Библиотечные квесты как форма культурно-досуговой деятельности библиотеки

Библиотека. Центр культурного досуга населения.

 

 


Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-понятийный анализ культурно-досуговой деятельности библиотек 5

1.1. Современные подходы к исследованию понятия досуга. 5

1.2. Культурно-досуговая деятельность библиотеки. 12

. 22

Глава 2. Инновационные предложения по организации культурного досуга в библиотеке. 30

2.1. Анализ культурного досуга молодежи и отношения к библиотечным квестам 30

2.2. Сценарий проведения библиотечно-информационного квеста как формы культурного досуга молодежи. 39

Выводы.. 43

Заключение. 45

Приложение 54

 

 


Введение

Актуальность. Организация полезного и качественного культурного досуга населения становится в наше время одной из актуальных задач. Досуг собой представляет некий феномен культуры, который складывает в одно целое несколько аспектов и сфер жизни человека, устанавливает некое представление о полноте жизни личности.

              В наше время культура проходит стадию коммерциализации, услуги, связанные с досуговой деятельностью дорожают, но некоммерческими остаются государственные и муниципальные учреждения. На сегодняшний момент таким учреждением является библиотека. Библиотеки призваны принимать активное участие в организации досуга населения. Библиотеки выполняют не только свои прямые функции, но и активно и интересно применяют различное техники, взятые из других культурно-досуговых ниш.

    Актуальность работы обусловлена потребностью теоретического и практического осмысления роли деятельности библиотеки в организации культурного досугового времяпровождения страны, необходимостью формирования профессионального представления о навыках организации досуговых мероприятий.

Целью работы является теоретико-понятийное изучение культурно-досуговой деятельности современных библиотек и разработка инновационных предложений по организации культурного досуга в библиотеке.

Для реализации данной цели предлагается решение следующих задач:

1. Проанализировать современные подходы к исследованию понятия досуга

2. Рассмотреть особенности культурно-досуговой деятельности библиотеки.

3. Изучить библиотечные квесты как форму культурно-досуговой деятельности библиотеки;

4. Проанализировать особенности культурного досуга молодежи и ее отношения к библиотечным квестам;

Объект: культурно-досуговая деятельность библиотек.

Предмет: рассмотрение библиотечных квестов как формы культурно-досуговой деятельности библиотеки.

Практическая значимость заключается в том, что изучение культурного досуга населения, а особенно молодого поколения, позволит обозначить направления работы с ним, выработать конкретные инновационные методы, позволяющие привлечь подростков к книге и библиотеке в целом, а разработанный сценарий может быть использован в выбранной библиотеке, а также адаптирован для других библиотек.

Структура: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. культурно-досуговой деятельности библиотек

Современные досуга

 

В современном мире особым фактором личностного развития, а также развития социума в целом считается досуг человека. На данный момент досуг вбирает в себя разнообразные формы человеческой деятельности, стимулирующие его личностное, духовное и социальное становление. Происходящие в мире трудности, кризисы политического и экономического характера, увеличение жизненного темпа отрицательно сказываются на человеке, в связи с этим появилась необходимость восстановления моральных и физических ресурсов за счет качественной организации отдыха [28, с. 19].

Современный социум производит большое количество новейших форм организации досуга. На данный момент человек ощущает постоянную необходимость в самообразовании и собственном развитии, развлечениях и морального отдыха, социальном взаимодействии, которое происходит за пределами рабочих или учебных часов. В рамках активного развития общества свободное время для личности можно признать истинной ценностью. Феномен «досуг» относится к части свободного времени, а также привлекает человека добровольным характером выбора его разнообразных видов, демократичностью, эмоциональной насыщенностью, возможностью объединять физическую, умственную и креативную деятельность [5, с. 1-2].

Понятие «досуг» применяется различными сторонниками гуманитарных наук в самых разнообразных смыслах и контекстах. Рассмотрим современные подходы к определению понятия «досуг».

А. C. Бессонова обозначает «досуг» как время, свободное от необходимой нормативной работы (обучение в школе, трудовая деятельность) и используемое для занятий по личному выбору, добровольному усмотрению. Автор рассматривает следующие формы досуга: отдых, развлечения, самостоятельное образование, творчество. Феномен досуга причисляется ученым к общественной и воспитательной деятельности, что отражается в данном ей определении. В педагогической сфере выделяется специфическая отрасль – «педагогика досуга», изучающая разнообразные формы организации свободного времени, оказывающие позитивное развивающее и воспитательное воздействие на развитие детей [4, с. 241].

О. В. Кабадейцева придерживается рассматривает досуг в качестве части внерабочего времени, которая оказывается у индивида после выполнения обязательных непроизводственных обязательств. Досуг, по мнению автора, является особой областью свободного времени индивидуума, которая представляет собой период свободного выражения его сущностных способностей. Автор также отмечает, что содержание понятия досуга по своей сути является дуальным. Во-первых, оно выражается в своего рода реакреационном средстве, которое способствует восстановлению умственных, культурных и физиологических ресурсов, во-вторых, развивает весь комплекс духовных и физических свойств человека, опираясь на ее социально-культурные устремления [19, с. 5-6].

М. А. Орлов подчеркивает, что досуг способствует формированию и закреплению в личности жизненной задачи, которая реализуется в эталоне нашего социума – всестороннее и гармоничное воспитание зрелой личности [32, с. 4-5].

Г. С. Тихоновская отмечает, что культурно-досуговая деятельность, посредством разнообразных особых возможностей, в некоторых ситуациях эффективно влияет  на человека при условии качественной подготовки ее содержания [45, с. 142].

Согласно мнению Г. А. Аванесовой, досуг представляет собой время, свободное от обязательной трудовой деятельности в области социального производства, а также от реализации индивидом собственных жизненных функций в пределах ведения домашнего хозяйства и общественных взаимоотношений. В. Е. Новаторов указывает на то, что культурно-досуговая деятельность является довольно многогранной системой, составными частями которой признаются миссия, определенные цели деятельности, задачи, объект и субъект, программа, способы достижения обозначенных целей и задач, формы и методы, техники, исполнение конкретных работ, а также финансирование. Как в любой общественной системе, в досуговой деятельности имеющиеся составляющие тесно связаны между собой [цит. по 20, с. 242-243].

А. Д. Жарков полагает, что досуг является частью свободного времени, которая занимается для социальных коммуникаций, приобщения к духовным ценностям культуры, посещения мероприятий развлекательного характера и иных видов свободной деятельности, позволяющих обеспечить отдых. Автор также приводит социальные качества досуга, представляющие особую важность:

- досуговая деятельность имеет по большей части непроизводственный характер действий;

- досуговые формы деятельности избираются самостоятельным образом, по личному усмотрению.

Согласно мнению специалиста, в области досуга пересекаются интересы личности и социума. Человек, не включенный в трудовую деятельность области культуры, практически не обладает другим, помимо досугового, временем для своего культурного волеизъявления [цит. по 20, с. 242-243].

Согласно Л. И. Еремеевой, досуговая деятельность представляет собой ту деятельность, которая доставляет человеку удовольствие, что соотносится с его ценностями и социально-культурными потребностями [15, с. 43]. По мнению автора, можно выделить следующие формы досуга: развивающая, развлекательного характера, домашняя, спортивная, социально-политическая, разрушающая. Автор также отмечает, что досуг осуществляет значимые функции, такие как компенсаторная, социализирующая, гедоническая, реализация творческих способностей, развитие личностных черт, коммуникативная, которые важны для целостного гармоничного развития и саморазвития человека. Досуговая деятельность является осознанной и целенаправленной деятельностью личности, которая способствует удовлетворению потребностей человека, своих интересов, позволяет реализовывать свободный выбор активности, в которой он способен самоутвердиться, а также самосовершенствоваться [15, с. 44].

В соответствии с А. А. Жириковой, досуг обозначает, с одной стороны время, свободное от рабочего времени или другой основной занятости личности; с другой стороны, время, которое индивид расходует для определенной деятельности, которая не относится к основной занятости. Таким образом, к досугу в этом понимании можно отнести дела, связанные с домашним хозяйством, хобби, отдых, занятия культурного, художественного характера и т. д. [17, с. 91].

Г. К. Файзрахманова определяет досуговую деятельность в качестве осознанной и целевой деятельности личности, которая ориентирована на удовлетворение стремления в познании своего внутреннего и внешнего мира, реализуемая в рамках свободного от рабочих часов времени.

По мнению автора, досуговая активность человека обладает четырьмя уровнями осуществления:

- общественный уровень, отображает устремления личности в отношении самореализации, в конкретном социальном положении, в самоутверждении за счет расширения возможностей принятия участия в досуговой активности;

- нравственно-этический уровень, отображает потребность человека в поддержке, дружбе, одобрении, признательности, уважении, внимании;

- творческо-креативный уровень, создается через формирование необходимой творческой атмосферы, осуществление творческих идей и продуктов, креативная реализация собственных способностей;

- психологический уровень, отображает устремления человека в социальном взаимодействии, самоактуализации, нормализации социально-психологического состояния [47, с. 170].

Досуг человека всегда считался основанием для его осуществления в разнообразных учреждениях культуры, таких как театры, музеи, в том числе библиотеки. На данный момент выбор видов отдыха и развлечений достаточно широк, тем не менее, наиважнейшее начало принадлежит библиотекам, домам и дворцам культуры, досуговым учреждениям творческого развития.

Особое значение культурно-досуговой деятельности библиотек состоит в удовлетворении общей структуры устремлений человека в отдыхе и развлечении:

- рекреации, состоящей из пассивного и активного отдыха, которая способствует расслаблению, восстановлению, наслаждению посредством разных видов и способов культурно-досуговой деятельности;

- релаксации, которая позволяет восстановить энергетические ресурсы человека, снять эмоциональное напряжение, возвратить состояние психологической устойчивости;

- адаптации, которая позволяет социально-психологически приспособиться к разнообразным обстоятельствам жизни, системе ценностей и направленности жизни;

    - коррекции, которая способствует возможности изменения, корректировке, преодоления отклонений в развитии личности, трансформации досуговых установок, мотивации, устремлений, значения жизненной направленности;

    - коммуникации, которая способствует активации и одухотворению социальных отношений в любых формах взаимодействия – словесного, игрового, состязательного, креативного партнерства;

    - регенерации, которая способствует возрождению, восстановлению комфортных душевных состояний и общественных духовных взаимосвязей человека с социумом в ходе принятия участия индивида в разных видах отдыха и развлечений.

    В творческом смысле организующим результатом осуществления представленных функций культурно-досуговых программ, является усвоение человеком социально-культурного опыта и обычаев, обновление и структуризация общественной роли личности в социуме согласно ее идеалам, ценностям, интересам и устремлениям, создание культуры мышления и образа жизни в обществе и в области досуга, формирование условий с целью ее самореализации, воспитания и улучшения [44, с. 236].

    А. Р. Вагапова к функциям досуга относит информационную, развивающую, педагогическую, ценностно-направляющую, компенсаторную и др. [7, с. 164]. Досуг обладает тесной связью с культурой, которая на данный момент все чаще отстраняется на вторые роли. Культура понимается автором в качестве значимого содержания свободного времени, дающая возможность для инновационной формы самореализации человека, то есть это специфическая культурно-досуговая деятельность. Возвышенная культура организации досуга подталкивает личность на развитие способностей к творчеству, усиливает одухотворенность пространства в пределах его жизнедеятельности, по сравнению с низкой, направленной на потребительскую функцию [7, с. 164].

    В современной литературе встречается разделение досуга на две формы: классические (к примеру, кружки, концертные мероприятия, клубы, спортивные секции и т. п.) и инновационные, к которым относятся: антикафе, компьютерные игры, в том числе сетевые, экстремальные виды досуга (лазертаг, диггерство, рафтинг и т п.), военные и исторические реконструкции, квесты, волонтерство,  зрелищные события, нахождение в торгово-развлекательных комплексах [35, с. 339].

    А. А. Любякин, Л. В. Оконечникова, Т. В. Ледовская, О. А. Резчикова указывали на такой актуальный факт, как одиночество в большом городе, несмотря на включенность в довольно большую сеть коммуникативных связей. Одиночество способствует появлению угрожающих для человека острых эмоциональных переживаний, а в случае постоянного одиночества уменьшает качество психологической и общественной жизни личности, возможности ее самореализации [29, с. 150; 25, с. 195]. В связи с этим организация культурного досуга играет важную роль в современное время.

    Особым значением культурно-досуговая деятельность обладает в жизни молодых людей. Она обусловливает интересы и устремления молодежи, способствует ее самореализации, самовыражения, создает досуговое пространство, в котором подростки и юноши не только могут личностно развиваться, а также иметь общественную активность, но и могут получать дополнительное образование, которое помогает их вхождению в актуальную культуру [24, с. 101]. В научной литературе встречается термин «досуговая деятельность молодежи», который означает возможность молодых людей заниматься различной деятельностью в свое свободное время в соответствии со своим выбором [13, с. 208].

    На данный момент организация досуга населения включает в себя работу по таким направлениям, как:

• целевое создание гражданской инициативы и социальной ответственности;

• предупреждение молодежного экстремизма и отклоняющегося поведения;
• социально-культурная борьба с разрушительными религиозными сообществами и сектами;

• формирование пространства доступного образования, а кроме того поднятие культурного уровня граждан;

• обеспечение специфических устремлений нуждающихся в восстановлении морального и физического здоровья;

• создание перспектив для социально-культурной анимации, позволяющей восстановить нарушенные нормы взаимодействия между людьми;

• формирование комплекса форм культурного диалога между разными культурами и народами [21, с. 105].

    В теоретической и практической области социально-культурной деятельности по прошествии долгих лет дискуссий о сущности, характере и функциях досуга было установлено его научно-обоснованная трактовка: «досуг» представляет собой деятельность в пределах свободного времени, которая позволяет обеспечить отдых и последующее развитие личности [цит. по 30, с. 36].

Многие исследовали замечают, что в последние годы прослеживается «оптимизация» бюджетных учреждений социально-культурного направления [см.: 8; 14; 52], произошло существенное уменьшение сети организаций
культуры, остановить данную тенденцию на современном этапе еще не
удалось. Неуклонно уменьшается число библиотек, различных культурных
клубов, досуговых учреждений, все значительнее ограничивается доступ граждан к получению социально-культурных услуг, что сильно затрудняет знакомство молодого поколения с культурой, осложняет реализацию в творчестве зрелого населения. Без необходимой ресурсной поддержки организации не могут сохранять актуальное качество услуг в сфере культуры [9, с. 132].

Библиотека выступает в качестве субъекта социально-культурной деятельности и в тоже время является как общественным, так и культурным институтом. Как институт социального направления библиотека, главным образом, реализует сбор и распространение общественных сведений в области пространства и времени для удовлетворения потребностей посетителей в информации. Библиотеку в качестве учреждения культуры описывает тот факт, что она реализует накопление и передачу культурного опыта, усвоение культурных способов социальной жизни, приобретение большого объема знаний на базе документов. На протяжении всего времени библиотека, исполняя миссию накопления и сбережения документальной памяти, вместе с тем считается носителем и передатчиком общегуманистических духовных ценностей, хранителем культурных народных достижений.

Актуальная понятийная область библиотековедения и практическая работа библиотек по координации досуга населения использует широкий спектр терминов, которые требуют детализации и уточнения. В научной литературе чаще всего встречаются следующие понятия: «социально- культурная деятельность», «культурно-досуговая деятельность», «досуговая деятельность» [49, с. 751].

Социальная функция, с точки зрения A. B. Соколова, предполагает конкретизацию общественного назначения системы, которая необходима для целенаправленной организации деятельности в практическом смысле в пределах этой системы [39, с. 19]. Можно предположить, что социальные функции являются организующей составляющей деятельности библиотек, как формы исполнения библиотекой имеющихся функций.

Вместе с функциями, согласующимися с базовыми потребностями человека в библиотечном обслуживании, данное учреждения также осуществляет функции, которые относятся к особым потребностям и интересами индивида. К таким функциям можно причислить рекреационную (развлекательную, восстановительную). Она ориентирована на разрядку в эмоциональной сфере личности, благодатную и полезную досуговую деятельность. Библиотека имеет тесную взаимосвязь с рекреацией (может выступать как ее составляющая). Функция, связанная с получением удовольствия и с принятием участия библиотеки в создании эстетических ценнотсей личности, позволяет удоволетворить потребность населения в чтении [48, с. 543]. Важно подчеркнуть, что в конце прошлого века в структурном разделении библиотечных функций произошли значительные преобразования. Возникли новейшие структурные отделы: производные общественные функции, воспитательные, культурно-досуговые [37, с. 105]. В комплексе функций по P. С. Мотульскому выделены производные функции, место которых связано с социальными переменами и желанием общества задействовать доступные возможности библиотечной сферы для решения задач актуального момента [31, с. 78].

Для описания понятия «социально-культурная деятельность» необходимо обратиться к трудам известных отечественных специалистов. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников полагают, что социокультурная деятельность в своей сущности может определяться в качестве самостоятельной подсистемы общего комплекса социализации человека, общественного воспитания и образования личности. Вместе с тем она считается значимой функцией государственных и частных структур, областью приложения устремлений социальных сообществ и инициатив, способом разумного использования свободного времени разнобразных групп населения [22, с. 12].

В дальнейшем авторы конкретизируют термин «социально-культурная деятельность», изучая его в качестве исторически детерминированного, педагогически ориентированного и социально-востребованного процесса измнения культуры и духовных ценностей в объект взаимного воздействия индивидуума и общественных групп в интересах развития любого члена социума [22, с. 49]

По мнению М. А. Арианского, социально-культурная деятельность представляет сообой обусловленную нравственно-умственными мотивами социально целесообразную деятельность по формированию, изучению, сохранению и последующему развитию культурных ценностей [1, с. 251].

Социально-культурная деятельность также рассматривается в качестве одной из элементов общественной работы; ее задачей считается организация разумного и содержательного досуга населения, формирование условий для самореализации любой конкретной личности, раскрытия ее талантов, самосовершенствования и непрофессионального творчества в пределах свободного времени [38, с. 6].

Некоторые исследователи полагают, что термин «социально-культурная деятельность» формируется из комбинаций двух явлений – «социальная деятельность», а также культурная деятельность и обозначается в качестве процесса осуществления общественной активности отдельной личности или группы людей посредством определения, сохранения и формирования культурных ценностей с помощью занятия разнообразными формами творчества, а кроме того деятельности, ориентированной на саморазвитие, реализацию собственных умений и самосознание человека. В интерпретации В. В. Туева, понятие социально-культурная деятельность трактуется как управляемый социумом и его общественными институтами процесс приобщения личности к культуре [46, с. 25-27].

Две разновидности культурной деятельности описывает A. B. Соколов: первая – социально-культурная деятельность, вторая – индивидуально-культурная деятельность. Феномен социально-культурной деятельности, в соответствии с автором, представляет собой культурную деятельность общественных субъектов (профессиональных и любительских социальных сообществ, вплоть до социума в целом) по: а) формированию культурных ценностей (креативности); б) формированию умений людей и обслуживанию их креативной деятельности; в) коммуникативной деятельности, то есть распространению, поддержанию и социальному применению всех форм культурных ценностей. Феномен индивидуально-культурной деятельности подразумевает под собой культурную деятельность отдельной личности [40, с. 18].

H. H. Ярошенко описывает социально-культурную деятельность в качестве формы воспитательной активности и реализует собственный подход в следующей трактовке: социально-культурная деятельность представляет собой комплекс воспитательных методов, которые гарантируют изменение культурных ценностей в так называемый регулятив общественного взаимодействия, а кроме того технологично обусловливают социализирующие педагогические процессы [56, с. 46].

Все вышеперечисленные трактовки на первый взгляд целиком отображают суть социально-культурной деятельности. Тем не менее, при подробном анализе можно заметить, в некоторых определениях неточно обозначены конкретные области деятельности, которые осуществляют общие цели социально-культурной деятельности. При рассмотрении социально-культурных институтов, к которым относятся организации культурно-досуговой формы, например, музеи, социальные добровольные сообщества, библиотеки, появляется необходимость конкретизации термина «социально- культурная деятельность».

Наиболее конкретную трактовку феномена «социально-культурная деятельность» в отношении библиотеки приводит И. С. Пилко, описывая технологические процессы в сфере библиотечной деятельности. В компонентной системе современных технологий специалист обозначает социально-культурные, задачи которых в библиотечной области обусловливает содержательное наполнение культурного досуга населения; способствуют социализации личности, помогают развивать творческие способности, формируют условия, в которых происходит рекреационный и восстановительный отдых, создают и развивают коммуникативные умения [34, с. 20-26].

Таким образом, в завершении анализа представленных трактовок, социокультурную деятельность можно обозначить в качестве деятельности общественных субъектов по формированию, поддержанию, распространению, усвоению культурных ценностей в области свободного времени.

Как сфера социальной практики, термин «социально-культурная деятельность» является очень большим пространством, в пределах которого разнообразные общественные институты, социальные сообщества и отдельные люди создают, сохраняют и воспроизводят различные формы культурных ценностей, применяя в данных целях оптимальные средства, способы и технологии и, формируя между собой, определенные общественные взаимоотношения друг с другом.

Библиотеки на данный момент совместно с задачами информационного обеспечения активным образом реализуют обширную деятельность, которая обладает рядом конкретных социально-культурных особенностей. Она исполняется в досуговое время, характеризуется свободой выбора, добровольной природой, инициативностью разнообразных сообществ или отдельных людей, определяется большим количеством форм на основе общих культурных, художественных, общественных, познавательных, политических, семейных, а также многих других интересов людей всех возрастов. Социально-культурная деятельность связана со временем, свободным от разнообразных форм трудовой или учебной деятельности, от заинтересованности бизнесом, доходом. Выбор досуговой деятельности, связанной с рекреацией, саморазвитием, реализацией собственных способностей, социальным взаимодействием, удовольствием, оздоровлением реализуется на базе интересов и устремлений личности.

Представленные рассуждения указывают на значимость социальной функции библиотек, тем не менее, важно отметить, что деятельность библиотек не ограничивается данной функцией.

Лидером происходящих изменений в социуме в современное время является собственно культура с характерными для нее функциями, целями и методами, созидательной природой деятельности ее институтов. На данный момент происходит переход к новому этапу в области становления культуры и досуга. Понятие «деятельность» описывает развивающиеся в пространстве досуга процессы: демократичность методов и способов подготовки досуговых акций, возможность выбора в принятии организационных решений, многообразие взглядов в обсуждении существующих проблем, живое и прямое участие населения в осуществлении культурных проектов и мероприятий. В этом кроется причина популярности понятия «культурно-досуговая деятельность» в качестве отдельного научного направления.

Согласно Т. Г. Киселевой, понятие «культурно-досуговая деятельность» имеет направленность на субъект, который занимается непрофессиональной деятельностью в сфере культуры во время своего досуга, отдыха [22, с. 48].

Потому как культурно-досуговая деятельность считается элементом социокультурной деятельности, его частью, по мнению В. М. Рябкова, данные феномены находятся в соотношении «общее-частное» [37, с. 21]. Таким образом, использование данные терминов в понятийном аппарате деятельности библиотеки по проектированию досуга населения и на практике является вполне оправданным.

Детальный терминологический анализ термина «культурно-досуговая деятельность» представлен в трудах А. Д. Жаркова. Автор обозначает «культурно-досуговую деятельностью» в качестве целенаправленного процесса формирования условий для выбора человеком предмета деятельности или перцептивный и коммуникативный процесс, обусловленный ее потребностями, устремлениям, позволяющий усвоить, сохранить, реализовать и распространить духовно-культурные и материальные ценности в области свободного времени [16, с. 10].

Взаимодействие терминов «культурно-досуговая» и «досуговая деятельность» описывает Е. М. Клюско, которая полагает, что феномен «культурно-досуговая деятельность» следует рассматривать в качестве видового в соотношении с более общим термином «досуговая деятельность» и имеющее все характерные для него признаки. Определяемая данным понятием деятельность представляет собой результат свободного выбора предмета занятий, не связана с «внешней» необходимостью, реализуется не с мотивацией дохода [23, с. 21].

Специалист выделяет особые черты культурно-досуговой деятельности: ориентированность на усвоение личностью мира культуры; заинтересованность в такой деятельности обусловлена культурными устремлениями человека: желанием реализации творческих потребностей, потребностями в познании, коммуникации, осуществлении социально-политической и религиозной деятельности, игровых занятий и т. д.

В культурно-досуговой деятельности в библиотечной сфере выражается осознанное отношение личности к культуре, креативности и общественной жизни. К субъекту ее можно отнести общественные и социально-демографические категории населения, конкретных людей.

В теоретической и практической деятельности библиотек в сравнительном соотношении понятий «социально-культурная», а также «культурно-досуговая деятельность», последний термин используется значительно чаще. Культурно-досуговую деятельность современных публичных библиотек, по мнению Т. Б. Ловковкой, можно обозначить в качестве целенаправленной, организованной, рационально-осмысленной деятельности библиотек, которая имеет связь с созданием, удовлетворением и возвышением имеющихся духовных устремлений посетителей для широкого и гармоничного развития человека в области досуга [27, с. 34]. В такой интерпретации наиболее точно обозначена роль культурно-досуговой деятельности в рамках библиотечной сферы, которая четко соотносится с устремлениями читателей и целями самой библиотеки.

Обширное применение термина «культурно-досуговая деятельность» в теоретической и практической деятельности библиотек можно объяснить отраслевизацией библиотечного фонда, который по большей части всегда содержал материалы гуманитарной направленности. В современное время происходят преобразования в сторону гуманизации всех сторон жизнедеятельности человека, что также обусловливает популярность этого понятия. Решение социально-культурной задачи по гуманизации населения непосредственно связано с чтением. В данном смысле место культурно-досуговой деятельности обладает большой значимостью. Культурно-досуговая деятельность в библиотечной сфере имеет широкие возможности, огромный арсенал способов, видов и техник эмоционального влияния на личность в достижении ключевой цели – осознание важности книги, чтения и повышения внимания к библиотеке в целом.

В научном понятийном аппарате применяется также такой термин как «досуговая деятельность». Т. Б. Головина рассматривала досуговую деятельность в качестве процесса формирования, распространения и преумножения культурных ценностей [12, с. 18].

Досуг считается временной категорией и изучается как составляющая свободного времени людей. Категория «свободное время» является более обширным по структуре и своему содержанию термином, в соотношении с которым досуг рассматривается как часть к целому. Феномен свободного времени идентифицируется с внерабочим и внеучебным временем в общем смысле, а досуг необходимо понимать в качестве только той части данного свободного времени, которая составляет его остаток после вычета из него всех требуемых затрат на физиологические потребности. Так, явление досуга представляется элементом бюджета свободного времени человека в точном смысле данного слова. Современные библиотековеды понимают досуг как аналог понятия свободного времени (И. И. Ганицкая, М. Я. Дворкина, С. Г. Матлина, Г. К. Олзоева, В. Р. Фирсов и др.). Этого подхода придерживаются известные авторы в сфере культурологии и социально-культурной деятельности: Г. М. Бирженюк, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников и другие.

Изучая досуг в качестве тождественного понятию свободного времени, Э. М. Коржева обозначает термин «досуг» с точки зрения противоположного трудовой деятельности мира, в котором активность личности ориентирована на отдых.

Другой автор Ю. А. Стрельцов также отождествляет между собой два таких феномена, обозначая «досуг» как составляющую внерабочего времени, которое остается у индивида (группы, социума в целом) после вычета различного рода обязательных дел, требуемых затрат [43, с. 5].

Таким образом, досуг представляет собой часть общественного времени человека, группы или социума в целом, которая применяется с целью сохранения, восстановления, а кроме того развития телесного и духовного здоровья личности, ее умственного самосовершенствования. Ценность досуга как элемента социально-культурной деятельности, его миссия заключается в духовном, культурном и умственном самосовершенствовании личности, возможности раскрыть свой творческий потенциал, а также реализовать потребность в отдыхе. Используя термин «досуговая деятельность» в рамках библиотеки необходимо обозначить, что в данной деятельности не может осуществляться деструктивный досуг. В заключении следует отметить, что в ходе досуговой деятельности выполняются как социально-культурные, так и культурно-досуговые задачи.

Для того, чтобы более полно представить особенности досуга, важно рассмотреть обозначенные А. Д. Жарковым базовые черты досуговой деятельности, которые соответствуют досуговой деятельности в рамках библиотеки:

-   процессуальные характеристики, которые требуют наличия субъекта, а кроме того объекта деятельности, целей, задач, функций и прогнозируемых результатов;

-   пространственные характеристики, довольно точно  обозначающие границы досуговой деятельности в пределах всего капитала свободного времени;

- содержательные характеристики, базирующиеся на духовно-эстетических устремлениях, интересах, мотивации, психологических установках человека [41, с. 20].

Важно заметить на особенность досуга в современное время: происходит процесс его коммерциализации. Согласно H. H. Ярошенко, область досуга очень часто рассматривается только в качестве доходного сегмента предпринимательской деятельности, а не феномена социально-культурной деятельности, сферы его духовно-нравственного роста, а также реализации личности в творчестве [57, с. 140].

Однако в условиях увеличения социальной значимости досуга, уменьшения бесплатной деятельности клубных организаций, дальнейшего расслоения актуального российского общества, усиливается досуговая функция современных публичных библиотек, которые уже на данный момент могут представить большое многообразие досуговых видов работы с разными группами населения.

Несмотря на общественно-политические и экономические трудности, главные социально-культурные институты, в частности библиотеки, оказывают досуговые услуги, продолжая осуществлять историческую миссию развития активной личности в качестве наивысшей его ценности.

Так, в современное время актуальны задачи развития культуры и работы общедоступных библиотек. По причине постоянной конкуренции и возникновения все новых форм досуга существенно ухудшается качество трансляции культурных ценностей. Существует острая потребность в инновационном подходе к деятельности культурно-досуговых организаций, введения новейших форм и способов организации досуговых программ, учитывая требования времени [11, с. 143]. Такими инновационными и популярными в наше время формами являются библиотечные квесты.

 

Библиотечные квесты как форма культурно-досуговой деятельности библиотеки

 

    В современное время популярным видом досуга являются квесты. Существует большое многообразие квестов, которые можно классифицировать по следующим параметрам: уровню реальности (живые и виртуальные), времени реализации (ночь/день), длительности (от одного часа до недели), сложности (простые и сверхсложные), особенностям передвижения (пешие/с использованием автомобиля), возрасту (для детей/взрослых/универсальные).

Согласно исследователям, на данный момент квесты еще набирают популярность, однако в соответствии с быстрым их распространением и большим разнообразием, можно говорить об их значительной востребованности. Привлекательной чертой для многих людей является отсутствие общественных преград, возможность получить яркие эмоциональные переживания с некоторым захватывающим элементом, а кроме того способ задействовать собственную эрудицию, умственные способности в оригинальных условиях. Именно необычность ситуации, возможность уйти от повседневной рутины, то есть посмотреть на многие обыденные вещи, применяя игровой потенциал пространства квеста, с новейшей точки зрения, привлекает молодых людей к данному виду проведения досуга [53, с. 22]. К примеру, мобильные квесты расширяют игровые практики в пространстве города и при этом реализуют потребности в общении у членов квестовой группы, в тоге появляется неполитизированная солидарность [10, с. 89].

Рассмотрим квесты в рамках досуговой деятельности библиотек. Как известно, библиотека не может существовать без читателей. Каждый сотрудник библиотеки осознает, что в наше время идет серьезная борьба за каждого посетителя в рамках внешней конкурентной среды. В связи с этим происходит постоянное совершенствование услуг и продукции библиотек, активная деятельность в области рекламы и возникновение инновационных видов работы [33, с. 17].

В современное время библиотеки совместно с образовательными, а также развлекательными организациями включаются в организацию и проведение квестов.

Изучение научных публикаций по данной теме позволяет сделать предположение о том, что у сотрудников библиотек нет ясного понимания особенностей библиотечных квестов, их характерных черт и характеристик. При данном положении дел очень просто проиграть тем организациям, которые занимаются проведением таких событий, вкладывая в них огромные денежные средства.

Иногда библиотеки стремятся использовать разработки квест-комнат, что не во всех случаях оправдано и зачастую дорого [36, с. 13-15], некоторые по большей части берут на вооружение с их точки зрения главный компонент квеста – перемещение в соответствии с отдельными пунктами-остановками [например, 3; 26]. В связи с этим чаще всего для небольших библиотек становится невыполнимой задача подготовки таких пунктов, потому как возможности провести их в необходимом количестве и предоставить кураторов нет.

Анализируя квестовую деятельность библиотекари опираются на существующие классификации квеста [42, с. 46], которые являются достаточно условными и трудно применимыми к условиям библиотеки.

Кроме того, изучение некоторых сценариев наталкивает на мысль, что множество квестов являются обычными викторинами, а их задачи предлагаются к решению в разных локациях библиотеки [2, с. 36]. Популярным, но довольно спорным видом подачи считается квест, который проходит только одна команда [9, с. 132] в соответствии с заранее обозначенным маршрутом без ясной мотивации.

Таким образом, важно определить базовые особенности библиотечных квестов, что в свою очередь позволит обозначить специфику данной формы библиотечной деятельности в сфере досуга.

Обычно работники библиотек представляют себе квест следующим образом: перемещение команд согласно конкретному маршруту под управлением куратора или персонажа, с осуществлением в каждом пункте задания (или нескольких заданий). Достаточно часто для таких квестов книги задействуют в качестве декораций, а при реализации квеста на открытой местности нет даже и этой возможности.

А. И. Пахорукова, Е. А. Потанина предлагают к рассмотрению другой тип квеста [33, с. 18]: участники пребывают в одном библиотечном помещении (центр квеста), при этом нет необходимости находиться всем вместе в этом месте. Игрокам представляется книжная выставка в соответствии с темой будущей игры или подборка литературных материалов, с помощью которых нужно выполнить задания. Вопросы квестового мероприятия также можно получить в этом месте, всем вместе или по очереди. Группы или отдельные участники, получив задание, анализируют его, стремясь скрыть свои идеи от конкурентной команды, ищут подсказки в книгах, после чего заполняют бланк и отдают его ведущим. В помещении также находится куратор, который может дать допустимую подсказку, если команда затрудняется решить задание. После подведения итогов квеста в этом же пространстве происходит его обсуждение.

Важно рассмотреть отдельные элементы данного квеста. Первым важным фактором является мотивация участия. В наше время понятие «квест» считается модным и обещает захватывающее времяпрепровождение. Однако этого не достаточно. Участникам квеста предлагается приз, за который они могут побороться. Приз может представлять собой какое-либо нематериальное поощрение, к примеру, особый читательский билет, индивидуальная выставка, право принять участие в другом событии библиотеки, где существует ограниченное число мест.

Отметим, что приз не является единственным видом мотивации. Библиотеке как культурному учреждению лучше применять сочетание различных мотивационных факторов. К ним относятся:

– интрига, желание первым узнать определенную информацию;

– ограниченность по времени, которое наиболее эффективно работает, когда квесты имеют большую длительность;

– конкуренция считается наилучшим мотивом участия в мероприятии, однако, должен подкрепляться иными представленными мотивами.

Для того, чтобы усилить конкуренцию, от участников скрывается информация о том, кто идет впереди, а также кто выигрывает, в связи с этим наилучшим вариантом завершения квеста, в частности и в библиотеке, считается подсчет очков и оглашение по ним победителя. Важно в этом случае обозначить четкие критерии присвоения очков и следить за однозначностью правильных ответов.

Отдельным удовольствием является обсуждение результатов игры. Более важно не назвать победителя, а проанализировать, как можно было разрешить предложенные задачи, узнать, какой путь избрали игроки.

Значимым моментом в организации квестов является возможность изменения его масштаба. Обычно публикации в профессиональной печати сообщают о количестве команд-участников. А если команд оказалось больше (или меньше)? Если квест не укладывается в отведенные временные рамки?

Трансформируемость квеста является главным образом свидетельством профессионального подхода к его организации. Кураторство над группами –

не самый подходящий вариант, потому как не всегда можно найти столько свободных работников. Подсказки и директивное управление обязательно снизят интерес даже к квесту с закрученным сюжетом. Но если проводить информационные квесты, то можно легко обойтись и без кураторов, и без ограничений количества участников и решить проблему продолжительности игры.

Можно также легко разрешить вопрос ограничения раздаточной информации, потому как можно задействовать плакаты, экраны, высылать информацию на телефоны, планшеты или выкладывать материалы в социальных сетях. Обеспечить необходимое количество экземпляров книг можно за счет сканов требуемых страниц или предложить электронную форму изданий.

Единственное ограничение информационного квеста – помещение библиотеки и его вместимость, что также решаемо, если участников разделить на группы и развести по нескольким залам.

Очень важный вопрос – задействование в квестах книг. Конечно, в целях сохранности фонда можно применять их лишь как декорации. Примеров тому множество [50; 54 и др.]. Но цель организации культурного досуга состоит в другом. Книги являются артефактами, которые должны привлекать своими тайнами и возможностями, а квест в данном случае становится одним из способов раскрытия состава и содержания книжного фонда библиотеки.

А поскольку фонды у всех библиотек разные, то можно надеяться на появление большого количества оригинальных квестов в дополнение к существующим [например, 6; 18; 55], завязанных на артефактах и существенно отличающихся от иных предложений на рынке развлекательных и образовательных услуг.

Возможны несколько вариантов работы с книгой:

1. Работа с выставкой, на которой подобрана литература для поиска ответов.

2. Работа с фондом, ориентированная на свободный поиск. Здесь возрастает роль библиографа, готового оказать помощь игрокам.

В квесте нужна и особая квестовая составляющая – разнообразные задания, сформулированные на предельном уровне сложности. Простой выход на книгу, акцент на поиск в тексте, отсутствие ребусов и шарад.

Из всего вышеизложенного следует, что библиотека может быть идеальным местом для проведения в первую очередь информационных квестов, что нисколько не умаляет усилия библиотечных специалистов по привлечению к ним актеров и разработке маршрутов.

Такие квесты, отличные от других, представленных на рынке развлекательных услуг, могут стать брендом библиотеки и помогут ей объединить вокруг себя людей интеллектуальных, преданных книге и чтению.

Квест – это путешествие к цели через преодоление препятствий. А. И. Пахорукова замечает, что для библиотек в большей степени подходят библиотечно-информационные квесты, то есть работа с информацией, с книгой. В настоящей работе мы придерживаемся следующей трактовки: библиотечно-информационный квест представляет собой конкурентную игру, неограниченную по количеству игроков, предполагающую самостоятельную работу членов игры с книгой и определении победителя согласно сумме заработанных баллов.


Выводы по первой главе

1. В теоретической и практической области социально-культурной деятельности по прошествии долгих лет дискуссий о сущности, характере и функциях досуга было установлено его научно-обоснованная трактовка: «досуг» представляет собой деятельность в пределах свободного времени, которая позволяет обеспечить отдых и последующее развитие личности.

2. Культурно-досуговая деятельность в библиотечной сфере имеет широкие возможности, огромный арсенал способов, видов и техник эмоционального влияния на личность в достижении ключевой цели – осознание важности книги, чтения и повышения внимания к библиотеке в целом.

3. Библиотека может быть идеальным местом для проведения в первую очередь информационных квестов. Такие квесты, отличные от других, представленных на рынке развлекательных услуг, могут стать брендом библиотеки и помогут ей объединить вокруг себя людей интеллектуальных, преданных книге и чтению. Библиотечно-информационный квест представляет собой конкурентную игру, неограниченную по количеству игроков, предполагающую самостоятельную работу членов игры с книгой и определении победителя согласно сумме заработанных баллов.


Глава 2. Разработка

2.1.

 

Исследование культурного досуга молодежи проводилось на базе Центральной районной библиотеки СПб ГБУК ЦБС Красносельского района. Рассмотрим основные особенности данного учреждения культуры. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Красносельского района» - это 15 общедоступных библиотек, расположенных в Красносельском районе Санкт-Петербурга во главе с Центральной районной библиотекой.

· Читателями данной сети являются более 63 000 жителей района.

· Ежегодная посещаемость превышает 480 000.

· Книговыдача составляет 1 143 000 экземпляров в год.

· Фонд ЦБС Красносельского района – свыше 570 000 экземпляров книг, электронных и периодических изданий.

· Собственный универсальный электронный каталог объемом более 64 тысяч документов;

· Более 8 тысяч записей базы данных периодических изданий;

· Более 22 тысяч записей аналитической библиографической базы данных (статей из журналов и газет).

Все библиотеки проводят культурно-просветительские мероприятия: выставки, литературно-тематические вечера, лекции, встречи с писателями и деятелями культуры, концерты, презентации, экскурсии; работают клубы по интересам.

Таким образом, данное учреждение культуры ведет активную культурно-досуговую деятельность. Однако, для дальнейшего привлечения внимания молодежи как категории населения требуются инновационные методы, к которым относятся библиотечные квесты.

    В анкетировании приняли участие 25 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, 11 мальчиков и 14 девочек.

    На рисунке 1 представлены результаты опроса подростков о предпочитаемом виде досуга.

 

Рисунок 1. Предпочитаемый досуг подростков

 

   Полученные данные говорят о том, что подростки чаще всего гуляют, общаются с друзьями и сидят в Интернете, причем пребывание в сети предполагает также общение в социальных сетях. Такие показатели указывают на значимость общения и взаимодействия со сверстниками, что особенно характерно для подросткового возраста.

    На рисунке 2 представлены результаты опроса подростков о предпочитаемых учреждениях культуры.

 

Рисунок 2. Предпочитаемые учреждения культуры

 

    На рисунке можно увидеть, что подростки по большей части предпочитают посещать библиотеки как учреждение культуры, однако многие подростки остаются дома. Возможно данные результаты связаны как раз с тем, что современные библиотеки активно организуют досуговые мероприятия, выставки, клубы по интересам, что привлекает в свою очередь молодое поколоение к посещению библиотек. В случае же отсутствия интересных для них мероприятий или досуговых программ, подростки предпочтут провести досуг дома. Таким образом, организация множества интересных, но в то же время полезных досуговых мероприятий, позволит привлечь молодое поколение в библиотеки.

На рисунке 3 представлены результаты опроса подростков о восприятии библиотеки как культурно-досугового центра, места общения или источника информации.

 

Рисунок 3. Восприятие библиотеки подростками

 

    Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о том, что подростки по большей части воспринимают библиотеку как культурно-досуговый центр и в некоторых случаях как источник информации. Полученные данные подтверждают важность културно-досуговой деятельности библиотеки.

На рисунке 4 представлены результаты опроса подростков об отношении к культурно-досуговой деятельности библиотеки.

 

Рисунок 4. Отношение к культурно-досуговой деятельности библиотеки

    Как видно на рисунке, большинство подростков положительно относятся к культурно-досуговой деятельности библиотеки.

На рисунке 5 представлены результаты опроса подростков о причинах посещения досуговых программ библиотеки.

 

Рисунок 5. Причины посещения подростками досуговых программ

 

    По результатам опроса подростки посещают досуговые программы по большей части по причине возможности реализовать потребность в отдыхе, а в некоторых случаях узнать новые для себя факты, в меньшей степени реализовать свои творческие способности и встретиться с интересными людьми. Таким образом, культурно-досуговые программы позволяют подросткам отдохнуть и узнать новую информацию.

    На рисунке 6 представлены результаты опроса подростков о том, что привлекает их в библиотечном досуге.

 

Рисунок 6. Данные о том, что привлекает подростков в библиотечном досуге

 

    Исходя из полученных данных, результаты являются неоднородными. Некоторых молодых людей привлекает высокий уровень проводимых мероприятий, других высокая культура обслуживания, третьих – возможность общения. В меньшей степени для подростков важны благоприятные условия проведения досуга и удобное расположение библиотеки. Таким образом, работники библиотеки должны учитывать многие факторы при организации культурно-досуговых программ.

На рисунке 7 представлены результаты опроса подростков о причинах, мешающих посещать досуговые мероприятия в библиотеке.

Рисунок 7. Причины, мешающие подросткам посещать досуговые мероприятия в библиотеке

 

    По результатам опроса основной причиной, не позволяющей подросткам посещать досуговые мероприятия в библиотеке, является недостаток времени. Возможно, данные результаты связаны с тем, что учебная деятельность, а также выполнение домашних заданий требует большого количества времени, и общение с друзьями очень значимо для подростков, в связи с этим на посещение досуговых программ остается не так много времени. Таким образом, групповые мероприятия могут быть отличным решением такой ситуации, потому как подростки могут участвовать в таких мероприятиях вместе с друзьями.

На рисунке 8 представлены результаты опроса подростков об игровых предпочтениях.

 

 

Рисунок 8. Предпочитаемые подростками игры

 

    По данным опроса подростки по большей части предпочитают компьютерные игры, реже спортивные. Однако, важно заметить, что несколько подростков предпочитают квесты в реальности, что указывает на постепенное вовлечение молодого поколения в такого рода игры, тем не менее, из-за дороговизны возможно многие еще не смогли поучаствовать в них. Таким образом, библиотека может выступить в качестве прогрессивного учреждения, которое не отстает от популярных современных видов досуга.

На рисунке 9 представлены результаты опроса подростков об отношении к живым квестам.

 

Рисунок 9. Отношение подростков к квестам в реальности

 

    По результатам опроса часть подростков положительно относятся к живым квестам, а часть не участвовали, но хотели бы. Данные показатели говорят о высокой востребованности такого досуга как квесты.

На рисунке 10 представлены результаты опроса подростков о желании подростков поучаствовать в библиотечном квесте.

 

Рисунок 10. Наличие желания у подростков поучаствовать в библиотечном квесте

    Полученные результаты говорят о том, что большинство подростков хотели бы поучаствовать в библиотечном квесте, что также указывает на актуальность такой формы культурного досуга.

 

    Таким образом, результаты проведенного опроса показали актуальность и востребованность организации библиотечных квестов как формы культурного досуга подростковой категории населения. Далее предлагаем к рассмотрению пример сценария квестового мероприятия.

 

2.2.

 

На основе полученных результатов опроса подростков было принято решение о разработке сценария проведения библиотечно-информационного квеста как формы культурного досуга молодежи. Обозначим цели, задачи, предполагаемые результаты и социально-культурную значимость такой формы мероприятия.

Цель проведения библиотечного квеста:

Ø формирование привлекательного образа библиотечного досуга для молодого поколения;

Ø привлечение к чтению отечественной и зарубежной литературы;

Ø распространение информации и популяризация культурно-досуговой деятельности и услуг библиотеки;

Ø создание позитивного имиджа библиотеки.

Задачи мероприятия:

v популяризация чтения, а также литературы в целом;

v позиционирование библиотечных учреждений в качестве центров культурного досуга;

v формирование навыков взаимодействия в команде;

v раскрытие умственных навыков и креативности участников квеста;

v содействие увеличению общего образовательного, а также культурного уровня посетителей;

v формирование информационной культуры;

v привлечение внимания посетителей к библиотеке;

v увеличение интереса к чтению у молодого поколения.

Предполагаемые результаты:

Для привлечения молодого поколения в библиотеки, возрождения и формирования культуры чтения требуются новейшие инновационные способы работы с юными посетителями, потому как в современное время информатизации одно лишь наличие книг в бумажном виде считается не достаточно актуальным и востребованным. А успешное прохождение библиотечных квестов в любом случае предполагает обращение к книгам в качестве источника знаний и носителя информации, что задействует мыслительную деятельность членов игры, их умения искать и структурировать информацию.

Библиотечно-нформационные квесты представляют собой один из методов помочь подросткам использовать свой ум, больше анализировать, а также позволяют развить их навыки работы в команде.

Организация данных мероприятий несомненно положительно будет воздействовать на полноценное развитие молодого поколения Санкт-Петербурга, сформирует у них чувство уважения к книге и литературе. В частности библиотечные квесты сделают более привлекательным и захватывающим посещение библиотеки, которая является центром досуга, информации и общения.

Социально-культурная значимость библиотечных квестов:

Такого рода квесты интересны тем, кому нравится активный, полезный отдых; тем, кто желает получить новые острые ощущения; тем, кто обладает или желает развить навыки работы в команде; тем, кто желает раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности.

В процессе игры члены команд решают логические задачи, исполняют поиск важной информации, обучаются работе с информационными ресурсами, поиску необходимой информации и ее использованию.

Квестовая игра позволяет научиться пользоваться библиотекой, знакомит с пространственным расположением отделов, размещением в ней справочно-библиографического аппарата. Игра в команде помогает получше узнать друг друга в условиях, когда необходимо оперативно и оптимально принять решения. Позволяет развить личностные качества игроков, таких как сосредоточенность внимания, память, быстрота и логика мышления, умение работать в команде; квест вызывает целый ряд позитивных эмоций, оставляет радостные воспоминания, помогает развивать коммуникативные качества участников.

 

Сценарий библиотечно-информационного квеста «Путешествие по древним книжным городам»

 

Программа рассчитана на подростков от 12 до 16 лет. Место сбора – читальный зал Центральной районной библиотеки Красносельского района, где ведущие разделяют ребят на две команды и выбирают капитанов. 

Каждая команда получает «Карту древних городов» (маршрутный лист). Две команды под предводительством своих капитанов отправляются согласно карте в путешествие по «древним книжным городам», которые находились в абонементе. В каждом «древнем городе» их ожидает отдельное задание, которое требуется выполнить максимально оперативно. Потому как в «Древнем городе сокровищ» лишь одна команда победителей получит спрятанные артефакты – «сокровища».

В главном «Древнем городе всезнаек» у команд будет главная база, где они будут выполнять задания, которые получены в «древних городах».

В «Древнем городе юных книголюбов» ребята обнаружат записки с просьбой о помощи найти Тома Сойера. Ведущие квеста загадывают загадки, и из первых букв отгаданных слов требуется составить необходимое слово, где можно найти Тома Сойера.

В «Древнем городе спасения» команды разгадывают все слова кроссворда по вертикали, чтобы узнать слово, загаданное по горизонтали, которое обозначает одного из ключевых помощников при поиске книг в библиотеке (Каталог).

В «Парке Древнего города» игроки получают несколько заданий. Им требуется подобрать к словам из левой колонки необходимые слова из правой, из которых составляется полное название героев книг. Затем требуется подобрать к указанным авторам название произведения, а также разгадать ребусы.

В «Древнем городе воспоминаний» ребята решают краеведческий филворд, то есть необходимо найти имена и фамилии известных писателей и поэтов России, замаскированных в наборе напечатанных букв. А в «Древнем городе Гармонии» по представленному описанию отгадать название картины и ее художника.

В «Древнем городе сокровищ» участников ожидает последнее испытание: собрать пазлы из кусочков бумаги с текстом и узнать название и автора стихотворения, а затем быстро найти его на книжной полке, где их и ожидают заветные «сокровища-артефакты». Это могут быть сладкие призы или небольшие сувениры. Команда победителей разделяет добытые «сокровища» между собой.

Согласно пути следования в определенный «Древний город» ведущие загадывают командам загадки.

Представленный сценарий может иметь множество различных вариантов, которые позволят разнообразить деятельность библиотек как организаторов культурного досуга и внести свой вклад в решение главных задач – привлечение новых читателей и повышение их информационной культуры.


Выводы

 

1. Центральная районная библиотека Красносельского района ведет активную культурно-досуговую деятельность. Однако, для дальнейшего привлечения внимания молодежи как категории населения требуются инновационные методы, к которым относятся библиотечные квесты.

2. Изучение досуга молодежи позволило определить несколько важных особенностей:

Ø подростки предпочитают следующие виды досуга: прогулки, общение с друзьями и блуждание в Интернете;

Ø подростки по большей части предпочитают посещать библиотеки как учреждение культуры, однако многие подростки остаются дома;

Ø подростки по большей части воспринимают библиотеку как культурно-досуговый центр и в некоторых случаях как источник информации;

Ø большинство подростков положительно относятся к культурно-досуговой деятельности библиотеки;

Ø подростки посещают досуговые программы по большей части по причине возможности реализовать потребность в отдыхе, а в некоторых случаях узнать новые для себя факты;

Ø некоторых молодых людей привлекает высокий уровень проводимых мероприятий, других высокая культура обслуживания, третьих – возможность общения.

Ø основной причиной, не позволяющей подросткам посещать досуговые мероприятия в библиотеке, является недостаток времени;

Ø подростки по большей части предпочитают компьютерные игры, реже спортивные;

Ø часть подростков положительно относятся к живым квестам, а часть не участвовали, но хотели бы;

Ø большинство подростков хотели бы поучаствовать в библиотечном квесте.

3. Результаты проведенного опроса показали актуальность и востребованность организации библиотечных квестов как формы культурного досуга подростковой категории населения.

4. На основе полученных результатов опроса подростков было принято решение о разработке сценария проведения библиотечно-информационного квеста как формы культурного досуга молодежи. Были обозначены цели, задачи, предполагаемые результаты и социально-культурная значимость такой формы мероприятия; предложен сценарий библиотечно-информационного квеста.


Заключение

В современном мире особым фактором личностного развития, а также развития социума в целом считается досуг человека. На данный момент досуг вбирает в себя разнообразные формы человеческой деятельности, стимулирующие его личностное, духовное и социальное становление.

Современный социум производит большое количество новейших форм организации досуга. На данный момент человек ощущает постоянную необходимость в самообразовании и собственном развитии, развлечениях и морального отдыха, социальном взаимодействии, которое происходит за пределами рабочих или учебных часов. В рамках активного развития общества свободное время для личности можно признать истинной ценностью.

Целью работы являлось теоретико-понятийное изучение культурно-досуговой деятельности современных библиотек и разработка инновационных предложений по организации культурного досуга в библиотеке.

В процессе работы были решены поставленные задачи. Анализ современных подходов к исследованию понятия досуга позволило определить данный термин. «Досуг» представляет собой деятельность в пределах свободного времени, которая позволяет обеспечить отдых и последующее развитие личности.

Изучение особенностей культурно-досуговой деятельности библиотеки позволило сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность в библиотечной сфере имеет широкие возможности, огромный арсенал способов, видов и техник эмоционального влияния на личность в достижении ключевой цели – осознание важности книги, чтения и повышения внимания к библиотеке в целом.

Рассмотрение библиотечных квестов как формы культурно-досуговой деятельности библиотеки позволило определить, что библиотека может быть идеальным местом для проведения библиотечно-информационных квестов.

Анализ особенностей культурного досуга молодежи и ее отношения к библиотечным квестам позволило выявить множество особенностей, среди которых: предпочтение прогулок, общения с друзьями и блуждание в Интернете в качестве досуга, подростки по большей части воспринимают библиотеку как культурно-досуговый центр и в некоторых случаях как источник информации; ребята положительно относятся к культурно-досуговой деятельности библиотеки; посещают досуговые программы по большей части по причине возможности реализовать потребность в отдыхе, а в некоторых случаях узнать новые для себя факты; некоторых молодых людей привлекает высокий уровень проводимых мероприятий, других высокая культура обслуживания, третьих – возможность общения. Основной причиной, не позволяющей подросткам посещать досуговые мероприятия в библиотеке, является недостаток времени. Предпочитают компьютерные игры, реже спортивные; часть подростков положительно относятся к живым квестам, а часть не участвовали, но хотели бы. Большинство подростков хотели бы поучаствовать в библиотечном квесте.

Результаты проведенного опроса показали актуальность и востребованность организации библиотечных квестов как формы культурного досуга подростковой категории населения.

На основе полученных результатов опроса подростков было принято решение о разработке сценария проведения библиотечно-информационного квеста как формы культурного досуга молодежи. Были обозначены цели, задачи, предполагаемые результаты и социально-культурная значимость такой формы мероприятия; предложен сценарий библиотечно-информационного квеста.

Изучение культурного досуга населения, а особенно молодого поколения, позволит обозначить направления работы с ним, выработать конкретные инновационные методы, позволяющие привлечь подростков к книге и библиотеке в целом, а разработанный сценарий может быть использован в выбранной библиотеке, а также адаптирован для других библиотек.


Список литературы

 

1. Арианский, М.А. Прикладная культурология [Текст] / М.А. Арианский. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: ЭГО, 2001. - 288 с.

2. Аристова, С. А. Приведи в порядок свою планету [Текст] / С. А. Аристова // Читаем, учимся, играем. – 2017. – № 10. – С. 36–41.

3. Батова, М. Е. Библиоквест: секреты успеха [Текст] / М. Е. Батова // Современная библиотека. – 2016. – № 2. – С. 84–87.

4. Бессонова, А. C. Досуг как неотъемлемая сфера жизни современного молодого человека [Текст] / А. С. Бессонова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №6 (36). - С. 241-244.

5. Бочарникова, И. С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ [Текст] / И. С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - №1. - С. 18-21.

6. Бреднева, М. В. Ты увидишь: мир прекрасен [Текст]  / М. В. Бреднева // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 9. – С. 31–36

7. Вагапова, А. Р. Предпочитаемые формы досуга студенческой молодежи [Текст] / А. Р. Вагапова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - №2. - С. 164-167.

8. Востряков, Л. Е. Региональная культурная политика пореформенной России: субъектное измерение [Текст] / Л. Е. Востряков. – Санкт-Петербург: Изд-во СЗАГС, 2015. – 344 с.

9. Гагач, М. Г. Специфика организации досуга населения в малых городах [Текст] / М. Г. Гагач // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2018. - №4 (31). - С. 132-138.

10. Глазков, К. П. Мобильные методы: движение как часть исследовательской стратегии [Текст] / К. П. Глазков, А. В. Стрельникова // Журнал «ИНТЕР”. - 2015. - №10. - С. 79-90.

11. Голобоков, А. С. Особенности организации культурно-досуговой деятельности в международном детском центре "Артек" [Текст] / А. С. Голобоков, А. А. Караева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - №2 (19). - С. 143-145.

12. Головина, Г. В. Библиографическое обеспечение досуговой деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Г. В. Головина. - Краснодар, 2005. - 168 с.

13. Грушецкая, И. Н. Особенности социальнопедагогического сопровождения досуговой деятельности студентов в профессиональных организациях высшего образования [Текст] / И. Н. Грушецкая // Вестник Костромского Государственного Университета имени Н. А. Некрасова. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 208-210.

14. Егоров, В. К. Философия культуры современной России: К постановке вопроса [Текст] / В. К. Егоров // Обновление России: трудный поиск решений. – Вып. 9. – Москва, 2012. – С. 138-146.

15. Еремеева, Л. И. Досуговая деятельность как фактор саморазвития студенческой молодежи [Текст] / Л. И. Еремеева // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - №1-1 (44). - С. 43-48.

16. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]:

учеб.- метод, пособие / А. Д. Жарков. - Москва: МГУК: ИПО Профиздат, 2002. - 288 с.

17. Жирикова, А. А. Досуговые практики жителей средних и малых городов России [Текст] / А.А. Жирикова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2014. - №4 (126). - С. 91-98.

18. Захаркин, М. С. Быль, фэнтези, мечты и детство [Текст] / М. С. Захаркин // Игровая библиотека. – 2015. – № 4. – С. 4-19.

19. Кабадейцева, О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций [Текст] / О. В. Кабадейцева // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №3. - 14 с.

20. Калимуллина, О. А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности [Текст] / О. А. Калимуллина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №26. - С. 241-248.

21. Калякина, А. В. Проектные технологии в сфере культуры [Текст] / А. В. Калякина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 12. – 468 с.

22. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2004. - 539 с.

23. Клюско, Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.) [Текст]: Теоретико-методологический и исторический аспект [Текст]: учеб. пособие / Е. М. Клюско. - Москва: МГУКИ, 1999. - 132 с.

24. Ковешникова, А. Е. Социальное проектирование как метод организации досуговой деятельности молодежи [Текст] / А. Е. Ковешникова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №2 (121). - С. 101-105.

25. Ледовская, Т. В. Динамика защитного и совладающего поведения студентов на разных курсах обучения [Текст] / Т. В. Ледовская, О. А. Резчикова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 4. - С. 194-200.

26. Лобанкина, Е. Приключения для эрудитов: библиотечный квест как эффективная форма продвижения чтения среди школьников [Текст]  / Е. Лобанкина // Библиополе. – 2016. – № 1. – С. 34–39.

27. Ловкова, Т. Б. Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек: терминологический аспект [Текст] / Т. Б. Ловкова // Библиотековедение. - 2004. - № 4. - С . 32-35.

28. Лукина, В. С. Анализ культурно-досуговых предпочтений жителей города Якутска [Текст] / В. С. Лукина // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №21. - С. 19-21.

29. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов [Текст] / А. А. Любякин, Л. В. Оконечникова // Пед. образование в России. - 2016. - № 2. - С. 149-156.

30. Максютина, К. Н. Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия [Текст] / К. Н. Максютина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - №4.- С. 36-40.

31. Мотульский, Р. С. Функции библиотек [Текст] / Р. С. Мотульский //

Общее библиотековедение. - Москва: Либерия, 2004. - С. 77 -109.

32. Орлов, М. А. Организация досуговой деятельности молодежи [Текст] / М. А. Орлов // Социальная сеть работников социального образования. – ДГТУ, 2014. - С. 4-5.

33. Пахорукова, А. И. Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика [Текст] / А. И. Пахорукова, Е. А. Потанина // Вестник культуры и искусств. - 2018. - №1 (53). - С. 17-21.

34. Пилко, И. С. Педагог-библиотекарь: стандартная модель и нестандартная реальность [Текст] / И. С. Пилко, О. В. Дворовенко // Вестник культуры и искусств. — 2016. — № 1. — С. 20-26.

35. Плотичкина, Н. В. Досуговые практики российской молодежи в условиях современного города [Текст] / Н. В. Плотичкина, А. Я. Беляцкая // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 2 (43). - С. 338-343.

36. Рыцева, Д. С. Ломая стереотипы: разработка и внедрение квест-проектов в реальности библиотеки для людей с ограниченными возможностями [Текст] / Д. С. Рыцева // Молодые в библиотечном деле. – 2016. – № 11. – С. 13–15.

37. Рябков, В. М. Историография функций культурно-досуговых учреждений (вторая половина XX - начало XXI вв.) [Текст] / В. М. Рябков; МГУКИ; ЧГАКИ. - Москва, 2010. - 214 с.

38. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст] /

под общ. ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 612 с.

39. Соколов, А.В. Социальные функции библиотечной и библиографической деятельности [Текст] / А. В. Соколов // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1984. - №6. - С.19-27.

40. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст] /

А. В. Соколов. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003. - 204 с.

41. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного

типа [Текст] / ред. Н. Л. Гончарова. - Тверь, 2003. - 378 с.

42. Софьина, М. Н. Квест в научной библиотеке вуза / М. Н. Софьина, Д. М. Хафизов // Университетская книга. – 2017. – № 4 (май). – С. 46–49.

43. Стрельцов, Ю. А. Человек в мире общения: основы досуговой

синергетики [Текст]: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - Москва: МГУКИ, 1999. - 200 с.

44. Тихоновская, Г. С. Культурно-досуговая программа как объект научного анализа [Текст] / Г. С. Тихоновская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №36. - С. 231-237.

45. Тихоновская, Г. С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досуговых программ [Текст] / Г. С. Тихоновская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №4 (66). - С. 141-145.

46. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие [Текст]: (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки. Вып. 23. - Москва: МГУКИ, 2001. - С. 25-39.

47. Файзрахманова, Г. К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г. К. Файзрахманова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - №1. - С. 169-174.

48. Философский словарь [Текст] / под редакцией И. Т. Фролова. - 7-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Республика, 2001. - 719 с.

49. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - Москва: Сов. Энциклопедия, 1983. - С. 751.

50. Частухина, Е. Е. Лабиринтами знакомых залов [Текст] / Е. Е. Частухина, Л. А. Коновалова // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 4. – С. 4–8.

51. Чаусова, А. В. Лабиринт Воланда [Текст] / А. В. Чаусова // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 9. – С. 10–13.

52. Чижиков, В. М. Культурная среда малых городов России [Текст] / В. М. Чижиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 5 (73). – С. 65–70.

53. Чистякова, К. В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян [Текст] / К. В. Чистякова // Человек в мире культуры. - 2013. - № 2. - С. 20-22.

54. Шалимова, В. И. Поэтический калейдоскоп [Текст] / В. И. Шалимова // Читаем, учимся, играем. – 2017. – № 9. – С. 39–46.

55. Эмир-Асанова, О. А. Чехов: особые приметы [Текст] / О. А. Эмир-Асанова // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 2. – С. 38–42.

56. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия [Текст] / Н.Н.

Ярошенко // Ученые записки. Вып. 23. - Москва: МГУКИ, 2001. - С. 39- 47.

57. Ярошенко, Н.Н. Сущностная диверсификация социально-культурной

деятельности: международный контекст и отечественные условия [Текст] / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. - 2007. - №3. - С. 139-144.

 


Приложение

Анкета (для подростков)

        

Здравствуйте, ребята! Вы окажите нам большую помощь, ответив на все наши вопросы. Прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных ниже ответов. Выбранный Вами ответ следует обвести.

 

Пол:

- мужской;

- женский.

Возраст:_____

 

1. Чем Вы чаще всего предпочитаете заниматься в свободное от учебы время?

- гулять, общаться с друзьями;

- сидеть в Интернете (социальные сети, просмотр фильмов/сериалов);

- играть в компьютерные игры;

- читать книги.

2. Среди предложенных учреждений культуры, где чаще всего вы проводите свой досуг?

- Дом культуры;

- Библиотека;

- Провожу досуг дома.

3. Библиотека для Вас является в большей степени:

- культурно-досуговым центром;

- местом общения;

-источником информации.

4. Ваше отношение к культурно-досуговой деятельности библиотеки (выставки, мероприятия, кружки и т. п.)?

- положительное;

-нейтральное;

- отрицательное.

5. Что дает Вам посещение досуговых программ в большей степени?

- Возможность реализовать потребность в отдыхе;

- Узнать новые для себя факты;

- Реализовать свои творческие способности;

- Встретиться с интересными людьми.

6. Что Вас привлекает в библиотечном досуге в большей степени?

- высокая культура обслуживания;

- возможность общения;

- благоприятные условия проведения досуга;

- высокий уровень проводимых мероприятий;

- удобное расположение библиотеки.

7. Отметьте наиболее частые причины, мешающие посещать досуговые мероприятия в библиотеке:

- недостаток времени;

- недостаточно высокое качество досуговых мероприятий;

- удаленность библиотеки.

8. Какие игры Вы предпочитаете в большей степени?

- спортивные;

- компьютерные;

- настольные (например, мафия, элиас, уно и т.д.);

- квесты в реальности.

9. Как Вы относитесь к квестам в реальности?

- положительно;

-нейтрально;

- отрицательно;

- не участвовал(а), но хочу попробовать.

10. Хотели бы Вы поучаствовать в библиотечном квесте?

- да;

- скорее да, чем нет;

- затрудняюсь ответить;

- скорее нет, чем да;

- нет.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 3314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!