Занятия 24-26. Русские матрешки. Дымковские барышни. Русская игрушка



 

Цель последующих трех занятий; объединенных в блок «Русский сувенир», знакомство детей с народно-прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой, жостовской росписью, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа.

На занятии «Русские матрешки» ребята определяют характерные особенности этой игрушки, отличительные признаки; узнают об особенностях ее изготовления, своеобразии композиции, характере росписи. Для усиления ее воздействия на эмоциональную сферу детей, понимания ее содержания следует организовать просмотр слайдов, иллюстрации. Сопровождать рассматривание чтением пословиц, поговорок, загадок, акцентируя при этом, что матрешка – это предмет культуры народа. Затем педагог предлагает девочкам нарядиться в костюм матрешки (сарафан, фартучек, платочек) и найти движения, соответствующие этому образу. Танец Матрешек строится на свободных импровизациях. Мальчики могут нарядиться в русский костюм и придумать свои плясовые движения под русскую народную мелодию «Вдоль да по речке». Кроме того, можно предложить детям «сочинить» песенки на заданный текст, подобрать музыкальные инструменты для импровизации в танце матрешек.

Наиболее эффективными приемами, активизирующими детей в их творческих проявлениях, могут быть следующие: привлечение к оценке движений солистов всех участников, выбор солистов по желанию, участие в роли «матрешки» самого воспитателя как один из вариантов «подсказки», помогающий включению в музыкально-творческий процесс новых представлений, причем не только музыкальных, но и зрительных, вербальных.

В свободной деятельности с детьми можно провести лепку на тему – «Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» или аппликацию – «Укрась костюм матрешки».

Фактический и иллюстративный материал к занятию лучше всего искать в книгах: Шпикалова Т. Русская матрешка. Купцов И.И. Родина жар-птицы. М., Советская Россия, 1983.

Следующее занятие «Дымковские барышни» познакомит детей с дымковской игрушкой. Это знакомство может проходить в игровой форме с элементами театрализации.

В начале занятия воспитатель в костюме «Водоноски» (с коромыслом и ведрами) плавно движется по залу, исполняя русскую народную песню «Пошла млада за водой» и инсценируя ее. Затем рассказывает детям об искусстве изготовления глиняной игрушки, сопровождая показом фигурок коней, всадников, птиц, барынь, зверей, иллюстраций из книг. Показ каждой игрушки окрашивается стихотворным текстом о ней, пословицами, поговорками, потешками.

Педагог может рассказать детям о веселом народном празднике «свистунье», во время которого несколько дней были шумные ярмарки, в городе стоял шум, смех, веселье и свист в глиняные свистульки, которые занимали главное место на ярмарочных рядах. Дети разучивают потешки, слова об этих игрушках, после чего выбирают игрушку по желанию, сочиняют мелодию на этот текст, а потом передают этот образ в движении. Можно почитать детям стихи загадать загадки, поиграть в игры со словом «Барашенъки-крутороженьки», «Петух», и др.

Третье из рассматриваемых занятий проводится с целью повторения, обобщения полученных знаний, активизации творческой деятельности детей. Ребята инсценируют небольшие сценки-потешки, обыгрывают русские игрушки-сувениры, импровизируют в танце, пении, используя характерные элементы костюма русской матрешки, гжельской игрушки, дымковской барыни; сопровождают свое исполнение игрой на музыкальных инструментах.

Накануне желательно провести конкурс рисунков «Русская народная игрушка», викторину «Что ты знаешь о русских игрушках?». Лучшие работы использовать при оформлении праздника «Русский сувенир». Забавное содержание игрушек, их юмор подводят детей к осознанию национальных черт русского характера: веселости, оптимизма, доброжелательности, трудолюбия.

Занятия 27-29. Весну закликаем. Солнцу красному слава. К нам весна-красна идет

 

Занятия, объединенные в блок «Приди, весна, с радостью», призваны расширить знания детей о приметах весны, обрядовых праздниках, традициях.

Первое из перечисленных занятий – «Весну закликаем» – можно начать рассказом педагога о том, что после холодной зимы первыми возвращаются из теплых краев грачи. С их прилетом и начинается весна. В народе весна делится на весну света (март-протальник), весну воды (апрель-снегогон) и весну зеленой травы (май-травень). Март – первый месяц весны. Ребята вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о весне. Можно рассмотреть репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана. Предложить детям вспомнить стихотворения русских и советских поэтов созвучные настроению этих пейзажей.

После этого педагог рассказывает о красочном обрядовом празднике «Веснянка». В старину, чтобы приблизить приход весны, в день весеннего равноденствия (22 марта), когда день и ночь длятся по двенадцать часов, за околицы сел и деревень выходили дети и девушки зазывать весну. В руках они держали фигурки птиц, выпеченные из теста. Дети подбрасывали «птиц» вверх, сажали их на высокие шесты, размахивали ими. Фигурки птиц как бы подражали полету настоящих птиц. «Прилетали жаворонки, приносили девять ключей, запирали на девять замков зиму лютую, отпускали на волю Весну красную». При этом пелись песенки-заклички, дети играли на дудочках и глиняных свистульках. Важно отметить, что весенние заклички-песни, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.

Дети разучивают заклички: «Кулик – весна!», «Божья коровочка», «Весна, весна, на чем, пришла?», исполняют русскую народную песню «Вот уж зимушка проходит», «Весна – веснушка», играют в русские народные игры «Ловлю птиц на лету», «Горелки» и другие. Педагог может предложить детям поводить хоровод, позвать Весну, проговаривая и выполняя движения по тексту заклички. Кроме того ведется работа над вокально-хоровыми навыками, чистотой интонирования, четкой артикуляцией; закрепляется умение передавать ласковый, спокойный характер песен. Так, при работе над интонацией желательно найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит, как капель с крыши, голос широкий и протяжный, как русское поле» и т. д.

Тема данного занятия развивается на следующем – «Солнцу красному слава!». Сначала педагог поясняет, что в глубокой древности, когда люди полностью зависели от стихийных сил природы, мороз, ветер, дождь, солнце казались им живыми существами, к ним обращались люди в своих песнях. «Слава тебе, Ярило-солнце, твоим лучам, дающим тепло и жизнь всему окружающему нас!». Одновременно дети вспоминают потешки, заклички про солнышко, пропевают их, сочиняют свои песенные импровизации с различной интонацией. Можно разучить закличку «Слава на небе солнцу высокому!», хоровод «Как зима с весною».

Затем из числа желающих можно выбрать «солнышко», одеть ему на голову желтую шапочку и оно под музыку импровизирует, танцует, «обогревает всех ребят». Дети оценивают исполнение, выбирают лучшее солнышко, того, кто изобразит в своих движениях радость, добро, тепло.

Важно отметить также, что апрель – второй месяц весны, весны воды. Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей». В апреле дни становятся длиннее, теплее. Пробуждается природа. Прольют первые весенние дождички. Желательно вспомнить потешки; заклички про дождик, пропеть их с разной интонацией, с разным настроением – задорно, с лукавинкой, с просьбой, приглашением и т. д. Поиграть в игры со словом «Радуга-дуга», «Солнышко-колоколнышко».

Педагог может сообщить детям, что в старину люди, зазывая весну, просили дождик пролить свою животворную влагу на поля, а солнышко – все обогреть, осветить. Связывали это с обильным и славным урожаем. В древних хороводах пелось о труде земледельца, перечислялись все работы, связанные с посевом, прополкой, уборкой, обработкой проса, льна. Обратить внимание детей на то, что весной по вечерам на луговинах нарядные парни и девушки водили хороводы. Особенно любили хороводы «А мы просо, сеяли» и «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Дети вместе с воспитателем заводят хоровод, подражая взрослому. Можно разучить песни-хороводы с играми «Зайка», «Перепелочка», «Воробышек». В центре таких хороводов разыгрываются театрализованные сценки. Один двое из ребят играют роль зайки, воробышка или перепелочки и изображают действия, о которых поется в хороводах.

Занятие – «К нам весна-красна идет» – своеобразное обобщение и закрепление полученных на предыдущих музыкальных занятиях впечатлений, певческих и двигательных навыков, а также жизненных впечатлений в часы свободной деятельности, празднование прихода весны. Ранее звучавший на занятиях материал – музыкальный и поэтический – становится частью весенних обрядов. Дети исполняют знакомые народные песни, хороводы, играют на народных инструментах, импровизируют, используя элементы народного костюма.

Чтобы всколыхнуть художественное воображение ребят, творческую инициативу, лучше привлечь игру. Каждый танец, каждое движение предваряется игровым образом. Народные песни нужно не просто петь, а «играть», как в старину. Каждая песня – маленькая сценка, и участвовать в ней может каждый. Несомненно и большое воспитательное    значение этих занятий, ведь они знакомят детей с русским народным творчеством, создают соответствующий настрой, заранее готовит детей к эстетическому восприятию музыкально-поэтических образов.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!