Экзистенциальные аспекты выгорания



 

По мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только в профессиональном общении. Полемизируя с К. Маслач, Н. В. Гришина считает, что выгорание – плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.

Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из‑за отсутствия результата», «работа впустую», равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бессмысленности начинает определять общую жизненную ситуацию человека, вызывая в особо тяжелых случаях экзистенциальный невроз (Гришина, 1997). При изучении специалистов помогающих профессий автор получила разнообразные свидетельства того, что трактовка выгорания только как разновидности профессионального стресса недостаточна. Существуют весомые аргументы в пользу экзистенциальной интерпретации выгорания, поскольку «болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию». Рассмотрим некоторые экзистенциальные аспекты выгорания.

 

Неудовлетворенность осуществлением смысла жизни и выгорание

 

В. Франкл определил «смысл жизни» как основную потребность человеческого существования, говоря не о смысле жизни «вообще», определение которого, по его мнению, бессмысленно, а о «конкретном смысле каждой конкретной ситуации и каждого конкретного человека».[58]

Смысл это всегда требование момента, которое заключается в действии, в создании и переживании чего‑либо или любви к кому‑либо, т. е. он всегда действен и направлен. Осмысленность подразумевает ответственность человека за свою жизнь. Характеризуя это, Франкл ввел понятие экзистенциальный вакуум. По своему содержанию оно близко к понятию «ноогенный невроз» А. Маслоу. Однако Франкл считает, что самоактуализация – вовсе не конечное стремление человека, а результат осуществления смысла собственной жизни.

Психологическое содержание смысла жизни заставляет выделить его из категории мотивов. Он не столько будущая цель и стремление к чему‑либо, сколько переживание, которое случается в процессе реализации данного мотива (или их совокупности). К. А. Абульханова‑Славская определяет смысл жизни как «внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события». Это способ переживания жизни в процессе ее осуществления.

Смысл жизни может быть утрачен «в силу непропорциональности тех психических и личностных затрат, той цены, которую личность платит за свои реальные достижения… Слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Когда цена бывает слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, личность также перестает испытывать удовлетворение, а это, в свою очередь, разрушает смысл ее жизни».[59]

Наличие смысла и удовлетворенность им не всегда осознаны человеком, однако их возможно обнаружить эмпирически. Они оказываются взаимосвязанными, но не всегда совпадающими с субъективной удовлетворенностью жизнью. Эмпирические измерения переживания счастья и степени удовлетворенности смыслом жизни демонстрируют, что последний представляет собой наиболее точный индикатор ощущения субъективного благополучия.

Удовлетворенность осуществлением смысла жизни не тождественна по своему содержанию удовлетворенности ходом жизни. Так, в юности человеку чаще присуще второе, но не осмысленность, поскольку он находится только в начале своей самореализации. В пожилом возрасте наблюдается скорее другая картина, когда удовлетворенность ходом жизни снижается, а осуществление ее смысла возрастает.

В исследованиях К. Муздыбаева (1981) были получены следующие результаты: показатель удовлетворенности смыслом жизни резко повышается в период 25–30 лет и после 50 лет, а минимальные его величины отмечались у респондентов до 25 лет.[60] Полученная зависимость подтверждает тезис о том, что смысл жизни и удовлетворенность им – это феномены личностного роста, проявления самореализации личности, которая представляет собой «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности» (Коростылева, 1997).

Обращаясь к феномену выгорания, который проявляется в эмоциональном истощении и снижении способности радоваться жизни, неадекватной самооценке, утрате ощущения смысла своей профессиональной деятельности и обезличенном отношении к субъектам профессионального взаимодействия, можно предположить, что «выгорающий» человек утрачивает ощущение смысла жизни, перестает чувствовать себя счастливым, теряет способность к «своевременности», личную перспективу и способность к эффективной самореализации.

Подтверждение тому мы обнаружили при исследовании медицинских сестер реанимационных отделений (100 человек) и учителей средней школы (57 человек). Для оценки удовлетворенности осуществлением смысла жизни использовался тест Дж. Крамбо и Л. Махолик. Было установлено, что психическое выгорание отрицательно сказывается на ней. Между лицами с высоким и низким уровнями выгорания выявлены достоверные различия в субъективном переживании счастья, веры в собственные силы и потенциальные возможности.

Медсестры, отличающиеся высокой степенью выгорания, охарактеризовали себя как менее счастливых, более неуверенных и неспособных к конкретному планированию будущего (по сравнению со своими коллегами, у которых не наблюдался данный синдром). У переживающих выгорание ярко выражено непринятие настоящего, опасения относительно будущего и нежелание планировать его («размывание времени»). В отличие от них, у лиц с отсутствием такого синдрома удовлетворенность смыслом настоящего и будущего имеет относительно высокие показатели, которые превышают удовлетворенность смыслом жизни в прошлом. Иначе говоря, выгорание ведет к развитию «экзистенциального вакуума», снижению ощущения осмысленности жизни в настоящем моменте и обесцениванию смысла будущей жизни.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!