Кто (что) это такое может быть?»
Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось»
Примечание:Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.
Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)
|
|
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.
Универсальные системные игры
Игра «Числовая да-нет ка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
|
|
2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
|
|
Да-нет ка» по неизвестному слову.
Цель:научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…
Где живет (работает)?»
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
Назови часть предмета»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
-ДОМ.
Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)
Паровозик»
Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функции.
|
|
Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.
Например, Человек:
1 карточка – младенец
2 карточка – дошкольница
3 – девочка-подросток
4 – девушка
5 – женщина
6 – старушка . («Поезд времени»)
Что это такое?»
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:
-Что это такое? Или На что похоже?
Дети называют предмет, на который похоже это изображение.
Воспитатель говорит: - Нет! Это не …
Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.
Кто (что) это такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
«Гирлянда»
Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!