Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.



Как научиться понимать молитвы?

 

^ Об этой книге

Эта книга составлена на основании многих трудов православных богословов и просветителей, с опорой на святоотеческие творения, и не содержит ничего «нового» по отношению к принятым Церковью толкованиям, объяснениям и поучениям. Цель ее — помочь читателю понять молитвы, которыми он молится дома: молитвы утренние, вечерние, в продолжение дня, каноны и молитвы ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении, тропари воскресные, дневные, праздничные. Она предназначена тем, кто молится или хотя бы собирается начать молиться, а не ищет отвлеченного знания. Поэтому в ней не только объясняются слова и выражения молитв и богословские понятия, стоящие за ними, но и предлагается некоторое начальное научение о том, как следует строить свою молитвенную жизнь.

Соединение двух целей — объяснить молитвы и помочь молиться — в полном объеме произошло впервые, поэтому книга во многом отличается от своих предшественниц.

Впервые в книге, обращенной к широким кругам православных читателей, объясняются все молитвы обычного келейного употребления, в полном объеме. Даже наиболее полные дореволюционные пособия ориентировались на самый краткий вариант утреннего и вечернего правила и довольно узкий круг прочих молитвословий. Но от нас требуется осмысленное и сознательное произношение всех наших молитв. Помочь в этом начинающему (да и не начинающему) молитвеннику было долгом составителей книги.

Впервые книга, объясняющая молитвы, по мере возможности приспособлена для деятельного освоения молитвенного правила, а не просто рассудочного анализа. Когда мы молимся — мы ведь не читаем объяснений встреченного непонятного нам слова (а если кинемся читать — молитва наша будет разрушена); объяснения мы читаем вне правила. Но читаем мы их для того, чтобы знание, почерпнутое из книги, вошло в плоть, в душу нашей молитвы. Как этого достигнуть? Путь к этому найден еще великими молитвенниками древности, он и предлагается на первых страницах книги, а весь ее состав, все построение направлены на то, чтобы позволить беспрепятственно двигаться этим путем.

Поэтому впервые совмещены под одной обложкой «книга о молитве» и обширное собрание толкований конкретных молитв.

Впервые также проделана попытка при объяснении молитв помочь читателю, который специально не изучал и не изучает церковнославянского языка, продвинуться вперед в его освоении — заметить, понять и запомнить некоторые его основные особенности, формы, выразительные средства.

И еще: эта книга не заменяет ни молитвослова (хотя она и содержит тексты всех объясняемых молитв), ни катихизиса, то есть изъяснения истин православного вероучения. И, конечно же, она ни к чему не обязывает читателя: для тех, кто считает себя далеким от мира молитвы, книга может послужить добротным справочником или учебным пособием. Но обучаться плаванию все же лучше в воде, а полету — в воздухе.

Эта книга — первый опыт в своем роде, и несовершенства в ней неизбежны. Потому мы просим боголюбивого читателя восполнить нашу неполноту: искуснейшего в книжном научении и делании — советом, а всякого читающего — молитвенным вздохом о всех трудившихся над этой книгой.

^Как научиться молитве

Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно.

Пс. 46:7-8

Не различием молитв утверждается душа, а повторением и проведением их в мысли наши и в волю нашу, или в деятельности — во всю жизнь нашу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

(Из книги: Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Перевод с греческого епископа Феофана. Изд. 5-е. М., 1912. Репринт: М., 1991. С. 194-201.)

Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при этом ум. Все это в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она — или несовершенная молитва, или совсем не молитва…

Как научиться такой молитве? Вот тебе ответ: учись так именно всегда молиться, то есть не словом только, но и умом, и сердцем — и научишься. Как научился ты читать? Стал над этим трудиться — и научился. Как научился писать? Стал писать — и научился. Так научишься и молиться, как показано, если станешь молиться именно таким образом.

Слова молитвы ты знаешь, конечно. Они содержатся в наших молитвенниках и церковных богослужебных книгах. Они — молитвенные излияния, исторгавшиеся из сердец святых мужей и жен, когда, Духом Божиим движимые, они изрекали пред Богом желания сердца своего. В них заключен дух молитвенный; этим же духом преисполнишься и ты, если будешь прочитывать их как должно, — как дух какого-нибудь писателя сообщается тому, кто читает его с полным вниманием. Это все испытывают; я думаю, и ты испытывал…

Итак, имей молитвенник и в определенные времена для молитвы, обыкновенно утром и вечером, читай положенные там молитвы, вникая в каждое слово, помышляя так, как там изложено, и те же в сердце стараясь воспроизвести чувства, какие движутся в читаемой молитве. Вот и вся премудрость! Так обычно все и делают.

Так обычно делают все, это правда, — скажешь. — Но отчего же не все имеют молитву достодолжную?

Оттого, что делать так — делают, то есть берут молитвенник, становятся перед иконами и читают, но ума и сердца своего сюда не прилагают: ум бродит не знать где, а сердце услаждается своим чем, а не молитвенным. А ты, молясь, и ум свой заключай в слова молитвы, и сердцем своим воспринимай изрекаемое ими — и тотчас ощутишь плод от такого молитвословия.

Итак, словеса молитвенные имеешь, что значит понимать их и чувствовать — знаешь, и это в твоей власти. Стало быть, молитва и успех в ней — в твоих руках. Трудись неотступно — и добьешься успеха. Предложу, однако же, нечто в руководство к вернейшему успеху.

1. Потрудись, не в молитвенный час, а в другое свободное время, обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы; даже лишь только начнешь какую молитву — ее мысли и чувства предстанут сознанию твоему, и ты будешь произносить молитвенное слово, как если бы оно было твое собственное и исходило из твоего сердца, в нем порождаясь, а не влагаемо будучи в него.

2. Потрудись, обдумав и прочувствовав молитвы, заучить их на память. Сделав это, ты будешь молитвы носить в себе. Пока они в молитвеннике — они вне тебя, а когда заучишь их — они станут внутри тебя, и ты, в каких бы обстоятельствах ни находился, всегда будешь иметь с собой молитвенник свой. К тому же, заучивая молитвы, ты глубже запечатлеешь в себе мысли и чувства молитвенные, чем просто только обсудив их и обчувствовав. От такого изучения в тебе образуется молитвенный строй, если будешь не слова только заучивать, но и в мыслях тех и чувствах быть, которые содержатся в молитве. А это наилучший путь к успеху в навыке достодолжной молитвы.

3. Когда настанет время для молитвословия, не сразу, как только оторвешься от обычных дел, начинай молитвословить, а наперед приготовься к тому: «постой мало молча, дондеже утишатся чувства», как учит тебя молитвенник, и воспомяни, к чему приступаешь и что имеешь совершить, кто ты, приступающий к молитве, — и кто Тот, пред Кем будешь изрекать молитвы твои, и что именно должен ты изречь и как. Такое приготовление делают необходимым утром — расслабление души от погружения в сон и нападение забот о предстоящих делах дня, тотчас по пробуждении, а вечером — многообразные впечатления дня и особенно случаи выдающиеся и поразительные, приятные и неприятные. Постарайся все выпроводить из сознания, чтобы дело молитвы заняло потом все твое внимание и ей одной исключительно ты мог посвятить предстоящее время. Случаи поразительные, если не успеешь управиться с ними, обращай в предмет молитвы: или благодарения, или испрашивания помощи и избавления, или предания их и себя и всего своего в волю Божию.

4. Перед самым началом молитвословия поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом, и восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но с благоволением взирает на них, — и на тебя в час молитвы сей, и окрылись упованием, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно душеполезно для тебя.

5. Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям улетать на сторону.Как только сознаешь, что это случилось, — возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось на другое что.

Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. Поэтому более всего и пекись об этих чувствах. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.

6. Если среди молитвословия в таком настроении и порядке какой-нибудь предмет молитвы особенно падет тебе на сердце, окует твое внимание, как по обстоятельствам близкий тебе, и вызовет у тебя собственное молитвенное слово, — не попускай сему случаю пройти мимолетно, но остановись в нем и молись своим словом, пока удовлетворится породившееся молитвенное чувство или потреба.

7. Если потрудишься так совершить молитвословие, то вынесешь из сего молитвенное настроение, которое позаботься сохранить сколько можно в силе. Для этого не тотчас кидайся на обычные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все кончил в отношении к Богу и что тебе можно теперь дать волю своим мыслям и чувствам. Нет, ты и во весь день должен стараться держать себя так, как был на молитвенном правиле. Чтобы это поддержать, не забывай, что пред Богом ходишь и Его десницей держим над бездной небытия, — и, содержа это в мысли, всякое дело свое, и большое и малое, совершай, как Бог того хочет, у Него испрашивай на все благословения и к славе имени Его обращай все. Действуя так, ты до самого вечернего своего молитвословия дотянешь в добром молитвенном настроении. Совершив и вечернее правило таким же образом, ты ночь проспишь добре. И вот у тебя сутки доброго молитвенного настроения!

Проводи так день за днем — и в несколько месяцев, а может быть, и недель, сделаешься сильным молитвенником, и молитва, как неугасимая лампада, начнет непрестанно теплиться в сердце твоем.

8. Приложу и еще одно правильце: именно, непрерывность такого делания молитвенного, от начатия его до преуспеяния в нем… Если же ныне ты хорошо помолишься и поддержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно — то, так действуя, никогда не преуспеешь в молитве. Это будет то же, что строить и разорять… И можно дойти до того, что молитва совсем заглохнет и душа сделается негожею для нее. Начав, надо терпеливо пребывать в молитве, не ослабевая и не давая себе поблажек льготами и вольностями.

 

^Советы о том, как научиться понимать молитвы

Кто не со вниманием молится, но рассеивается в молитве, тому псалом кажется иноязычным, и он сам для псалма бывает как иноязычный. Посмешище из такого устрояют бесы.
Илия пресвитер (Добротолюбие, т. 3)

В молитвах, которые Церковь предлагает своим чадам для постоянного употребления, заключена полнота православного богословия; их язык далек от нашего повседневного языка, и многим это кажется непреодолимым препятствием. Молитвы надо воспринимать всем существом, всей жизнью — и всем умом… у многих ли из нас он готов к этому?

Главное, конечно, — это молитвенное устремление сердца к Богу, Который Сам может наставить нас на всякую истину (Ин. 16,13). Прося в молитве Бога о насущных наших телесных и духовных нуждах, не должны ли мы просить и о главном сокровище христианина, о главном и наиболее благодатном духовном делании — о молитве, повторяя вслед за учениками Спасителя: Господи! Научи нас молиться (Лк. 11:1)?

Главное и наиболее сильное средство для вхождения в мир молитвы — участие в богослужении и опыт совместной молитвы в храме. В Церкви явно действует Дух Святой, Дух истины, вводя в наши разум и сердце слова молитв и давая ощутить всю их силу.

«Надо выстаивать церковные службы со вниманием и чувством, — пишет святитель Феофан Затворник. — Внимай, разумей и чувствуй, что поется и читается, и се — умная молитва». «Нет лучшего способа к раскрытию умносердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах, — пишет он в другом письме. — В службах церковных дух молитвенный. Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра, и послезавтра, и так далее, то наконец загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет».

Очень важно слушание в храме и чтение дома Священного Писания. Слово Божие обладает огромной духоносной силой, оно способно проникнуть всего человека и изменить все его существо, оно обладает великой силой научения. Кроме того, все богослужение, все наши православные молитвословия родились из Священного Писания, без которого не могут быть поняты и усвоены. Богодухновенные отцы Церкви завещали нам правило ежедневного чтения Священного Писания, и всеми силами надо стараться этому правилу следовать. Лучше всего, если ежедневно удастся прочитывать по главе из Евангелия и из Апостола (Деяний святых апостолов и Посланий апостольских), но даже несколько стихов евангельских, даже один стих в день много дает душе. Чтение Евангелия и Апостола помогает нам входить в мир молитв, составленных людьми, которые Священным Писанием жили и дышали.

«Итак, учи себя всякий и внушай истины слова Христова, и оно вселится в тебя, — пишет святитель Феофан Затворник. — Для сего читай, размышляй, заучивай, возлюбляй и далее проводи в жизнь. Это последнее есть предел обучения себя. Пока этого нет, нельзя сказать о ком-либо, что он научил себя, хотя и знает слово Христово на память и хорошо рассуждает».

Следующая по значению роль принадлежит чтению книг: святоотеческих творений, в том числе толкований Священного Писания и молитв, а также книг, специально объясняющих слова и выражения молитв. Здесь мы попытались дать наиболее полный свод объяснений молитв келейного правила, а в конце книги приводим список некоторых святоотеческих трудов о молитве.

Святые отцы дают нам совет, как совместить деятельную молитву с обучением по книге.

«Когда увидишь, что начинаешь ослабевать в молитве, возьми книгу и, внимая читаемому, усвояй смысл того; не пробегай слова будто мимоходом, но, рассматривая их с рассуждением (доискиваясь смысла), слагай познанное в ум, как в сокровищницу. Потом начинай рассуждать о прочитанном, так чтоб усладилось сердце твое уразумением того и читаемое осталось незабвенным. От этого возгорится в тебе теплота при размышлении о божественных вещах, как говорит святой Давид: в поучении моем разгорится огнь (Пс. 38, 4). Как пища услаждает вкус, когда бывает хорошо разжевываема зубами, — так и Божественные слова питают ум и обвеселяют сердце, когда бывают вращаемы в душе рассуждением. Коль сладка, — говорит тот же пророк, — гортани моему словеса Твоя (Пс. 118, 103). Заучивай также на память евангельские слова и изречения святых блаженных отцев, и жития их исследуй, чтоб иметь тебе все это предметом размышления в продолжение ночей».

Блаженный Феолипт, митрополит Филадельфийский (Добротолюбие, т. 5.)

Следуя этому святоотеческому научению, хорошо завести обычай после утреннего или до вечернего молитвенного правила (или, если это удобнее, в особое отведенное на это время дня) прочитывать объяснения к одной (и лучше — не более того) молитве из молитвослова.

Хотя в этой книге содержатся полные тексты всех объясняемых молитв, молиться следует не по ней, а по «настоящему» молитвослову. Хорошо бы завести и в молитвослове, и в этой книге для постоянных занятий закладки (удобнее всего, пожалуй, по подобию тех, которые широко употребляются в храме для богослужебных книг: прочная и красивая лента, которая служит закладкой сразу в двух местах книги).

^Как построены объяснения в этой книге

В книге полностью приводятся тексты рассматриваемых молитв, канонов и песнопений, напечатанные обычным «русским» шрифтом, с проставленными ударениями. Слова, нуждающиеся в объяснении, отмечены цифровым знаком сноски; по возможности крат- кие пояснения к словам следуют сразу же после текста данного молитвословия без знака сноски. Затем могут следовать и более обширные объяснения или дополнения двух родов, помеченные соответствующими значками.

+ Вслед за этим знаком располагаются объяснения и дополнения содержательного характера, чаще всего богословские.

* За этим знаком (изредка он встречается и в основных пояснениях к отдельным словам, в скобках) следуют комментарии, относящиеся к особенностям языка.

На с. 316-325 мы даем своего рода путеводитель по церковнославянскому языку, а на с. 326-359 — словарик. Объяснения непосредственно при молитвах построены таким образом, чтобы постоянно обращать внимание читателя на характерные особенности церковнославянского языка и углублять представление о нем.

^ Молитвы утренние

Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство — самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Руки и ноги за делом, а мысль с Богом — вот правильно устремленный [1] человек. Внутреннее надо налаживать с утра — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть.
Святитель Феофан Затворник

^ Начало утренних молитв

Восстав от сна, прежде всего другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, сотворив крестное знамение, произнеси:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Аминь.

Аминь – истинно, верно, да будет так (древнееврейск.).

+ Первыми словами нашего утреннего молитвословия мы призываем Триединого Бога – Отца, Сына и Святаго Духа – и все наши молитвы посвящаем Ему, Его имени.

«Мы должны научиться так держаться в присутствии невидимого Господа, как держались бы в присутствии Господа, ставшего для нас видимым.

Прежде всего это предполагает определенное состояние ума, которое отражается и на состоянии тела. Если бы Христос был здесь, перед нами, и мы стояли совершенно прозрачными, умом и телом, для Его взгляда, то мы испытывали бы благоговение, страх Божий, любовь, может быть, даже ужас, но мы не держали бы себя так вольно, как это делаем обычно. Современный мир в большой мере утратил молитвенный дух, и дисциплина тела стала для людей чем-то второстепенным, хотя она далеко не второстепенна. Мы забываем, что мы не душа, обитающая в теле, а человек, состоящий из тела и души, и что, по апостолу Павлу, мы призваны прославлять Бога в телах наших и в душах наших (1 Кор. 6:20); наши тела, как и наши души, призваны к славе Царствия Божия».

Митрополит Антоний Сурожский

 

+ Крестное знамение – знак Креста. Знамениесимвол, образ, но также и воинское знамя, и чудо (вспомним частое в Священном Писании выражение «чудеса и знамения»). Крестное знамение – наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности. Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и истинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами Во имя Отца… мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами …и Сына…к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не перевернутым), в знак освящения сердца, затем со словами …и Святаго Духа! – к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: Аминь.

(Когда крестное знамение сопровождает другую молитву, эти слова, конечно, не произносятся).

Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не крестить воздух), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан).

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!