КРИТИКА ПРОЕКТА ЭРФУРТСКОЙ ПРОГРАММЫ



Критика проекта Эрфуртской программы64, посланная Энгельсом Каутскому 29 ию­ня 1891 года и опубликованная только десять лет спустя в «Neue Zeit», не может быть обойдена при разборе учения марксизма о государстве, потому что она посвящена, главным образом, именно критике оппортунистических воззрений социал-демократии в вопросах государственного устройства.

Мимоходом отметим, что по вопросам экономики Энгельс дает также одно замеча­тельно ценное указание, которое показывает, как внимательно и вдумчиво следил он именно за видоизменениями новейшего капитализма и как сумел он поэтому предвос­хитить в известной степени задачи нашей, империалистской, эпохи. Вот это указание: по поводу слова «отсутствие планомерности» (Planlosigkeit), употребленного в проекте программы для характеристики капитализма, Энгельс пишет:

«... Если мы от акционерных обществ переходим к трестам, которые подчиня­ют себе и монополизируют целые отрасли промышленности, то тут прекращается не только частное производство, но и отсутствие планомерности» («Neue Zeit», год 20, т. 1, 1901—1902, стр. 8)65.

Здесь взято самое основное в теоретической оценке новейшего капитализма, т. е. империализма, именно, что капитализм превращается в монополистический


68___________________________ В. И. ЛЕНИН

капитализм. Последнее приходится подчеркнуть, ибо самой распространенной ошиб­кой является буржуазно-реформистское утверждение, будто монополистический или государственно-монополистический капитализм уже не есть капитализм, уже может быть назван «государственным социализмом» и тому подобное. Полной планомерно­сти, конечно, тресты не давали, не дают до сих пор и не могут дать. Но поскольку они дают планомерность, поскольку магнаты капитала наперед учитывают размеры произ­водства в национальном или даже интернациональном масштабе, поскольку они его планомерно регулируют, мы остаемся все же при капитализме, хотя и в новой его ста­дии, но несомненно при капитализме. «Близость» такого капитализма к социализму должна быть для действительных представителей пролетариата доводом за близость, легкость, осуществимость, неотложность социалистической революции, а вовсе не до­водом за то, чтобы терпимо относиться к отрицанию этой революции и к подкрашива-нью капитализма, чем занимаются все реформисты.

Но вернемся к вопросу о государстве. Троякого рода особенно ценные указания дает здесь Энгельс: во-первых, по вопросу о республике; во-вторых, о связи национального вопроса с устройством государства; в-третьих, о местном самоуправлении.

Что касается республики, то Энгельс сделал из этого центр тяжести своей критики проекта Эрфуртской программы. А если мы припомним, какое значение Эрфуртская программа приобрела во всей международной социал-демократии, как она стала образ­цом для всего второго Интернационала, то без преувеличения можно будет сказать, что Энгельс критикует здесь оппортунизм всего второго Интернационала.

«Политические требования проекта, — пишет Энгельс, — страдают большим недостатком. В нем нет того (курсив Энгельса), что собственно следовало ска­зать»66.

И дальше поясняется, что германская конституция есть собственно слепок с реакци­оннейшей конституции


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 69

1850 года, что рейхстаг есть лишь, как выразился Вильгельм Либкнехт, «фиговый лис­ток абсолютизма», что на основе конституции, узаконяющей мелкие государства и со­юз немецких мелких государств, хотеть осуществить «превращение всех орудий труда в общую собственность» — «очевидная бессмыслица»,

«Касаться этой темы опасно», — добавляет Энгельс, прекрасно знающий, что легально выставить в программе требование республики в Германии нельзя. Но Энгельс не мирится просто-напросто с этим очевидным соображением, которым «все» удовлетворяются. Энгельс продолжает: «Но дело, тем не менее, так или иначе должно быть двинуто. До какой степени это необходимо, показывает имен­но теперь распространяющийся (einreißende) в большой части социал-демократической печати оппортунизм. Из боязни возобновления закона против социалистов67 или вспоминая некоторые сделанные при господстве этого закона преждевременные заявления, хотят теперь, чтобы партия признала теперешний законный порядок в Германии достаточным для мирного осуществления всех ее требований...»68

Что германские социал-демократы действовали из боязни возобновления исключи­тельного закона, этот основной факт Энгельс выдвигает на первый план и, не обинуясь, называет его оппортунизмом, объявляя, именно в силу отсутствия республики и свобо­ды в Германии, совершенно бессмысленными мечты о «мирном» пути. Энгельс доста­точно осторожен, чтобы не связать себе рук. Он признает, что в странах с республикой или с очень большой свободой «можно себе представить» (только «представить»!) мирное развитие к социализму, но в Германии, повторяет он,

«... в Германии, где правительство почти всесильно, а рейхстаг и все другие представительные учреждения не имеют действительной власти, — в Германии провозглашать нечто подобное, и притом без всякой надобности, значит снимать фиговый


70___________________________ В. И. ЛЕНИН

листок с абсолютизма и самому становиться для прикрытия наготы...»

Прикрывателями абсолютизма действительно и оказались в громадном большинстве официальные вожди германской социал-демократической партии, которая положила «под сукно» эти указания.

«... Подобная политика может лишь, в конце концов, привести партию на лож­ный путь. На первый план выдвигают общие, абстрактные политические вопросы и таким образом прикрывают ближайшие конкретные вопросы, которые сами со­бою становятся в порядок дня при первых же крупных событиях, при первом по­литическом кризисе. Что может выйти из этого, кроме того, что партия внезапно в решающий момент окажется беспомощной, что по решающим вопросам в ней господствует неясность и отсутствие единства, потому что эти вопросы никогда не обсуждались...

Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня, эта погоня за минутными успехами и борьба из-за них без учета дальнейших по­следствий, это принесение будущего движения в жертву настоящему — может быть, происходит и из-за «честных» мотивов. Но это есть оппортунизм и остается оппортунизмом, а «честный» оппортунизм, пожалуй, опаснее всех других...

Если что не подлежит никакому сомнению, так это то, что наша партия и рабо­чий класс могут прийти к господству только при такой политической форме, как демократическая республика. Эта последняя является даже специфической фор­мой для диктатуры пролетариата, как показала уже великая французская револю-

70

ция...»

Энгельс повторяет здесь в особенно рельефной форме ту основную идею, которая красной нитью тянется через все произведения Маркса, именно, что демократическая республика есть ближайший подход к диктатуре проле-


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 71

тариата. Ибо такая республика, нисколько не устраняя господства капитала, а следова­тельно, угнетения масс и классовой борьбы, неизбежно ведет к такому расширению, развертыванию, раскрытию и обострению этой борьбы, что, раз возникает возможность удовлетворения коренных интересов угнетенных масс, эта возможность осуществляет­ся неминуемо и единственно в диктатуре пролетариата, в руководстве этих масс проле­тариатом. Для всего второго Интернационала это — тоже «забытые слова» марксизма, и забвение их необычайно ярко обнаружила история партии меньшевиков за первое по­лугодие русской революции 1917 года.

По вопросу о федеративной республике в связи с национальным составом населения Энгельс писал:

«Что должно встать на место теперешней Германии?» (с ее реакционной мо­нархической конституцией и столь же реакционным делением на мелкие государ­ства, делением, увековечивающим особенности «пруссачества» вместо того, что­бы растворить их в Германии, как целом). «По-моему, пролетариат может упот­реблять лишь форму единой и неделимой республики. Федеративная республика является еще и теперь, в общем и целом, необходимостью на гигантской террито­рии Соединенных Штатов, хотя на востоке их она уже становится помехой. Она была бы шагом вперед в Англии, где на двух островах живет четыре нации и, не­смотря на единство парламента, существуют друг подле друга три системы зако­нодательства. Она давно уже сделалась помехой в маленькой Швейцарии, и если там можно еще терпеть федеративную республику, то только потому, что Швей­цария довольствуется ролью чисто пассивного члена европейской государствен­ной системы. Для Германии федералистическое ошвейцарение ее было бы огром­ным шагом назад. Два пункта отличают союзное государство от вполне единого государства, именно: что каждое отдельное государство, входящее в союз, имеет свое особое гражданское и уголовное законодательство, свое


72___________________________ В. И. ЛЕНИН

особое судоустройство, а затем то, что рядом с народной палатой существует па­лата представителей от государств, и в ней каждый кантон голосует, как таковой, независимо от того, велик он или мал». В Германии союзное государство есть пе­реход к вполне единому государству, и «революцию сверху» 1866 и 1870 годов надо не поворачивать вспять, а дополнить «движением снизу»71.

Энгельс не только не обнаруживает равнодушия к вопросу о формах государства, а, напротив, с чрезвычайной тщательностью старается анализировать именно переходные формы, чтобы учесть, в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждого отдельного случая, переходом от чего к чему данная переходная форма является.

Энгельс, как и Маркс, отстаивает, с точки зрения пролетариата и пролетарской рево­люции, демократический централизм, единую и нераздельную республику. Федератив­ную республику он рассматривает либо как исключение и помеху развитию, либо как переход от монархии к централистической республике, как «шаг вперед» при извест­ных особых условиях. И среди этих особых условий выдвигается национальный во­прос.

У Энгельса, как и у Маркса, несмотря на беспощадную критику ими реакционности мелких государств и прикрытия этой реакционности национальным вопросом в опре­деленных конкретных случаях, нигде нет и тени стремления отмахнуться от нацио­нального вопроса, — стремления, которым часто грешат голландские и польские мар­ксисты, исходящие из законнейшей борьбы против мещански-узкого национализма «своих» маленьких государств.

Даже в Англии, где и географические условия, и общность языка, и история многих сотен лет, казалось бы, «покончила» с национальным вопросом отдельных мелких де­лений Англии, даже здесь Энгельс учитывает ясный факт, что национальный вопрос еще не изжит, и потому признает федеративную республику «шагом


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 73

вперед». Разумеется, тут нет ни тени отказа от критики недостатков федеративной рес­публики и от самой решительной пропаганды и борьбы за единую, централистически-демократическую республику.

Но централизм демократический Энгельс понимает отнюдь не в том бюрократиче­ском смысле, в котором употребляют это понятие буржуазные и мелкобуржуазные идеологи, анархисты в числе последних. Централизм для Энгельса нисколько не ис­ключает такого широкого местного самоуправления, которое, при добровольном от­стаивании «коммунами» и областями единства государства, устраняет всякий бюрокра­тизм и всякое «командование» сверху безусловно.

«... Итак, единая республика, — пишет Энгельс, развивая программные взгля­ды марксизма на государство, — но не в смысле теперешней французской рес­публики, которая представляет из себя не больше, чем основанную в 1798 году империю без императора. С 1792 по 1798 год каждый французский департамент, каждая община (Gemeinde) пользовались полным самоуправлением по американ­скому образцу, и это должны иметь и мы. Как следует организовать самоуправле­ние и как можно обойтись без бюрократии, это показала и доказала нам Америка и первая французская республика, а теперь еще показывают Канада, Австралия и другие английские колонии. И такое провинциальное (областное) и общинное са­моуправление — гораздо более свободные учреждения, чем, например, швейцар­ский федерализм, где, правда, кантон очень независим по отношению к бунду» (т. е. к федеративному государству в целом), «но независим также и по отноше­нию к уезду (бецирку) и по отношению к общине. Кантональные правительства назначают уездных исправников (штатгальтеров) и префектов, чего совершенно нет в странах английского языка и что мы у себя в будущем так же решительно должны устранить, как и прусских ландратов и регирунгсратов» (комиссаров, ис­правников,


74___________________________ В. И. ЛЕНИН

губернаторов, вообще чиновников, назначаемых сверху). Энгельс предлагает со­ответственно этому формулировать пункт программы о самоуправлении следую­щим образом: «Полное самоуправление в провинции» (губернии или области), «уезде и общине чрез чиновников, избранных всеобщим избирательным правом; отмена всех местных и провинциальных властей, назначаемых государством»72.

В закрытой правительством Керенского и других «социалистических» министров «Правде» (№ 68 от 28 мая 1917 года) мне уже случалось указывать, как в этом пункте — разумеется, далеко не в нем одном — наши якобы социалистические представители якобы революционной якобы демократии совершали вопиющие отступления от демо­кратизма . Понятно, что люди, связавшие себя «коалицией» с империалистской бур­жуазией, оставались глухи к этим указаниям.

Крайне важно отметить, что Энгельс с фактами в руках, на самом точном примере, опровергает чрезвычайно распространенный — особенно среди мелкобуржуазной де­мократии — предрассудок, будто федеративная республика означает непременно больше свободы, чем централистическая. Это неверно. Факты, приводимые Энгельсом относительно централистической французской республики 1792—1798 гг. и федерали-стической швейцарской, опровергают это. Свободы больше давала действительно де­мократическая централистическая республика, чем федералистическая. Или иначе: наибольшая местная, областная и пр. свобода, известная в истории, дана была центра­листической, а не федеративной республикой.

На этот факт, как и на весь вообще вопрос о федеративной и централистической рес­публике и о местном самоуправлении, в нашей партийной пропаганде и агитации об­ращалось и обращается недостаточно внимания.

* См. Сочинения, 5 изд., том 32, стр. 218—221. Ред.


ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 75


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!