрактных понятиях, нужно искать взаимосвязи с другими понятиями, строить схемы, спускаться на уровень ниже, давая определения понятиям, до тех пор, пока не сложится целостная картина, которую можно наполнить вполне конкретным содержанием – теми реальными ситуациями, которые происходят в вашей жизни.

Что же такое слова (тексты, данные, сведения, книги, речь, сообщения, новости)? Это коды (мера, язык), с помощью которых информация = образ кодируется и передаётся через разные источники на разных языках[4] разным людям. Для того, чтобы закодированная информация = образ стала достоянием психики индивида без искажений, необходимо, чтобы пишущий обладал достаточно развитыми навыками кодирования, а читающий навыками раскодирования образов из текста.

МЪРА - это предопределённая Богом многомерная матрица возможных состояний и преобразований материи, хранящая информацию во всех процессах; в том числе информацию о прошлом и о предопределённой направленности их объективно возможного течения, т.е. о причинно-следственных обусловленностях в их соразмерности.

По отношению к информации мера — код (человеческий язык — частная мера, ибо он — один из информационных кодов, принадлежащих общевселенской системе кодирования информации).

МЪРА имеет количественную и порядковую определённость. Все языки, созданные людьми – это частные меры, но есть ещё и объемлющая мЪ(через «ять»)ра – тот Язык, на котором с нами общается Творец (высший разум) - Язык жизненных обстоятельств.

 

Мышление – это диалог сознания с безсознательными уровнями психики, включающий в себя восприятие, воображение, постановку задач, рассуждение, умозаключение.

Операции мышления отражены на схеме:

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления, выделение отдельных его частей, признаков, свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в некоторое целое.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, их свойств и признаков с целью выявления общности и различия между ними

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства.

Абстрагирование – это отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений и выделение в них основного, главного.

Классификация – это систематизация понятий какой-либо области знания или деятельности для установления связи между этими понятиями.

Категоризация – это отнесение какого-либо объекта, явления к некоторому классу по некоторым признакам.

При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершённые части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объёму материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующего труда с текстом.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают понятия и явления, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.

Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причём сложившиеся до этого момента представления могут измениться.

Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.

В процессе понимания письменных текстов участники трудятся не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, участнику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчленённое на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».

Участник, читая текст, должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения, а для этого необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям.

Рассмотрим один из фрагментов этого метода. Текст автора представлен несколькими фрагментами (отрывками, частями). При чтении первой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного — это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель ещё раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста.

Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идёт либо подтверждение гипотезы, либо её опровержение. В обоих случаях понимание подвергается корректировке. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется. Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упро­стить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем.

Теперь давайте рассмотрим алгоритм схематизации:

1) Читаю текст - не понимаю, разбиваю текст на фрагменты,

2) Задаюсь вопросом: сколько в тексте основных мыслей?

3) Выделяю ключевые слова и смысловые ряды,

4) Отвечаю на вопрос: какие мысли наиболее важные, какие второстепенные?

5) Наделяю ключевые слова формой, работаю с фрагментами, строю взаимосвязи,

6) Задаюсь вопросами: от чего к чему идёт процесс? Где субъект и объект? Что во что вложено и как связано?

7) Вскрываю умолчания в тексте и дополняю схему. Часто так бывает, что важные для схемы элементы не отражены явно в виде существительных, тогда надо обратиться к другим словам и понять, что имелось в виду. Например, словосочетание «понятийные взаимосвязи» указывает на существительное «понятия» и говорит о наличие в психике понятий и взаимосвязей между ними.

8) Что важно отобразить, а что не обязательно? После того, как вскрыты умолчания и появилось целостное представление, можно определить, что на схеме важно отобразить, а какими деталями можно пренебречь.

9) Объединяю фрагменты в единое целое.

10) Как нагляднее отобразить все элементы и смыслы?

11) Избавляюсь от ошибочного субъективизма в тандеме с напарником или игротехником.

12) Ставлю вопрос: в чём прав собеседник? Чего не хватает на схеме и что необходимо исправить?

13) Прогоняю по схеме жизненные ситуации, пересматриваю нравственные мерила. Важно понимать, что схему я рисую не для галочки, а для того, чтобы понять, как устроена психика и мироздание, и найти в своей жизни подтверждение и применение тем знаниям, которые извлекаю из книг.

Вот ещё одна схема, на которой отражён процесс самообразования по полной функции управления.

Теперь имея эти две схемы с алгоритмами самообразования, вы можете приступить к применению этих знаний. Первый текст, который мы предлагаем засхематизировать – это фрагмент из «Основ социологии» о мировоззрении и миропонимании:

Понятие — как явление в психической деятельности индивида — образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных[5]) представлений о Жизни, свойственных личности. Т.е. понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя: 1) языковые конструкции, 2) субъективные образы («музыку» в самом общем значении этого слова), 3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов (т.е. «понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»). В формуле символ U — знак логической операции «объединение». Соответственно, миропонимание как явление в психической деятельности личности это — совокупность понятий и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. А мировоззрение как явление это — совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. При выраженном выше понимании таких явлений в психике индивида как «понятие», «миропонимание», «мировоззрение» становится ясным, что способность к взаимопониманию разными людьми друг друга основывается: - со стороны пишущего (говорящего) — на его навыках закодировать свои субъективные образно-музыкальные представления о предметной области, ставшей темой повествования, в общепринятых языковых средствах, или же — развить языковые средства в тех случаях, когда имеющиеся в культуре общества языковые средства не позволяют закодировать образные представления адекватно; - со стороны читающего (слушающего) — на его навыках, на основе восприятия им языковых конструкций (родной речи, иностранного языка, языка моделей на основе математического аппарата и т.п.) построить в своей психике образно-музыкальные представления о явлениях жизни, достаточно хорошо совпадающие с образно-музыкальными представлениями автора текста (речи), повествующего о тех же явлениях. Дополнение: Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение, представляя собой субъективную модель Объективной реальности на основе образов, свойственных психике индивида, может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выражать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных народов, обладающих языковым своеобразием их культур. Поскольку всякое понятие — двухкомпонентное явление (определённый образ + определённое слово, словосочетание), то понятия в этой совокупности могут быть взаимно связаны как на уровне языковых средств, так и на уровне образной составляющей. Это — мозаичные миропонимание и мировоззрение. Отсутствие такого рода определённых взаимосвязей между понятиями, порождает калейдоскопические миропонимание и мировоззрение.

Пройдите все пункты алгоритма схематизации, начиная с выделения ключевых слов и заканчивая отображением целостной схемы. Если вы занимаетесь дистанционно и самостоятельно, и у вас нет возможности проработать схему с кем-то в паре, то свяжитесь с игротехниками, они зададут вам наводящие вопросы для доработки схемы и предложат дальнейшие пути работы.

Перед тем, как засхематизировать следующий текст, рекомендуется спросить у себя: «Как я представляю себе Бога или образ Божий?» и зафиксируйте на бумаге то, что всплывает из безсознательных уровней психики. Задайте себе вопросы: откуда вы скопировали такие представления и не являются ли такие представления о Боге, взятыми из христианства (Иисус, крест, иконы), ведизма (боги-предки), пантеизма (тучки, небо, солнышко, космос, вселенная), антропоморфизма (седовласый старец, дед мороз, и т.п.), многобожия (идолопоклонство, обожествление сил природы), марксизма (единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания) и прочих вариантов стереотипов религиозных конфессий.

Далее откладывайте ваш черновик со старыми представлениями и начинаете создавать и осваивать совершенно новые схемы или образы (свои собственные образы).

Текст для схематизации Богоначального мировоззрения и его противоположности – я-центричного мировоззрения:

Диалектика и атеизм: две сути несовместны». Глава 6.2 Жизнь это — Бог и тварное Мироздание, представляющее собой объективную данность триединства материи-инфор­ма­ции-мъры. Соответственно мировоззрение триединства материи-информации-мъры (а также и выражающее его миропонимание) — можно назвать Богоначальным, поскольку в нём мысленное древо всегда выстраивается в порядке: образ Божий, как субъективные нравственно обусловленные представления индивида о Боге, Þ Мироздание, как триединство материи-информации-мъры Þ последовательность более или менее детальных переходов по системе мировоззренческих и понятийных взаимосвязей от Мироздания в целом к конкретно рассматриваемому вопросу. Противоположностью ему является «Я-центричное» мировоззрение (а также и выражающее его миропонимание), в котором мысленное древо всегда выстраивается в порядке: «Я — как начало координат, центр Жизни, пуп Земли и т.п.» Þ обстоятельства, с которыми «Я-центр» непосредственно взаимодействует, Þ информация, относящаяся к тому или иному конкретному вопросу. Поскольку обстоятельства, с которыми «Я-центр» непосредственно взаимодействует, непрестанно меняются, то мысленное древо регулярно рассыпается, вследствие чего к одному и тому же вопросу отношение в разные моменты времени может быть объективно не мотивированно взаимоисключающим, а к разным вопросам — взаимно несогласованным. Отсюда — из «Я-центричного» мировоззрения и проистекают если не все, то очень многие сбои в попытке того или иного субъекта применить диалектический метод — «субъективную диалектику» — к разрешению тех или иных проблем в жизни своей и общества.

Дополнительный текст

Объективная реальность (Диалектика, глава 6) Объективная реальность — это и есть Жизнь в предельно общем смысле этого слова. Жизнь есть Бог и сотворённое Богом Мироздание, представляющее собой живой организм. Жизнь в своих высших проявлениях разумна, несёт в себе объективный смысл, который может стать достоянием всякого субъективного разума, поскольку Жизнь содержит в себе Язык (как средство передачи смысла от одного субъекта к другому), а поток событий в Жизни представляет собой повествование. Это тварное Мироздание материализм называет «материей»; а пантеизм[6], сталкиваясь с проявлениями деятельности высшего по отношению к человеческому разума, это же Мироздание, т.е. так называемую «материю», — обожествляет (для пантеизма высший разум — не Бог, Творец и Вседержитель, — а одно из свойств самого нетварного Мироздания). Никаких интеллектуально-рассудочных доказательств бытия Божиего ни один разум сам в себе воспроизвести не может (в том числе и на некой «экспериментальной основе») как не может на тех же принципах воспроизвести и доказательства небытия Божиего. Но Жизнь среди прочего включает в себя и этику (взаимоот­но­шения свободно разумных[7]субъектов), выражающую нравы живых свободно разумных субъектов и их множеств (а также разумных множеств индивидуально не разумных элементов). И в Жизни доказательство Своего бытия Бог — Творец и Вседержитель — даёт Сам персонально каждому, кто осознанно задаётся этим вопросом: и состоят они в том, что жизненные обстоятельства субъекта изменяются в соответствии со смыслом его молитв тем более явственно и зримо, чем он сам более отзывчив к зову Бога, когда Бог Сам обращается к субъекту через его внутренний мир, через других субъектов или на Языке Жизни, порождая стечения жизненных обстоятельств как вокруг, так и внутри субъекта. И эти доказательства носят нравственно-этичес­кий характер, поскольку стечения обстоятельств несут нравственно-этиче­с­ки обусловленный смысл и целесообразность по отношению к жизни субъекта, проявившего интерес к вопросу о бытии Божием.

 

Типичные ошибки при самоОБРАЗовании:

1. Попытка привести к стандартизации образов (составить некий новый универсальный алфавит базовых образов).

2. Оперирование символами, которые не имеют отношения к смыслу текстов ВП СССР и завязаны на те или иные эгрегоры. Например: зачастую на триединство материи-информации-меры наблюдается подгонка символа с цветочками клевера и прочие схожие экзо/эзотерические или конфессиональные стереотипы (кельтские, кабалистические, славяно-арийские, рунические и прочие). В итоге человек сам буксует при формировании новых образов, а так же возникают трудности при тандемном взаимодействии, т.к. старые образы трактуются разными людьми по-разному. Выбросьте мусор из головы и СОЗДАВАЙТЕ ОБРАЗЫ САМИ. Эти символы никакого отношения не имеют к реальным образам, проверьте и убедитесь самостоятельно. Данные символы являются эгрегориальными образами-отметками в вашей психике, через которые вами в обход сознания манипулируют.

3. Поверхностное отношение к самообразованию - не выполнение части заданий, не ознакомление с предлагаемыми текстами, нежелание самостоятельно разобраться в тех или иных терминах и вопросах. Пройдите все пункты, ответив на все вопросы, а так же дополнительные вопросы, которые появятся у вас при работе с текстом. Дополняйте схему - это поможет вскрывать умолчания и соединять образы.

4. При ознакомлении с методом схематизации, многие задают вопрос другим: зачем мне это нужно? Ответ ищите в проблеме и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь при освоении материалов КОБ, а также в себе, но не у игротехников или организаторов процесса самообразования. Прежде чем задавать вопрос, сформулируйте его для себя. Прочитайте брошюру «Рекомендации по самообразованию» - там вы найдёте большинство ответов на возникающие у вас вопросы. Не бросайте освоение метода схематизации после первого занятия, если вы пройдёте первые три занятия, поймёте сами насколько эффективен метод схематизации.

Задание:

1. Посмотрите видеоролик “Виды схем”, который поможет вам составить представление о существующих методах визуализации текстового материала.

2. Ознакомьтесь с брошюрой “Рекомендации по самообразованию” - в ней вы найдёте ответы на большинство возникающих у вас вопросов. Если нет времени прочитать целиком, то ознакомьтесь фрагментарно (с главами 1, 2 и 4), далее будете обращаться к ней по мере возникновения вопросов и сложностей.

3. Засхематизируйте текст «Мировоззрение и Миропонимание» из Основ Социологии.

4. Засхематизируйте текст «Богоначальное мировоззрение» из книги «Диалектика и Атеизм: две сути не совместны» и остальные дополнительные тексты.

5. Прочитайте приложение – фрагмент книги «Язык наш: как объективная данность и как культура речи»2.3. О понятиях, миропонимании, взаимопонимании.

6. Если возникают дополнительные вопросы или у вас готовы первые схемы, можете написать диалектикам, они помогут вам в завершении работы и уточнениях. Контакты указаны в группе: vk.com/shematizaciya

Рекомендуем запастись терпением. Если вы не создадите свои образы сами, то за вас это сделает или уже сделал кто-то другой. Будьте усердны и в результате вы получите такое мировоззрение и миропонимание, которое позволит вам сэкономить кучу времени и не вляпываться в такие процессы, концы которых находятся не в ваших руках…

Приложение 1. Дополнительные тексты для доработки схем.

Зачем мне это надо? Наиболее значимая функция мировоззрения в психике индивида состоит в том, что мировоззрение является средством моделирования течения событий в жизни во множестве вариантов в темпе, опережающем реальное течение событий, что позволяет заблаговременно выявлять неприемлемые варианты возможного будущего, выбирать приемлемые и вырабатывать в некотором смысле наилучшую линию поведения индивида в жизни. Калейдоскопическое мировоззрение, в котором Жизнь представляется совокупностью разрозненных фактов, не связанных друг с другом причинно-следственным обусловленностями, к выполнению этой функции не способно.

Источник: Основы социологии, глава 2.3 «Функциональное назначение мировоззрения и миропонимания в психике индивида и вопрос об эффективности различных типов мировоззрения и миропонимания»

Сборка мозаики и управление разнокачественностями Мозаика мировоззрения и миропонимания складывается из разрозненных фрагментов «это» — «не это», представляющих собой субъективные образы, мелодии, созвучия, понятия. При этом между составляющими мозаику фрагментами устанавливаются определённые связи, которые могут устанавливаться раз и навсегда либо быть ситуационно обусловленными, могут быть однозначными либо многозначными. Если «вынести за скобки» обусловленность объемлющими процессами процесса формирования взаимно связанных и обуславливающих друг друга мозаик мировоззрения и миропонимания, то в нём решающую роль выполняет способность алгоритмики психики управляться с субъективными разнокачественностями, — как минимум: • объединять разнокачественности во множества, в том числе и объединяя уже существующие множества (в частности, так происходит синтез новых понятий и образов, соответствующих абстрактным и проектируемым ещё не воплощённым объектам и процессам); • во множествах разнокачественностей выделять подмножества (в результате, из более общих понятий образов выделяются какие-то специфические); • выстраивать разнокачественности во множествах и подмножествах в определённом порядке, т.е. образовывать из них вектора и матрицы (это свойственно всем задачам управления, поскольку одно и то же множество желательных целей, будучи по-разному упорядоченным, порождает множество вариантов управления); • сопоставлять (соотносить) упорядоченные и не упорядоченные подмножества разнокачественностей друг с другом (в алгоритмике психике это необходимо для передачи управления определённым ветвям алгоритма в ветвящихся и циклических процедурах); • сопоставлять (соотносить) сами разнокачественности во множествах друг с другом (необходимо для выявления ошибок отождествления объективно различных разнокачественностей и их множеств, в том числе и ошибок несоответствия субъективных разнокачественностей, сложившихся в психике индивида, объективным разнокачественностям, данным ему Богом в озарении Различением). Такого рода операции с субъективными и объективными разнокачественностями лежат в основе анализа событий и фактов, имеющих место в Жизни, в основе синтеза понятий, их классификации и обобщений, что наряду с процессом постановки вопросов в очерёдности, ведущей к постижению Правды-Истины («метод отыскания истины путём постановки наводящих вопросов»), изначально входило в определение понятия «искусство диалектики» в философской традиции, воспринятой от древней Греции: «искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды». При этом выполнение названных операций с разнокачественностями лежит в русле процедуры постановки вопросов и нахождения ответов и обслуживает эту процедуру, оставаясь большей частью скрытым в бессознательных уровнях психики (особенно вне трансовых состояний). Но анализ Жизни, синтез понятий, их классификация и обобщения, прочее творчество — следствия и результаты взаимодействия человека с Жизнью на основе сложившегося мировоззрения и миропонимания, которые также складываются в процессе осуществления названных операций над объективными и субъективными разнокачественностями. Сборка мозаики по существу процесс обратный по отношению к процессу раздробления целостного образа Объективной реальности на множество «это» — «не это» при озарении в Различении тех или иных граней Жизни и накопления психикой на протяжении всей жизни человека «первичной» информации, образующей базисное множество субъективных разнокачественностей. По своему существу весь процесс «озарение Различением Þ обретение мировоззрением качества Богоначальной мозаики» представляет собой способ решить задачу о том, как отобразить в конечную и ограниченную психику индивида качество полноты объективной информации, свойственной бесконечной и неограниченной Жизни.

Источник: Диалектика и атеизм: две сути несовместны. Из главы 7.3 «Принципы организации самоконтроля в процессе самоуправления.

АНАЛОГИЯ и ПОДОБИЕ В помощь к соотнесению схем-образов с Жизнью (пункт №5 и №6 ПФУ СО) «Аналогия» и «подобие» в контексте настоящей работы — не синонимы. Аналогия предполагает возможность прямой замены одного другим; подобие (полное или частичное) предполагает только идентичность процессов, протекающих в разных объектах, при их описании в общей для них системе параметров, лишённых их реальной размерности. Аналогия предполагает определение некоего набора качеств, которыми обладают объекты, аналогичные именно в смысле избранного набора качеств. Объекты, обладающие более узким или более широким набором качеств, чем определённый, принадлежат к другому классу объектов, хотя они являются, тем не менее, частичными или более широкими (объемлющими) аналогами объектов разсматриваемого класса, разпознаваемых по вполне определённому конечному набору качественных признаков. Благодаря частичным и объемлющим аналогам все классы объектов, разпознаваемые по любому набору качественных признаков, взаимно проникают один в другой, сливаясь в понятии «Мироздание». Таким образом, суперсистема — множество элементов, хотя бы частично функционально аналогичных друг другу в некотором смысле и потому хотя бы отчасти взаимозаменяемых. Кроме того, все её элементы самоуправляемы (или управляемы извне) в пределах иерархически высшего объемлющего управления на основе информации, хранящейся в их памяти; каждым самоуправляемым элементом можно управлять извне, поскольку все они могут принимать информацию в память; каждый из них может выдавать информацию из памяти другим элементам своего множества и окружающей среде и потому способен к управлению, и (или) через него возможно управление другими элементами и окружающей средой; все процессы отображения информации как внутри элементов, так и между ними в пределах суперсистемы и в среде, её окружающей, подчинены вероятностным предопределённостям, выражающимся в статистике.

Источник: ДОТУ гл. 13.1 Процессы в суперсистемах: возможности течения

Дополнительно к схеме ознакомиться с главой 6.10 из Основ социологии, 1 том.

Понятие о теориях подобия

В практической деятельности — в создании новой техники, в организации управления теми или иными процессами — типичны ситуации, в которых по параметрам какой-то одной замкнутой системы надо судить о процессах и параметрах какой-то другой замкнутой системы, которая от первой может отличаться:

· либо своими размерами при однокачественности природы обеих систем (т.е. при однокачественности физических носителей процессов в обеих системах и во внешней среде),

· либо природой.

И то и другое нуждается в пояснении.

Что касается различий однокачественных по своей природе систем, то жизнь полна так называемых «масштабных эффектов».

Масштабные эффекты проявляются в том, что при изменении всех или только некоторых размеров однокачественных по своей природе систем — значения параметров, характеризующих процессы в самой системе и во взаимодействии её со средой, изменяются не пропорционально масштабу изменения соответствующих размеров исходной системы.

При этом изменение исходных размеров системы может сопровождаться изменением каких-то параметров, характеризующих поведение новой системы, как в большую, так и в меньшую сторону. В некоторых случаях плавный переход по шкале масштаба к иным размерам системы может сопровождаться ступенчатым увеличением либо уменьшением параметров, характеризующих её поведение. В других случаях какие-то параметры, характеризующие поведение системы, оказываются безразличными к изменению масштаба по отношению к исходным размерам. Всё это в природе обусловлено тем, что подавляющее большинство параметров, которыми характеризуется система и её поведение, обусловлены не одним, а множеством факторов (т.е. в математических моделях большинство параметров — функции не одного, а многих аргументов, причём функции нелинейные), каждый из которых по разному влияет на изменение характеристических параметров системы при переходе к иному масштабу.

Наличие масштабных эффектов в жизни при оценке однокачественных систем и процессов, протекающих в них и с ними связанных внешних процессов, приводит к вопросу о том: Как пересчитать характеристики одной системы, процессов в ней и с нею связанных внешних процессов к масштабу другой системы, обладающей иными размерами, для того, чтобы можно было судить о достоинствах и недостатках, о соответствии каждой из систем задачам, на неё возлагаемым, о качестве управления (решения) этих задач каждой из сопоставляемых друг с другом систем?

Нахождение ответа на этот вопрос в каждой прикладной отрасли деятельности, в которой он встаёт, — одна из задач соответствующей теории подобия.

Но это — не единственная задача теории подобия. Например, известно, что одними и теми же математическими моделями с приемлемой для практики точностью могут быть описаны процессы, имеющие разную природу. В терминологии триединства материи-информации-ме­ры это означает, что процессы, аналогичные друг другу по своим информационно-алгорит­ми­ческим характеристикам, опираются на разные по своей природе материальные носители.

При этом оказывается, что хотя люди могут построить математические модели тех или иных процессов, но достигнутый уровень развития математики и вычислительных средств позволяет решить далеко не все задачи, которые можно поставить. Тем не менее, свойство информационно-алго­рит­ми­чес­кой аналогичности процессов, протекающих на разных материальных носителях, в случаях, когда выявлена такого рода аналогичность, позволяет не решать задачи методами математики или путём экспериментирования на моделях, идентичных по своему материальному носителю интересующему нас объекту, а построить модель-аналог на основе иных материальных носителей и решать задачи на её основе.

В 1940‑е — 1950‑е гг. этот подход в истории развития техники выразился в создании так называемых «аналоговых вычислительных машин», которые однако ничего не вычисляли, а моделировали на основе протекающих в них процессов, какие-то иные процессы.

Так было выявлено, что дифференциальные уравнения, описывающие динамику самолёта в полёте, могут быть идентичны уравнениям, описывающим процессы в электронных схемах. В тот период времени не было вычислительных средств для того, чтобы решать такие математические задачи с приемлемой для практики точностью, но была возможность построения электронных схем, процессы в которых по своим информационно-алгоритмическим характеристикам были аналогичны параметрам, характеризующим динамику самолёта в полёте. И многие задачи по обеспечению желательной управляемости летательных аппаратов в ходе проектирования новой авиационной техники были решены на основе создания и варьирования параметров динамически подобных летательным аппаратам электронных схем, на которых и проводились эксперименты по моделированию управляемости будущих летательных аппаратов.

Соответственно тому, что показано на этом примере, вторая задача построения теорий подобия — определять, какие процессы, разнокачественные по природе их материальных носителей, могут быть уподоблены друг другу в аспекте информационно-алгоритмической аналогичности, и соответственно — как соотнести друг с другом реальные параметры, характеризующие физически различные процессы, и значения этих параметров, свойственные модели и объекту.

 Т.е. теория подобия — не некий атрибут ДОТУ, обладающий универсальностью своего применения в решении любых практических задач, а один из возможных подразделов всякой прикладной отрасли Науки. Теорий подобия, ориентированных на решение проблем соответствующих отраслей практической деятельности, в научной субкультуре человечества может быть множество — по числу отраслей, в которых востребованы решения задач теории подобия.

Благодаря тому, что в авиации и судостроении развиты соответствующие потребностям этих отраслей теории подобия, в целом успешно решаются задачи выбора и оптимизации аэро- и гидродинамической компоновки летательных аппаратов и кораблей, выявляются и разрешаются проблемы обеспечения их прочности в процессе эксплуатации.

Тем не менее, есть и некоторые общие принципы, которые выражаются в теориях подобия, развитых в составе прикладных отраслей науки, включая достаточно общую теорию управления в её приложениях.

Поскольку понятие о времени и его измерение связано с выбором эталонной частоты, то в качестве эталонных частот могут быть взяты и собственные частоты колебаний объектов управления, замкнутых систем, процессов взаимодействия замкнутых систем и окружающей среды. Это приводит к понятию динамических подобных (частично или полностью) объектов, систем и процессов, для которых процессы (балансировочные режимы и манёвры), отнесённые ко времени, основанном на сходственных собственных частотах, в некотором смысле идентичны. Сопровождение слова «иден­­тичность» эпитетом «некоторая» обусловлено тем, что подобие может осуществляться на разных физических носителях информационно-алго­рит­ми­ческих процессов (управления), на разных уподоблениях друг другу параметров подобных систем.

Уподобление — обезразмеривание, т.е. лишение реальных физических и информационных параметров их размерности (метров, килограммов, секунд и т.п.) отнесением их к каким-либо значениям характеристик замкнутой системы и среды, обладающим той же размерностью (метрами, килограммами, секундами и т.п.). В результате появляются безразмерные единицы измерения сходственных в некотором смысле параметров у сопоставляемых замкнутых систем, одинаково характерные для каждой из них вне зависимости от того, на каких материальных носителях они реализованы. Это свойство общевселенской меры лежит в основе моделирования на одних физических носителях процессов, реально протекающих на других физических носителях (аналоговые вычислительные машины); и в основе информационного (чисто теоретического) моделирования, в котором важна информационная модель, а её физический носитель интереса вообще не представляет (любой алгоритм, предписывающий какую-либо последовательность действий, по своему существу независим от его материального носителя).

Анализ течения подобного моделирующего процесса может протекать в более высокочастотном диапазоне, чем течение реального подобного моделируемого процесса: это даёт возможность заглянуть в будущие варианты развития моделируемого процесса, что является основой решения задач управления вообще и задачи о предсказуемости поведения, в частности.

Примеры такого рода моделирования, как уже было сказано выше, — все аэродинамические и прочностные эксперименты и расчёты в авиации, судостроении и космонавтике.

Моделирование высокочастотного процесса в низкочастотном диапазоне позволяет отследить причинно-следственные связи, которые обычно ускользают от наблюдателя при взгляде на скоротечный реальный процесс. Примером такого рода является скоростная и сверхскоростная киносъемка (более 105 кадров в секунду) и замедленная (по сравнению с реальностью) проекция ленты, что позволяет решать многие технические и биологические (медицинские) проблемы.

Многие проблемы в жизни общества неразрешимы вследствие неразвитости в тех отраслях науки, которые претендуют на работу с ними, адекватных теорий подобия.

Примером тому — экономическая наука современной цивилизации, которая при колоссальном расходовании природных и трудовых ресурсов не в состоянии обеспечить благоденствие всех, кто согласен честно своей трудовой деятельностью поддерживать жизнь общества и цивилизации в целом. Это обстоятельство — объективный показатель неадекватности так называемой «экономической науки» реально протекающим экономическим процессам и потребностям подавляющего большинства людей.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!