Феномен экологизации науки. Историческое развитие естественно-научного познания: от ценностно- нейтрального к аксиологически нагруженному знанию.
В современной науке особенно актуальны вопросы взаимоотношений науки и ученых с обществом. Это вопросы соц ответственности ученых.
В период возникновения экспериментально-математического естествознания ученым приходилось отстаивать свободу научных исследований от схоластических и церковных догм, предрассудков. В этом им помогало учение о «двух книгах» (согласно которому Бог открывает себя людям 2 сп-бами: ч\з священные тексты и ч/з природу, как творение Бога. И природу нужно изучать не как тексты, а путем ее испытания, те наблюдения и эксперимента). Ученые сознавали свою ответственность за то, чт истина торжествовала над невежеством. Силы были невелики, чтобы причинить вред человечеству и природе.
В XX в наука и промышленность овладели силами, способными вызвать катастрофические последствия для человечества. И тогда, особенно с середины XX века, после применения ядерного оружия, вопрос об ответственности ученых и конструкторов за их открытия и изобретения стал злободневным. В общественном сознании широко распространилось мнение, будто именно ученые ответственны за появление оружия массового уничтожения, генетически модифицированных продуктов, за экологические катастрофы и т. п. На этом мнении основано требование к ученым, чтобы они останавливали свои исследования, когда обнаруживается опасность или непредсказуемость их последствий. Но это требование справедливо лишь частично.
|
|
Научное знание представляет собой систему, поэтому самые безобидные исследования косвенно, будучи частью системы, способствуют появлению потенциально опасных результатов. Можно сказать, что в появлении опасных последствиях генетических экспериментов виноват Мендель, проводивший опыты по скрещиванию сортов гороха. В таком случае следовало бы запретить всю науку вообще, поскольку она вся потенциально опасна. Если довести эту мысль до абсурда, то надо было бы запретить все открытия и изобретения.
Подлинная причина опасностей лежит не в науке и изобретательстве, а в неразумии, невежестве и нравственной незрелости потребителей плодов познания. Нравственное созревание человечества отстает от роста знаний и технического могущества. Сначала в распоряжении людей оказывается какая-либо сила, а уже потом на опыте ошибок и страданий люди вырабатывают правила обращения друг с другом и с этой силой. Неразумные желания и амбиции незрелой части человечества, а не наука как таковая являются основной причиной несчастий.
Экология – наука об окружающей среде.
Экологизация – формирование новых отношений «Чел -- Природа». Объектами современной н-ки ст-ся «человекоразмерные объекты»: «окруж среда», «биосфера».
|
|
Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
Понятие этос науки (греч. έθος = привычка, обычай)-совокупность моральных норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.
ЭН вырабатываются в процессе общения ученых, его нормы являются результатом исторического отбора тех правил поведения, которые необходимы науке и обществу. В них выражаются, в частности, общечеловеческие моральные требования, например, «не кради», «не лги». Аналогом кражи в науке является, например, плагиат. Ложь может проявляться в виде намеренного искажения данных эксперимента..Нормы НЭ амер. социолог Роберт Мертон сформулировал в виде четырех «институциональных императивов» науки:1) Универсализм-норма, требующая, чтобы любые знания были открыты для критики и оценки. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.2) Общность-норма, требующая, чтобы результаты исследований были доступны другим ученым, чтобы научное знание становилось общим достоянием.3) Бескорыстность-норма, треб, чтобы основным стимулом деятельности ученого был поиск истины, независимый от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, ради которой проводятся исследования.4) Организованный скептицизм-норма, треб, чтобы каждый ученый добросовестно оценивал труды коллег, не полагался на авторитет предшественников, критически относился к чужим и своим собственным результатам.
|
|
В современной науке особенно актуальны вопросы взаимоотношений науки и ученых с обществом. Это вопросы соц ответственности ученых.
В XX в наука и промышленность овладели силами, способными вызвать катастрофические последствия для человечества. И тогда, особенно с середины XX века, после применения ядерного оружия, вопрос об ответственности ученых и конструкторов за их открытия и изобретения стал злободневным. В общественном сознании широко распространилось мнение, будто именно ученые ответственны за появление оружия массового уничтожения, генетически модифицированных продуктов, за экологические катастрофы и т. п. На этом мнении основано требование к ученым, чтобы они останавливали свои исследования, когда обнаруживается опасность или непредсказуемость их последствий. Но это требование справедливо лишь частично.
|
|
Научное знание представляет собой систему, поэтому самые безобидные исследования косвенно, будучи частью системы, способствуют появлению потенциально опасных результатов. Можно сказать, что в появлении атомной бомбы виноват Галилей, открывший принцип относительности, виноваты Бэкон и Декарт, начавшие разработку научной методологии, а в опасных последствиях генетических экспериментов виноват Мендель, проводивший опыты по скрещиванию сортов гороха. В таком случае следовало бы запретить всю науку вообще, поскольку она вся потенциально опасна. Если довести эту мысль до абсурда, то надо было бы запретить все открытия и изобретения, начиная с изобретения дубины, каменного ножа и колеса.
Подлинная причина опасностей лежит не в науке и изобретательстве, а в неразумии, невежестве и нравственной незрелости потребителей плодов познания. Нравственное созревание человечества отстает от роста знаний и технического могущества. Сначала в распоряжении людей оказывается какая-либо сила, а уже потом на опыте ошибок и страданий люди вырабатывают правила обращения друг с другом и с этой силой. Неразумные желания и амбиции незрелой части человечества, а не наука как таковая являются основной причиной несчастий.
48.Техника как объект философской рефлексии.
Техника (Т) (“искусство, умение, средство”) — совок-ть средств, а также навыков и приемов, примен-х в чел-ой деятельности. В Т. воплощены опыт и знания, накопленные в процессе развития чел-ва.
Возникновение техники и появление человека происходило одновременно. В древности Т. нередко была связана с магией: технические действия сопровождались магическими действиями и заклинаниями. С появлением протонауки в древневосточных цивилизациях и теоретического знания в Древней Греции Т., тем не менее, продолжала развиваться независимо от науки. Наука и техника рассматривались как принципиально разные виды деятельности. Наука занималась тем, что существует по природе, естественно, а техника рассматривалась как искусство (опиралась на интуицию, на передаваемые по наследству навыки и средства деятельности). В средние века (влияние христианского мировоззрения) сложились предпосылки для преодоления разрыва между наукой и Т. Догмат о творении мира Богом позволил рассматривать всё в мире как искусственное, а не естественное. Таким образом, снималось принципиальное различие между предметами науки и Т. В Новое время произошло сближение науки и Т. Появилась механика, которая рассматривает естественные вещи по аналогии с техническими устройствами. Механика стала теоретической основой для конструирования технических устройств, благодаря которым произошел промышленный переворот в конце XVIII– и в XIX веке. В середине XX века началась научно-техническая революция. Это — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в непосред-ую производ-ую силу. Таким образом, в ходе истории Т. отделилась от первон-го единства с мифом и магией и к наст. времени стала тесно взаимод-ть с наукой.
В XX веке оформился особый раздел философии — философия техники, который посвящен вопросам о сущности Т., о тенденциях и законом-ях ее развития, о влиянии Т. на стр-ру и динамику общ-ва.
Исходной методологической основой философии техники явился технологический детерминизм (техника развивается автономно, по своим собственным закономерностям, и обусловливает изменения общества и культуры). Ему противостоит позиция, основанная на тезисе, что истор-ий процесс обусловлен не только техникой, но и соц.-пол-ми, экон-ми и экол-ми факторами, а сама техника испыт-т влияние со стороны соц.-экон-их структур.
Видное место в философии техники занимают концепции технократии, обосновывающие необходимость и неизбежность возрастания роли технической интеллигенции в обществе. Под технократией понимают: 1) технических специалистов, носителей научно-технических знаний; 2) тип государственного устройства, при котором экономическая и политическая власть находится под контролем технических специалистов.
Одну из первых концепций технократизма разработал Т. Веблен. Он утверждал, что для технократии приоритетом являются развитие производства, науки и техники, общий рост благосостояния, тогда как для бизнесменов на первом месте стоит частный интерес. Ключевая роль в обществе принад-т технократии.
Согласно О. Тоффлеру, решающее влияние на архитектонику общ-ва и его динамику оказывает «техносфера», кот производит и распределяет блага. По мере ее изменений меняются социо- и инфосферы, влияющие на сферу власти и психосферу.
В 80-е годы XX века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии, кот. опирается на понятие «нового класса» высокообраз-ых специалистов, чей доход зависит не от размеров их собственности, а от их интеллектуально-творческого потенциала. Основной фигурой в концепции экспертократии является эксперт, ученый. На базе технократизма и экспертократизма сложилось направление неотехнократизма, утверждающее, что необходима не только техническая, но и гуманитарная экспертиза любых инноваций, нужна стратегия «системной рациональности» (В. Бюль) и «гуманизация техники» (Дж. Уайнстейн).
В оценке роли техники имеются две противоположные установки: техницизм и антитехницизм. Техницизм — выражение некритической веры в благотворность развития техники для человечества. Антитехницизм — выражение технофобии, страха перед опасностями новых технологий, перед угрозой порабощения человека техникой. По по мнению Ж. Эллюля, техника стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая человека в объект «калькуляций и манипуляций». Необходима гуманизация техники.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!