Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?



Художественный мир Бунина-прозаика сложился во второй половине 1890-х годов. В рас­сказах того времени открывается мир деревенской жизни, которая рисуется правдиво и без прикрас (например, рассказ «Танька»). Но при этом уже в ранней прозе проявляется свойственный Бунину взгляд на единство жизни дворян и крестьян.

Главная героиня рассказа — маленькая девочка Танька, крестьянская дочь. Зимним утром она проснулась рано от холода. Пытаясь согреться, она прижала к себе младшего брата Ваську. Танька вспоминает тот день, когда продавали лошадь. Мать плакала, а отец пытался торговаться, но безуспешно — лошадь была продана совсем дешево, за «одиннадцать желтеньких».

С наступлением холодов Таньке «каждый день пришлось удивляться на мать». Прежде зимой Марья никогда не отпускала Таньку на пруд кататься на льду. Девочка сидела на печи с чашкой картошки и ломтем хлеба. Теперь же еды не было, и мать отправляла Таньку гулять на пруд. Спать в крестьянской избе ложились рано. Голодные дети плакали, просили «хоть капустки», а Васька грозился пожаловаться отцу, который должен был вернуться с заработков. После того как он ушел, есть перестали совсем.

Бунина интересует мир человеческой души, внутренние переживания героев, хотя он и создает произведение эпического жанра. Мы встречаемся в рассказе с внутренним монологом героини: “Я сама уйду на пруд, не буду просить картох, вот и она и не будет голосить, - думала она, спешно перелезая через сугроб и скатываясь в луг. - Аж к вечеру приду.”

Проезжавший мимо барин Павел Антоныч увидел на пруду Таньку, окоченевшую, голодную. Он посадил ее к себе в сани, привез к себе домой, накормил, показал часы, спел под гитару.Танька заснула в господском доме. Ей снился сад, «по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежали в чащах, опушенных, как белым мхом, инеем... Снился ей Васька, часовые рулады, слышАлось, как мать не то плачет, не то поет в темной дымной избе старинные песни...»

Контраст в рассказе Бунина - это принцип организации текста, первые две части (мир Марьи и Таньки, странника, Корнея) контрастируют с последними двумя частями (мир барина). В 1 и 3 частях описаны ссоры, а во 2 и 4 частях - последствия ссор (продажа лошади - уход Таньки, ссора Павла и Егора - пребывание Таньки в доме у барина). В 1 части Танька вспоминает сытное житье, когда мать по вечерам пела песни; приводятся раздумья Марьи о том, что самое яркое в ее жизни - это девичество, вечерние зори после сенокоса, “песней говорила она дочери, что у нее будут такие же зори, будет все, что приходит так скоро и надолго, надолго сменяется деревенским горем и заботою...” А в 4 части барин играет Таньке на гитаре “Зореньку”, представляет ее молодой деревенской красавицей, поющей: “ По зоре - зоре играть хочется!” Понятней становится смысл финала, описание Танькиного сна. Что победит: рыдание матери или песня с ее надеждой на лучшее?

 

Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?

В рассказах Василия Макаровича Шукшина всегда с какой-то отчетливой ясностью проступает фигура простого человека, понятного в своих поступках, делах. Герои его произведений — обыкновенные люди, живущие простыми заботами о хлебе насущном. Но есть в них какая-то прекрасная, неутомимая сила жизни, жажда бытия.

Таковым является герой одного из известных рассказов Шукшина Василий Егорыч Князев. Правда, его настоящее имя читатель узнает в самом конце рассказа. Неслучайность такого авторского приема очевидна, Шукшину важно показать и определить характер героя с самого начала, а потому «имя» его, Чудик, дает простор для читательской фантазии.

По сути, рассказ — это описание путешествия героя, которое он предпринимает, желая навестить брата. Цепь событий — это как бы доказательство «чудачеств», но его поступки не кажутся мне странными, наоборот, «простая жизнь» героя кажется правильной, истинной, настоящей.

Для Чудика весь мир делится на своих и чужих, понимающих и отвергающих его отношение к жизни. Непонятными и непонимающими его ему кажутся люди, которые злятся, жадничают. Не понимает добрых побуждений Чудика и жена его брата, к которому он приезжает в гости. Его поступок ( разрисовал детскую коляску красками ) Софье Ивановне не нравится, более того она грозится выгнать гостя, а присутствие Чудика тягостно для нее.

Для Чудика, как и для самого Шукшина, боль осязаема, существенна тогда, когда он чувствует непонимание, ненависть людей, его жизненная философия основана на человеколюбии: «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить? И хотелось уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются».

Шукшинский герой, и правда, чудик, чудак то есть: живет по правде, по совести, не стыдится простоты своей, умеет фантазировать, любит людей и жизнь, бегает босиком по лужам, «…обожает сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Этот странный портрет, в котором совмещается детское восприятие жизни с условностью бытия, есть портрет Человека, которого так любил сам Шукшин. Человека, который живет по-настоящему, без оглядки на время и сложности жизни. Для него главное, что идет дождь, цветет земля, люди счастливы.____________________________________

 

Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?

Основная тема есенинского творчества связана с деревней. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Стихотворение «Берёза» несет в себе не только эстетическое, но и воспитатель­ное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

 К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качества­ми и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и ориги­нальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Бе­реза для С.А. Есенина — это одновременно символ русской природы и женской красоты.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью.

Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:  

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

……….

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1698; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!