Принципы построения модели IDEF 0



На начальных этапах создания информационной системы необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Для описания работы предприятия необходимо построить модель. Такая модель должна быть адекватна предменной области, следовательно, она должна содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0, предложенный более 20 лет назад Дугласом Россом (SoftTech, Inc.) и называвшийся первоначально SADT - Structured Analysis and Design Technique. (Подробно методология SADT излагается в книге Дэвида А. Марка и Клемента Мак-Гоуэна "Методология структурного анализа и проектирования SADT" (М.:Метатехнология, 1993.) В начале 70-х годов вооруженные силы США применили подмножество SADT, касающееся моделирования процессов, для реализации проектов в рамках программы ICAM (Integrated Computer-Aided Manufacturing). В дальнейшем это под­множество SADT было принято в качестве федерального стандарта США под наименованием IDEF0. Подробные спецификации на стандарты IDEF можно найти на сайте http://www.idef.com.

В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объек­тов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.

Под моделью в IDEF0 понимают описание системы (текстовое и графи­ческое), которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы.

Моделируемая система рассматривается как произвольное подмно­жество Вселенной. Произвольное потому, что, во-первых, мы сами умозри­тельно определяем, будет ли некий объект компонентом системы, или мы будем его рассматривать как внешнее воздействие, и, во-вторых, оно зави­сит от точки зрения на систему. Система имеет границу, которая отделяет ее от остальной Вселенной. Взаимодействие системы с окружающим миром описывается как вход (нечто, что перерабатывается системой), выход (результат деятельности системы), управление (стратегии и процедуры, под управлением которых производится работа) и механизм (ресурсы, необ­ходимые для проведения работы). Находясь под управлением, система преобразует входы в выходы, используя механизмы.

Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с опре­деления контекста, т. е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, мы должны определить, что мы будем в дальнейшем рассмат­ривать как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. На опреде­ление субъекта системы будет существенно влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования - вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ, другими словами, первоначально необходимо определить область (Scope) моделирования. Описание области как системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели. Хотя предполагается, что в течение моделирования область может корректироваться, она должна быть в основном сформулирована изна­чально, поскольку именно область определяет направление моделирования и когда должна быть закончена модель. При формулировании области необ­ходимо учитывать два компонента - широту и глубину. Широта подразу­мевает определение границ модели - мы определяем, что будет рассмат­риваться внутри системы, а что снаружи. Глубина определяет, на каком Уровне детализации модель является завершенной. При определении глубины системы необходимо не забывать об ограничениях времени -трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии

от глубины декомпозиции. После определения границ модели предпола­гается, что новые объекты не должны вноситься в моделируемую систему; поскольку все объекты модели взаимосвязаны, внесение нового объекта может быть не просто арифметической добавкой, но в состоянии изменить существующие взаимосвязи. Внесение таких изменений в готовую модель является, как правило, очень трудоемким процессом (так называемая проблема "плавающей области").

 

Цель моделирования ( Purpose). Модель не может быть построена без четко сформулированной цели. Цель должна отвечать на следующие вопросы:

■ Почему этот процесс должен быть замоделирован?

■ Что должна показывать модель?

■ Что может получить читатель?

Формулировка цели позволяет команде аналитиков сфокусировать усилия в нужном направлении. Примерами формулирования цели могут быть следующие утверждения: "Идентифицировать и определить текущие проблемы, сделать возможным анализ потенциальных улучшений", "Идентифицировать роли и ответственность служащих для написания долж­ностных инструкций", "Описать функциональность предприятия с целью написания спецификаций информационной системы" и т. д.

Точка зрения ( Viewpoint). Хотя при построении модели учитываются мнения различных людей, модель должна строиться с единой точки зрения. Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Точка зрения должна соот­ветствовать цели моделирования. Очевидно, что описание работы пред­приятия с точки зрения финансиста и технолога будет выглядеть совер­шенно по-разному, поэтому в течение моделирования важно оставаться на выбранной точке зрения. Как правило, выбирается точка зрения челове­ка, ответственного за моделируемую работу в целом. Часто при выборе точки зрения на модель важно задокументировать дополнительные альтер­нативные точки зрения. Для этой цели обычно используют диаграммы FEO (For Exposition Only), которые будут описаны в дальнейшем.

IDEFO-модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties (рис. 1.2.1). Во вкладку Purpose следует внести цель и точку зрения, а во вкладку Definition - определение модели и описание области.

 

 

Рис. 1.2.1. Диалог задания свойств модели

Во вкладке Status того же диалога можно описать статус модели (черно­вой вариант, рабочий, окончательный и т. д.), время создания и последнего редактирования (отслеживается в дальнейшем автоматически по системной дате). Во вкладке Source описываются источники информации для пост­роения модели (например, "Опрос экспертов предметной области и анализ документации"). Вкладка General служит для внесения имени проекта и модели, имени и инициалов автора и временных рамок модели - AS-IS и ТО-ВЕ.

Модели AS- IS и ТО-ВЕ. Целью построения функциональных моделей обычно является выявление наиболее слабых и уязвимых мест деятель­ности организации, анализе преимуществ новых бизнес-процессов и сте­пени изменения существующей структуры организации бизнеса. Анализ недостатков и "узких мест" начинают с построения модели AS-1S (Как есть), т.е. модели существующей организации работы. Модель AS-IS может строиться на основе изучения документации   (должностных инструкций, положений о предприятии, приказов, отчетов и т.п.), анке­тирования и опроса служащих предприятия (организация опроса должна быть итерационной и реализовать цикл автор-читатель, см. 1.2.9), создания фотографии рабочего дня и других источников. Полученная модель AS-IS служит для выявления неуправляемых работ, работ не обеспеченных ресурсами, ненужных и неэффективных работ, дублирующихся работ и других недостатков в организации деятельности предприятия. Исправ­ление недостатков, перенаправление информационных и материальных потоков приводит к созданию модели ТО-ВЕ (Как будет) - модели идеальной организации бизнес-процессов. Как правило, строится несколько моделей ТО-ВЕ, среди которых определяют наилучший вариант. Выбор оптимальной модели может осуществляться, например, с помощью метрик BPwin(cM. 1.3).

Следует указать на распространенную ошибку при создании модели AS-IS - это создание идеализированной модели. Примером может служить создание модели на основе знаний руководителя, а не конкретного испол­нителя работ. Руководитель знаком с тем, как предполагается выполнение работы по руководствам и должностным инструкциям, и часто не знает, как на самом деле подчиненные выполняют рутинные работы. В результате получается приукрашенная, искаженная модель, которая несет ложную информацию и которую невозможно в дальнейшем использовать для ана­лиза. Такая модель называется SHOULD BE (Как должно бы быть).

Технология проектирования информационных систем подразумевает сначала создание модели AS-IS, ее анализ и улучшение бизнес-процессов, т. е. создание модели ТО-ВЕ, и только на основе модели ТО-ВЕ строится модель данных, прототип и затем окончательный вариант информационной системы. Построение системы на основе модели AS-IS приводит к автома­тизации предприятия по принципу "все оставить как есть, только чтобы компьютеры стояли", т. е. информационная система автоматизирует несо­вершенные бизнес-процессы и дублирует, а не заменяет существующий документооборот. В результате внедрение и эксплуатация такой системы приводит лишь к дополнительным издержкам на закупку оборудования, создание программного обеспечения и сопровождение того и другого.


Иногда текущая AS-IS и будущая ТО-ВЕ модели различаются очень сильно, так что переход от начального к конечному состоянию становится неочевидным. В этом случае необходима третья модель, описывающая процесс перехода от начального к конечному состоянию системы, посколь­ку такой переход - это тоже бизнес-процесс. Результат описания модели можно получить в отчете Model Report. Диалог настройки отчета по модели вызывается из пункта меню Tools/ Reports/ Model Report. В диалоге настройки следует выбрать необ­ходимые поля, при этом автоматически отображается очередность вывода информации в отчет (рис. 1.2.2).


 

 

Рис. 1.2.2. Отчет по модели

Диаграммы IDEF0. Основу методологии IDEF0 составляет графичес­кий язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представ­ляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных Диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном листе.

Модель может содержать четыре типа диаграмм:

■ контекстную (в каждой модели может быть только одна контекстная
диаграмма);

■ декомпозиции;

■ дерева узлов;

■ только для экспозиции (FEO).

 

 

Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимо­действия с внешней средой. После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функ­циональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами деком­позиции. После декомпозиции контекстной диаграммы проводится деком­позиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и т. д., до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы - эксперты предметной области указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам на любом уровне модели. Синтаксис описания системы в целом и каждого ее фрагмента одинаков во всей модели.

Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи между работами. Диаграмм деревьев узлов может быть в модели сколь угодно много, поскольку дерево может быть построено на произвольную глубину и не обязательно с корня.

Диаграммы для экспозиции (FEO) строятся для иллюстрации отдельных фрагментов модели, для иллюстрации альтернативной точки зрения либо для специальных целей.

1.2.2. Работы (Activity)

Работы обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распоз­наваемые результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и определены. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие (например, "Изготовление детали", "Прием заказа" и т. д.). Работа "Изготовление детали" может иметь, например, следующее определение: "Работа относится к полному циклу изготовления изделия от контроля качества сырья до отгрузки готового упакованного изделия". При создании новой модели (меню File/New) автоматически создается контекстная диаг­рамма с единственной работой, изображающей систему в целом (рис. 1.2.3).

 

 

 

                Рис. 1.2.3. Пример контекстной диаграммы

 

Для внесения имени работы следует щелкнуть по работе правой кнопкой мыши, выбрать в меню Name и в появившемся диалоге внести имя работы. Для описания других свойств работы служит диалог Activity Properties (рис. 1.2.4).

 

 

 

Рис. 1.2.4. Редактор задания свойств работы

 

Диаграммы декомпозиции содержат родственные работы, т. е. дочерние работы, имеющие общую родительскую работу. Для создания диаграммы

декомпозиции следует щелкнуть по кнопке +. Возникает диалог Activity Box Count (рис. 1.2.5), в котором следует указать нотацию новой диаграммы и количество работ на ней. Остановимся пока на нотации IDEF0 и щелкнем на ОК. Появляется диаграмма декомпозиции (рис. 1.2.6). Допустимый интервал числа работ 2-8. Декомпозировать работу на одну работу не имеет смысла: диаграммы с количеством работ более восьми получаются пере­насыщенными и плохо читаются. Для обеспечения наглядности и лучшего понимания моделируемых процессов рекомендуется использовать от 3 до 6 блоков на одной диаграмме.

 

Рис. 1.2.5. Диалог Activity Box Count Если оказывается, что количество работ недостаточно, тоработу можно добавить в диаграмму, щелкнув сначала по кнопке SsM на палитре инструментов, а затем по свободному месту на диаграмме.

Работы на диаграммах декомпозиции обычно располагаются по диаго­нали от левого верхнего угла к правому нижнему.

Такой порядок называется порядком доминирования. Согласно этому принципу расположения в левом верхнем углу располагается самая важная работа или работа, выполняемая по времени первой. Далее вправо вниз располагаются менее важные или выполняемые позже работы. Такое распо­ложение облегчает чтение диаграмм, кроме того, на нем основывается понятие взаимосвязей работ (см. ниже).

 

 

              Рис. 1.2.6. Пример диаграммы декомпозиции

Каждая из работ на диаграмме декомпозиции может быть, в свою очередь декомпозирована. На диаграмме декомпозиции работы нуме­руются автоматически слева направо. Номер работы показывается в правом нижнем углу. В левом верхнем углу изображается небольшая диагональная черта, которая показывает, что данная работа не была декомпозирована. Так, на рис. 1.2.7 работа "Сборка изделия" имеет номер 3 и не была еще декомпозирована. Работа "Контроль качества" (номер 4) имеет нижний уровень декомпозиции.

 

Рис. 1.2.7. Пример декомпозируемых работ

Стрелки ( Arrow )

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описыва­ется в виде стрелок. Стрелки представляют собой некую информацию иименуются существительными (например, "Заготовка", "Изделие" Заказ").

В IDEFO различают пять типов стрелок:

Вход ( Input) - материал или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Допус­кается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Каждый тип стрелок подходит к определенной стороне прямоугольника, изобра­жающего работу, или выходит из нее. Стрелка входа рисуется как вхо­дящая в левую грань работы. При описании технологических процессов (для этого и был придуман IDEF0) не возникает проблем определения входов. Действительно, "Сырье" на рис. 1.2.3 - это нечто, что перераба­тывается в процессе "Изготовление изделия" для получения результата. При моделировании информационных систем, когда стрелками являются не физические объекты, а данные, не все так очевидно. Например, при "Приеме пациента" карта пациента может быть и на входе и на выходе, между тем качество этих данных меняется. Другими словами, в нашем примере для того, чтобы оправдать свое назначение, стрелки входа и выхода должны быть точно определены с тем, чтобы указать на то, что данные действительно были переработаны (например, на выходе -"Заполненная карта пациента"). Очень часто сложно определить, являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить то, перерабатываются/изменяются ли данные в работе или нет. Если изменяются, то скорее всего это вход, если нет -управление.

Управление ( Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. "Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления. Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю грань работы. На рис. 1.2.3 стрелки "Задание" и "Чертеж" - управление для работы "Изготовление изделия". Управ­ление влияет на работу, но не преобразуется работой. Если цель работы изменить процедуру или стратегию, то такая процедура или стратегия будет для работы входом. В случае возникновения неопределенности в статусе стрелки (управление или контроль) рекомендуется рисовать стрелку управления.

 

Выход ( Output) - материал или информация, которые производятся работой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться. Стрелка выхода рисуется как исходящая из правой грани работы. На рис. 1.2.3 стрелка "Готовое изделие" является выходом для работы "Изготовление изделия".

Механизм ( Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства и т. д. Стрелка механизма рисуется как входящая в нижнюю грань работы. На рис. 1.2.3 стрелка "Персонал предприятия" является механизмом для работы "Изготовление изделия". По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.

Вызов ( Call) - специальная стрелка, указывающая на другую модель работы. Стрелка механизма рисуется как исходящая из нижней грани работы. На рис. 1.2.3 стрелка "Другая модель работы" является вызовом для работы "Изготовление изделия". Стрелка вызова исполь­зуется для указания того, что некоторая работа выполняется за преде­лами моделируемой системы. В BPwin стрелки вызова используются в механизме слияния и разделения моделей.

Граничные стрелки. Стрелки на контекстной диаграмме служат для описания взаимодействия системы с окружающим миром. Они могут начинаться у границы диаграммы и заканчиваться у работы, и наоборот. Такие стрелки называются граничными.

 

Для внесения граничной стрелки входа надо:

 

■ щелкнуть по кнопке с символом стрелки      в палитре инстру ментов и      

  перенести курсор к левой стороне экрана, пока не появится начальная  

  темная полоска;

 

■   щелкнуть один раз по полоске (откуда выходит стрелка) и еще
раз в левой части работы со стороны входа (где заканчивается
  стрелка);

вернуться в палитру инструментов и выбрать опцию редактирова ния стрелки

   

 ■ щелкнуть правой кнопкой мыши на линии стрелки, во всплы­вающем меню выбрать  

     Name и добавить имя стрелки во вкладке Name диалога Arrow Properties (рис. 1.2.8).

 

 

Стрелки управления, выхода и механизма изображаются аналогично. Для рисования стрелки выхода, например, следует щелкнуть по кнопке с символом стрелки в палитре инструментов, щелкнуть в правой части работы со стороны выхода (где начинается стрелка), перенести курсор к правой стороне экрана, пока не появится начальная штриховая полоска, и щелкнуть один раз по штриховой полоске.

 

 

Имена вновь внесенных стрелок автоматически заносятся в словарь (Arrow Dictionary).

 

 

Рис . 1.2.8. Диалог Arrow Properties

ICOM-коды . Диаграмма декомпозиции предназначена для детализации работы. В отличие от моделей, отображающих структуру организации, работа на диаграмме верхнего уровня в IDEF0 - это не элемент управления нижестоящими работами. Работы нижнего уровня - это то же самое, что и работы верхнего уровня, но в более детальном изложении. Как следст­вие этого границы работы верхнего уровня - это то же самое, что и границы диаграммы декомпозиции. ICOM (аббревиатура от Input, Control, Output и Mechanism) - коды, предназначенные для идентификации граничных стрелок. Код ICOM содержит префикс, соответствующий типу стрелки (I, С, О или М), и порядковый номер (рис. 1.2.9).

 

 

 

Рис. 1.2.9. Фрагмент диаграммы декомпозиции cICOM-кодам (11, С1 и С2)

 

BPwin вносит ICOM-коды автоматически. Для отображения ICOM-кодов следует включить опцию ICOM codes на вкладке Display диалога Model Properties (меню Model/Model Properties).

Словарь стрелок редактируется при помощи специального редактора Arrow Dictionary, в котором определяется стрелка и вносится относящийся к ней комментарий (рис. 1.2.10).

 

Рис. 1.2.10. Словарь стрелок

 

       Словарь стрелок решает очень важную задачу. Диаграммы создаются аналитиком для того, чтобы провести сеанс экспертизы, т. е. обсудить Диаграмму со специалистом предметной области. В любой предметной области формируется профессиональный жаргон, причем очень часто жаргонные выражения имеют нечеткий смысл и воспринимаются разными  специалистами по-разному. В то вынужден употреблять те выражения, которые наиболее понятны экспертам. Поскольку формальные определения часто сложны дщ, восприятия, аналитик вынужден употреблять профессиональный жаргон, а, чтобы не возникло неоднозначных трактовок, в словаре стрелок каждому понятию можно дать расширенное и, если это необходимо, формальное определение.

Помимо словаря стрелок BPwin содержит еще 14 словарей (работ, хранилищ данных, внешних ссылок, объектов ссылок, перекрестков, сущностей, атрибутов, центров затрат, ресурсов, ролей, групп ролей, свойств UDP, ключевых слов UDP и изображений). Интерфейс большинства словарей унифицирован. Смысл кнопок панели управления словаря приве­ден в табл. 1.2.1.

               Таблица 1.2.1. Кнопки панели управления словаря (слева направо)

 

Содержимое словаря стрелок можно распечатать в виде отчета (меню Tools/Reports/Arrow Report) и получить тем самым толковый словарь терминов предметной области, использующихся в модели.

Несвязанные граничные стрелки ( unconnected border arrow). При

декомпозиции работы входящие в нее и исходящие из нее стрелки (кроме стрелки вызова) автоматически появляются на диаграмме декомпозиции (миграция стрелок), но при этом не касаются работ. Такие стрелки называются несвязанными и воспринимаются в BPwin как синтаксическая ошибка.

На рис. 1.2.11 приведен фрагмент диаграммы декомпозиции с несвязан­ными стрелками, генерирующийся BPwin при декомпозиции работы "Изготовление изделия" (см. рис. 1.2.3). Для связывания стрелок входа, управления или механизма необходимо перейти в режиме редактирования стрелок, щелкнуть по наконечнику стрелки и щелкнуть по соответствующему сегменту работы. Для связывания стрелки выхода необходимо перейти в режим редактирования стрелок, щелкнуть по сегменту выхода работы и затем по стрелке.

Рис. 1.2.11. Пример несвязанных стрелок

Внутренние стрелки. Для связи работ между собой используются внутренние стрелки, т. е. стрелки, которые не касаются границы диаграммы, начинаются у одной и кончаются у другой работы.

Для рисования внутренней стрелки необходимо в режиме рисования стрелок щелкнуть по сегменту (например, выхода) одной работы и затем по сегменту (например, входа) другой.

В IDEF0 различают пять типов связей работ.

Связь по входу ( output- input), когда стрелка выхода вышестоящей работы (далее — просто выход) направляется на вход нижестоящей (напри­мер, на рис. 1.2.12 стрелка "Детали" связывает работы "Изготовление деталей""Сборка изделия").

 

Рис. 1.2.12. Связь по входу

 

Связь по управлению ( output- control), когда выход вышестоящей работы направляется на управление нижестоящей. Связь по входу показы вает доминирование вышестоящей работы. Данные или объекты выхода вышестоящей работы не меняются в нижестоящей. На рис. 1.2.13 стрелу "Чертеж" связывает работы "Создание чертежа детали" и "Изготое. ление детали", при этом чертеж не претерпевает изменений в процессе изготовления деталей.

 

Рис. 1.2.13. Связь по управлению

 

Обратная связь по входу ( output- input feedback), когда выход нижестоящей работы направляется на вход вышестоящей. Такая связь, как правило, используется для описания циклов. На рис. 1.2.14 стрелка "Брак" связывает работы "Переработка сырья" и "Контроль качест­ ва", при этом выявленный на контроле брак направляется на вторичную переработку.

Рис. 1.2.14. Обратная связь по входу

 

Обратная связь по управлению ( output- control feedback), когда выход нижестоящей работы направляется на управление вышестоящей (стрелка "Рекомендации", рис. 1.2.15). Обратная связь по управлению часто свидетельствует об эффективности бизнес-процесса. В случае, изобра­женном на рис. 1.2.15, качество изделия может быть повышено путем непосредственного регулирования процессами изготовления деталей и сборки изделия в зависимости от результата (выхода) работы "Контроль качества ".

Рис. 1.2.15. Обратная связь по управлению

 

Связь выход-механизм ( output- mechanism), когда выход одной работы направляется на механизм другой. Эта взаимосвязь используется реже остальных и показывает, что одна работа подготавливает ресурсы, необходимые для проведения другой работы (рис. 1.2.16).

Явные стрелки. Явная стрелка имеет источником одну-единственную работу и назначением тоже одну-единственную работу.

 

Рис. 1.2.16. Связь выход-механизм

 

Разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Одни и те же данные или объекты, порожденные одной работой, могут использоваться сразу в нескольких других работах. С другой стороны, стрелки, порожденные в разных работах, могут представлять собой одинаковые или однородные данные или объекты, которые в дальнейшем используются или перера­батываются в одном месте. Для моделирования таких ситуаций b IDEFO используются разветвляющиеся и сливающиеся стрелки. Для разветвления стрелки нужно в режиме редактирования стрелки щелкнуть по фрагменту стрелки и по соответствующему сегменту работы. Для слияния двух стрелок выхода нужно в режиме редактирования стрелки сначала щелкнуть по сегменту выхода работы, а затем по соответствующему фрагменту стрелки.

Смысл разветвляющихся и сливающихся стрелок передается именова­нием каждой ветви стрелок. Существуют определенные правила именования таких стрелок. Рассмотрим их на примере разветвляющихся стрелок.

 

Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления ни одна из ветвей не именована, то подразумевается, что каждая ветвь моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления (рис. 1.2.17).

 

Рис. 1.2.17. Пример именования разветвляющейся стрелки

 

Если стрелка именована до разветвления, а после разветвления какая-либо из ветвей не именована, то подразумевается, что эти ветви соответст­вуют именованию. Если при этом какая-либо ветвь после разветвления осталась неименованной, то подразумевается, что она моделирует те же данные или объекты, что и ветвь до разветвления (рис. 1.2.18).

 

Рис. 1.2.18. Другой пример именования разветвляющейся стрелки

 

Недопустима ситуация, когда стрелка до разветвления не именована а после разветвления не именована какая-либо из ветвей. BPwin определяет такую стрелку как синтаксическую ошибку (рис. 1.2.19).

 

 

Рис. 1.2.19. Пример неверного именования разветвляющейся стрелки

 

 

Правила именования сливающихся стрелок полностью аналогичны -ошибкой будет считаться стрелка, которая после слияния не именована, а до слияния не именована какая-либо из ее ветвей. Для именования отдельной ветви разветвляющихся и сливающихся стрелок следует выделить на диаграмме только одну ветвь, после этого вызвать редактор имени и присвоить имя стрелке. Это имя будет соответствовать только выделенной ветви.

 

Тоннелирование стрелок. Вновь внесенные граничные стрелки на диаграмме декомпозиции нижнего уровня изображаются в квадрат­ных скобках и автоматически не появляются на диаграмме верхнего уровня (рис. 1.2.20).

Рис. 1.2.20. Неразрешенная (unresolved) стрелка

Для их "перетаскивания" наверх нужно сначала выбрать кнопку на палитре инструментов и щелкнуть по квадратным скобкам граничной стрелки. Появляется диалог Border Arrow Editor (рис. 1.2.21).

 

 

Рис . 1.2.21. Диалог Border Arrow Editor

 

 

Если выбрать опцию Resolve  it  to  border  arrow,   стрелка мигрирует  на диаграмму верхнего уровня, а если Change it to resolved rounded  стрелка будет затоннелирована и не попадет на другую диаграмму, тоннельная стрелка изображается с круглыми скобками на конце (рис. 1 -2.)

 

Тоннелирование может быть применено для изображения малозначимь стрелок. Если на какой-либо диаграмме нижнего уровня необходимо изобразить малозначимые данные или объекты, которые не обрабатываются или не используются работами на текущем уровне, то их необходимо направить на вышестоящий уровень (на родительскую диаграмму). Если эти данные не используются на родительской диаграмме, их нужно направить еще выше и т. д. В результате малозначимая стрелка будет изображена на всех уровнях и затруднит чтение всех диаграмм, на которых она при­сутствует. Выходом является тоннелирование стрелки на самом нижнем уровне. Такое тоннелирование называется "не-в-родительской-диаграмме".

 

Другим примером тоннелирования может быть ситуация, когда стрелка механизма мигрирует с верхнего уровня на нижний, причем на нижнем уровне этот механизм используется одинаково во всех работах без исклю­чения. (Предполагается, что не нужно детализировать стрелку механизма, т. е. стрелка механизма на дочерней работе именована до разветвления, а после разветвления ветви не имеет собственного имени.) В этом случае стрелка механизма на нижнем уровне может быть удалена, после чего на родительской диаграмме она может быть затоннелирована, а в коммен­тарии к стрелке или в словаре можно указать, что механизм будет исполь­зоваться во всех работах дочерней диаграммы декомпозиции. Такое тонне­лирование называется "не-в-дочерней-работе" (рис. 1.2.22).

Рис. 1.2.22. Типы тоннелирования стрелок

 

1.2.4. Нумерация работ и диаграмм

Все работы модели нумеруются. Номер состоит из префикса и числа. Может быть использован префикс любой длины, но обычно используют префикс А. Контекстная (корневая) работа дерева имеет номер АО. Работы декомпозиции АО имеют номера Al, A2, A3 и т. д. Работы декомпозиции нижнего уровня имеют номер родительской работы и очередной порядковый номер, например работы декомпозиции A3 будут иметь номера Д31, А32, АЗЗ, А34 и т. д. Работы образуют иерархию, где каждая работа может иметь одну родительскую и несколько дочерних работ, образуя дерево. Такое дерево называют деревом узлов, а вышеописанную нуме­рацию - нумерацией по узлам. Имеются незначительные варианты нуме­рации, которые можно настроить во вкладке Presentation диалога Model Properties (меню Edit/Model Properties).

Диаграммы IDEF0 имеют двойную нумерацию. Во-первых, диаграммы имеют номера по узлу. Контекстная диаграмма всегда имеет номер А-0, декомпозиция контекстной диаграммы - номер АО, остальные диаграммы декомпозиции - номера по соответствующему узлу (например, Al, A2, А21, А213 и т.д.). BPwin автоматически поддерживает нумерацию по узлам, т. е. при проведении декомпозиции создается новая диаграмма и ей автома­тически присваивается соответствующий номер. В результате проведения экспертизы диаграммы могут уточняться и изменяться, следовательно, могут быть созданы различные версии одной и той же (с точки зрения ее расположения в дереве узлов) диаграммы декомпозиции. BPwin позво­ляет иметь в модели только одну диаграмму декомпозиции в данном узле. Прежние версии диаграммы можно хранить в виде бумажной копии либо как FEO-диаграмму. (К сожалению, при создании FEO-диаграмм отсутст­вует возможность отката, т. е. можно получить из диаграммы декомпозиции FEO, но не наоборот.) В любом случае следует отличать различные версии одной и той же диаграммы. Для этого существует специальный номер - С-number, который должен присваиваться автором модели вручную. C-num-ber — это произвольная строка, но рекомендуется придерживаться стандарта, когда номер состоит из буквенного префикса и порядкового номера, причем в качестве префикса используются инициалы автора диаграммы, а поряд­ковый номер отслеживается автором вручную, например МСВ00021.

 

 

1.2.5. Диаграммы дерева узлов и FEO

 

Диаграмма дерева узлов показывает иерархию работ в модели и позво­ляет рассмотреть всю модель целиком, но не показывает взаимосвязи между работами (стрелки) (рис. 1.2.23). Процесс создания модели работ является итерационным, следовательно, работы могут менять свое расположение в дереве узлов многократно. Чтобы не запутаться и проверить способ декомпозиции, следует после каждого изменения создавать диаграмму дерева узлов. Впрочем, BPwin имеет мощный инструмент навигации по модели - Model Explorer, который позволяет представить иерархию работ и диаграмм в удобном и компактном виде, однако этот инструмент не является составляющей стандарта IDEF0.

Рис. 1.2.23. Диаграмма дерева узлов

 

Для создания диаграммы дерева узлов следует выбрать в меню пункт Diagram/Add Node Tree. Возникает эксперт создания диаграммы дерева узлов Node Tree Wizard. В первом диалоге эксперта необходимо внести имя диаграммы дерева узлов, узел верхнего уровня и глубину дерева -Number of Levels (по умолчанию 3). Поскольку дерево узлов не обя­зательно в качестве верхнего уровня должна иметь контекстную работу и иметь произвольную глубину. В одной модели можно создавать множество диаграмм деревьев узлов. Имя дерева узлов по умолчанию совпадает с именем работы верхнего уровня, а номер диаграммы автоматически генерируется как номер узла верхнего уровя плюс литера "N", например A0N. Если в модели создается два дерева узлов, имеющих в качестве верхнего уровня одну и ту же работу, то по умол­чанию диаграммы получат идентичные номер и имя. Поэтому реко­мендуется при создании диаграммы дерева узлов внести имя диаграммы, отличное от значения по умолчанию. Второй диалог эксперта Node Tree Wizard (рис. 1.2.24) позволяет задать свойства диаграммы дерева узлов.

 

Рис. 1.2.24. Диалог настройки диаграммы дерева узлов

 

По умолчанию нижний уровень декомпозиции показывается в виде списка, остальные работы - в виде прямоугольников. Для отображения всего дерева в виде прямоугольников следует выбрать опцию Bullet Last Level. Труппа Connection Style позволяет выбрать стиль соединительных линий - диагональные (по умолчанию) или ортогональные.

Диаграммы "только для экспозиции" (FEO) часто используются в модели для иллюстрации других точек зрения, для отображения отдельных деталей, которые не поддерживаются явно синтаксисом IDEF0. Диаграммы FEO позволяют нарушить любое синтаксическое правило, поскольку по сути являются просто картинками - копиями стандартных диаграмм и не включаются в анализ синтаксиса. Например, работа на диаграмме FEO может не иметь стрелок управления и выхода. С целью обсуждения определенных аспектов модели с экспертом предметной области может быть создана диаграмма только с од­ной работой и одной стрелкой, поскольку стандартная диаграмма декомпозиции содержит множество деталей, не относящихся к теме обсуждения и дезориентирующих эксперта. Но если FEO используется для иллюстрации альтернативных точек зрения (альтернативный кон­текст), рекомендуется все-таки придерживаться синтаксиса IDEF0. Для создания диаграммы FEO следует выбрать пункт меню Diagram/Add FEO Diagram. В возникающем диалоге Add New FEO Diagram следует указать имя диаграммы FEO и тип родительской диаграммы (рис. 1.2.25).

 

Рис. 1.2.25. Диалог создания FEO-диаграммы

 

Новая диаграмма получает номер, который генерируется авто­матически (номер родительской диаграммы по узлу + постфикс F, например A1F).

 

1.2.6. Каркас диаграммы

На рис. 1.2.26 показан типичный пример диаграммы декомпозиции с граничными рамками, которые называются каркасом диаграммы.

 

 

 

Рис. 1.2.26. Пример диаграммы декомпозиции с каркасом

 

 

Каркас содержит заголовок (верхняя часть рамки) и подвал (нижняя часть). Заголовок каркаса используется для отслеживания диаграммы в процессе моделирования. Нижняя часть используется для идентификации и позиционирования в иерархии диаграммы.

 

Смысл элементов каркаса приведен в табл. 1.2.2 и 1.2.3.

 

Таблица 1.2.2. Поля заголовка каркаса (слева направо)

 

 

 


                                                                                                                                                                                                                                            

 


Таблица 1.2.3. Поля подвала каркаса (слева направо)


 

Значения полей каркаса задаются в диалоге Diagram Properties (меню Diagram/Diagram Properties) - рис. 1.2.27.

Рис. 1.2.27. Диалог Diagram Properties

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!