ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УДАРЕНИИ 2 страница



Нулевая флексия характерна и для форм муж. р. ед. ч. прош. вр. глаголов: цвёл-Æ, гул я л-Æ, брал-Æ. Естественно, что ударение в этих формах всегда находится на основе. Однако эти словоформы не однотипны в отношении ударения. Ср., с одной стороны, цвёл, цвел а, цвел о, цвел и; с другой - гул я л, гул я ла, гул я ло, гул я ли; брал, брал а, бр а ло, бр а ли. Эти ряды форм по существу различны. В словоформе цвёл ударение находится на основе только потому, что флексия здесь нулевая; во всех остальных формах прош. вр. этого глагола ударение на флексии. В словоформах жегулял, брал место ударения обусловлено не нулевой флексией, а типом ударения слова в целом.

В результате сопоставления с другими формами тех же слов словоформам типа бык, кот, лист, дел, цвёл приписывается (т. е. для них условно устанавливается) ударение на флексии. Такое ударение в словоформе, не совпадающее с действительным (реально существующим), называется условным ударением. Характер ударения (действительное или условное) определяется для словоформ с неслоговыми основами и нулевыми флексиями на основании сопоставления их с другими формами того же слова.

Практически для определения места ударения в конкретной словоформе следует руководствоваться следующими правилами.

1. Если оба компонента словоформы - основа и флексия - слоговые, т. е. содержат хотя бы по одному слогу и, следовательно, различают неконечное и конечное ударение, то учитывается действительное ударение в словоформе. Например, б у кв-ы, весёл-ый, гул я л-а - действительное ударение на основе; цвел-а, удал о й - действительное ударение на флексии.

2. Если основа или флексия не содержат слогового элемента, т. е. имеет место неразличение неконечного и конечного ударения, то ударение в данной словоформе находится на той же части (на основе или на флексии), что и действительное ударение в какой-либо словоформе того же слова, которую можно назвать контрольной. Такой контрольной словоформой служат: а) для всякой краткой формы прилагательных и причастий муж. р. и для формы муж. р. прош. вр. и сослагат. накл. глагола - соответствующая форма сред. р.; например, у словоформы кр е пок, гул я лдействительное ударение на основе (ср.: кр е пк-о, гул я л-о), у словоформ хор о ш, цвёл - условное ударение на флексии (ср.: хорош-о, цвел-о); б) для всякой падежной словоформы - словоформа дат. п. того же числа, например, у словоформ кор о в, наш действительное ударение на основе (ср., кор о в-ам, н а ш-ему); у словоформ весь, слов условное ударение на флексии (ср.: всем-у, словм).

Если все словоформы определенного ряда с неслоговой основой имеют конечное ударение, то учитывается их действительное ударение. Это правило применимо, в частности, к глаголам, имеющим неслоговую основу в личных формах наст. вр. Так, глагол ткать не различает неконечное и конечное ударение в личных формах наст. вр. (во всех этих формах основа неслоговая) и в повел. накл.: тк-у, тк-ёшь, тк-ут, тк-и. Все они имеют конечное ударение.

Примечание. В дальнейшем описании в термине "действительное ударение" слово "действительное" опускается: действительное ударение называется просто ударением; условное ударение везде специально оговаривается.

§ 147. Для изменяемых слов основной единицей классификации по ударению является акцентный тип. Акцентный тип - это общая схема размещения ударения в словоформах определенного множества слов, относящихся к данной части речи. Словоформы характеризуются неконечным ударением (на основе) или конечным (на флексии). Соответственно различаются акц. типы с неподвижным ударением на основе во всех словоформах, с неподвижным ударением на флексии во всех словоформах, с различными комбинациями неконечного и конечного ударения словоформ (у небольшой группы слов наблюдается подвижность ударения в пределах корня: озер-о, озеру - озёр-а, озёр-ам; подробно это описано в § 1259).

Так, к одному и тому же акц. типу относятся глаголы тян у ть и смотр е ть: ударение в прош. вр. на последнем слоге основы, в 1 л. ед. ч. наст. вр. и в повелит. накл. - на флексии, в остальных формах наст. вр. - на основе: тян у л, -ла, -ло, -ли и смотр е л, -ла, -ло, -ли; тяну - смотр ю, тян и, -те - смотр и, -те; т я нешь, -ут - см о тришь, -ят. К одному и тому же акц. типу относятся г о род ип о ле: ударение на основе во всех формах ед. ч. и на флексии - во всех формах мн. ч.: г о род, г о рода, г о роду, г о род, г о родом, -е, город а, -ов, -ам, -а, -ами, -ах; п о ле, п о ля, -ю, -е, -ем, -е; пол я, -ей, -ям, -я, -ями, -ях.

Один акц. тип отличается от другого по крайней мере одной акцентной характеристикой. Так, у остров и г о лубь по ударению различаются только словоформы им. п. мн. ч. (остров а - г о луби); в остальных словоформах акцентные характеристики этих слов совпадают: ударение на основе во всех словоформах ед. ч. и на флексии во всех косвенных падежах мн. ч. (остров - г о лубь, острова - г о лубя..., остров о в - голуб е й, остров а м - голуб я м...).

§ 148. Основные акц. типы изменяемых слов различных частей речи обозначаются заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, D. Акц. типы, отличающиеся от основных типов ударением в отдельных словоформах, обозначаются теми же буквами, что и соответствующие основные типы, но с цифровыми индексами 1 и 2. Например, существительные, имеющие ударение во всех словоформах обоих чисел на флексии, относятся к акц. типу В (ступн я, ступн и, ступн е, ступн ю, ступнёй, о ступн е; ступн и, ступн е й, ступн я м, ступн и, ступн я ми, о ступн я х); существительные, имеющие ударение на флексии во всех падежных формах, за исключением формы им. п. (а для неодушевл. сущ. и формы вин. п.) мн. ч., где ударение на основе, относятся к акц. типу В1 (слез а, слез ы, слез е, слезу, слез о й, о слез е; слёзы, слёз, слез а м, слёзы, слез а ми, о слез а х); существительные, имеющие ударение на флексии во всех падежных формах, кроме вин. п. ед. ч. и им. и вин. п. мн. ч., где ударение на основе, относятся к акц. типу В2 (гор а, гор ы, гор е, г о ру, гор о й, о гор е; г о ры, гор, гор а м, г о ры, гор а ми, о гор а х).

У прилагательных и страдат. причастий прош. вр., имеющих краткие формы, акц. тип имеет двойное буквенное обозначение, например, А/А, А/С: левая часть показывает размещение ударения в полных формах прилагательных и причастий (во всех падежных словоформах), а правая часть - размещение ударения в кратких формах тех же прилагательных и причастий. Схема размещения ударения в кратких формах прилагательных и причастий называется акцентным подтипом. Например, в прилагательных акц. типа А/В (хор о ший - хор о ш, хорош а, хорош о, хорош и) - ударение во всех полных формах на основе и во всех кратких формах - на флексии (в форме муж. р. - условное).

§ 149. В "Русской грамматике" описываются все акц. типы склоняемых и спрягаемых слов современного русского литературного языка. Акц. типы существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов описываются в разделе "Морфология" в специальных главах, следующих после описания словоизменения каждой из названных частей речи. При этом приводятся списки наиболее употребительных немотивированных слов, принадлежащих к каждому из акц. типов; отдельные мотивированные слова вводятся в описание лишь для иллюстрации некоторых общих закономерностей ударения. Отнесенность мотивированных слов к определенным акц. типам в их связи с акц. типами мотивирующих слов рассматривается в разделе "Словообразование" при описании соответствующих словообразовательных типов.

Примечание. Акцентологические главы "Русской грамматики" не содержат сведений об ударении всех слов русского языка: акцентные характеристики каждого отдельного слова читатель найдет в орфоэпических и толковых словарях современного русского литературного языка.

У некоторых слов в части словоформ имеют место колебания в ударении (см. § 141). В целях простоты описания всякая парадигма с колебанием ударения представляется в акцентологических главах в виде двух и более парадигм без колебаний. Так, глагол скобл и ть, имеющий колебания ударения (вариантные формы с ударением на флексии и на основе в формах наст. вр.: скобл и шь иск о блишь, скобл и т и ск о блит), приводится в списках разных акц. типов - в обоих случаях с указанием на существование вариантной формы. При необходимости в подобных случаях указываются стилистические или семантические различия акцентных вариантов, отмечается устарелость или разговорность какого-либо варианта.

Примечание. Акц. подтипы кратких прилагательных, характерные только для прилагательных, имеющих колебания ударения в краткой форме мн. ч., обозначаются латинскими буквами с цифровым индексом 1. Например, краткие формы прилагательного свежий относятся одновременно к акц. подтипу/В (ударение на флексии во всех кратких формах; в краткой форме муж. р. - условное: свеж, свеж а, свеж о, свеж и) и к акц. подтипу/В1 (ударение на флексии во всех кратких формах, кроме формы мн. ч., где ударение на основе: свеж, свеж а, свеж о, св е жи).

В некоторых случаях при колебании ударения варианты квалифицируются: один - как предпочтительный, например: твор о г, гр у зишь, другой - как допустимый литературный вариант (помета "доп."): тв о рог, груз и шь. Варианты ударения, широко распространенные в профессиональной речи, приводятся с пометой "спец.", а просторечные варианты - с пометой "прост."; например, шпр и цы и (спец.) шприц ы, н а чал и (прост.) нач а л. Варианты, встречающиеся в произведениях классиков XIX в., но ныне полностью вышедшие из употребления, приводятся в примечаниях.

Словам с нерегулярными акцентными характеристиками посвящены специальные параграфы. Отдельно рассматриваются случаи перехода ударения на предлог и частицу не.

В главах, посвященных описанию акцентологических норм в области образования форм слов, все нормативные характеристики опираются на рекомендации "Грамматического словаря русского языка" А. А. Зализняка (М., 1977). Единичные не совпадающие с рекомендациями этого словаря акцентологические характеристики тех или иных форм в "Русской грамматике" опираются на материалы картотек, отражающие активные тенденции в развитии норм ударения.

 

ИНТОНАЦИЯ

*

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§ 150. Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

Образование звуков и интонации - это единый артикуляционно-акустический процесс. Интонация и звуки состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона, тембра, интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков, другие - для интонации.

Основной тон и его обертоны образуются в результате колебания голосовых связок. Различные соотношения обертонов, усиливающихся или ослабляющихся в результате изменений резонирующей ротовой полости, образуют тембр звуков (см. § 1).

Интонация характеризуется количественными изменениями основного тона: чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот. При этом направление движения основного тона может быть ровным: -, нисходящим: (ㅿ), восходящим: (ㅾ), нисходяще-восходящим: (ㅽ), восходяще-нисходящим: (ㅼ). Из всех компонентов интонации изменения основного тона (в дальнейшем изложении просто "тона") наиболее существенны для выражения и восприятия различий по цели высказывания и субъективного отношения говорящего к высказываемому. Для интонации существенно, что степень отчетливости тембра ударного гласного может быть большей и меньшей: увеличение отчетливости - обязательное условие усиления словесного ударения; это усиление является одним из средств смыслового выделения слова. Тембр звуков может меняться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, например, при гневе, радости, страхе. Эти тембровые оттенки являются свойством эмоциональной интонации и в "Грамматике" не рассматриваются.

Напряженность артикулирующих органов может быть различной. От этого зависит амплитуда колебания голосовых связок и соответственно интенсивность звуков. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность и наоборот. Количественные изменения интенсивности разных звуков, и в первую очередь гласных, являются свойством интонации и в сочетании с тоном звуков влияют на их громкость при восприятии. Увеличение интенсивности у звуков с одинаковой высотой тона усиливает их громкость; с другой стороны, при равной интенсивности звук с большей высотой тона воспринимается как более громкий.

Время звучания, т. е. длительность произнесения звуков, различается в зависимости от их качества и от их положения в слове по отношению к ударению. Однако изменение длительности произнесения любого звука, слога, слова, предложения может быть связано и с темпом речи, который характеризуется количеством звуков, произнесенных в единицу времени: чем больше количество звуков, тем быстрее темп речи и меньше длительность звучания слога, слова, предложения. Эти количественные изменения длительности являются свойством интонации.

Таким образом, для интонации существенны те количественные изменения акустических компонентов, которые не затрагивают фонемные характеристики звуков во всем многообразии их позиционных видоизменений и могут распространяться на разный звуковой состав высказываний. Различные соотношения количественных изменений акустических компонентов составляют основу интонационных противопоставлений, которые используются как средство выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

Итак, интонация - это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

§ 151. Количественные различия интонации многообразны. Однако слушающие и говорящие воспринимают не абсолютное, а относительное количественное изменение ее компонентов. Так, например, при выражении вопроса Ее зовутНаташа? воспринимается резкое повышение тона на ударном гласном в слове Наташа, независимо от того, будет ли произнесен этот вопрос мужским или женским голосом, в убыстренном или замедленном темпе речи.

Количественные изменения интонации вычисляются с помощью электроакустического анализа, результаты вычисления представляются в таблицах или графиках. На графиках горизонтально в линейном масштабе откладывается длительность, выраженная в миллисекундах (м/сек); вертикально в логарифмическом масштабе, который нагляднее передает особенности восприятия низких и высоких голосов, откладывается высота тона, выраженная в герцах (гц); интенсивность выражается в миллиметрах и обозначается над гласными. Графики, вычерченные на основе электроакустического анализа, отражают особенности индивидуальных произнесений (см. рис. 1-64). На основе графиков вычерчиваются схемы, в которых обобщены соотношения компонентов интонации, существенные для выражения таких смысловых различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Такими соотношениями являются прежде всего изменения тона на гласных (см. § 153).

§ 152. Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ; например (в схемах жирной чертой обозначается усиление словесного ударения, а пересечением линии - смычка голосовых связок при повышении тона):

1) - Ст ㅹ уд ㅹ ент ㅹ ы в ㅹ ерн ㅰ ул ㅺ ись.

2) - Ст ㅹ уд ㅹ ент ㅹ ы в ㅹ ерн ㅬ ул ㅺ ись?

3) - В ㅶ ыкл ㅺ юч ㅺ ите св ㅺ ет!

4) - В ㅬ ыкл ㅺ юч ㅺ ите св ㅺ ет?

5) - К ㅹ ак ㅶ ой т ㅺ ам кл ㅺ им ㅺ ат?

6) - К ㅹ ак ㅫ ой т ㅺ ам кл ㅺ им ㅺ ат!

7) - ㅹ От ㅹ орв ㅶ ите б ㅺ ил ㅺ ет! (требование)

8) - ㅹ От ㅹ орв ㅬ ит ㅺ е б ㅺ ил ㅺ ет! (просьба)

Смысловые различия в 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 несовместимы в одном контексте: нельзя употребить одно высказывание вместо другого без нарушения смысловых отношений в последовательности из двух или трех высказываний; например:

1) - Студенты верн 1 улись.

- Да? А мы ждали их через неделю.

2) - Студенты верн 3 улись?

- Нет. Ждем их через неделю.

3) - В 2 ыключите свет! Сколько раз можно напоминать!

4) - В 3 ыключите свет?

- Конечно.

5) - Как 2 ой там климат?

- Мягкий (какой - вопросительное местоименное слово, там - наречие)

6) - Говорят, она из-за климата уехала.

- Как 7 ой там климат! Дело не в этом (какой - местоименное слово в роли частицы, там - частица)

Различия высказываний 7 и 8 совместимы в одном контексте, так как при замене одного высказывания другим сохраняется смысловая общность, в данном случае - волеизъявление.

Тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ, называется интонационной конструкцией.

§ 153. В русском языке выделяются семь типов интонационных конструкций. Фонетически их различия определяются уровнем и направлением движения тона в том слоге, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление, незавершенность/завершенность высказывания. Этот слогявляется центром ИК и, в зависимости от смысловых условий, может находиться в начале, в середине и в конце конструкции на ударном слоге интонационно выделенного слова:


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!