Тема № 3: МОИСЕЕВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (2 часа)



   

Тема № 1. Законы царя Вавилона Хаммурапи (4 ч.)

1 .Общая характеристика Законов (Судебника) Хаммурапи:

а)- основные источники Судебника;

б)- официальная цель создания Законов (Преамбула и заключение в Законах Хаммурапи).

в)- связь права и религии в Судебнике.

 

2.Социальная структура общества Вавилонии в Законах Хаммурапи:

а)- три сословия вавилонского общества и их правовой статус.

б)- противоречивое отношение к рабам как признак неразвитости рабовладельческих отношений:

-рабы - как вещи (§ 15-20, 118);

-рабы - как люди (§ 146, 171, 175, 176, 282)

-особенности статуса рабов - должников (§ 115-117).

 

3.Правовое регулирование имущественных отношений в Законах Хаммурапи:

а)- особенности поземельных отношений (§ 26-32,36-41)

б)- арендные отношения в Вавилонии ( § 42-52, 60-65)

в)- ответственность в гражданском праве Вавилонии (§ 53-59)

г)- регулирование права собственности на движимые вещи в Законах Хаммурапи (§ 6-13).

д)- нормы обязательственного права в Судебнике (см.§ 23, 53, 55, 71, 78, 102, 104, 122-125, 251-249, 268-278)

 

4. Регулирование брачно-семейных отношений в Законах Хаммурапи:

а)- заключение брака (§128,159-161)

б)- имущественные права жены в семье (§ 148-152, 172, 177-182)

в)- личные права жены в семье ( § 137-146)

г)- статус детей в семье (§ 162, 165, 167-169, 185-195)

д)- межсословные браки и их юридические последствия (§ 170, 171, 175, 176).

 

Уголовно-правовые нормы в Законах Хаммурапи

а)- понятие «преступление» в Судебнике;

б)- основные составы преступлений, фиксируемые Судебником;

в) - цели наказания и основные принципы уголовной ответственности, реализованные в Законах Хаммурапи (§196-214,218-220,229-233);

г)- закрепление социального неравенства населения в уголовно-правовых нормах Судебника.

 

6.Процессуальные нормы в Законах Хаммурапи ( § 1-5, 7, 9-13,18, 22 ,122, 123, 129, 130, 131, 132):

а) - возбуждение дела в суде, элементы предварительного следствия в Судебнике;

б) - виды доказательств, принимаемых судом;

в) - характер судебного процесса и вынесение решения по делу;

г) - борьба с должностными преступлениями.

 

Литература.

Нормативные акты:

Законы Хаммурапи: http://law.edu.ru/script/cntsource.asp?cntID=100007472

1 Хрестоматия по «Всеобщей истории государства и права». Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., Юристь, 1996.Т.1.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В. 2 т. Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века. М.: Издательство НОРМА, 2003.

 

Учебная литература

6. А.И. Косарев. «История государства и права зарубежных стран». М., «Норма», 2002. - с. 35-41

7.«Всеобщая история государства и права» учебник для вузов в 2-х томах. Т.1 - Древний мир и Средние века. Под ред. В. А. Томсинова, М. ИКД «Зерцало-М», 2002. с. 7-90.

8.Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., Норма - ИНФРА, М., 2000.

9.История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право). Под ред. П. Н. Галанзы, Б. С. Громакова, М., 1980.

10.История государства и права зарубежных стран Ч.1. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М. Издательская группа Инфра-М. Норма, 1997.

11.Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х томах. Т.1.- М.: Эксмо, 2007.

 

Дополнительная литература

12.История Востока. В 6 т. Т.1. Восток в древности. М. Издательство Восточная литература РАН, 1999.

13.История древнего Востока. Под ред. В. И. Авдиева. Любое издание.

14.История древнего Востока. Под. ред. В.И. Кузищина. Любое издание.

15.Маркс К. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.9 с.130-136

 

Тема № 2. Законы Ману (4 ч)

ДХАРМАШАСТРА МАНУ (ЗАКОНЫ МАНУ) И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ

 

 

Цель занятия – изучение наиболее известных памятников литературы дхармашастр – законов Ману и Артхашастры. Изучение темы включает рассмотрение следующих вопросов:

1.Общая характеристика законов Ману и Артхашастры.

2.Группы населения в древней Индии.

3.Собственность и обязательственное право по законам Ману.

4.Брак и семья в древней Индии.

5.Преступления и наказания

6. процесс

 

При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются традиционным литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед – священных книг индуизма. Поэтому необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, Веданты, сутр, смрити и т.п., а также объяснить, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм в памятниках, язык и стиль.

При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной системе в Индии не существовало. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до настоящего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства и т.п. Последний штрих в ответе – анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древней Индии.

При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты и особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, отраженные в Законах Ману и Артхашастре. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о способах защиты прав на земельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Артхашастру. Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, оснований заключения, гарантии выполнения и т.д. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения преломлялись в конкретных видах обязательства: пп. 140-142 гл. VIII, пп. 117 гл. Х законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать развитость товарно-денежных отношений в древней Индии.

Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы, права и обязанности супругов, статус детей. Особое внимание следует уделить варновому принципу заключения брака.

При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь выделяет группы норм, регулирующих преступления и наказания в древней Индии, выявляя при этом варновый принцип наложения наказаний.

 

Источники:

 

Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2009. Т.1.

Артхашастра Каутильи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2009. Т.1.

Артхашастра. М., 1993.

Дхармашастра Нарады. М., 1998.

Законы Ману. М., 1992.

Законы Ману. Манавадхармашастра. М., 2002.

 

Литература:

 

Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов. СПб., 1994.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Т. Индия в древности. М., 1985.

Васильев Л.С. История Востока М., 1993 г. Т. 1,2.

Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастры»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран древнего мира. Екатеринбург, 1996.

Самозванцев А.М. Правовые тексты Дхармашастр. М., 1991.

Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

 

 

Тема № 3: МОИСЕЕВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (2 часа)

 

 

План:

1.Общая характеристика законов Моисея, его составные части.

2.Социальный состав населения по законам Моисея.

3.Основные институты частного права по законам Моисея. сем-бр 182-187, 211-212, договоры С.193-197, 200-201, 285; наследование с. 259-260, все-божье – с. 279

4.Преступление, наказание и суд по законам Моисея. С 111-120, законы моисея с. 271-273, кара божья с. 276-277, судьи с. 287

 

При ответе на первый вопрос необходимо в первую очередь выделить из текста Ветхого завета материал правового памятника. Прежде всего, это: Исход, 20: 2-17; главы 21-22, гл. 34. Второзаконие, гл.12-26, 2-ая Царств, гл. 22-23. Следует выяснить, в каком отношении эти части Ветхого завета относятся по отношению друг к другу. Каков источник норм, зафиксированный в них. Нелишним окажется общее сравнение текста памятника с кодексом Хаммурапи, с которым у законов Моисея более 30 текстуальных совпадений.

Отвечая на второй вопрос, следует сразу же уяснить, что древняя Иудея как государство сложилось в результате процесса оседания кочевых племен евреев на завоеванной ими территории. Этим объясняется наличие в законах Моисея многочисленных рудиментов родоплеменного быта – деление иудеев, в частности, на колена. Другая особенность, наложившая отпечаток на содержание законов – монотеизм иудеев. Именно в нем следует искать объяснение особого статуса левитов – жреческого сословия и особого колена Израилева. В дальнейшем необходимо проанализировать, связав по группам нормы, статус различных слоев населения древней Иудеи, как свободных, так и рабов. При анализе положения рабов необходимо обратить внимание и на те стихи Ветхого завета, которые формально не входят в состав Моисеевых законов: Быт, 17: 12-13; 14: 14; Чисел, 31: 18, 26, 27; Иезекииль, 46: 17.

Третий вопрос. Быт ветхозаветных иудеев отличался простотой, объяснение чему находим опять-таки в их недавней кочевой жизни. Кроме того, существовавшие религиозные запреты роста (ростовщичества) и др. существенно тормозили развитие товарно-денежных отношений. Однако следует учитывать, что общий патриархальный уклад Иудеи подвергался влиянию более развитых соседей: Египта и Вавилонии. Анализируя нормы законов Моисея, следует разбить их на группы. Так, вещному праву в основном посвящены: Левит, 25: 6, 10, 16, 21, 29, 34, 47; Числа, 1: 3, 2: 1-2 и др. Следует объяснить, чем обусловлено существование так наз. «юбилейного года» – Левит, 25:13. Обязательственное право: Левит, 25:14; Исход, 22: 21; Второзак., 15: 1-2; 15:3; Исход, 22: 25 и др. Брак и семья находились особо в центре внимания древнего законодателя, что, однако, не мешало существованию такого пережитка как институт левирата – Второзак., 25: 5-11. Сверх того, необходимо обратить внимание на следующие места законов: Вторзак., 23:1; 25: 9; 21: 11-14; Левит, 18: 6-18. Наследственное право: Второзак., 21: 17; Числа, 27:8; 27: 9-11.

При ответе на четвертый вопрос следует связать понятие преступления с понятием греха, как его представляла традиция монотеизма. Здесь же следует определиться и в том, чтó, собственно, отличает понятие греха в языческом обществе и аналогичное понятие, принятое в монотеистической традиции. Анализируя нормы Моисеева законодательства, студенту, тем не менее, не следует упускать из виду те его положения, которые являются пережитком языческой эпохи, родоплеменных отношений у древних иудеев. На основе анализа таких норм студент должен сформулировать основные виды преступлений и наказаний, известные законам Моисея.

 

Источники:

 

Библия – любое православное издание (синодальный перевод).

 

Литература:

 

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970.

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2 – любое издание.

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. Ч. 1. Правовые цивилизации Древнего мира. М., 1999.

Иосиф Флавий. Иудейские древности – любое издание.

Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник: Т. 1-2. М., 2007. Т.1.

 

Тема 4. Традиционное право Древнего Китая

(2 часа)

 

План

1. Особенности формирования древнекитайского права;

а) источники права Древнего Китая;

б) связь права с конфуцианством и легизмом.

2. Институты и нормы уголовного права Древнего Китая:

а) общие принципы уголовного права;

б) основные виды преступлений по древнекитайскому праву;

в) традиционная система наказаний; наказания в период господства
легистов;

г) система символических наказаний.

3. Брак и семья:

а) условия заключения брака по древнекитайскому праву;

б) положение женщины и детей в семье;

в) институт развода.

4. Судебный процесс:

а) характер судебного процесса;

б) «право» на донос;

в) основные доказательства на суде.

 

Обязательная литература

История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. М., 1999. Ч. 1. С. 87-98.

Дополнительная литература

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. 334 с. Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 177-211.

Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994. 168 с.


 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!