Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные
МОДУЛЬ 16-А
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю
слова людей и смотрю на их дела.
Конфуций
Требования к компетентности по теме
знать и раскрывать сущность мировоззрения личности, его внутреннюю структуру, обосновывать педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся;
знать и раскрывать сущность и структуру нравственной культуры личности, определять цель, задачи, содержание нравственного воспитания учащихся разного возраста;
знать и раскрывать сущность и структуру эстетической культуры личности, характеризовать средства формирования эстетической культуры учащихся, определять задачи и содержание эстетического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся;
знать и содержательно интерпретировать понятия «гражданская культура», «гражданственность», «политическая культура», «правовая культура» личности; определять критерии (показатели) сформированности гражданских качеств личности;
знать и характеризовать цель, задачи, содержание, педагогические условия, возрастную специфику воспитания гражданской культуры и ее компонентов.
Основные вопросы
1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия, возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.
|
|
2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности формирования.
3. Цель, задачи, содержание и средства эстетического воспитания.
4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.
Сущность мировоззрения. Педагогические условия, возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества. Мировоззрение определяет общественно-политическую, нравственно-эстетическую позицию и поведение личности в разных сферах жизни (по И. Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся – важная педагогическая задача. В структуре мировоззрения выделяют объективные и субъективные компоненты (табл. 26).
Таблица 26
Структура мировоззрения личности
Объективные компоненты | Субъективные компоненты |
Знание (как принадлежность индивида) – образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений. Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл | 1. Взгляды человека – принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т. п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним. 2. Убеждения человека – знания (идеи, концепции, теории и т. п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил. 3. Идеалы – осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы – представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека — мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать |
|
|
|
|
В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И. Ф. Харламову):
Информационно-отражательная функция заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.
Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.
Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (рис. 73). Говорят также о мифологическом мировоззрении (опирается на фантастическое представление о мире), о мировоззрении разных прослоек общества, представителей политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.
|
|
Рис. 73. Виды мировоззрения
Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке: его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или в религиозных учебных заведениях. Атеизм – тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.
Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.
Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании содержания образования (табл. 27).
Таблица 2 7
Возрастные особенности формирования мировоззрения
Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст |
Пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие) | Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений | Важнейшее новообразование – самосознание личности — определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников |
Педагогическими условиями формирования мировоззрения наряду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся являются обеспечение научной доказательности, логической убедительности, непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.
Критериями сформированности мировоззрения личности являются:
знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для выработки мировоззрения;
устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;
развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;
проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.
Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные
Особенности формирования
Нравственное воспитание – целенаправленное взаимодействие педагога с учащимися, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является нравственная культура личности.
Нравственная культура личности - освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, оценочных суждений, чувств, ценностей; сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения; способности к нравственному выбору. Воспитание нравственной культуры как ядра духовной сферы личности – базис всей системы воспитания. Это обусловлено содержанием отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение);
отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.);
отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность и др.);
отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).
Методологической основой этого направления воспитания является этика – отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми.
Нравственное сознание – синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т.д. Нравственные чувства – форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т. п. становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность – общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.
Нравственная культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения – формы поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.), в которых находят внешнее выражение морально-этические нормы поведения. (Поведение – это деятельность, объектом которой непосредственно или опосредованно выступает другой человек.)
Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе; формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.
Задачи и содержание нравственного воспитания, как и всех других направлений воспитательной работы, определяются возрастными особенностями учащихся (табл. 28).
Таблица 28
Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности
Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст |
Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду | Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и т. д.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т. п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками | Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и т. д.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т. п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников |
В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение, поручение, требование, упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.
Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:
развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);
развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;
сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.
Таким образом, осуществляя нравственное воспитание, педагог (классный руководитель) организует работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливость, сопереживание и др.), воспитание моральных качеств, формирование норм этикета; включает детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку, актуализирует все источники нравственного опыта учащихся (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т.д.).
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 2529; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!