Глава 1. Нужно придумать заголовок...?

Исторический аспект усиления административного и идеологического воздействия государства на Русскую Православную Церковь

В период 1954-1964 гг.

 

 

Выпускная квалификационная работа

Бакалаврская работа

 

 

Направление подготовки

«Подготовка служителей и религиозного персонала
религиозных организаций»

 

Направленность (профиль)

«Подготовка служителей и религиозного персонала
православного вероисповедания»

 

 

Новокузнецк

2018

 

Работа выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Кузбасская православная духовная семинария Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

 

 

Научный руководитель – канд. ист. наук Пивень Сергей Николаевич

_____________________________________________

[ученая степень] [сан Имя] Фамилия [Имя Отчество]

 

 

Официальный рецензент –

 [учёная степень] [сан Имя] Фамилия [Имя Отчество]

 

Работа допускается к защите

Заведующий кафедрой _______________/_______________________________

подпись                          [ученая степень] [сан Имя] Фамилия [И.О.]

«____» ________________2018 года

 

 

Защита состоится «____» ________________2018 года

 

 

Оценка защиты выпускной квалификационной работы

Аттестационной комиссией «____________________»

оценка

 

 

Председатель АК ________________/_________________________________

подпись                       [ученая степень, сан Имя] Фамилия [И.О.]

 


 

Оглавление                                              

Введение. 4

Глава 1. 10

1.1. 11

1.2. 23

1.3. 26

Глава 2. 49

2.1. 50

2.2. 52

2.3. 53

Заключение. 67

Библиографический список. 71

Приложение 1. Тексы, и т.п. 75

Приложение 2. Фотоматериалы названия. 79

 

Вариант оглавления:

Глава 1.

-1.1.

-1.2.

Глава 2.

-2.1.

2.2.

 

Глава 1. Причины враждебности государственной власти СССР в отношении Русской Православной Церкви

? стр
  1.1. Факторы, определяющие стратегию религиозной политики государственной власти СССР в 1954-1964-е годы  
  1.2. Роль партийно-государственного аппарата в формировании и воплощении в жизнь религиозной политики  

Глава 2. Характеристика тактики религиозной политики государственной власти СССР в 1954 -1964-е годы

 

 

Объектом исследования данной дипломной работы являются проблемы государственно-церковных отношений в СССР.

Предметом исследования – специфика богоборческой политики государственной власти СССР в 1954-1964-е годы.

Цель дипломной работы: охарактеризовать особенности политики государственной власти в части гонений в СССР по признакам религиозной принадлежности в период с 1954 по 1964 гг.

Исходя из поставленной цели определены следующие задачи исследования:

- выявить причины враждебности государственной власти СССР в отношении Церкви;

- раскрыть сущность тактики государственной власти СССР в периоды

Введение

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами. ???. 

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является.

Предмет исследования – ... 

Цель работы

- Цель данной работы состоит в изучении государственно-церковных отношений в СССР в годы правления Н. С. Хрущева (1953-64 гг.) и реализуется посредством решения следующих задач:

.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

- ий;

- ти.

Цель данной работы состоит в изучении государственно-церковных отношений в СССР в годы правления Н. С. Хрущева (1953-64 гг.) и реализуется посредством решения следующих задач:

— раскрыть основные направления религиозной политики советского государства в 1953-64 гг.;

— охарактеризовать положение Русской православной церкви в эти годы;

— рассмотреть реакцию церковников и верующих на проводившуюся в эти годы правительством церковную политику.

 

Для решения поставленных исследовательских задач в данной работе используются следующие методы исследования:

Методологическая основа данного исследования обусловлена темой работы, которая затрагивает аспекты истории, религиоведения, политологии. Для достижения цели использованы методы: системный, аналитический, а также метод сравнительного анализа. При анализе документального материала использовался метод критического анализа.

Хронологические рамки исследования охватывают период с

= В 1953-64 гг. наблюдалась интересная метаморфоза государственной власти СССР. Наряду с процессами либерализации в советском обществе, именуемыми «оттепелью», наблюдалось тотальное наступление на права верующих.

= в октябре 1964 года, в Верховном Суде СССР прошло под председательством А.Ф. Горкина специальное совещание по вопросам нарушения социалистической законности в отношении верующих.

 = Хронологические рамки исследования - 1953 - 1964 гг, определены автором диссертации исходя из периода, в который Н С Хрущев осуществлял государственную деятельность, находясь на постах Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР

Основные источники и литература.

Весь комплекс исторических источников по нашей теме можно разделить на группы: первая – это ???; вторая – ?? ; третья –  ???.

- Часть историков условно разделяют время правления Н. С. Хрущева на два этапа: 1953-1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализацию внутренней и внешней политики; 1958-1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, так как гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956 г.) произошли именно в период «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.

- При подготовке данной работы использовались опубликованные материалы. Прежде всего, это сборники, содержащие законодательные и нормативные акты советского государства за период 1953-64 гг. по проблемам свободы совести и вероисповеданий, протоколы и документы партийных съездов, съездов и соборов религиозных организаций, постановления и решения органов церковного управления; дневники и воспоминания государственных, общественных и церковных деятелей. Необходимым источником для раскрытия истории государственно-церковных отношений этого периода явилась периодическая светская и церковная печать, разнообразные издания религиозных организаций.

-

-

По исследуемой проблеме в исторической литературе встречается ряд мнений, которые по разному характеризуют церковную политику государства и положение церкви в 1953-64 гг. В советский период отечественной истории эта тема рассматривалась в основном не столько с научных позиций, сколько с точки зрения политической целесообразности, практической надобности органов власти и управления. Зачастую обращение к данной проблематике стимулировалось потребностями партийных органов в «разоблачении» религии и духовенства, в проведении антирелигиозной пропаганды. В к. 70-х гг. выходит в свет немалое число работ, где рассматривалась эволюция государственно-церковных отношений в различные периоды российской истории XX века, привносились новые факты, свидетельства, высказывались неординарные суждения (В. А. Куроедов, Ю. А. Розенбаум). Период с середины 80-х годов и по настоящее время характеризуется преодолением 6ылых недостатков в исследовании проблем свободы совести и вероисповеданий в истории России. Плодотворно разрабатывают данную проблематику В. А. Алексеев, О. Ю. Васильева, М. И. Одинцов, М. В. Шкаровский и др.

- Положение религии, церкви и верующих в России и, особенно в Советском Союзе всегда было объектом научных интересов зарубежных ученых. Среди них У. Коларз, У. Флетчер, Д. Эллис, Д. В. Поспеловский и др., чьи труды достаточно широко известны российской научной общественности и содержат в себе немало ценных и точных наблюдений, объективных выводов об истории и современном состоянии государственно-церковных отношений в России. Главным недостатком этих работ является политическая пристрастность.

- Завершая краткий обзор литературы, посвященной истории взаимоотношения государства и церкви в СССР 1953-64 гг., отметим, что при всем ее многообразии изучение данной темы продолжается и является объектом настоящего исследования. На сегодняшний день эта тема нуждается в переоценке. Дело в том, что, как уже указывалось выше, значительная часть работ либо предвзята, либо находится под влиянием политизированной советской историографии. Это и создает необходимость формирования иного взгляда – нового и по возможности, непредвзятого.

 

 

Структура работы. Во введении обозначены объект, предмет и методы исследования, сформулирована цель работы, исследовательские задачи, указаны основные источники и литература.

 


Глава 1. Нужно придумать заголовок...?

 

Размышляя над положением Русской Православной Церкви в 1950-х – 1960-х гг. прежде всего нужно рассмотреть причины резкого ужесточения отношений политической власти страны к духовенству и верующему населению после смерти Сталина и проведением антицерковной политики новым главой государства Хрущёвым. Антицерковная политика во времена правления Сталина, особенно в военное и послевоенное время, сошла на нет: в печати практически не появлялось антирелигиозных статей, распался Союз Воинствующих Безбожников, были закрыты некоторые антирелигиозные музеи. Союз Безбожников прекратил свою деятельность без официального роспуска[1]. По распоряжению Сталина в 1943 году была организованна встреча высшего Церковного управления страны с Высшим политическим руководством страны. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Стагородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) были доставлены в Кремль на встречу с Генеральным секретарём ЦК ВКП(б) И.В.Сталиным, Народным Комиссаром иностранных дел СССР В.М.Молотовым и с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г.Карповым.

По этому поводу, Карпов сделает следующую запись: «СЕКРЕТНО. 4.09.43г. я был вызван к товарищу Сталину, где мне были заданы следующие вопросы: а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям); б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая; в) когда и как был избран в Патриархи Тихон; г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей; д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими; е) что известно о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии; ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; з) количество приходов православной Церкви в Советском Союзе и количество епископата». Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что «нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством Церкви». Карпов предложил образовать при Верховном Совете СССР отдел по делам культов по образцу Комиссии по делам культов при ВЦИКе, но Сталин решил, что это будет Совет по делам Русской Православной Церкви не при Верховном Совете, а при правительстве. «На Совет будет возложено осуществление связей между правительством Союза и Патриархом... Совет самостоятельных решений не принимает, докладывает и получает указания от правительства»[2].

На встрече обсуждалось положение Русской Православной Церкви в котором она оказалась в послереволюционное время и на момент начала Великой Отечественной Войны. Митрополиты доложили Сталину о том, что большинство приходов разрушено, закрыто, либо превращено в клубы, склады, и иные помещения для хозяйственных нужд. Главным пунктом встречи было обсуждение возможности созыва Архиерейского Собора и выбора Предстоятеля Русской Православной Церкви. Также обсуждался вопрос открытия духовных школ и академий. Церковь остро нуждалась в кадрах церковнослужителей, а особенно священнослужителей. На все просьбы иерархов, Сталин дал положительный ответ. Так же, при содействии Сталина в короткие сроки в столицу были доставлены из ссылок и лагерей архиереи, которые попали в них в 20-30гг.

Уже через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 годя , в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Архиерейский Собор в котором приняли участие 19 архиереев, доставленные в Москву из ссылок и лагерей. Собор избрал Патриархом митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского)[3].

Вышеуказанные факты говорят о том, что Сталин решил применить демократически-либеральный путь в вопросе сотрудничества с Русской Православной Церковью. Ему нужно было показать, что советская власть больше не враг Церкви, и не будет уничтожать её физически. Что сотрудничество Советского государства и РПЦ в вопросах патриотизма, благотворительности, духовного окормления военнослужащих необходимы обеим сторонам, особенно Церкви. Сталин понимал, что переломный момент Великой Отечественной Войны уже наступил и со временем советская армия одержит победу в войне. В феврале 1945 года в Ялте готовилась встреча «большой тройки» – С.Ш.А, Великобритании и СССР. На этой встрече Сталину удалось добиться принятия нужных для него решений, из которых главным было для Советского Союза признание требований о сферах влияния в Европе[4]. Советское государство упрочняло своё влияние в Европе, а с победой во Второй мировой войне, Россия входит в число стран, которые диктуют условия устройства мирового порядка после войны. Сталин понимал, что через Церковь с её каноническими территориями и связью с Поместными Православными Церквями, он сможет упрочнить международные позиции Советского государства[5].

После войны Советская власть не накладывала ограничений в духовном окормлении граждан, по крайней мере старшего поколения. Атеистическая пропаганда в том виде, в котором она велась в 20-30-х гг. XXв., после ВОВ не возобновилась. Советское правительство в 1943 году организовало посещение Москвы и десятидневное пребывание делегации Англиканской церкви во главе с архиепископом Йорским С.Ф. Гарбеттом[6]. Ещё до окончания Второй мировой войны Москву посетили представители поместных православных Церквей. В 1943 году возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии». Советское правительство разрешило делегатам от лица Церкви посещать страны, которые исторически относились к братским народам и в которых имелись канонические приходы Русской православной Церкви или Православные Церкви основанные на древних кафедрах: Греческая, Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская.

Активно возвращались в лоно Матери Церкви и обновленческие приходы, крах которых к середине войны стал очевидным. Так с Русской Православной Церковью в 1943 года воссоединились через отречение от обновленческих идей приходы, основанные в Москве, Киеве, Ташкенте и других городах России. В 1943 году было восстановлено Евхаристическое и каноническое единство с Грузинской Православной Церковью, которая самостоятельно отделилась от Русской Православной Церкви в 1917 году, и отделение которой не признал в то время ни Патриарх Тихон (Белавин), ни Поместный Собор[7]. К концу 1946 года последние обновленческие приходы возвращаются в управление Московской Патриархии.

22 мая 1945 года состоялось событие, совершение которого в послереволюционный период было невозможно и представить, а в истории Русской Церкви оно было впервые – Патриарх Московский Алексий I  отправился в паломничество в Святую Землю. Патриарх посещал Иерусалим в составе делегации, в которую входил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), который по завершении визита Патриарха в Святую Землю и возвращении Святейшего в Москву, отправился в Англию на аудиенцию с королем Георгом VI и архиепископом Кентерберийским Уильямом Джеффри Фишером.

В своей записки от 15.03.1945 председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г.Карпов докладывал И.В.Сталину: «…Русская православная церковь, в прошлом не прилагавшая достаточных усилий для борьбы с католицизмом, в настоящее время может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви (и против униатства), ставшей на путь защиты фашизма и добивающейся своего влияния на послевоенное устройство»[8]. Далее, Карпов сообщает о мерах, которые будут способствовать укреплению роли православной Церкви на тех территориях, где действуют римокатолические и униатские приходы, в частности на Украине. Особый интерес вызывает следующий пункт: «организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и признать униатское духовенство к переходу в православие»[9].

Из протокола заседания Священного Синода под №20 от 04.09.1945 можно подчерпнуть следующую информацию: Церковные приходы и монастыри получают юридические права приобретать транспортные средства, строить дома и приюты для своих нужд, производить церковную утварь и предметы религиозного культа, правда всё это с разрешения уполномоченного совета по делам религии в тех областях, где находились конкретные приходы. В свою очередь Совнаркомы республик, областей и крайисполкомы по возможности, должны были предусматривать возможность снабжения строительными материалами церковных общин для строительства или ремонта храма[10].

Значимым событием для жизни православных христиан стало открытие и возобновление богослужений в Троице-Сергиевой Лавре, которая была закрыта в 1919 году, а также перенесение мощей Сергия Радонежского из Троицкого Собора в Успенский Собор Троице-Сергиевой Лавры. Архимандрит Гурий докладывал Патриарху Алексею: «Священнослужители и богомольцы молятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры у раки Преподобного Сергия о Вашем Святейшестве и о всей Православной Церкви. Христос Воскресе!» (ЖМП. 1946. №5. С. 10)[11].

С 9 по 17 июня в Москве проходят торжества посвященные 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви. На данном мероприятии присутствовали первоиерархи большинства автокефальных Православных Церквей. В рамках программы торжеств была запланирована конференция, от участия в которой отказались представители Вселенского Константинопольского Патриархата и Греческой Православной Церкви, указав на политический характер резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь».  В этой резолюции, с первых же строк католицизм обвиняется в отходе от традиций Вселенского Православия. Ватикан описывается как антисоветская, империалистическая сила, сотрудничающая с поджигателями войны из западного мира.

В следующей резолюции, озвученной на конференции, Русская Православная Церковь высказала своё опасение по поводу сближения с Всемирным Советом Церквей, осудив экуменистические тенденции протестантских общин Запада.

В вышеупомянутых резолюциях манера советской речи и идеологии проявляется лишь в некоторых местах. А вот в резолюции «Обращения к христианам всего мира» опубликованной в специальном номере Журнала Московской Патриархии за 1948 год мы читаем следующее: «…В то время как Православный Восток воодушевляется великими началами мира на земле и взаимной братской любви среди людей, резко бросается в глаза агрессия западного капиталистического и империалистического мира, откуда опять надвигается опасность новой войны с ее неслыханными ужасами для многострадального человечества…из самого сердца сокровищницы великой Московской Патриаршей кафедры, мы протягиваем руку всем, которые хотят, чтобы человек для человека был братом, а не зверем, и предлагаем, братски соединив усилия, обессилить поджигателей новой катастрофы, служителей темной силы, для которой великие начала христианского миролюбия и братолюбия давно потеряли всякое значение»[12]. Здесь намечается главная роль Русской Православной Церкви которую ей уготовил Сталин – «борьба за мир во всем мире», т.к Запад якобы готовит новую войну при помощи ядерного оружия[13].

Вышеприведенные факты могут создать впечатление того, что после периода религиозных гонений, преследований и физического уничтожения церковно-священнослужителей 20-30х годов XX века, советская власть изменила своё отношение к Русской Православной Церкви. Тем более на Ялтинской конференции было создано международное учреждение, призванное сохранить мир и предотвратить его от новой военной катастрофы – Организация Объединённых Наций[14]. Одна из целей устава ООН гласит: «Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[15]. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. 18 статья данной декларации гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»[16].

Международные договоры и статус участника ООН, обязывал СССР к определенным обязательствам перед гражданами своей страны, особенно верующих людей. Но, если на международной арене СССР старалось выглядеть демократическим государством, то внутри страны – СССР оставалось тоталитарным государством с авторитарной системой управления. Церковь нужна была Сталину как некий показатель либеральности государственного строя перед другими государствами. Делегаты от лица Русской Православной Церкви, посещающие зарубежные страны, должны были свидетельствовать о религиозной свободе в СССР. А по возвращении домой должны были предоставить полный отчет о своей поездке Председателю Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР Г.Г. Карпову. Для примера приведу выдержки из Доклада митрополита Николая (Ярушевича) о его поездке в Белград для участия в работе Славянского конгресса и о его встрече с Сербским Патриархом Гавриилом. По приезду в Белград митрополита Николая пригласили на встречу с Патриархом Гавриилом. Цитата: «п. Гавриил сказал что в лице патриарха Сергия и патриарха Алексия он видит для себя совершенные образы церковной деятельности и что он хочет во всём им подражать: работать в полном единении с властью и для народа»[17]. Далее он сообщает о том, что узнал о Патриархе Гаврииле за время своего пребывания в Белграде. Цитата: «В своём слове [патриарх] Гавриил сказал, что он прибыл на Родину добровольно, имея в виду необходимость полного объединения церковных сил для устроения церковной жизни в новых условиях современности в духе мира и христианской любви…Он видел на Западе, какие козни куются там против всего славянства, а особенно против мощной представительницы его – России, и категорически отмечает ориентацию на Запад…Он счастлив констатировать, что, как и прежде, центр православия находится в Москве[18]». Далее митрополит Николай описывает физическое и интеллектуальное состояние Патриарха Гавриила, указывая его примерный возраст – 65 лет. Затем, митрополит Николай сообщает об опозиции по отношению к деятельности патриарха Гавриила со стороны епископата и священства белградских церквей. Сообщает что в одной из его бесед с Патриархом Гавриилом, на которой присутствовало пятеро сербских архиереев, один из оппозиционеров сказал: «Как можно иметь дело с безбожной и с коммунистической властью? Как можно доверять коммунистам? Кто такой Тито, откуда он взялся? Кто он – жид или мусульманин? Коммунисты умеют только обманывать». Патриарх резко прервал его, сказал: «Не имеете права так говорить, тем более в присутствии нашего дорого гостя. И рассуждения Ваши в корне неверны: нас не касается то, безбожна ли власть или нет, и то, что она – коммунистическая власть; мы должны знать, что она – народная власть, избрана народом, и потому она для нас также дорога, как и нашему народу. Да ведь теперь уже почти весь мир идёт за коммунистами. Разве можно уходить от мира, от народа?[19]».

Далее митрополит Николай рассказывает о встрече Патриарха Гавриила, Митрополита Иосифа и Епископа Нектария с маршалом Тито. Встреча была со слов Патриарха, «очень теплой и сердечной[20]». Так же митрополит Николай приводит приветственную речь Патриарха Гавриила, с которой он выступил на открытии Славянского конгресса от лица Сербской Церкви. В этой речи он назвал маршала Тито народным вождём, который стоит во главе своего народа, а Сталина – великим. Думаю уже этого достаточно для того, чтобы понять просоветский характер данного доклада.

Внутри страны, Советская власть одной рукой подписывала документы, разрешающие Русской православной Церкви открывать новые приходы и совершать богослужения, а другой держала её под пристальным контролем. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин давая интервью корреспонденту «Комсомольской правды» в 1945 г. сказал: «Конечно, атеизм остается основой программы, мы от того, что религия – опиум, не отказались. Но надо мягче. Главное все-таки – пропаганда, разъяснение. Увидел у парня крестик – поговори с ним мягко, скажи о крестике, что это отжившее дело… Согласно Конституции, у нас есть признание Церкви. Войны у нас с ней нет»[21].

 

 

Ста

 

 

Перейдём к рассмотрению биографических событий, раскрывающих значение пребывания И.В. Киреевского в «немецких землях».

Влияние

 

Текст

товарищей».

Перейдем к рассмотрению следующего

Особенности

Текст


Глава 2. Название

 

Показать духовный

а» . Историки, занимающиеся исследованием процесса

» .

Предстоит ответить на вопрос: «?».

Вначале рассмотрим.

Название

 

В богоотрицания .

поддерживали друг друга вне кружка» .

15 лет» .

Перейдём к рассмотрению биографических событий, раскрывающих значение пребывания И.В. Киреевского в «немецких землях».

Название

 

За рубеж

товарищей» .

Перейдем к рассмотрению следующего биографического этапа жизни и деятельности И.В. Киреевского.

Название

В ноябре

 

 


Заключение

В данной работе показан.

Для достижения поставленной цели были определены две взаимосвязанные исследовательские задачи. Во-первых, требовалось описать

- Взаимоотношения структур государственной власти и религиозных институтов и в истории приобретали крайне разнообразные формы.

- ХХ век с его тоталитарными режимами породил такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший в СССР исследуемого периода государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

 


Библиографический список

 

В список источников и литературы

= Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». 7 июля 1954 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. –  М., 1971. –  Т. 6. –  С. 502–507.

= Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». 10 ноября 1954 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – М., 1971. – Т. 6. – С. 516–520.

= Постановление ЦК КПСС «О журнале «Наука и религия». 5 мая 1959 г. / Вопросы идеологической работы. – М., 1961. – С. 271.

= Постановление ЦК КПСС «О популярном учебном пособии «Вопросы атеизма». 15 февраля 1960 г. / Вопросы идеологической работы. – М., 1961. – С. 169-170.

= Постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях». 9 января 1960 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – М., 1972. – Т. 8. – С. 43, 49.

= Постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах. ПРОВЕРИТЬ НАЗВАНИЕ ! 13 января 1960 г. / ???

= ? Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии ??? / Материалы XXII съезда КПСС. – М., 1961. – С .412.

= Устав КПСС / Материалы XXIV съезда КПСС. – М., 1972. – С. 215-216.

= ? О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УСИЛЕНИЮ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ . Идеологическая комиссия при ЦК КПСС разработала «Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения». / журнал «Партийная жизнь». — 1964. — № 2.

= Пивоваров Н. Кого приглашали в СССР и кого отправляли за границу по религиозной линии (1943-1985 гг.) / Государство – Религия – Церковь. - № 1 (35). – 2017. – С.185 – 215.

= Глушаев А.М. Антирелигиозная кампания 1954 года: мобилизационные практики и повседневность (на примере Молотовской области) // Вестник Пермского университета. – Выпуск 2 (16). – 2011. – С.120 – 129.

= Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период «Хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. – Выпуск № 4 (16). – 2011. – С. 29 – 35.

= Молодов О.Б. Роль уполномоченных Совета по делам религий в реализации государственной вероисповедной политики на Русском Севере (19601980-е гг.) // Вестник Пермского университета. – Выпуск 1 (28). – 2015. – С.242 – 248.

= Катунин Ю.А. Политика государства в отношении Церкви в Крыму в 60-80-е годы ХХ века. ???? – С. 1 – 8.

= Курганская Е.А. Обострение церковно-государственных отношений в Беларуси (1958-1964 гг.) // ??? – С. 161 – 164.

= Религия и религиозность во Владимирском регионе : монография. В 2 т. Т. 2. / Е.И. Аринин [и др.] : под ред. д-ра филос. наук, проф Е.И. Аринина. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2013. – 430 с.

= Архимандрит Симеон (Холодков). Взаимоотношения государства и религиозных объединений Русской Православной Церкви в СССР в 1960-1962 гг. (на примере Оренбургской епархии). ??? – С. 115 – 117.

= Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. – М. 1999.

= Кокунова К.А. Атеистическая пропаганда в художественной литературе 1950-1960-х гг. / Вестник ПСТГУ. – Выпуск 5 (49). – 2013. – С. 113 – 132. 

= Кашеваров А.Н. Пропагандистский аспект антицерковной кампании 1958-1964 гг. / Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – Выпуск 4. – Т. 4. 2013. – С. 87 – 93.

+++

Горбатов А.В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области, 1943-1969 гг. дис. ...канд. ист. наук / А.В. Горбатов. – Кемерово, 1996. ??? с.

 


[1] Протоирей Владислав Цыпин, История Русской Православной Церкви 1917-1990, Учебник для православных духовных семинарий, Московская Патриархия Издательский дом «Хроника» 1994, 254 стр, 120с.

[2] Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953гг. Документы российских архивов: в 2 т. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. Т.1: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1948 гг. – 2009. – 887стр. 11с .

[3] Протоирей Владислав Цыпин, История Русской Православной Церкви 1917-1990, Учебник для православных духовных семинарий, Московская Патриархия Издательский дом «Хроника» 1994, 254 стр, 122с

[4] А.Б.Суслов, История России (1917-1991), учебник для вузов, Пермь ПГГПУ 2013, 298 стр, 194с.

[5] Протоиерей Владислав Цыпин, История Русской Церкви 1917-1997, Идательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1997, 831 стр, 329с

[6] Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953гг. Документы российских архивов: в 2 т. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. Т.1: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1948 гг. – 2009. – 887стр. 22с

[7] Протоиерей Владислав Цыпин, История Русской Церкви 1917-1997, Идательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1997, 831 стр, 307с

[8] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, составитель Г.Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. – 400 с. 359с.

[9] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, составитель Г.Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. – 400 с. 360с

[10] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, составитель Г.Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. – 400 с. 364с.

[11] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, составитель Г.Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. – 400 с. 366с.

[12] Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, составитель Г.Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. – 400 с. 376с.

[13] http://archive.e-vestnik.ru/page/index/1948sn438.html - ссылка на оригинал документа. Не знаю нужна ли она..?

[14] История России, XX – начало XXI века: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 383 с.: ил., карт. 256с.

[15] Организация Объединённых Наций. Устав. Глава I, статья 1 http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-iv/index.html дата обращения 02.03.18.

[16] Россия. XX век. Документы и материалы: Учеб. пособие: В 2 кн./Сост.: А.Н. Бачинин, А.Б. Безбородова, И.В. Безбородова и др.; Под ред. А.Б. Безбородова. Кн. 2. – М.: Высш. шк., 2004. – 519 с. 12с.

[17] Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953гг. Документы российских архивов: в 2 т. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. Т.1: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1948 гг. – 2009. – 887стр. 364с

[18] Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953гг. Документы российских архивов: в 2 т. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. Т.1: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1948 гг. – 2009. – 887стр. 365с

[19] Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953гг. Документы российских архивов: в 2 т. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. Т.1: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1948 гг. – 2009. – 887стр. 366с

[20] Там же.

[21] Протоиерей Владислав Цыпин, История Русской Церкви 1917-1997, Идательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1997, 831 стр, 329с


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!